Конспект и презентация по окружающему миру "февраль - месяц метелей и вьюг". Последний месяц зимы Характеристика зимних месяцев старшая группа

Тема урока: Зима: покой природы.
Задачи:

— познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

— научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

— воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование:

для учителя — презентация;

для учеников – учебник, тетрадь. Ход урока
I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, —

Бледная тень набегает и тает:

Кажется ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий: (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки)

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

— С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?

— Они связаны со словом «зима «.

— Отгадаете следующую загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

— Это зима и зимние месяцы.

— Кто назовёт зимние месяцы?

Декабрь — это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь — это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

Январь — это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью — луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз — красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Февраль — последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

— Возьмите карточки с предметами и обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

— Давайте теперь проверим.

— Отгадайте загадки и назовите этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой? (Снеговик)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет (Сосулька)

III. Совместное «открытие » новых знаний.

— Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?

— Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

— Тема нашего урока «Зима: покой природы «.

— А почему зиму называют «покой природы»?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?

— Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).

— Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

— Так говорят о снежинке.

— А кто из вас знает, как образуются снежинки?

— Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки » В. Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

— Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

— Откройте учебники на с. 88 самую настоящую красивую снежинку.

Физкультминутка.

— Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

— Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

— Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

— Но не все деревья сбрасывают листья.

— Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?

— Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.

— Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются? (ученики рассказывают о белке, зайце, лисе)

— Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.

— А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать. А как они зимуют расскажут нам…

— Какие птицы остаются зимовать?

— Воробьи, овсянки, сороки, синицы.

— Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.

— Так о чем же попросила синичка?

— Как мы можем им помочь?

Стихотворение «Покормите птиц зимой».

V. Итог урока. Рефлексия.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь «. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— Ребята, почему говорят, что «Зима — покой природы «, что «зимой природа спит «?

— Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника.

Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы
Тема: «Как зима с весной встречаются»
Автор работы: Хохлова Валентина Нестеровна, воспитатель ГБДОУ "Детский сад №90", г. Севастополь
Описание работы: занятие предназначено для воспитателей детских садов. В ходе занятия дети закрепляют знания о признаках зимы и весны, знакомятся с особенностями зимы своего региона, идет обогащение словаря. В занятии используются стихи, загадки,пословицы. Знакомит с народным праздником Сретенье.
Программное содержание: Учить детей сравнивать времена года: зиму и весну, давать им характеристику,
используя имена прилагательные. Учить придумывать предложения с заданным предметом, изображением на картинке. Закрепить знания о свойствах воды. Развивать связную речь, воспитывать интерес к народным праздникам, приметам, природе родного края.
Материал: Две куколки: одна одета как Снегурочка - образ Зимы, другая одета как Весна в зеленом платье, с веночком на голове и с букетиком цветов весенних в руке; предметные картинки на каждого ребенка с изображением зимних предметов одежды, зимних спортивных предметов; магнитофон, записи с пением птиц; рисунки с изображением улыбок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте, загадку.
Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Зима.
(Воспитатель показывает куколку в образе Зимы)
Воспитатель: Правильно, дети, это зима. Давайте вспомним, сколько месяцев в каждом времени года?
Дети: Три.
Воспитатель: А какие это месяцы зимой?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно. А сейчас какой идет месяц?
Дети: Февраль.
Воспитатель: Правильно, февраль - это последний зимний месяц. Ребята, а давайте с вами представим зиму в образе вот такой куколки и расскажем какая Зима. (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, ребята, а у нас в Крыму какая зима?
Дети: Капризная, переменчивая.
Воспитатель: А почему?
Дети: Мы живем в Крыму и наш город Севастополь расположен на берегу теплого Черного моря.
Воспитатель: Вспомните пожалуйста, у нас в этом году зимой выпадал снег?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой он?
Дети: Белый, пушистый, мокрый, холодный, блестящий на солнце.
Воспитатель: Молодцы. А помните мы с вами учили стихотворение про снежинку.
Дети: Да.
Воспитатель: Может кто-то расскажет его.(Дети или ребенок рассказывают)
Воспитатель: Дети, а почему она не упала как снежный ком, а покружилась?
Дети: Потому что она легкая.
Воспитатель: А почему она растаяла?
Дети: Потому что ладошка теплая.
Воспитатель: Значит снег это что?
Дети: Замерзшая вода.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и послушайте задание. Придумайте, пожалуйста, предложение со словом зима и чтобы оно было связано с тем, что изображено на карточке. (Даю время подумать) - (Ответы детей)


