В современном мире большие и даже. Глобальные проблемы современного мира. Энергетическая и сырьевая проблема

В ходе развития цивилизации человечество сталкивалось с определенными трудностями. Но о глобальных проблемах ученые начали говорить в 70-80 годах прошлого столетия, когда для жизнеобеспечения населения потребовалось больше ресурсов. Да и отходы стали значительно увеличиваться. Какие глобальные проблемы волнуют на сегодняшний день?

10 Природные катаклизмы

Глобальное потепление приводит к изменению температур в верхних и нижних слоях земли. В связи с этим наблюдается кардинальные перемены в атмосфере, что приводит к аномалии и катаклизмам.

9 Отсталость некоторых стран


Сейчас существуют на планете страны, где голодают люди. В большинстве страдают дети, у которых организм не сформировался. Иммунитет без качественной пищи не справляется с заболеваниями. Поэтому они часто болеют и умирают. Об умственном развитии даже не приходится говорить. Главная цель – выжить.

8 Мирное освоение космоса


Испытания оружия засоряют атмосферу. Стоит обратить внимание на то, чтобы развитие космоса не угрожало жизни людей. Поэтому в освоении космического пространства необходимо придерживаться только мирных целей. А самое лучшее – придерживаться международного сотрудничества и понимания.

7 Использование ресурсов Мирового океана


Мировой океан всегда был источником существования. Сейчас желательно направить действия на то, чтобы он превратился в целую природно-хозяйственную систему. Отказаться от захоронения ядерных отходов, запретить военные испытания и создать мировую структуру морского хозяйства.

6 Продовольственная


Всемирная организация здравоохранения озвучила страшную цифру – 1,2 млрд человек недоедают. Чтобы эти данные уменьшились, следуют выработать общий план действия. Во-первых, распахать земли, развести рыбу. Во-вторых, выращивать растения и породы животных, которые устойчивы к болезням.

5 Энергетическая


Чтобы обеспечить себя топливом в холодный период, человек уничтожает деревья. Неконтролируемые действия приводят к сокращению видов животных и растений. Нарушается баланс. Получение энергии благодаря солнцу, ветру могут решить проблему тепла и света.

4 Демографическая


Население земли постепенно увеличивается. Поэтому следует кардинально задуматься властям государств, где численность жителей очень высока. Единственный правильный выход – это продуманная демографическая политика, где будут учтены интересы нации, сохранены традиции и предоставлены определенные условия для жизни.

3 Сырьевая


Причина возникновения сырьевой проблемы – постоянный рост объемов минерального сырья, который получают из недр земли. Постепенно сырье теряет свою ценность. Если сравнить содержание меди в руде, то сейчас она снизилась на 30%. От этого страдают люди, покупающие некачественные товары.

2 Экологическая


Нерациональное использование природных ископаемых и постепенное загрязнение окружающей среды – вот шаги человеческой деятельности, ведущие к большой проблеме. Скоро наша планета превратится в единую свалку, которую описывал в своем рассказе американский писатель Рэй Брэдбери. От природной красоты ничего не останется.

1 Мира


Тема войны сейчас очень острая. Желание воевать присутствовало всегда. Но с развитием ядерного оружия опасность уничтожения целых континентов возрастает. Единственное правильное решение в этом вопросе – мирное сосуществование.

Все глобальные проблемы не уместились в этот список. Не упомянуты редкие инфекционные заболевания, международный терроризм и многое другое. С каждым новым десятилетием будут появляться проблемы. Главное, их вовремя решать.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Бедность и нищета миллиардов людей остается одной из глобальных проблем человечества и в XXI веке. В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который с 1993 года регулярно отмечается 17 октября. Эта дата была избрана не случайно. За пять лет до решения Генеральной Ассамблеи ООН, 17 октября 1987 года, в Париже, на площади Трокадеро, прошел митинг за соблюдение прав человека и ликвидацию нищеты, собравший около 100 тысяч человек. Его участники связали нарушения прав человека в современном мире с тем, что миллионы людей до сих пор вынуждены жить в нищете. Прежде всего, это касается стран третьего и четвертого мира - наименее развитых в экономическом отношении государств.

