Новая духовность по пятницам. Что такое пастафарианство? Библия лмм

Пастафарианство или вера в монстра-летягу Макарона — ироничная религия-пародия, основоположником которой является Бобби Хендерсон. В 2005 году он создал её в качестве протестного шага действям департамента образования штата Канзас.

Власти потребовали включить в школьную программу изучение концепции «Разумного замысла» (в качестве альтернативы эволюционного учения). Бобби написал открытое письмо на своем сайте о том, что он провозглашает себя верующим в эфемерного Творца, образ которого напоминает тефтель с макаронами, а имя его — Летающий макаронный монстр (ЛММ). Свою религию он назвал пастафарианством и призвал к изучению её основ в школах, тем самым, доводя ситуацию до полнейшего абсурда.

Пастафарианство, как это ни странно, имеет статус официальной и существует на полных правах, как и другие религии.

Термин «пастафарианство» — это игра слов, аллюзия, в которой первая часть слова «растафарианство» заменена схожим по звучанию словом «паста» — любимым блюдом итальянцев.

Основные принципы религии — пародии на доводы сторонников креационистов.

Основной догмой пастафарианства является отрицание всех существующих догм.

Однако, как и во многих религиях, ей присущи определенные постулаты:

  1. Творцом этого мира является Летающий Макаронный Монстр с Глазами Из Тефтелей.
  2. Все, что доказывает эволюционное развитие жизни — это уловки ЛММ, который сам эти доказательства и создал.
  3. В пастафарианском раю существует один вулкан пива и фабрика стриптиза.
  4. Каждая молитва оканчивается словом «РАминь».

Также в пастафарианстве существует 8 заповедей «Лучше этого не делай». В них описаны нормы «правильного повдения» в различных аспектах жизни. По легенде сам ЛММ дал их пирату Моисею.

Евангелие пастафарианства вышло из-под пера «пророка» Бобби Хендерсона и было опубликовано в книжном варианте в 2006 году.

Каноническое писание состоит из старого и нового «паствета».

Главным праздником пастафарианцев является Пятница. Праздник пастафариане обязаны отмечать так, как им того захочется. Самое главное — отстраниться от всевозможных дел в этот день. Еще одним знаменательным событием для пастафариан является Праздник (да, он так и называется) и проходит он с конца декабря до середины января.


Пастафарианский вопрос

Тема религии-пародии затрагивает острую проблему нашего общества, в котором атеисты и агностики часто испытывают на себе давление со стороны верующих. Пастафарианство — это не вызов, это феномен, раскрывающий абсурдность противоборства и несогласия в цивилизованном современном обществе. Громкий инцидент произошел в 2007 году, когда обычный австрийский парень Нико Альм, часто задающийся вопросом об отношениях между государством и религией, решил сменить водительское удостоверение. Его в очередной раз удивило, что на фотографии для документов разрешается быть в головном уборе только по религиозным мотивам. Будучи атеистом, Нико счел это за несправедливость, ведь какое отношение к этому процессу имеет религия? Тогда он решил сфотографироваться с дуршлагом на голове и объяснил это тем, что является пастафарианином. Этот документ принимать не захотели и направили парня к психиатру, который подтвердил адекватность Нико. Получить права удалось лишь с третьей попытки.

Пастафарианство в значительной мере порицается приверженцами мировых религий, а сайт Бобби Хендерсона кишит оскорбительными комментариями в адрес её создателя. Однако, о какой духовной просвещенности и высокой морали мы можем говорить, когда в умах большинства людей зреет и продолжает прорастать зерно нетерпимости к тем, кто отличается цветом кожи, вероисповеданием, сексуальнми предпочтениями и образом жизни?

*данный материал ничего не пропагандирует, никого не оскорбляет и предоставлен в целях ознакомления и мотивации к размышлению.

Новая религия, которая на самом деле может завоевать умы людей, - это пастафарианство. Чем эта религия так замечательна?

Тата Олейник

В августе 2013 года в городе Москве доблестная полиция арестовала группу молодых людей, направлявшихся в сад «Эрмитаж» с дуршлагами на голове. Почему дуршлаг вместо шляпки так расстраивает блюстителей порядка - тема для отдельной дискуссии, нас же интересует, как они там оказались. Дуршлаги то есть. И начнем мы, пожалуй, с кенневикского человека.

Прецедент кенневикского человека

В 1996 году в американском штате Вашингтон был обнаружен скелет человека, жившего очень и очень давно: радиоуглеродный анализ датировал находку восьмым тысячелетием до нашей эры. О кенневикском человеке ученые поначалу знали очень мало: он был мужчиной, имел вполне приличный для той эпохи рост - 176 сантиметров, было ему около 55 лет. Ученым, конечно, страшно хотелось познакомиться с ним поближе, и они уже, возбужденно потирая скальпели, готовились приступить к изучению этого уникального гостя из древности, когда их огорошили известием: индейцы категорически против!

Сведения о кенневикском человеке, естественно, были опубликованы в прессе, и вот теперь союз из пяти индейских племен, ссылаясь на закон о защите и репатриации могил коренных американцев, требует немедленно выдать останки усопшего из Музея Бёрка родственникам. То есть индейцам. А они уж обеспечат ему достойное огненное погребение и проследят, чтобы дух покойного не заплутал в потустороннем мире.И суд принял решение в пользу индейцев. Ученые напрасно выли и катались по полу, объясняя, какая это будет невосполнимая утрата для антропологии, археологии и многих других «логий». Ученые напрасно умоляли индейцев хоть на какое-то время допустить их к телу: неужто не потерпит кенневикский человек еще пару годиков после девяти-то тысяч лет бесприютных скитаний вне пределов бытия?

