Полувагоны общего назначения. Ремонт крышек разгрузочных люков. Линии изготовления крышек люков полувагонов Ремонт крышек разгрузочных люков

Ремонт крышек люков

Карта технологического процесса дефектации и ремонта крышек люков № прилагается.

4.3.1 Крышки люков должны закрываться плотно. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью прилегания её допускается не более 6 мм. Для устранения зазора разрешается также приварка не более 2-х планок суммарной толщиной не более 12 мм на горизонтальную полку запорного угольника. При этом ширина планок должна быть 50 мм, а длина от 60 до 100 мм, а у литых запорных угольников - 60мм.

Литой запорный угольник с трещинами ремонтируют сваркой после демонтажа с крышки люка. Ослабшие заклепки крепления литого запорного угольника переклепываются. Приварка заклепок сваркой и поджатие их запрещается.

4.3.2 Отсутствующие детали запорного механизма - устанавливают, имеющие износ - ремонтируют наплавкой согласно требованиям ЦВ 201-98.

При закрытой крышке люка сектор должен плотно запирать закидку при этом зазор между пальцем сектора и скобой должен быть от 5 до 14 мм. Расстояние захода закидки за поле кронштейна должно быть не менее 44 мм.

Имеющие износ закидка люка, сектор и скоба восстанавливаются сваркой, согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» ЦВ-201-98.

4.3.3 Петли и кронштейны крышек люков, имеющие изломы, заменяют. Заклепки крепления кронштейнов и петель крышек люков, имеющие ослабления, заменяют. Крышки люков, имеющих толщину листа менее 3 мм, заменяют новыми или отремонтированными.

4.3.4 Выпуклость и прогиб крышек люков допускается не более 25 мм, допускается производить правку крышек люков на вагоне.

4.3.5 Отгиб опорной площадки упоров крышек люка более 4 мм выправляют. Упоры крышек люков с трещинами ремонтируют сваркой, а с изломами заменяют новыми.

4.3.6 В открытом состоянии крышки люков должны опираться на оба упора, для чего разрешается производить наращивание одного из упоров приваркой прокладки, Допускается неприлегание крышки люка к одному из упоров не более 10 мм.

Порядок съема и установки створок дверей

4.4.1 Работы по снятию створок дверей полувагонов выполняют два слесаря подвижного состава (по ремонту кузовов).

4.4.2 Створки дверей 4-х осного полувагона снимают, проверяют наличие и исправность верхнего крепления обоих створок дверей, неисправные петли ремонтируют, недостающие восстанавливают. Недостающие валики устанавливают, нестандартные крепления снаружи вагона срезают

4.4.3 Строповка двери производится с пола вагона или с лестницы (площадки) снаружи вагона

Оттягивать створку двери во время подъема, перемещения и опускания запрещено.

4.4.4 Установка створок дверей на полувагоне производится также двумя работниками (слесарями) сборочного цеха с лестницы (площадки) или с пола вагона, изнутри вставляется верхний валик и только после этого снимаются стропы, Затем ставятся средний и нижний валики.

4.4.5 После установки дверей, для предотвращения выпадения валиков двери привариваются предохранительные устройства по проекту М872 или М874, в количестве 12 шт. на вагон с двух сторон. Приварка предохранительных устройств производится в соответствии с технологической картой №…

4.4.6 При выполнении работ по усилению вагонов путем заглушки торцевых дверей по типовому технологическому процессу ТК-52, производятся следующие работы:

а) В заготовке верхнего обвязочного угольника вырезают технологические отверстия;

б) Прихватывают и приваривают прерывистым швом с катетом 5мм подкладки на швеллеры торцевых дверей;

в) Устанавливают верхний обвязочный угольник на угловые стойки и подкладки верхней обвязки створок торцевых дверей, прижимают его к указанным элементам;

г) Прожигают четыре отверстия в верхнем обвязочном угольнике и верхних швеллерах рам створок торцевых дверей;

д) Верхний обвязочный угольник прижимают к подкладкам на верхних швеллерах створок торцевых дверей с помощью болтовых соединений путем постановки последних в прожженные отверстия;