Воспитатель: Мы с вами учили пословицы о зиме, давайте их вспомним. (Ответы детей)
Дети:
«Белее зима - зеленее лето»
«Зима без снега - лето без хлеба»
«Зима, как бы не тепла, все же зима»
«Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести»
Воспитатель: А сейчас мы с вами выучим ещё одну пословицу о зиме. Послушайте её.
«Зима с заморозков начинается, а капелями кончается» (Читаю 2 раза, опрашиваю детей).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что означает слово заморозки?
Воспитатель: Заморозки - это небольшие, слабые морозцы, которые бывают по ночам в начале зимы.
- А что означает слово капель?


Воспитатель: Это, дети, когда весеннее солнышко начинает пригревать, снег тает и с крыш капает водичка. Это явление называется - капель. Ну вот мы с вами поговорили о зиме, сказали, что идет последний зимний месяц и скоро придёт другое время года. А какое?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. «Была белая да седая - пришла зеленая молодая» (Включаю музыку с пением, чириканьем птиц)
Воспитатель: Слышите, дети, вот она весна, уже на подходе. Давайте поиграем в игру «Гори, гори ясно». Становитесь в круг.
(Проводится игра 2-3 раза. После игры садятся на места.)
Воспитатель: Дети, недавно, 15 февраля, зима с весной встречались. Этот день в народе называют - Сретенье. Вот она весна - красна. (Показываю куколку в образе весна) . Что вы можете, дети, сказать о весне. (Ответы детей) .
Воспитатель: А как вы думаете, что Зима с Весной сказали друг другу при встрече. (Ответы детей).
Воспитатель: Ну что ж, подождём Весну-красну ещё немножко. Что она нам принесёт? (Ответы детей) .
Воспитатель: А ещё она нам радость принесёт, хорошее настроение, а когда хорошее, радостное настроение, то всем весело и все улыбаются и поэтому я всем хочу подарить улыбки: и нашим детям и гостям, чтобы вы посмотрели на них и улыбнулись.

Январь – году начало, зимы середка.

Январь – батюшка год начинает, зиму величает.

Февраль силен метелью, март – капелью

Февраль богат снегом – апрель водою.

Ведущий: Все пословицы и приметы складывались народом и покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с играем в игру, вторая называется «Золотые ворота».

Подвижная игра: «Золотые ворота»

Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

Ведущий: Поиграли немного, а теперь можно и отдохнуть, садитесь все на стульчики, нам пора отправляться дальше.

Посмотрите все сюда

Отправляться в путь пора

Зазвенел наш колокольчик

И со вторым звоном к нам спешит в гости январь.

Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением января, читает стихотворение

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

Ведущий: Ребята, расскажите мне во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забава?

Дети: лепим снеговика, строим крепости, катаемся на санках, коньках, лыжах, играем в снежки.

Ведущий: Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.

Психогимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок) .

Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) .

И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов) .

Его улыбка так светла! (изображают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показываю глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу) .

Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)

Увы – (пожимают плечами)

И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: В январе как правило крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

Дети называют русские народные сказки.

Ведущий: у меня тоже есть книга со сказка, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне, пожалуйста, закончить сказку и назовите ее. Но у меня есть маленькое условие, тот, кто догадается что за сказа, поднимает руки, и ни кому не говорит название этой сказки. На столе у меня будут лежать картинки с изображением сказок, тот кого я вызову, подходит к столу и находит ту сказу, которую мы свами составили, показывает ее вам. Если правильно, мы все вместе скажем, как она называется. Готовы. Слушайте меня внимательно.

Викторина по русским народным сказками

«Колобок»

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился

По дорожке …. (покатился)

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню (пел) .

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый …. (мишка)

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую (лису)

От нее уйти не смог.

Что за сказка? …. (Колобок)

«Волк и семеро козлят»

Жили семеро ребят –

Белых маленьких… (козлят)

Мама их любила,

Молочком … (кормила)

Тут – зубами щелк да щелк –

Появился серый …. (волк)

Как коза запел тот зверь:

Отворите, детки …. (дверь)

Ваша матушка пришла,

Молочка вам … .(принесла) .

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«…. и … .»

«Маша и медведь»

Маша в коробе сидит,

Далеко она (глядит)

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее …. (медведь)

Вместе с пирогами.

Путь не близки,

Дальний путь.