Индейцы были непреклонны. Непреклонность их можно легко объяснить тем обстоятельством, что эта находка могла принести им некоторые неприятности. Например, генетически подтвердить, что коренное население США не такое уж и коренное, а, допустим, является агрессором-пришельцем, повыпиливавшим некогда местные культуры, о чем периодически осторожно высказывают гипотезы не боящиеся божественного гнева Махео бледнолицые яйцеголовые.

Решение суда тоже можно объяснить. И не просто слепым следованием закону, но и тем, что в существующей протестантской этике потребности веры стоят много выше потребностей разума. Ученые, грубо говоря, могут и перетоптаться, но чем можно измерить скорбь и возмущение людей, на чью религию бездумно покусились и чьи традиции повержены в прах?

Кенневикский человек был бы весьма оперативно обречен на счастливое загробное существование, но тут история совершает воистину восхитительный кульбит.

На сцене появляется «Народное собрание Асатру». Эти потомки древних викингов, сияя льдистым огнем в синих глазах, подали требование признать кенневикского человека их собратом и единоверцем. Какое еще чувство полыхало в очах этих поклонников Тора, Фрейи и Одина, доподлинно неизвестно, но очень может быть, что это было ехидство: ходят слухи, что «Собрание Асатру» поддерживало дружеские отношения с некоторыми антропологами из Сиэтла. И вот тут суд оказался в тяжелом положении. Когда тебя тянут в разные стороны две религиозные общины – это всегда непростая ситуация. Так что судья принял единственно возможное решение - передать кенневикского человека ученым, а они уж пусть проведут все свои анализы и выяснят, кем он был - индейцем или пересекшим Атлантический океан протовикингом. Индейцы долго негодовали, викинги же отнеслись к решению с пониманием и охотно дали добро на исследования.

Кстати, выяснилось, что ни к тем ни к другим покойный вообще отношения не имел: генетически он оказался ближе всего к айнам - европеоидному сибирскому народу, проживающему сейчас в основном в Японии. Но опасный прецедент бы создан. Принцип «Против лома нет приема, если нет другого лома» оказался столь хорош в щекотливых делах веры, что было бы странно, если бы его не начали использовать люди, немножко слишком уставшие от религиозного пыла окружающих. И дальше всех по этой торной тропе продвинулись пастафарианцы.

И тогда взял Господь пригоршню аминокислот…

Жил в штате Канзас человек по имени Бобби Хендерсон. Этот потомок древних скоттов был законченным атеистом и материалистом, а потому крайне расстроился, когда узнал, что штат Канзас принял решение включить в свою школьную образовательную программу теорию креационизма. Стало быть, детям Бобби Хендерсона будут рассказывать на уроках про то, как Господь сотворил в один день всех бабочек, ящеров и зайчиков и отныне они пребывают неизменными под солнцем, крепко прибитым гвоздями к небесному своду*.

Бобби Хендерсон включился в борьбу за право детей не слушать на уроках биологии сказки, но потерпел полное фиаско. Потому что, как указывалось выше, требования веры стоят выше требований разума. Ревностные христиане, например, боятся, что их дети будут гореть в геенне огненной, если их неправильно образовывать, а Бобби боится лишь того, что его дети вырастут кретинами, - а чего тут бояться?

Эпистолярный бой Бобби Хендерсона с Канзасским департаментом образования - это фантастически убедительный пример того, что человек с ясным умом, трезвым взглядом на жизнь и хорошим чувством юмора абсолютно беспомощен, когда встречает на своем пути одного из двух монстров - Чиновника или Истинно Верующего (Канзас­ский департамент образования идеально совмещал обе эти ипостаси).

Аргументов у Бобби было множество. У департамента - всего два: «Веру нельзя постичь разумом» и «Иди-ка ты, мужик, со своим разумом куда подальше».

И наконец Бобби понял, что нужно идти другим путем. Если корова понимает только мычание, бесполезно читать ей учебник по логике - нужно просто мычать.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Насчет гвоздей - это, конечно, перебор. Гелиоцентрическую систему даже католики скрепя сердце уже признали верной. А основная идея креационизма в том, что животные и люди были созданы неизменными и никакой эволюции не существует. Потому что так написано в Библии самим Богом, а Бог не ошибается. Ну разве что с гелиоцентрической системой немножко напутал, но это просто чтобы нам интереснее тут жилось »

Да пребудет с тобой благая тефтелька. РАминь!

И в 2005 году Бобби зарегистрировал свою церковь. Свое собственное религиозное учение – пастафарианство. Согласно пастафарианству, вся Вселенная была создана Летающим Макаронным Монстром - творцом всего сущего. Он похож на пучок вареных спагетти, а вместо глаз у него две всевидящие тефтельки. И этими тефтельками Летающий Макаронный Монстр (ЛММ) пристально вглядывается в тебя и не только видит твои поступки, но и читает твои самые потаенные мысли.

Бобби неслучайно сделал свою «религию» столь демонстративно алогичной и пародийной. Меньше всего на свете он желал невольно дать жизнь новой секте, которые столь быстро и легко плодятся при том дефиците образования, какой устраивают канзасские департаменты и ему подобные организации.

Тем не менее формально пастафарианство удовлетворяло всем требованиям религии. У него было учение, у него были заповеди, у него была немалочисленная паства (благо стать пастафарианцем с помощью Интернета может любой желающий).