е) Концы верхнего обвязочного угольника прихватывают к угловой стойке;

ж) Верхний обвязочный угольник прихватывается и приваривается к промежуточным стойкам створок торцевых дверей;

з) Сварочные швы зачистить от шлака и лишнего металла в местах приварки верхнего обвязочного угольника к связывающим коробкам угловых стоек;

и) Угловые накладки прихватить и приварить к верхнему обвязочному угольнику и связывающей коробке;

к) Средний угольник прихватить и приварить к верхнему обвязочному угольнику и швеллерам рам створок торцевых дверей;

л) Прихватить и приварить нижние косынки к вертикальным элементам рам створок дверей;

м) Прихватить и приварить кронштейны к нижним косынкам и концевой балке рамы полувагона;

н) Среднюю накладку прихватить и приварить к вертикальным элементам каркаса створок торцевых дверей;

о) Вертикальные угольники прихватить и приварить к угловым стойкам и уголкам рам створок торцевых дверей;

п) Осмотреть сварные соединения.

Детали из сортового проката или листовой стали, применяемые для заглушки торцевых дверей полувагона должны быть тех же морок, что и основной металл кузова полувагона, т.е. должны изготовлятся из стали Ст. 3 ГОСТ 380-71. Для изготовления элементов, предназначенных для заглушки дверей, могут быть использованы металлические конструкции исключенных из инвентаря грузовых вагонов.

Заглушка торцевых дверей полувагона выполняется в строгом соответствии с техническими условиями ТУ-32 ЦВ-741-76 и комплекта документации согласно РП 386.00 и РП 387.00.

10.2.1 Крышки люков должны закрываться плотно. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью прилегания ее допускаются не более 4 мм. Для устранения зазоров производится правка соответствующего места крышки. Для этой цели разрешается также приварка не более двух планок суммарной толщиной не более 12 мм на горизонтальную полку запорного угольника. При этом ширина планок должна быть 50 мм, а длина от 60 мм до 100 мм, а у литых запорных угольников - 60 мм.

Литой запорный угольник с трещинами ремонтируют сваркой после демонтажа с крышки люка. Ослабшие заклепки крепления литого запорного угольника переклёпываются. Приварка заклепок сваркой и их поджатие - запрещается.

10.2.2 Детали запорного механизма, приведенные на рисунке 6, имеющие износ, ремонтируют наплавкой, согласно требованиям «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов», отсутствующие устанавливают. При закрытой крышке люка сектор 1 на рисунке 6а должен плотно запирать закидку 4, при этом зазор между пальцем сектора и скобой 2 должен быть от 5 до 14 мм (размер т), а у подпружиненных секторов от 0 до 14мм. Расстояние захода закидки за поле кронштейна 3 должно быть не менее 44 мм.

На полувагонах модели 12-132 с подпружиненными секторами минимальная величина захода кронштейна на закидку должна быть не менее 40мм, при плотном прилегании закидок к секторам, пальцы секторов должны лежать на скобе. Допуски на ремонт деталей запорного механизма показаны на рисунке 6 б.

Рисунок 6 б - Запорный механизм

Петли и кронштейны крышек люков, имеющие изломы, заменяют. Заклепки крепления кронштейнов и петель крышек люков, имеющие ослабления, заменяют. Крышки люков, имеющие толщину листа менее 3 мм, измеренные толщиномером, заменяют новыми или отремонтированными до чертёжных размеров.

10.2.3 Выпуклость и прогиб крышек люков допускается не более 25 мм.

При прогибе размером более 25 мм, допускается правку крышек люков производить на вагоне.

Упоры крышек люков с трещинами ремонтируют сваркой. Упоры крышек люка с изломами заменяют новыми. Отгиб опорной площадки упоров крышек люка более 3 мм выправляют.



10.2.4 В открытом состоянии крышки люков должны опираться на оба упора, для чего разрешается производить наращивание одного из упоров приваркой прокладки. Допускается неприлегание крышки люка к одному из упоров не более 5 мм.