Несмотря на колоссальный научно-технический прогресс, сопровождавший мир в ХХ веке, социальное неравенство в современном мире только нарастает. Более того, усугубляется социальная дифференциация во всех странах мира, включая и развитые государства. Говоря более простым языком, бедные становятся еще беднее, а богатые - еще богаче. Так, по данным исследований, к началу 2016 г. в мире 62 самых богатых человека обладали таким же количеством активов, как и 3,6 млрд. человек - представителей беднейшей половины населения Земли. За последние шесть лет, с 2010 года, состояние 3,6 млрд. бедняков планеты уменьшилось на 1 триллион долларов США. Одновременно активы 62 самых богатых жителей планеты выросли в два раза и составили 1,76 трлн. долларов США. Пока мультимиллиардеры не знают, куда инвестировать лишние средства, миллиарды жителей планеты живут в бедности, сотни миллионов - в жуткой нищете, на грани выживания.

До сих пор в мире очень остро стоит продовольственная проблема. Голод - это не что-то из далекого прошлого, а страшный компонент настоящего. О масштабах голода в современном мире написано большое количество и научной, и публицистической литературы, но неизживаемость этой проблемы заставляет политиков, общественных деятелей, социологов и журналистов возвращаться к ней вновь и вновь. От голода даже в наше время продолжают умирать люди, в том числе и маленькие дети - в Африке, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Общая численность регулярно недоедающих людей в современном мире оценивается почти в миллиард человек. Согласно докладу ООН, не менее 852 млн. человек страдают от голода. В современном мире свыше 1,2 млрд. человек, что составляет примерно пятую часть всего населения планеты, живет менее, чем на один доллар США в день. В 54% детских смертей в современном мире виновато недоедание. Такие выводы сделали специалисты Всемирной организации здравоохранения. Главная причина голода - не только в том, что в странах третьего и четвертого мира люди не получают должного количества денег, чтобы питаться на нормальном уровне, но и в природных условиях, не позволяющих эффективно заниматься сельским хозяйством и обеспечивать себя продовольствием из-за постоянных засух, наступления песков на саванну. Играют большую роль и многочисленные военно-политические конфликты, способствующие разрушению нормального хозяйства, пусть даже и слаборазвитого.

Больше всего недоедающих и голодающих - в Тропической Африке. Именно этот регион считается эпицентром голода в современном мире. Причем количество голодающих в Африке имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению, что связано непосредственно с ростом рождаемости. Самая высокая в мире рождаемость - в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, Либерии, Сьерра-Леоне, Уганде, Демократической Республике Конго и ряде других африканских государств. Понятно, что все эти страны относятся даже не к третьему, а к четвертому миру, в который исследователи включают наименее развитые в экономическом отношении и наиболее бедные государства. Очень серьезно стоит продовольственная проблема в Северо-Восточной Африке, прежде всего в Сомали. Здесь постоянные засухи ставят миллионы людей на грань выживания.

Но не только Африку можно рассматривать как «голодный континент». Миллионы людей регулярно недоедают и голодают в странах Южной и Юго-Восточной Азии - в Непале, Бангладеш, в Индии, Индонезии, Пакистане. Здесь также наблюдается очень высокий уровень рождаемости в сочетании с прогрессирующей бедностью и усугубляющейся социальной поляризацией. Та же Индия, несмотря на то, что считается региональной державой и относительно развитой в экономическом отношении страной, проблему голодающих решить не в состоянии. Причины тому - очень высокая численность населения, высокий уровень безработицы в сочетании с наличием сотен миллионов людей, не имеющих образования и какой-либо профессиональной квалификации.

Несколько меньше общее количество недоедающих в странах Латинской Америки. Здесь «пояс голода» проходит, прежде всего, через андские страны, прежде всего Боливию и Перу, а также через страны «перешейка», прежде всего - Гондурас, Никарагуа, Гватемалу. В Карибском море «островом голода» является Гаити. Что касается стран Европы и Северной Америки, то проблема голода для них актуальна в наименьшей, по сравнению с остальным миром, степени. Здесь хроническое недоедание присуще лишь представителям отдельных социальных групп, «выпавших» из общества - бездомным, беспризорникам. На постсоветском пространстве проблема недоедания остро стоит в странах Центральной Азии - в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Однако, и в России хронически недоедают многие граждане, относящиеся к малообеспеченным слоям населения. В наименее выгодном положении находятся одинокие инвалиды и пенсионеры с невысокими пенсиями, многодетные семьи с низким уровнем дохода супругов, а также граждане, ведущие асоциальный образ жизни - бездомные, бродяги, хронические алкоголики.