И теперь пастафарианство готово к борьбе на равных. Канзасский департамент образования отныне не может выкидывать письма Бобби на помойку, ведь к нему уже обращается не какой-то там возмущенный атеист, а глава крупной религиозной организации, который апеллирует не к разуму, а к вере и который требует вставить в школьную программу курс пастафарианского креационизма. Раз это сделано для одной религии, то как можно отказать в этом другой?

Ах, вы говорите, что каждому здравомыслящему человеку понятно, что это лишь шутка и пародия? Но при чем тут здравый смысл, если речь идет о вере, а? Вы верите в крест, а мы - в вилку, но чем мы хуже вас? Что там в Конституции о равенстве всех религий сказано?

8 заповедей

Евангелие пророка Бобби Хендерсона - это забавный текст, кишащий намеренными алогичностями, во многом пародирующий священные книги авраамических религий. Согласно Бобби, Летающий Макаронный Монстр обещает нам не только приятную жизнь на земле (если мы будем вести себя прилично), но и веселую загробную, о которой доподлинно известно немногое, но там точно будет минимум один пивной фонтан и минимум одна «фабрика стриптиза», что бы это ни значило. Об аде пастафарианцев сведений больше - известно, что он очень похож на Лас-Вегас.

Особое место в пастафарианстве уделено пиратам (поэтому пиратская треуголка с черепом – второй любимый головной убор пастафарианцев после дуршлага). Пиратская тема возникла из переписки Бобби с департаментом образования, в которой он, приводя примеры ошибок мышления, представил как пример ошибки «взаимо­связь равна причинности» таблицу, согласно которой потепление климата в последние столетия тесно связано с уменьшением числа пиратов в мире. Действительно, если глядеть на таблицу, ясно видно, что чем меньше становится пиратов, тем выше среднегодовая температура на планете.

«Лучше бы ты этого не делал»

Лучше всего суть религии можно понять, ознакомившись с ее заповедями. В пастафарианстве их восемь. Называются они «Лучше бы ты этого не делал».

Лучше бы ты не вел себя как самовлюбленный осел и святоша, когда проповедуешь Мою макаронную благодать. Если другие люди не верят в Меня, в этом нет ничего страшного. Я не настолько самовлюблен, честно. Кроме того, речь идет не об этих людях, так что не будем отвлекаться.

Лучше бы ты не оправдывал Моим именем угнетение, порабощение, шинкование или экономическую эксплуатацию других, ну и, сам понимаешь, вообще мерзкое отношение к окружающим. Я не требую жертв, чистота обязательна для питьевой воды, а не для людей.

Лучше бы ты не судил людей по их внешнему виду, одежде или по тому, как они говорят. Веди себя хорошо, ладно? Ах да, и вбей это в свою тупую башку: женщина - это личность, мужчина - это личность, а зануда - это всегда зануда. Никто из людей не лучше других, за исключением умения модно одеваться. Извини уж, но Я одарил в этом смысле только женщин и лишь кое-кого из парней - тех, кто отличает пурпурный от пунцового.

Лучше бы ты не позволял себе действий, неприемлемых для тебя самого или твоего добровольного и искреннего партнера (достигшего допустимого возраста и душевной зрелости). Всем несогласным предлагаю идти лесом, если только они не считают это оскорбительным. В таком случае они могут для разнообразия выключить телевизор и пойти прогуляться.

Лучше бы ты не боролся с фанатическими, женоненавистническими и другими злобными идеями окружающих на пустой желудок. Поешь, а потом иди к этим сволочам.

Лучше бы ты не тратил уйму денег на постройку церквей, храмов, мечетей, усыпальниц во имя прославления Моей макаронной благодати, ведь эти деньги лучше потратить... выбирай на что:
1) на прекращение бедности;
2) на излечение болезней;
3) на мирную жизнь, страстную любовь и снижение стоимости кабельного телевидения.
Пускай Я и сложноуглеводное всеведущее создание, но Я люблю простые радости жизни. Кому, как не мне, знать? Ведь это Я все создал.

Лучше бы ты не рассказывал всем окружающим, как Я говорил с тобой. Ты не настолько всем интересен. Хватит думать только о себе. И помни, что Я попросил тебя любить своего ближнего -неужели не дошло?

Лучше бы ты не поступал с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой, если речь заходит об огромном количестве латекса или вазелина. Но если другому человеку это тоже нравится, то (следуя четвертой заповеди) делай это, снимай на фото, только, ради всего святого, надевай презерватив! Ведь это всего лишь кусок резины. Если бы Я не хотел, чтобы ты получал удовольствие от самого процесса, Я бы предусмотрел шипы или еще что-нибудь в этом роде.

Из бесед с епископом Амирджаном о вкусном и

полезном боге

Как к тебе обращаться - Ваше Макароннейшество?
Амирджан, епископ Домодедовский, викарий Пастриарха РПЦ МП, в миру Амир Хусаинов.

Можно сказать, что РПЦ МП - официально зарегистрированная организация?
Мы религиозная группа, которая уведомила органы местного самоуправления о своем образовании. Согласно Федеральному закону 125 Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», этого достаточно, чтобы считаться официальной религиозной группой, проводить богослужения и молебны, проповедовать свою веру. Но мы пока не имеем прав юридического лица.

Какие у вас планы? Вы просто собираетесь веселиться с дуршлагами и полицией или будете юридически подгрызать основы российской духовности?
Конечно, наша основная задача - это прославлять Летающего Макаронного Монстра, РАминь. Но если с помощью наших богослужений, пастных ходов и, возможно, созданием правовых казусов нам удастся дать понять людям, что некоторые нормы - скажем, небезызвестный закон о защите чувств верующих - сами по себе имеют абсурдный характер, то это тоже будет хорошо.