Рисунок 7 - Отремонтированный вертикальный лист промежуточной балки

10.2.5 При ремонте полувагонов должны выполняться следующие требования:

при повреждении (верхних) вертикальных листов поперечных балок согласно рисунку 7 вырезать поврежденную часть верхнего листа косым срезом под углом 60° к оси листа и приварить новую часть двусторонним сварным швом по ГОСТ 5264-80;

трещины на вертикальном листе промежуточных балок заваривать по ГОСТ 5264-80 с последующей установкой с двух сторон усиливающих накладок толщиной по 5 мм. Аналогично накладке 1 с противоположной стороны верти­кального листа устанавливать другую накладку, при этом ее наклонную линию 3 располагать параллельно линии 2 накладки 1 на расстоянии от 20 мм до 25 мм, т.е. обеспечить смещение сварочных швов.

накладку, соединяющую верхний лист поперечной балки с коробкой внутренней стойки, при повреждении срезать, изготовить новую и поставить ее по месту, закрепив сваркой по ГОСТ 5264-80;

при отрыве усиливающей коробки от внутренней стойки, последнюю, а также накладку верхнего листа, срезать. Соединение верхнего листа поперечной балки с боковой стеной, в этом случае, производить по чертежу УВЗ № 508.01.000-6 (кузов) сечение Г-Г с помощью деталей чертёж 508.01.366 и чертёж 508.01.367.

сферический износ опорных поверхностей боковых скользунов, распо­ложенных на шкворневой балке допускается не более 2 мм.

Полувагоны - хопперы для перевозки горячих окатышей, агломерата.

Крышки люков снимают для осмотра, ремонта и замены, а также для замены типовыми не менее десяти крышек. На полувагонах с невыработанным сроком службы, заменяют крышки люков, имеющие толщину сечения листа менее 4 мм на площади более половины листа. Толщину замеряют между гофрами при расстоянии от 450 до 500 мм от козырька или передней отбортовки. Крышки люков должны изготавливаться из стали 09Г2Д или стали 10ХНДП ГОСТ 19281 и отвечать действующим «Нормам для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», ГосНИИВ-ВНИИЖТ 1996 г.

Петли крышек люков заменяют типовыми в случае износа отверстий под валик более 2 мм или изломов. Крышки люков с трещинами или с местными выработками ремонтируют в соответствии с действующей ремонтно-технической документацией на производство сварочных работ. Новые крышки люков полувагонов, должны быть изготовлены по чертежам, согласованным с Департаментом вагонного хозяйства. Крышки люков должны легко открываться и закрываться. Запрещается устанавливать нетиповые валики.

Крышки люка, имеющие приклёпанные кронштейны, должны быть заменены на новые литые с косо расположенными кронштейнами.

Торсионы осматривают, неисправности в них устраняют, с трещинами, изломами заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.

Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа разбирают, детали осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют новыми, отсутствующие заменяют.

Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должен превышать 2 мм. При износах более 2 мм заменяют на новые.

Угол закручивания торсиона определяют по его положению в разъединенном состоянии и измеряют от вертикальной оси. При этом наклон нижнего рычага от вертикальной оси должен составлять от 25° до 35°.

Место установки кронштейна у хребтовой балки тщательно осматривают. При наличии трещин по сварке швы разделывают до основного металла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте установки ушка разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 10,5 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281с Х-образной разделкой кромок и зачисткой сварного шва заподлицо с основным металлом.

Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают смазкой УСсА ГОСТ 3333. Допускается применять отработанную смазку ЛЗ-ЦНИИ. При собранном торсионно-рычажном механизме, крышка люка должна подниматься усилием одного человека.

В открытом состоянии крышки люков у четырехосных полувагонов должны ложиться на оба упора, для чего разрешается наращивать один из упоров приваркой прокладки или наплавлять поверхности упора с последующей механической обработкой на величину до полного прилегания крышки люка.

Рис.7. Механизм подъема крышек люков.

1 - опора; 2 - торсион; 3 - рычаг; 4 - валик; 5 - шайба; 6 - шплинт; 7 - ушко

При ремонте механизма закрывания крышек люков, детали независимо от технического состояния снимают, предварительно срезают гайки, вынимают болты, тщательно проверяют. Изношенные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой до чертежных размеров. Болты, гайки и пружины с изломом и потерявшие упругость устанавливают новые. Стопорение болтов с гайками запорных механизмов крышек люков производится дуговой сваркой катетом 3 мм длиной от 5 до 10 мм. Способ сварки полуавтоматический или ручной.