Проблема недоедания тесно связана с проблемой низких доходов населения. В странах третьего и четвертого мира большинство людей, даже найдя работу, вынуждены существовать на очень маленькие деньги, несравнимые с зарплатами даже неквалифицированных рабочих в развитых странах. В развитых странах понятие бедности в последние десятилетия все больше связывается с возможностью граждан реализовать доступ к базовой потребительской корзине, которая включает не только продовольствие, но и, к примеру, медицинские услуги. В некоторых странах Западной Европы критерием бедности уже становится отсутствие счета в банке со сбережениями. С другой стороны, в Российской Федерации под бедными понимаются граждане с доходами на грани и ниже прожиточного минимума, который, кстати, устанавливается государством. В обществе не прекращаются споры о том, насколько установленный прожиточный минимум соответствует реальной потребительской корзине, необходимой российскому гражданину для полноценной жизни.

Для современной России острой проблемой остаются низкие доходы населения. Первое десятилетие XXI века в Российской Федерации наблюдалось постепенное снижение количества граждан страны с доходами ниже прожиточного минимума. Так, если в 2000 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 42,3 млн. человек, т.е. 29% населения - фактически каждый третий россиянин, то в 2012 г. удалось выйти на самый низкий показатель - 15,4 млн. человек, что на тот период составляло 10,7% населения страны. Однако, затем вновь начался рост количества малообеспеченных граждан. Так, в 2016 г. 21,4 млн. человек, что составило 14,6 % населения, были отнесены к категории граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Следует также отметить, что в доходах россиян растет доля социальных выплат, осуществляемых государством.

В России остро стоит жилищная проблема. Подавляющее большинство граждан не может позволить себе приобрести жилье, в том числе и в ипотеку. Так, в 2012 году, еще до валютной инфляции, 81% населения России не имел средств, достаточных для приобретения жилья в ипотеку. Жилищная проблема тесно связана с целым рядом негативных для страны явлений. К примеру, она непосредственно влияет на уровень рождаемости в стране, поскольку молодые семьи, не имеющие собственного жилья или стесненные в жилищных условиях, часто именно по этой причине отказываются на время или совсем от рождения ребенка. Значительная часть населения страны, не имея возможности приобрести современное жилье, отвечающее необходимым требованиям, вынуждено проживать в ветхом и аварийном жилье, подвергая свою жизнь и здоровье опасности. Даже в некоторых крупных городах встречаются улицы и районы, лишенные элементарных удобств, к примеру - газа и центральной канализации, что говорить о сельской местности и малых населенных пунктах. Заканчивается срок эксплуатации у т.н. «хрущевок», строившихся для оперативного расселения людей из бараков. Но пока обновить жилищный фонд в должном объеме не получается, тем более, что строящееся новое жилье приобрести большинству граждан не под силу.

Решение жилищной проблемы лежит в спектре пересмотра роли российского государства в сфере строительства и распределения жилья. В 1990-е годы государство фактически самоустранилось от жилищного строительства, что привело к тотальной коммерциализации рынка жилья. Масштабы строительства и распределения социального жилья нельзя назвать сколько-нибудь значимыми. В России совершенно неразвита система некоммерческого найма жилых помещений, которая могла бы частично решить жилищные проблемы не только бедных слоев населения, но и благополучных граждан. Государство могло бы содействовать решению жилищной проблемы за счет регулирования цен на жилье эконом-класса, препятствуя спекулятивной деятельности в этой сфере. Наконец, государству стоило бы обратить ресурсы и на создание государственного (муниципального) рынка аренды жилья, цены на котором позволяли бы малообеспеченным группам населения на протяжении длительного времени арендовать жилые помещения.