Хочет Миша …. (отдохнуть)

Только Маша не дает

На пенек присесть.

И румяные пирожок

По дороге …. (съесть)

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у на какая книжка

Это «…. и… »

Ведущий: Посмотрите у нас на столе остались картинки с эпизодами из сказок, которые мы не назвали. Я их буду показывать, а вы мне называть сказки.

Ведущий: Ребята, чтобы ярче светило солнце, поскорее пришла весна, люди выходили на улицу и играли в игру «Гори, гори ясно».

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком по середине круга.

Дети идут по кругу и приговаривают слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят.

После этих слов дети останавливаются, и те, между кем будет ведущий с колокольчиком, на слова «Раз, два, три беги», бегут по кругу в разные стороны. Кто вперед возьмет колокольчик, тот и будет водящим. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Посмотрите все сюда

Отправляться в путь пора

Зазвенел наш колокольчик

И с третьим звоном к нам спешит в гости февраль.

Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением февраля, читает стихотворение

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Прозрачно- дымный, как вуаль.

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

Ведущий: ребята, подумайте и ответьте на вопрос, о каких белых птицах идет речь?

Дети отвечают о снежинках.

Ведущий: правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады. (мороз)

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Ведущий: Ребята, посмотрите сколько выпало снега превратилось в снежки. я предлагаю вам собрать его, но для начало постройтесь в одну шеренгу, вспомните названия зимних месяцев и называйте из по порядку. Вы разделились на команды: первая команда – декабрь, вторая – январь, третья – февраль. Начинаем игру.

Подвижная игра «Убери снежки веником»

Дети построены на три команды. Задача игры: по одному брать снежок из обруча и толкая его веником, забить в ворота. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Подведение итогов.

Ведущий: ребята, февраль – это последний месяц зимы. Именно в конце февраля, люди провожают заму и зазывают весну, везде идут народные гулянье, и этот праздник называют «Масленица». По традиции на масленицу пекут блины и поют песни. Мы тоже с вами знаем русский народный хоровод «Блины».

Дети исполняют хоровод «Блины»

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, новые игры, в которые можно играть зимой, пословицы и приметы о зиме.

Кузнецова Н.Н.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

МОУ «Сош №1 г.Калининска

Саратовской области»

Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с

изменениями, происходящими в природе.

2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.

3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.

4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

Ход урока.

    Орг. момент.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

    Введение в тему урока.

Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года.

А какое, вы узнаете, отгадав загадку.

Что за тройка пролетела:

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

(Зима)

Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима. (1слайд)

Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока.

Но для этого вы должны отгадать загадку, которую она для вас приготовила.

Снег мешками валит с неба. (2слайд)

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (февраль)

Подумайте, как может называться тема нашего урока?

Давайте откроем уч-к на стр.120-й и прочитаем тему урока, которую принесла нам Зима. (3слайд)

    Сообщение темы урока.

    Работа по теме.

Ребята, а февраль – это какой по счёту зимний месяц? (3)

А какой по счёту в году? (2)

О каком месяце говорят: «Году-начало, зиме-середина»? (январе)

Назовите месяц, который год заканчивает (декабрь)

А теперь назовите нашей гостье все зимние месяцы по порядку.

(4 слайд) - Волшебница-Зима предлагает вспомнить загадку и сказать, какие природные явления указывают на февраль.

А теперь я прочитаю вам текст на стр.120-й, под темой, а вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится.

О каких же явлениях природы в нём говорится?

Ребята, в тексте февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг.

Наша гостья хочет узнать, а знаете ли вы, почему этот месяц так называют?

Д.м. В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга.

Как вы думаете, от какого слова могло произойти слово «метель»? «вьюга»?

Д.м. Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (5и 6слайд)

Сильную метель называют бураном или пургою.

Давайте расскажем нашей гостье, какие природные явления наблюдали вы за эти 10 дней. (ветер, морозы, вьюга)

А ещё в феврале часто бывает и оттепель. (7 слайд)

Кто знает, что это такое?

Д.м. Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять.

А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель)

Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.

Физминутка

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней снова отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.

Вы согласны?

Тогда вперёд!

Ну, вот мы и у леса. Ой, что-то огромное лежит у нас на пути. Это Волшебница-Зима хочет, чтобы мы отгадали кроссворд, который она приготовила и узнали что это такое.