Скобы запорных механизмов установленные на заклепках, при необходимости восстановления размеров отверстий снимают с вагона. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания допускаются не более 4 мм. Для устранения зазоров более 4 мм, разрешается приварка не более одной планки на запорных угольниках крышек люков толщиной не более 12 мм, шириной 50 мм, длиной от 60 до 100 мм и наложением бокового и торцового сварных швов.

Вновь изготовленные запорные секторы и закидки должны быть стальные, литые или цельноштампованные.

В рабочем состоянии зазор между литым пальцем запорного сектора и скобой запорного механизма В должен быть от 0 до 8 мм. В закрытом положении запорного механизма (с подпружиненными секторами черт. 132.01.45.006-1, 132.01.45.007-1) на каждой крышке допускается суммарный зазор В) до 6 мм между закидками 1 и кронштейнами 13 крышки люка, при этом минимальная величина захода Г кронштейна на закидку должна быть не менее 40 мм при полном прилегании закидок к секторам, пальцы секторов должны лежать на скобах 5 или 6 мм. При зазоре В более указанного значения необходимо производить наплавку валика дуговой сваркой на опорной поверхности сектора длиной не менее 30 мм влево от точки Д сопряжения сектора с закидкой, шириной 12-15 мм и высотой не более 5 мм с плавным переходом в начале и в конце сварного шва, с зачисткой неровностей наплавленного металла или произвести замену изношенных секторов. При этом детали запорного механизма должны плотно прилегать друг к другу.

Рис.8. Механизм закрывания крышек люков.

1 - закидка; 2 - сектор левый; 3 - сектор правый; 4 - пружина; 5 - скоба левая; 6 - скоба правая; 7 - заклепка; 8,9 - болт; 10,11 - гайка; 12 - скоба; 13 - кронштейн крышки люка.

2.3 Двери полувагонов

Двери полувагонов снимают. Запоры дверей с изломами заменяют новыми. Каркас створок дверей полувагонов, имеющий изгибы элементов более 10 мм, выправляют. Допускается устранять не более одной трещины в каждом из элементов обвязки двери: стойках, верхней и нижней обвязках.

Двери полувагонов ремонтируют правкой и сваркой. Листы обшивки торцовых дверей, имеющие пробоины или сквозные поражения коррозией, ремонтируют постановкой с внутренней стороны накладки толщиной не менее 4 мм с приваркой ее по периметру двусторонним сварным швом.

Лучевые трещины от пробоин вырезают, затем устанавливают накладки с обваркой по периметру с двух сторон.

Местные плавные вмятины на обшивке двери глубиной не более 25 мм допускается оставлять без исправления.

Трещины длиной до 100 мм на металлической обшивке створки двери разрешается устранять без постановки усиливающих накладок. Трещины длиной от 100 до 500 мм заваривают с постановкой усиливающих накладок. На двери допускается приварка двух таких накладок, по одной на каждой створке.

Площадь накладки не должна превышать 0,4 м. При больших повреждениях створки двери или лист обшивки заменяют полностью.

Сварные швы, соединяющие листы обшивки с каркасом дверей, имеющие отрывы, подрезы или другие дефекты, восстанавливают. При отрыве сварных точек дефектное место ремонтируют электросваркой.

Крепление дверей и валиков должно соответствовать чертежам завода изготовителя. Валики должны иметь предохранительные скобы для предотвращения выпадения их при разгрузке полувагонов на вагоноопрокидывателе.

Допускается при отсутствии дверей на полувагоне заменять их торцевой стеной с двух сторон по проекту РП 555 ПКБ ЦВ (вариант с горизонтальными поясами) или по другим проектам, утвержденным ОАО «РЖД», а также при наличии одного из следующих дефектов:

1. суммарное уширение боковых стен по угловым стойкам более 30 мм от предельных чертежных размеров;

2. неисправности двери, требующие замены ее на новую;

3. излом обвязки дверей или замены листов.