Высокий уровень бедности в России связан с колоссальной социальной поляризацией, которая начала расти в 1990-е годы и к настоящему времени достигает таких масштабов, которые ставят Россию в число мировых лидеров по социальному неравенству населения. За двадцать с лишним лет существования постсоветской российской государственности социальное неравенство в России увеличилось в четыре раза. Согласно докладу РАН, вышедшему в 2013 году под редакцией академиков С.Ю. Глазьева, В.В. Ивантера и А.Д. Некипелова, уровень социального расслоения между наиболее богатыми и наиболее бедными россиянами достиг 16:1, тогда как критическое значение расслоения это 10:1 и даже 8:1. Однако, решение проблемы бедности и социального неравенства невозможно без соответствующих регулирующих мер со стороны государства.

Академики С.Ю. Глазьев, А.Д. Некипелов и В.В. Ивантер в своем докладе предлагают в качестве одной из важнейших мер, направленных против социального расслоения, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное налогообложение существует во многих развитых странах мира и обеспечивает внушительные поступления в государственный бюджет, за счет которых финансируется, в том числе, и социальная сфера. В своем докладе ученые отмечают, что снизить число бедных в России и уменьшить социальное неравенство можно, если добиться повышения прожиточного минимума до уровня реальной стоимости базовой потребительской корзины, позволяющей реализовать потребности человека в питании, одежде, медицинском обслуживании и т.д.

Во-вторых, предлагается повышение минимального размера оплаты труда. В России сложилась уникальная для развитых стран ситуация, когда за чертой бедности могут находиться работающие граждане, включая специалистов с высшим образованием. Получается, что честно работающий и выполняющий свои профессиональные обязанности, часто требующие наличия высшего образования и высокой квалификации, гражданин оказывается не в состоянии обеспечить за счет своей заработной платы даже реализацию своих базовых потребностей. К числу работающих бедных в России до сих пор относятся многие работники сфер образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Это парадоксальная ситуация, когда работник культуры, образования или здравоохранения с высшим образованием и внушительным стажем работы по специальности получает заработную плату, которая ниже прожиточного минимума для работающих россиян.

Искоренима ли проблема нищеты, бедности и неравенства в современном мире и в России в частности? Что касается современного мира в целом, то сразу можно отмести даже надежды на ликвидацию нищеты и бедности в странах третьего и четвертого мира. Экономическая неразвитость, природные условия, высокий уровень рождаемости, политическая нестабильность - все эти факторы минимизируют надежды на решение проблемы социального неравенства в африканских странах, многих странах Азии и Латинской Америки.

В то же время, современная Россия обладает необходимым политическим, экономическим, культурным потенциалом для того, чтобы активно решать проблемы бедности и неравенства. Однако это требует соответствующей политики российского государства в экономике и в социальной сфере. Очень многое в экономической и социальной политике страны должно быть пересмотрено. Пока же экономические проблемы, испытываемые страной, не позволяют не только увеличивать объемы социальной помощи, но и сохранять их на прежнем уровне. В частности, в 2016 и 2017 гг. уже не будет индексироваться материнский капитал, который прежде каждый год увеличивался на 5,5%. Но, при этом, государство пока не рискует изменить фискальную политику, введя прогрессивное налогообложение, старательно избегает поднимать тему пересмотра итогов приватизации, отказывается вводить налоги на роскошь, т. е. не желает ущемлять интересы именно богатейших россиян в ущерб интересам многомиллионных масс населения, живущих на грани и за чертой бедности.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему в современном мире, где есть все для удовлетворения потребностей, и даже больше, люди продолжают чувствовать себя несчастными? Этот вопрос теперь рассматривают на государственном уровне, и некоторые страны, например ОАЭ и Бутан, назначили министров счастья . В Европе и России всерьез задумываются повторить этот опыт. Технологии развиваются слишком быстро, жизнь наращивает темп, и мы просто не успеваем ко всему приспособиться. Но выход есть всегда.

Мы в сайт тоже решили разобраться, что же нам мешает быть счастливыми и как с этим быть.

1. Обилие выбора

Современная цивилизация наградила нас многими благами и свободой выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие сулит большее удовлетворение, однако парадоксальным образом изобилие ограничивает свободу нашего выбора.

Социолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора» пишет, что ежедневное принятие решений становится все более сложным делом из-за наличия огромного количества альтернатив. Необходимость постоянно выбирать может лишать энергии, отнимая время и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они будут приняты. В конечном итоге все это может привести к раздражению, стрессу и даже к тяжелой депрессии.