Почему вас так ненавидят всевозможные «Божьи воли» и прочие экстремисты от православия? Вы же их не ненавидите?

Такое отношение к любому инакомыслию свойственно христианству, ибо об этом сказано в их книге.
Вот, например: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Лука 19-27.

Пастафарианцам часто угрожают?
Иногда приходят письма, в которых нам угрожают всякими чрезвычайно неприятными вещами. Мы относимся к этому с пониманием. Не то чтобы мы все готовы были к венцу мученичества, но вообще гонения на любую молодую религию - дело обычное. Христиан в свое время, скажем, львам скармливали.

Наличие у атеистов и скептиков своей церкви значительно расширяет их возможности, особенно в тех странах, где религиозные организации пользуются такими привилегиями, которых не способна добиться ни одна светская структура. Например, августовский разгон пастафарианцев в Москве является, помимо всего прочего, еще и уголовным преступлением согласно статье 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Ведь пастафарианцы существуют в России официально: 12 июля 2013 года они официально уведомили органы местного самоуправления о своем религиозном объединении - Русской Пастафарианской Церкви Макаронного патриархата (РПЦ МП, угу), а большего от религиозной организации и не требуется.

Впрочем, борьба с системой по ее правилам - не единственная цель пастафарианства, которое, как ни странно, является вполне просветительским течением. Действуя по старому принципу «В мире сумасшедших уместно ходить в штанах на голове», пастафарианцы хотят, чтобы люди, смеясь над нелепостью их религии, может быть, немножко задумались и над осмысленностью своей собственной.

В открытом письме на своём вебсайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного Создателя, похожего на макароны и тефтели - Летающего Макаронного Монстра, и призывает к изучению пастафарианства в школах, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против учения «разумного замысла».

Последователи Летающего Макаронного Монстра (ЛММ) называют себя пастафарианцами (игра слов, основанная на растафарианстве и итальянском слове «паста» (pasta), означающем макаронные изделия).

Принципы религии

Большинство принципов, предложенных Хендерсоном, являются пародиями на аргументы, высказываемые креационистами-антиэволюционистами. Канонические догмы:

Пираты и глобальное потепление

Влияние количества пиратов на глобальное потепление

Согласно пастафарианской системе верований, пираты (морские разбойники) - «абсолютные божественные создания» и первоначальные пастафарианцы. Их изображение как «воров и отщепенцев» - дезинформация, распространённая христианскими теологами Средних веков . На самом деле, говорят пастафарианцы, они были «миролюбивыми исследователями и распространителями доброй воли», раздающими конфеты детям.

Включение пиратов в учение ЛММ было частью письма Хендерсона к Канзасскому департаменту образования как иллюстрация к тому, что взаимосвязь не равна причинности (лат. Post hoc ergo propter hoc - после этого, значит, вследствие этого en:Post hoc ergo propter hoc (лат.) ). В этом письме Хендерсон развивает аргумент, что «глобальное потепление, землетрясения, ураганы и другие природные катастрофы - прямое следствие сокращения количества пиратов с 1800 г. ». График, приложенный к письму, показывает, что с сокращением количества пиратов глобальная температура повышается, тем самым иллюстрируя, что статистически связанные вещи, тем не менее, не обязательно связаны причинно-следственными зависимостями.

Восемь «Лучше бы ты этого не делал»

Восемь «Лучше бы ты этого не делал» - пастафарианский эквивалент ветхозаветных десяти заповедей . Их можно найти в Евангелии от Летающего Макаронного Монстра. Согласно пастафарианству, они были даны Пирату Мосею (ЛММ-эквивалент библейского Моисея) самим Летающим Макаронным Монстром. Изначально их было десять, но две таблицы упали «по дороге с горы». Сам Мосей называл их «Заповедями» (Commandments), а его пиратская шайка - «Приправами» (Condiments). Отсутствие двух «Лучше бы ты этого не делал» предположительно частично объясняет шаткие пастафарианские моральные стандарты:

  1. Лучше бы ты не вёл себя как самовлюблённый осёл и святоша, когда проповедуешь Мою макаронную благодать. Если другие люди не верят в Меня, в этом нет ничего страшного. Я не настолько самовлюблён, честно. Кроме того, речь идёт не об этих людях, так что не будем отвлекаться.
  2. Лучше бы ты не оправдывал Моим именем угнетение, порабощение, шинкование или экономическую эксплуатацию других, ну и сам понимаешь, вообще мерзкое отношение к окружающим. Я не требую жертв, чистота обязательна для питьевой воды, а не для людей.
  3. Лучше бы ты не судил людей по их внешнему виду, одежде, или по тому, как они говорят. Веди себя хорошо, ладно? Ах да, и вбей это в свою тупую башку: Женщина - это личность. Мужчина - это личность. А зануда - это всегда зануда. Никто из людей не лучше других, за исключением умения модно одеваться - извини уж, но Я одарил в этом смысле только женщин и лишь кое-кого из парней - тех, кто отличает пурпурный от пунцового.
  4. Лучше бы ты не позволял себе действий, неприемлемых для тебя самого или твоего добровольного и искреннего партнёра (достигшего допустимого возраста и душевной зрелости). Всем несогласным предлагаю идти лесом, если только они не считают это оскорбительным. В таком случае они могут для разнообразия выключить телевизор и пойти прогуляться.
  5. Лучше бы ты не боролся с фанатическими, женоненавистническими и другими злобными идеями окружающих на пустой желудок. Поешь, а потом иди к этим сволочам.
  6. Лучше бы ты не тратил уйму денег на постройку церквей, храмов, мечетей, усыпальниц во имя прославления Моей макаронной благодати, ведь эти деньги лучше потратить - выбирай, на что:
    1. на прекращение бедности
    2. на излечение болезней
    3. на мирную жизнь, страстную любовь, и снижение стоимости Интернета.
      Пускай Я и сложноуглеводное всеведущее создание, но Я люблю простые радости жизни. Кому, как не мне знать? Ведь это Я всё создал.
  7. Лучше бы ты не рассказывал всем окружающим, как я говорил с тобой. Ты не настолько всем интересен. Хватит думать только о себе. И помни, что я попросил тебя любить своего ближнего, неужели не дошло?
  8. Лучше бы ты не поступал с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой, если речь заходит об огромном количестве латекса или вазелина. Но если другому человеку это тоже нравится, то (следуя четвёртой заповеди) делай это, снимай на фото, только ради всего святого - надевай презерватив! Ведь это всего лишь кусок резины. Если бы Я не хотел, чтобы ты получал удовольствие от самого процесса, Я бы предусмотрел шипы или ещё что-нибудь в этом роде.