После установки двери на полувагон местные зазоры между нижней обвязкой двери и порогом вагона допускаются не более 5 мм.

При закрытом положении двери сплошной или клиновой зазор в местах прилегания угольника петель к угловым стойкам снаружи вагона должен быть не более 15 мм.

Исключение вагона из эксплуатации для проведения деповского ремонта осуществляется после:

  • -при достижении 100тис.км общего (загружен плюс пустой) пробега, ---но не позже чем через два года эксплуатации;
  • -после капитального ремонта при достижении 160тис км общего (загружен плюс пустой) пробега, но не позже чем через два года эксплуатации;
  • -после построения и капитального ремонта с продолжением определенного срока грузовых вагонов через 210тис.км общего (загружен плюс пустой) пробега, но не позже чем через три года эксплуатации;

Для каждого вагона отсчет межремонтного пробега начинается с даты оформления формы ВУ-36М и получение ІОЦ железной дороги электронного сообщения о факте деповского ремонта.

Могут быть взятые в ремонт поврежденные вагоны с незаконченным межремонтным пробегом в зависимости от их технического состояния, но лишь при наличии формы ВУ - 25 и описанию, которые подтверждают необходимость проведения ремонта.

Перед вменением в ремонт вагоны должны быть очищены от грязи, мусора.

Неисправные вагоны, которые требуют планового ремонта, оформляются сообщением формы ВУ-23М.

Перед постановкой в ремонтный цех, каждый вагон на колеи накопления осматривают лично:

  • -заместитель начальника депо по ремонту
  • -старший мастер или переменный мастер и инженер из принятия вагонов.

По трафарету периодического ремонта сверяется правильность постановки в ремонт, определяется объем робот.

Расстановку вагонов в цехе по ремонтным стойлам проводит старший мастер депо или переменный мастер.

Мастер вагоноскладального цеха осматривает вагоны, наносит меловые разметки необходимых работ и складывает дефектную ведомость формы ВУ - 22 с указыванием работ.

На каждый осмотренный вагон, бригадир сборочного цеха складывает описание работ.

Крышки люков снимают для осмотра, ремонта и замены, а также для замены типовыми не менее десяти крышек. На полувагонах с невыработанным сроком службы, заменяют крышки люков, имеющие толщину сече ния листа менее 4 мм на площади более половины листа.

Толщину замеряют между гофрами при расстоянии от 450 до 500 мм от козырька или передней отбортовки. Крышки люков должны изготавливаться из стали 09Г2Д или стали 10ХНДП ГОСТ 19281 и отвечать действующим «Нормам для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм.

Петли крышек люков заменяют типовыми в случае износа отверстий под валик более 2 мм или изломов. Крышки люков с трещинами или с мест ными выработками ремонтируют в соответствии с действующей ремонтно-технической документацией на производство сварочных работ. Новые крышки люков полувагонов, должны быть изготовлены по чертежам, согласованным с Департаментом вагонного хозяйства. Крышки люков должны легко открываться и закрываться. Запрещается устанавливать нетиповые валики.

Крышки люка, имеющие приклёпанные кронштейны, должны быть заменены на новые литые с косо расположенными кронштейнами.

Рисунок 3.1 - Установка торсионно-рычажного механизма на раме полувагона

1 - верхний рычаг; 2 - нижний рычаг; 3 - подшипник; 4 - торсион; 5 - державка

Рисунок 3.2 - Ремонт хребтовой балки в месте установки подшипника торсиона

1 - усиливающая накладка; 2 - заплата; 3 - подшипник; 4 - хребтовая балка

Торсионы осматривают, неисправности в них устраняют, с трещинами, изломами заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.

Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа (рисунок 9) разбирают, детали осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют новыми, отсутствующие заменяют.

Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должен пре вышать 2 мм. При износах более 2 мм заменяют на новые.

Угол закручивания торсиона определяют по его положению вразъединенном состоянии и измеряют от вертикальной оси. При этом наклон нижнего рычага от вертикальной оси должен составлять от 25° до 35°.

Место установки кронштейна у хребтовой балки тщательно осматривают. При наличии трещин по сварке швы разделывают до основного металла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте уста новки ушка разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 10,5 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281с Х-образной разделкой кромок и зачист кой сварного шва заподлицо с основным металлом.