Отгадаете? (8 слайд)

    Гуляю в поле, кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (пурга)

2. Кто это, воя,

Без крыльев летает

И без метёлки

Следы заметает. (вьюга)

    Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

    Зимний дождь

Из звёздочек-малышек

Не стучится в окна,

Не гремит по крыше. (снегопад)

- Что же нам мешает? (сугроб)

Мы преодолеем снежный сугроб и,… наконец-то мы в лесу! (9 слайд)

А что же тут происходит?

Закройте глазки прислушайтесь…

Что вы услышали?

А что увидели?

А теперь послушайте, как сказано об этом в тексте, который называется «Лесные картинки» на стр.120-й нашего учебника.

О каких зверях говорится в тексте?

Какие животные проводят зиму в спячке?

Зачем заяц путает следы?

Как считаете, заяц труслив или осторожен?

    Работа в тетради.

Наша гостья, Зима, хочет вас проверить, как вы знаете животных и домики, в которых они зимуют.

Откройте тетрадь на стр.44-й. Приготовьте простой карандаш.

Нужно соединить линией рисунок животного с местом его зимовки. Выполните задание самостоятельно.

(Проверка) (10слайд)

VI. Работа по теме.

- Ребята, а знаете ли вы, кому трудно приходится зимой?

Почему?

Д.м. Февраль – самый последний, самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках, и в подземных кладовых.

И птицы нередко голодают.

Как же вы можете помочь и животным, и птицам пережить это трудное время?

А кормушки можно сделать из разного материала. (11слайд)

У кого из вас есть кормушки?

Из чего они?

Д.м. Но как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник.

Может кто-то из вас знает, какие животные справляют свои свадьбы в феврале?

Д.м. – Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.

Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, масленицу)

В народе говорят: «Февраль и вьюжит, и кружит, и бока греет».

И всё же, февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года.

Посмотрите на картины. Многие художники восхищались нашей гостьей, Зимой, показывая её красоту.

А писатели и поэты восхищались в своих произведениях.

И сейчас ребята прочитают нам отрывки из стихотворений.

С.Есенин «Берёза»

1. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустила кисти

Белой бахромой…

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

2. А нынче, погляди в окно!

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит…

С.Я.Маршак «Февраль»

3. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Ну, что же, вот наша прогулка и подошла к концу. Нам пора возвращаться.

Давайте вернёмся в класс и подведём итог. (12 слайд)

«Зимние явления» - Тайна рождения снежинок. Что такое гололёд. В гости к зиме. Что такое наст. Что такое снегопад. Проектная деятельность. Зимние явления в неживой природе. Звёздочки. Познавательные навыки. Явления. Изморозь. Жизнь бурого медведя. Что такое метель.

«Зимние месяцы» - На катке блестят коньки, блестит каток, пушистый снег искрится. Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны. Февраль. Самый холодный месяц. Январь - это первый месяц года. Снежинки вьются и кружатся и рвутся в комнату мою. Кругом все белое и синее, все в тонком кружеве теней. Последний месяц года.

«Здравствуй, зимушка-зима» - Назови героев. Сугробы. Стихотворения о зиме. Загадки о зиме. Герои. Волшебница-зима. Санта-Клаус. Белая береза. Пер Ноэль. Зимушка-зима. Мороз. День рождения Деда Мороза. Дедко Морозко. Йолупукки. Что ты знаешь о Дедушке Морозе. Месяц. Календарь. Вейхнахтсманн. Назови героев и мультфильм.

«Белая зима» - Сколько здесь снежинок. Цветной кружок. Нарисуй ответ. Каких одинаковых снежинок было больше. Как нельзя делать на улице. Одень Таню. Пальчиковая гимнастика. Снежинки. Отгадай загадку. Последовательность картинок. Каких одинаковых снежинок больше. Какие предметы нужны для зимних развлечений. Зима. Снеговик.

«Месяц декабрь» - Природа в первой половине декабря. Количество снега. Злой волк. Природа во второй половине декабря. Декабрь. Дни становятся ярче и светлее. Снег падает все чаще. Солнце. Праздники в декабре. Дед Мороз. Лес в декабре. Белки грызут шишки. Реки и озера. Первый месяц зимы. Самый светлый праздник в году.

«Время зима» - Глазки закрываем, Глазки отдыхают. Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, А побелит все крыши вокруг. Зимой вся земля покрыта мягким, пушистым снегом. Составьте рассказ о зиме по плану: Какие изменения происходят зимой в неживой природе? Как зимой светит солнышко? Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели.

Всего в теме 24 презентации