ЛММ в массовой культуре

  • В британском телесериале -комедии положений «The IT Crowd» , в помещении, где работают главные герои-компьютерщики, развешены плакаты с Летающим макаронным монстром;
  • В сериале «Саус-Парк» Ричард Докинз также использует пример из книги «Иллюзия Бога».
  • В сериале Симпсоны Гомер Симпсон употребляет восклицание «Святые макароны!» (Как синоним «О Господи!»)

29 апреля 2016 года в Москве планировалось открытие первого храма Летающего Макаронного Монстра, приуроченное к празднику пастафариан - Пастхе. Впрочем, не успело мероприятие начаться, как правоохранительные органы попросили верующих удалиться. Свою просьбу полиция мотивировала тем, что не может гарантировать безопасность посетителей. The Village побывал на неудавшемся открытии пастафарианского храма и поговорил с приверженцами религии Летающего Макаронного Монстра об отношении к другим религиям, любви к пасте и мире во всём мире.

Фотографии

яся фогельгардт

Пастафарианство зародилось в середине 2000-х годов как организация, призванная защищать здравомыслие. Её основатель, американский физик Бобби Хендерсон, был возмущён введением в школьный курс биологии в штате Канзас преподавания креационистской концепции «разумного замысла» наравне с теорией эволюции. Хендерсон решил, что с таким же успехом можно рассказывать школьникам, что Вселенную сотворили летающие макароны, и основал собственную религию. Вскоре пастафарианство распространилось по всему миру. В 2011 году в России появился сайт Русской Пастафарианской Церкви Макаронного Пастриархата (РПЦ МП), а спустя два года была зарегистрирована первая религиозная группа пастафарианцев.

Религия Летающего Макаронного Монстра - пародия сразу на несколько религий. У пастафариан есть свои «ветхозаветные заповеди» - правда, их всего восемь, а не десять, так как две дощечки упали, когда пират Мосей (эквивалент библейского Моисея) шёл по дороге с горы Сальса. Пастафарианские религиозные обряды ненавязчивы: каждая пятница - святой день, молитвы заканчиваются словом «Раминь» или «Рамен». Религия не приемлет строгих догм: пастафариане вправе верить так, как им нравится. Также нет чётких указаний, как отмечать религиозные праздники, например Пастху и Рамедан.

В 2016 году в Нижнем Новгороде открылся первый в России храм Летающего Макаронного Монстра (вот репортаж оттуда от наших коллег из Furfur. - Прим. ред.) . Открытие храма планировалось и в Москве в конце апреля, для него даже нашли место в кафе Pasta Time в районе метро «Автозаводская». Однако прямо перед мероприятием к кафе подъехал наряд полиции и попросил всех удалиться. По данным правоохранительных органов, планировались провокационные акции со стороны православных активистов, считающих, что празднование Пастхи в канун великого праздника Пасхи - богохульство. Пастафариане расстроились, но предпочли прислушаться к рекомендациям властей.

Пюра Паста Третий, 25 лет

пастариарх

По образованию я биоинформатик, а Пюра Паста Третий - моё церковное имя. Я уверовал в Летающего Макаронного Монстра летом 2013 года. Тогда по телевизору показали новость о первой религиозной группе пастафариан. Меня это заинтересовало, и вскоре я вошёл в Священный Дуршлаг - наш высший исполнительный орган. А сейчас я занимаю сан пастариарха - это получилось довольно просто, как и всё в нашей жизни.

Дело в том, что мы стараемся почаще менять пастариархов, чтобы власть не застаивалась. Сначала был пастариарх Кама Паста Первый, который, собственно, и основал религию, потом - Хусама Паста Второй, он предложил мне сменить его, а Дуршлаг одобрил. За пастариархом последнее слово во всех решениях, он является публичным лицом, знамением, если угодно. Иногда мы переписываемся с американскими собратьями по некоторым вопросам. Но стоит подчеркнуть, что мы полностью независимая и в идеологии, и в организации, да и вообще во всём, церковь.

Пастафарианином стать несложно. Можно просто объявить об этом, неважно, мысленно или публично. Ещё можно скачать сертификат на официальном сайте, но и это необязательно. Периодически мы устраиваем встречи, в них может участвовать любой. Правда, мы нечасто объявляем о них публично, отчасти из-за ситуаций, подобных той, что произошла сегодня.