Рисунок 3.3 - Механизм подъема крышек люков

1 - опора; 2 - торсион; 3 - рычаг; 4 - валик; 5 - шайба; 6 - шплинт; 7 - ушко

Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают смазкой УСсА ГОСТ 3333. Допускается применять отработанную смазку ЛЗ-ЦНИИ. При собранном торсионно-рычажном механизме, крышка люка должна подниматься усилием В открытом состоянии крышки люков у четырехосных полувагонов должны ложиться на оба упора, для чего разрешается наращивать один из упоров приваркой прокладки или наплавлять поверхности упора с последую щей механической обработкой на величину до полного прилегания крышки люка.

При ремонте механизма закрывания крышек люков (рису нок 10), детали независимо от технического состояния снимают, предвари тельно срезают гайки, вынимают болты, тщательно проверяют. Изношен ные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой до чертежных размеров. Болты, гайки и пружины с изломом и потерявшие упругость устанавливают новые. Стопорение болтов с гайками запорных механизмов крышек люков производится дуговой сваркой катетом 3 мм длиной от 5 до 10 мм. Способ сварки полуавтоматический или ручной.

Скобы запорных механизмов установленные на заклепках, при не обходимости восстановления размеров отверстий снимают с вагона. Ме стные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания допус каются не более 4 мм. Для устранения зазоров более 4 мм, разрешается приварка не более одной планки на запорных угольниках крышек люков толщиной не более 12 мм, шириной 50 мм, длиной от 60 до 100 мм и нало жением бокового и торцового сварных швов.

Вновь изготовленные запорные секторы и закидки должны быть стальные, литые или цельноштампованные.

В рабочем состоянии зазор между литым пальцем запорного сектора и скобой запорного механизма В (рисунок 10) должен быть от 0 до

8 мм. В закрытом положении запорного механизма (с подпружиненными секторами черт. 132.01.45.006-1, 132.01.45.007-1) на каждой крышке до пускается суммарный зазор В рисунок 10) до 6 мм между закидками 1 и кронштейнами 13 крышки люка, при этом минимальная величина захода Г кронштейна на закидку должна быть не менее 40 мм при полном прилега нии закидок к секторам, пальцы секторов должны лежать на скобах 5 или 6 мм. При зазоре В более указанного значения необходимо производить наплавку валика дуговой сваркой на опорной поверхности сектора длиной не менее 30 мм влево от точки Д сопряжения сектора с закидкой, шириной 12-15 мм и высотой не более 5 мм с плавным переходом в начале и в конце сварного шва, с зачисткой неровностей наплавленного металла или произвести замену изношенных секторов. При этом детали запорного механизма должны плотно прилегать друг к другу.

Крышки люка, имеющие приклепанные кронштейны, заменятся на новые косорасположенными кронштейнами.

На полувагонах постройки после 2001 г. с невыработанным сроком службы крышки люком, имеющие толщину сечения менее 4 мм заменять.

В крышках люков полувагонов, ремонтируемых без снятия их с вагона разрешается:

  • · приварка усиливающей планки переднего угольника обвязки крышки люка;
  • · приварка под угольники накладок;
  • · заварка не более двух трещин в листе крышки длиной не более 100 мм.

Рис 3.4

Скоба правая; 7 - заклепка; 8,9 - болт; 10,11 - гайка; 12 - скоба; 13 - кронштейн крышки люка.

Ремонт снятых с полувагонов крышек люков при текущем отцепочном ремонте производится в отделении правки люков и дверей полувагонов на прессе для правки деталей вагонов ППДВ -01.

Изгиб каркаса крышки люка более 10 мм, а также выпуклость (вогнутость) обшивки править на специализированном стенде отделении правки дверей и люков полувагонов.