Что делать?

  • Поймите, что по большей части выбор - это иллюзия. Когда вы ломаете голову в магазине над тем, какую бы из 10 шоколадок выбрать, 8 из них, скорее всего, будут сделаны на одном и том же заводе.
  • Следуйте привычкам. Вместо того чтобы пробовать десятки зубных паст, остановитесь на одной, которая подходит именно вам по цене, качеству и своим свойствам.
  • Не подвергайте сомнению принятые решения. Попросите близких поддерживать вас, чтобы укрепить уверенность в себе.

2. Информационная перегрузка

Интернет открыл нам доступ практически к любой информации, но проблема в том, что большая ее часть бесполезна. Основатель интернета Тим Бернерс-Ли в своем открытом письме рассказал, что во Всемирной сети ложь распространяется быстрее правды, потому что ресурсы зарабатывают на кликах, а значит, заинтересованы в том, чтобы на глаза пользователям попадались как можно более провокационные и шокирующие (следовательно, выдуманные или приукрашенные) материалы. Кроме этого, информационный мусор перегружает наш мозг, что приводит к утомлению и неврологическим расстройствам.

Что делать?

  • Не подписывайтесь на похожие между собой сайты. Информация на них может дублироваться, в результате вы будете тратить время на просмотр повторов или похожих материалов.
  • Не оставляйте нигде свои контактные данные: так вы оградите себя от лишнего спама. Если же вам все равно звонят, то попросите удалить вас из базы, ссылаясь на закон о неразглашении персональных данных.

3. Гаджеты

Нет смысла объяснять, насколько гаджеты упростили нашу жизнь. Но также и прибавили нам проблем - от банального ухудшения зрения до серьезной зависимости. Кроме того, ученые из Техасского университета в Остине считают, что ежедневное использование смартфона ухудшает умственные способности и угнетает психику. Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без телефона и компьютера. Вместо того чтобы использовать их по назначению, мы прячемся в гаджетах, в мире интернета и виртуальной реальности. Мы подменяем естественное искусственным и потому чувствуем себя несчастными.

Что делать?

  • Постарайтесь реже использовать гаджеты. Писатель Дэниел Сиберг посвятил этой мысли целую книгу под названием «Цифровая диета» , где поделился упражнениями и правилами, которые помогают перестать использовать гаджеты по инерции. Например, он советует объявить спальню местом, свободным от телефона, и пользоваться обычным будильником.
  • Отключите звуковые сообщения: так вы будете реже отвлекаться и уменьшите соблазн взять телефон в руки.
  • Соблюдайте порядок в электронной почте, сообщениях, на страничках в соцсетях.

4. Быстрый темп жизни

Скорость жизни с каждым годом только возрастает. Для того чтобы быстро реагировать, мы должны постоянно находиться в тонусе, быть эффективными. Но, с другой стороны, слишком сильно разогнавшись, можно вылететь в кювет через нервный срыв, подхватить болезнь, заработать профвыгорание. Сегодня время - самая ценная валюта. Поэтому мы сокращаем слова, встречаемся только по делу, а многозадачность воспринимаем как трудовую норму.

Что делать?

  • Запланируйте 10–15 минут в день на то, чтобы медитировать или просто созерцать. Можно смотреть на рыбок в аквариуме или на то, как горит свеча. Это поможет замедлиться и освежить голову.
  • Старайтесь по возможности заменить многозадачность поэтапным планированием. Ученые из Стэнфордского университета считают такой вариант организации дня наиболее эффективным.

5. Общество потребления

Концепция потребления за последнее время резко изменилась: вещи мы больше не чиним, а меняем. Социолог Эрих Фромм был уверен, что многие современные люди не живут в полном смысле этого слова - они пытаются расширить свой мир через приобретение вещей, и жизнь их сводится к гонке за обладанием. Даже когда человек получает образование, он хочет иметь диплом, а не знания и опыт. У него нет понимания того, как он сам существует в этом мире и в чем смысл его жизненного пути.

Мода меняется каждый сезон, новые, более совершенные вещи выпускаются ежедневно, обновления и дополнения к ним - ежечасно. В погоне за вещами человек теряет себя и способность адекватно анализировать свои потребности.