Никто точно не знает, почему отменили открытие храма Летающего Макаронного Монстра. Некие компетентные службы сообщили, что, по их сведениям, готовятся провокации. В целях обеспечения безопасности верующих и помещения нам порекомендовали (вплоть до требования) разойтись. Мы предпочли поверить. Насколько я могу судить, провокацию готовили из-за того, что наша Пастха совпадает по числам с христианской Пасхой, и это кому-то ужасно не нравится.

Цель Российской Пастафарианской церкви - пропаганда и защита наших трёх базовых ценностей: свободы выбора, здравого смысла и самоиронии. Не знаю, почему нас иногда обвиняют в оскорблении чувств верующих. Мне кажется, проще было бы отменить закон об оскорблении чувств верующих, чем принимать закон о защите чувств неверующих. Лишние законы только усугубляют ситуацию.

В детстве меня крестили, но я никак не мог на это повлиять. Вообще, не стоит искать здесь противоречий. Есть много пастафариан, которые также являются и христианами. Ничто не мешает пастафарианину стать христианином, и наоборот: это не взаимоисключающие вещи. По крайней мере, нами это не запрещено, а про христианство не могу сказать.

С появлением пастафарианства в моей жизни изменилось многое. Я почувствовал причастность к всероссийским событиям, что приятно. Но если говорить серьёзно, я понял, что есть не только люди, которым всё безразлично, но и те, кто готов активно отстаивать свои, пускай и странные со стороны, но важные для них самих ценности. Друзья хорошо отнеслись к моему выбору. А вот родственники сначала смотрели с недоверием, но постепенно я объяснил им, что причин для беспокойства нет.

Пастафарианство - это весело. Можно познакомиться с разными людьми, дать интервью, бесплатно поесть пасты - много хорошего. Мы рады, что наконец-то нашли место для нашего духовного дома. Хотя скорее это оно нас нашло: владельцы Pasta Time связались с нами и сказали, что будут рады, если в их кафе будет наш храм.

Я плохо готовлю, но предпочитаю макароны из твёрдых сортов пшеницы, потому что они полезные. Вообще, макароны и спагетти ем нечасто, в основном на священные праздники. А вот пиво - другое дело. Загробная жизнь пастафариан - пивной вулкан и фабрика стриптиза. Чем ближе к раю, тем вкуснее пиво и красивее стриптизёрши. В аду - наоборот. Чтобы попасть в рай, пастафарианин должен соблюдать заповеди, по крайней мере их дух. Главное - никого не обижать. Но это если грубо интерпретировать.

Загробная жизнь пастафариан - пивной вулкан и фабрика стриптиза. Чем ближе к раю, тем вкуснее пиво и красивее стриптизёрши. В аду наоборот

Роман, 29 лет

программист

Я узнал о пастафарианстве два года назад, уже даже не помню как. Сразу почувствовал, что это моё. В детстве я был крещён, но из-за своих убеждений подвергался гонениям со стороны православной церкви. Пастафарианство даёт мне некую защищённость. В нашей стране законы защищают только наличие веры, а отсутствие - нет. Поэтому пастафарианство - охранный амулет.

Я постоянно причащаюсь макаронами. Я не ем картошку, гречку, а вот макароны всегда. Благо я женат, и моя жена умеет вкусно их готовить. Мои любимые - с томатной пастой. Пастафарианство разрешает есть макароны с чем угодно. Вообще, все наши трактаты начинаются со слов «лучше этого не делать», то есть строгих запретов нет. К примеру, «лучше не трать деньги на строительство храма, а потрать их на быстрый интернет». Вот такой принцип.

Моя жена православная и не понимает моей религии, но я уважаю её веру. Когда мы решили завести детей, встал вопрос о крещении. Для неё это много значит, а для меня этот процесс - не более чем окунание в воду. Крещение ребёнка никак не заденет моих религиозных чувств. Но я и не начну думать, что после этого он обретёт какую-то суперсилу.

Есть люди, которые относятся к пастафарианству с долей иронии. А есть те, кто думает, что мы реально зациклены на макаронах. Это не так. Мы наслаждаемся жизнью, пропагандируем добро и всё хорошее. Кстати, говорят, что христианство тоже зарождалось как шутка, а выросло в мировую религию. Возможно, через сто лет люди будут серьёзнее относиться к пастафарианству. Возьмёте макаронину?

Миша, 16 лет

ученик

Я пастафарианин с весны 2013 года. Просто как-то раз наткнулся на информацию об этой религии в интернете, подумал, что это классно, и уверовал в Летающего Макаронного Монстра. Пастафарианство даёт мне духовное наполнение, особенно когда я ем макароны.

В каком-то смысле пастафарианство изменило мою жизнь. Осенью я вошёл в состав членов Священного Дуршлага Русской Пастафарианской Церкви, а сейчас являюсь его секретарём. Мы готовим для издания наше Евангелие, которое планируем выпустить в начале лета. Родители спокойно относятся к моему выбору: они не религиозные люди, и я тоже не был крещён. Друзья и одноклассники тоже нормально всё воспринимают. Я учусь в физмате, поэтому у нас мало верующих.

Милонов высказывал мнение, что наша Пастха оскорбляет чувства верующих. Но это не так, наша вера ничуть не хуже других религий. Основной посыл пастафарианства - самоирония и здравый смысл. На самом деле это Летающий Макаронный Монстр создал все другие религии и многочисленных богов. Я не считаю, что мы оскорбляем кого-то. Как одна религия может оскорбить последователей другой религии?

