Новые удивительные факты о жизни фаины раневской из неопубликованных материалов глеба скороходова. Факты, о которых не все знают… Видео: Фаина Георгиевна Раневская. Последнее и единственное интервью

Биография человека состоит из моментов, случаев и событий. Биография Фаины Раневской - из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов, поэтому уместить их все в краткую биографию тяжело. Но мы попробуем, рассказав также несколько интересных случаев из жизни актрисы.

Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Сама же семья была богатой: отец Раневской владел фабрикой красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и пароходом. Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу "Вишневый сад" Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой. Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

Настоящая фамилия Раневской – Фельдман. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало - я не могу, а много – у меня уже нет...

Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у нее из рук купюры и стал уносить. Она посмотрела на все это и сказала: "Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают". Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: "Да вы прямо как Раневская из "Вишневого сада". Вот так вместо Фельдман появилась Раневская.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году - до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

В 19 лет Раневская поступила в провинциальную труппу и сразу же влюбилась в первого героя-любовника. Молодая актриса глаз с него не спускала, старалась все время находится поближе, но актер ее попросту не замечал. А однажды вдруг подошел и сказал: "Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов". Раневская взяла денег в счет жалования, купила вина и еды, приоделась, накрасилась и ждет. В семь часов актера нет, в восемь нет, в девятом часу приходит… Пьяный и с любовницей! "Деточка, - говорит, - погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!"

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме "Пышка". После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия "Подкидыш", где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

Авторство крылатой фразы "Муля, не нервируй меня!" точно не известно. В эфире телепрограммы "Кинопанорама" 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

Тем не менее "Муля" преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Леонид Брежнев не смог удержаться от упоминания "Мули" при встрече с Фаиной Георгиевной.

Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил:
- Муля, не нервируй меня!
- Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы.
Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь:
- Простите, но я вас очень люблю.

Самой лучшей ролью в кино по мнению самой актрисы, была Мачеха в "Золушке". Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: - Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в "Карлсон вернулся". Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой, актриса не хотела. Потом ее все же уговорили: сказали, что детям такой персонаж должен понравиться. Так оно и случилось.

На гастролях с Раневской всегда случалось непредвиденное. Так, в Ленинграде в 1950 году ей был предложен роскошный номер в "Европейской" с видом на Русский музей, сквер, площадь Искусств. Раневская охотно заняла его и несколько дней в хорошем расположении духа принимала своих ленинградских друзей, рассказывала анекдоты, обменивалась новостями, ругала власть и чиновников. Через неделю к ней пришел администратор и очень вежливо предложил переехать в такой же номер на другой этаж. - Почему? - возмутилась Фаина Георгиевна. - Номеров много, а Раневская у вас одна. - Да, да, - лепетал администратор,- но мы очень вас просим переехать, там вам будет удобнее. - Мне и здесь хорошо,- отказалась Фаина Георгиевна. Пришел директор "Европейской" и, включив воду в ванной, объяснил, что ждет на днях высокое лицо, этот номер в гостинице единственный, оборудованный прослушивающим устройством. После этого Фаина Георгиевна моментально переехала и не спала на новом месте оставшиеся ночи и вспоминая свои высказывания в прежнем номере и размышляя о том, что с ней теперь будет.

Фаину Георгиевну любили и стар, и млад.

На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила:
- Ой, вы – это она?
Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом:
- Да, я – это она.

Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей. Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

В 60-ых годах из эмиграции к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой -инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда.
- Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Раневская.
- Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня.
- Потому что у меня большая ж...па,- грустно отвечала великая актриса.

Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности - Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой.

Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»...

Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла - в силу рассеянности или невозможности считать "эти дурацкие деньги", поэтому постоянно нанимала домохозяек.

Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: "Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: "Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса".

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там - выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна с ненавистью слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из "Иллюзиона". - Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Помимо кино и театра, запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели:
- А ведь вы, Вано, не композитор.
Мурадели обиделся:
- Это почему же я не композитор?
- Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

27 августа 2013-го исполняется 117 лет со дня рождения замечательной артистки театра и кино, остроумной женщины Фаины Георгиевны Раневской. Судьба не баловала ее, и жизнь ее могла сложиться по-другому, если бы она не принесла себя в жертву на алтарь искусства. Любопытные факты ее биографии читайте далее.



Происхождение

Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Ее отец Гирши Фельдман был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход (на котором в революционный раздрай семья эмигрирует за границу). Мама Милка Рафаиловна родила четырех детей - двух мальчиков и двух девочек. Правда,
младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу.

Обучение и таланты

Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.

Фаина была очень наблюдательна, подмечая в человеке его характерные особенности, манеру смотреть на мир, стиль поведения, и старалась показать свою «копию». Первыми объектами подражания обычно становятся люди, которые большую часть времени находятся рядом или чем-то выделяются среди окружающих. Таковыми были для девочки дворник-татарин со своей колоритной внешностью, нищие, просящие милостыню, мелкие торговцы. А однажды она даже устроила целый спектакль, героями которого были ее куклы Петрушка, Баба и Городовой. Причем все роли исполнила сама Фаина в характерной для каждого персонажа манере, подмечая речевые особенности. Представление прошло на ура, однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем.

Разрыв

Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена по меньшей мере то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.

История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах. Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.

Карьера

Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи. Именно в эту пору и пристал к Фаине Фельдман сценический псевдоним Раневская. Влюбившись однажды в эту героиню, девушка находила много общих черт (возможно, та же ностальгия по прошлому, в которой так тяжело признаться даже самой себе).