Петли крышек люков должны быть штампованными.Весь технологический процесс вписан в маршрутную карту (рис.3.5)

Крышка люка транспортного самолета, состоящая из рампы, шарнирно установленной на пороге грузовой кабины, двух боковых створок, шарнирно закрепленных на бортах фюзеляжа, и центральной створки с приводом, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства погрузочно-разгрузочных работ, центральная створка крышки люка выполнена из двух частей, снабженных подвижными опорами и установленных каждая в переднюю и заднюю по полету направляющие, при этом в рампе выполнена ниша под переднюю часть створки, а задние направляющие этой створки и передние направляющие задней части створок выполнены разъемными из двух частей, одна из которых закреплена на боковой створке, а другая - в нише рампы для передней части створок и на борту фюзеляжа для задней части створки крышки люка.

Изобретение относится к наружным элементам конструкции фюзеляжа самолета, в частности к крышкам люка. Известна крышка люка транспортного самолета, состоящая из рампы, шарнирно установленной на пороге грузовой кабины, двух боковых створок, шарнирно закрепленных на бортах фюзеляжа, и центральной створки с приводом. Недостатком такой крышки является невозможность механизации погрузочно-разгрузочных работ на самолете, так как центральная створка крышки, занимая с убранном положении зону на потолке кабины над люком, исключает возможность установки в этой зоне рельсов погрузочных устройств. Целью изобретения является повышение удобства погрузочно-разгрузочных работ на самолете. Это достигается тем, что центральная створка крышки люка выполнена из двух частей, снабженных подвижными опорами и установленных каждая в переднюю и заднюю по полету направляющие, при этом в рампе выполнена ниша под переднюю створку, а задние направляющие этой створки и передние направляющие задней створки выполнены разъемными из двух частей, одна из которых закреплена на боковой створке, а другая в нише рампы для передней створки и на борту фюзеляжа для задней створки крышки люка. На фиг. 1 изображена описываемая крышка люка, в закрытом состоянии; на фиг.2 то же, в положении воздушного десантирования; на фиг.3 то же, в положении для погрузки и разгрузки на земле; на фиг.4 передняя створка; на фиг.5 задняя створка. Крышка люка транспортного самолета состоит из рампы 1, шарнирно установленной на пороге 2 грузовой кабины 3, двух боковых створок 4, шарнирно закрепленных на бортах фюзеляжа 5, и центральной створки 6 с приводом 7. Центральная створка 6 выполнена из двух частей 8 и 9, при этом в рампе 1 в нижней части 10 имеется ниша 11 под часть 8 створки 6. Последняя снабжена подвижными опорами 12 и 13, установленными соответственно в передней направляющей 14, размещенной в нише 11, и задней разъемной направляющей 15, часть которой закреплена в нише 11, а другая часть на боковой створке 4. Часть 9 створки 6 снабжена подвижными опорами 16 и 17, установленными соответственно в передней разъемной направляющей 18, часть которой закреплена на боковой створке 4, а другая часть на борту фюзеляжа 5, и в задней направляющей 19, размещенной на внутренней поверхности задней части створки 6. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ на земле передняя часть 8 створки 6 перемещается внутрь ниши 11, после чего рампа 1 поворачивается до опирания на землю. Затем задняя часть створки сдвигается назад вдоль фюзеляжа 5, а боковые створки 4 поворачиваются наружу, освобождая люковый проем. При воздушном десантировании из самолета рампа 1 с помещенной в ее нише 11 частью 8 створки устанавливается в линию 20 совмещения настила с полом 21 грузовой кабины 3, после чего задняя часть створки 6 сдвигается назад вдоль фюзеляжа 5, а боковые створки 4 остаются закрытыми.

Формула изобретения

Крышка люка транспортного самолета, состоящая из рампы, шарнирно установленной на пороге грузовой кабины, двух боковых створок, шарнирно закрепленных на бортах фюзеляжа, и центральной створки с приводом, отличающаяся тем, что, с целью удобства погрузочно-разгрузочных работ, центральная створка крышки люка выполнена из двух частей, снабженных подвижными опорами и установленных каждая в переднюю и заднюю по полету направляющие, при этом в рампе выполнена ниша под переднюю часть створки, а задние направляющие этой створки и передние направляющие задней части створок выполнены разъемными из двух частей, одна из которых закреплена на боковой створке, а другая в нише рампы для передней части створок и на борту фюзеляжа для задней части створки крышки люка.