Настя, 32 года

Я пастафарианка около двух лет, но на самом деле я всегда была пастафарианкой, просто раньше не знала об этом. Сегодня я впервые пришла на встречу с другими верующими. Хотела поесть пасту, но нас не пустили в кафе. Говорят, что здесь якобы небезопасно. Конечно, я дико расстроена. Мне хотелось познакомиться с новыми людьми, но, думаю, мы вполне сможем это сделать и вне стен храма.

Летающий Макаронный Монстр - добрый. Основная цель нашей религии - чтобы все жили счастливо, а главное - дружно. Я никогда в жизни не слышала, чтобы какого-то пастафарианина обвиняли в оскорблении чувств верующих других религий. И сегодня с нашей стороны желания оскорбить кого-то точно не было.

Я очень люблю макароны. Просто обожаю! Если вы голодны и вам лень готовить, можно просто взять макароны и смешать их с кабачковой икрой. Получится очень вкусная паста с овощным соусом. А гурманы могут добавить немного чеснока и посыпать сыром.

Владимир и Галина Мазины, 55 лет,

физик и химик

Два года назад Монстр опустил на нас благодать в виде макарон и пива. До этого мы в бога вообще не верили. Глобальных изменений, конечно, не произошло. Но пастафарианство - это лучик солнца, который сквозь небольшую щель пробивается в тёмное пыльное помещение. Здесь нас привлекли люди - очень они приличные: не на каждого ведь благодать нисходит, только на наиболее достойных.

Мы не удивлены, что открытие храма отложили. Это было ожидаемо, хотя мы надеялись до последнего. Просто люди идут не в ногу со временем. По нынешним понятиям пастафарианство - это нехорошо. На самом деле, оскорбить верующего, который ищет, на что бы оскорбиться, очень просто. У нас есть верующие друзья разных конфессий. Само понятие «оскорбление чувств верующих» для них - нонсенс, оксюморон.

Цель пастафарианства - попить, поесть, угостить друзей. Спаси и накорми! Макаронный Монстр любит всех. Он удерживает всех нас своими длинными макаронинами, но сейчас так много людей на планете, что у него сил не хватает.

Двадцатый век принес в большинство стран мира свободу вероисповедания. Люди получили возможность самостоятельно выбирать, в какого бога верить и каким следовать. Одними из первых ею воспользовались татары, разбросанные по всем странам СНГ, которые массово стали возвращаться к вере своих предков. Кроме того, многие родители стали отказываться от раннего крещения своих детей, обосновывая это тем, что потомки должны осознанно прийти к богу и сами выбрать свой духовный путь.

Активную позицию заняли всевозможные шарлатаны, насоздававшие изобилие сект и псевдорелигиозных учений, направленных в основном на пополнение кошельков создателей за счет доверчивой паствы.

Однако наиболее интересным течением представляется так называемая Церковь Летающего Макаронного Монстра (она же - пастафарианство). Причем сразу двумя факторами: во-первых, она не стремится отнять средства у своих сторонников, а во-вторых, пока не пришло к единому мнению, что же это такое - глобальная шутка или серьезное религиозное направление.

Несколько разных взглядов

Некоторые люди считают, что Церковь Летающего Макаронного Монстра - вполне аргументированное духовное учение, имеющее под собой солидную философскую, научную и религиозную базу. Причем они уверяют, что пастафарианство более обосновано в своей сути, чем подавляющее число других религий.

Основное количество народа относится Церкви Летающего Макаронного Монстра как к удачной шутке, почти Их можно понять: очень уж комичны внешние аксессуары этой религии.

Сторонники традиционных церквей (прежде всего, православной, католической и протестантской) воспринимают новое учение как надругательство над своими символами и уложениями, издевательство над всем, что им свято.

История появления пастафарианства

Вера в макаронного монстра сама по себе очень молода. Возникла она всего лишь в 2005 году стараниями некоего Роберта (Бобби) по фамилии Хендерсон. Он был очень возмущен обязательным изучением в школе курса «Разумного замысла», подобного урокам слова Божьего в дореволюционной России. Этой концепцией предполагалось заменить эволюционную теорию.

Будущий пророк, которым его впоследствии объявила Церковь Макаронного Монстра, сказал о том, что отсутствуют доказательства того, что мир создал Господь. Поэтому можно с тем же успехом считать, что в его созидании принимали участие Так что основатель нового течения призвал изучать его во всех школах наравне с другими предметами.

Значение названия

Изначально религия макаронного монстра задумывалась как пародия и протест. Это отражено и в названии пастафарианства. Первая часть идет от макарон (калька с итальянского языка), вторая - от ямайских растафариан. Паста - это понятно, все же творцом сущего является макаронный монстр. А вот идеи религии Ямайки несколько видоизменились. Если на том острове частью веры является марихуана, то в пастафарианстве ее заменил культ пива.

Основные положения новой религии

Основной принцип Церкви Летающего Макаронного Монстра - недоказуемость и неопровергаемость никаких постулатов. Ее последователи уверены, что любое доказательство чего-нибудь подстроено самим творцом, который остается хоть и неощущаемым, но действующим и по сей день. То есть, найдя научное доказательство выдвинутой гипотезы, ученый на самом деле получает не точный результат, как он думает, а то, что хочет увидеть или показать человеку сам макаронный монстр.

Нерушимая догма пастафарианства - полное отрицание всех и всяческих догм.

В рай попадут все, вне зависимости от веры. Летающий макаронный монстр (официальный сайт утверждает это определенно) равнодушен к тому, был ли человек его сторонником. А в раю всех ждет пивной вулкан, к которому может приложиться всякий. Обещана еще какая-то «фабрика стриптиза», но как-то не сильно уточняется, что она из себя представляет.

У пастафарианцев есть свой аналог крестного хода, называемый пастным; каждая молитва заканчивается словом «раминь» (симбиоз классического аминь и имени японского супа все с теми же макаронами). Те, кому близка вера в макаронного монстра, считают святыми пиратов, которых вызвана тем, что их оболгали.

Святая книга ЛММ

2006 год осчастливил мир тем, что было создано Евангелие от Летающего Макаронного Монстра. И не просто написано, а еще и издано довольно большим тиражом. Оно объявило пятницу главным праздником, который при этом праздновать вовсе не обязательно. Однако отмечать его положено полным ничегонеделаньем.

Пастафарианцы отдали дань не только христианству. У них есть праздник раминьдан, подозрительно похожий на рамадан. В этот день нужно есть растворимую лапшу. Отмечается также хэллоуин и день пиратов, наверное, взамен католического

Евангелие от Макаронного Монстра одарило своих последователей и заповедями, которые при этом соблюдать совсем не принципиально, так как это учение вообще-то отрицает догмы.

Заповеди пастафарианства

Они изложены скорее в виде рекомендаций: «лучше б то-то не делать». Всего их 8, и некоторые из них в чем-то аналогичны христианским заповедям, только изложены в более мягкой, юмористической и современной традиции. В принципе, результат этих рекомендаций можно свести к двум положениям: веди себя хорошо и получай удовольствие от жизни. Если первое вполне соотносится с христианством, то второе в корне ему противоречит.

Самый рьяный последователь

Наиболее активно вера в Макаронного Монстра исповедуется жителем Австрии, который три года бился с бюрократическим аппаратом своей страны за право быть с дуршлагом на голове на фотографии для водительских прав. Он таки смог доказать, что этот кухонный прибор является неотъемлемой деталью его религиозного одеяния, и в конце концов с гордостью продемонстрировал миру и свой «головной убор», и фото на правах в нем.

Можно сказать, австриец полностью выполнил долг перед своей верой: довел до бессмыслицы и абсурда самый рядовой житейский процесс.

Распространение пастафарианства в мире: Россия

Постепенно новая религия расширяет территорию своего распространения. Благодатной почвой для нее стала Россия, где всегда любили пошутить сами, в состоянии оценить размах чужого розыгрыша, да и радости жизни в виде пива и безделья тоже не оставляют россиян безразличными.

Поначалу пастафарианцев на русской территории было не так уж много, однако в январе 2011 начал свою работу их сайт. На конец весны виртуальных сторонников Летающего Макаронного Монстра было уже две тысячи. Стали выпускаться сертификаты для верующих. Новое учение в России начало набирать обороты. В 2013 году уже стало возможно заговорить о регистрации Церкви Летающего Макаронного Монстра в Москве (пока в виде религиозной группы). Заявление было написано 12 июля, а уже 17 августа был проведен пастный ход.

Сейчас группы пастафарианцев существуют в Челябинске, Петербурге, Твери, Вологде и некоторых других городах.

Некоторые обозреватели считают, что «макаронная церковь», задуманная как протест и пасквиль, в России начинает приобретать масштабы солидной Юристы-пастафарианцы всерьез готовят документы для регистрации новой церкви, а сами основатели русской ветви этого учения готовятся к необходимым экспертизам, комиссиям и преодолению различных препятствий. Правда, делают они это все же в соответствии с заповедями своего монстра: мол, откажут - тоже повод пошутить и поржать.

Православие пока осторожно в своих оценках происходящего. То ли иерархи не воспринимают всерьез Церковь Макаронного Монстра, то ли вообще не слышали о ней, то ли не проводят параллелей между своей верой и пастафарианством. Однако верующие с негодованием относятся к идеям канзасского отца-основателя, а религиозная организация «Божья воля» даже достаточно агрессивно вела себя во время пастного хода.

Распространение пастафарианства в мире: Украина

Не менее активны в этом отношении и соседи-украинцы. В прошлом году, 11 октября (как и положено, в святой пятничный день) была зарегистрирована «Украинская пастафарианская церковь», правда, не как религиозная, а как общественная организация. На следующий день сторонники Макаронного Монстра провели пастный ход, отмечая успешную регистрацию. Людей было немного - десятка три, однако шествие вышло веселым, почти бесконфликтным и красочным. Конечно, встречались недоброжелательно настроенные прохожие, угрожавшие загробными муками, но в целом все прошло довольно мило.

Давно миновали времена, когда иноверие каралось, причем зачастую смертью. Во всем мире громко провозглашается веротерпимость и толерантность, лояльность к Тем более странно встречать агрессивные высказывания в адрес пародийной, насмешливой, абсурдной и несерьезной Церкви Летающего Макаронного Монстра. Даже если кого-то раздражает ожидание посмертного пивного вулкана со стороны пастафарианцев, это отнюдь не повод объявлять их еретиками и богохульниками. Пусть они доводят свои действия до откровенной клоунады - может быть, эти люди просто устали от нестерпимой серьезности бытия и отдыхают таким образом. Не стоит подозревать соседа в том, что оскорбляет ваши религиозные чувства своим способом молиться. По-настоящему глубоко и искренне верующего человека задеть довольно сложно, если только он не фанатик.