Не окончив частную театральную школу, Фиана играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Малаховский дачный театр, Подмосковье, 1915), Керчь, Феодосия (1915-1916), Ростов-на-Дону (1916-1917). А после Октябрьского переворота она в течение 6 лет выступает в театре-передвижке «Первый советский театр». Далее был Бакинский рабочий театр, в котором Раневская прослужила Мельпомене с 1925 по 1927 и с 1929 по 1931 гг., Архангельский, Смоленский и Сталинградский драматические театры. И наконец-то ее заметила московская сцена: Театр Московского отдела народного образования, Камерный театр, Центральный театр Красной Армии, Театр драмы, Театр им. А.С. Пушкина, театр им. Моссовета.

Учителя и привязанности

Фаина Георгиевна была сложным человеком, острым на язык. Для изящной актрисы она была слишком неудобна: громоздка, с нескладной фигурой, да и внешность ее не цепляла обаянием. Но именно эта ее «некрасивость» компенсировалась жестами, умением держаться достойно и гармонировать со своими партнерами по сцене или фильму, ее мастерство импровизаций, особенно речевых сделали Раневскую самой запоминающейся актрисой своего времени.

Первым учителем по актерской стезе (и самым близким человеком по жизни) была Павла Леонтьевна Вульф. Она согласилась заниматься с Фаиной, видя ее тягу к театру. Фаина же буквально влюбилась в эту актрису, следуя за ней повсюду. Фактически она стала членом семьи актрисы Вульф, даже ее внук называл Раневскую Фуфой.

Кинороли

Более всего Фаина Раневская запомнилась своими колоритными героинями. На большом экране она - с 1934 года, когда предстала в образе мадам
Луазо в немом фильме «Пышка».





А в 1939-м наступил настоящий триумф.



Ее Ляля в «Подкидыше» со знаменитой фразой: «Муля, не нервируй меня!» — настолько полюбилась зрителям, что эта ее реплика воспроизводилась постоянно, как только актриса появлялась на горизонте. Причем этой «болезнью» страдали не только обычные мальчишки, но даже и представители власти. Однажды сам генсек Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, назвал ее Мулей.
Блистательно сыграла она Розу Скороход из «Мечты» (1941). Образ владелицы небольшой фруктовой лавки, сдающей внаем меблированные комнаты, предстает во всей своей силе и трагичности.

Все помнят колоритный образ жены портного Иды Гуревич в детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939), жену инспектора гимназии «Человек в футляре» (1939), мать невесты в комедии «Свадьба» (1944), злую мачеху в «Золушке» (1947), Маргариту Львовну в «Весне» (1947).

Такова Ида Гуревич, жена портного из «Ошибки инженера Кочина»

Жена инспектора под стать своему мужу из фильма «Человек в футляре»

Такой обескураженной предстает мать невесты из «Свадьбы»

Раневская в образе злой мачехи в «Золушке»

Раневская в образе Маргариты Львовны в «Весне»

Комичные амплуа актрисы:

— добрая тетушка Адель из «Новых похождений Швейка» (1943),


— директор цирка Ада Константиновна Бранд из кинокомедии «Сегодня - новый аттракцион» (1965),

— бабушка из кинокомедии «Осторожно, бабушка» (1960).

Едкие, меткие фразы невольно вызывают улыбку: «Еще и права дают этим косоруким!», «Мобилизуйся, перерожденец!», «Сентиментальность - признак склероза!», «Что это у вас за привычка, молодой человек, умирать при каждом удобном случае?!»

Дети полюбили мудрую бабушку из фильма «Слон и веревочка» (1945), слушали удивительные тембры Фрекен Бок (Раневской) из мультфильма «Карлсон вернулся» (1970), воспринимали ее как сватью бабу Бабариху в «Сказке о царе Салтане» (1943).


Отношение к себе и окружающим

Раневская была ранимым человеком и плохо переносила критику, может быть, из-за того, что сама с иронией, а подчас и безжалостным сарказмом относилась к себе, подтрунивала над своей фигурой, чрезмерно большой «ж…», с годами сморщившимся лицом, вредными привычками. И это ей прощали, и зрители шли на ее спектакли с ее участием, чтобы полюбоваться именно характерными жестами, заполучить перманентные шутки, родившиеся исключительно на этой сцене, именно в тот момент.

Но если на сцене она была царицей, то в быту - совершенно не приспособлена и одинока. Несмотря на то что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтесса Анна Ахматова, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть. А ведь это очень обидно! Только в 1961 году ее талант был оценен Правительством СССР по достоинству, когда Раневская удостоилась почетного звания «Народной артистки СССР».

Встреча с семьей


Когда Раневская стала знаменитой, ее старшая сестра, жившая на тот момент в Париже и овдовевшая, решила воссоединиться с ней. Она думала, что Фаина пользуется всеми благами и привилегиями, и мечтала перебраться к ней в Советский Союз.

Невероятную прыть и чрезвычайное благородство проявила тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, именно она помогла встрече сестер. Однако в те времена за всем следило недреманное око КГБ, и эти связи могли в дальнейшем пригодиться (Раневская очень боялась, что ее начнут вербовать на шпионскую деятельность). Когда Фаина от чистого сердца захотела поблагодарить Фурцеву за хлопоты, назвав ее «добрым ангелом», та в ответ отрезала, что она всего лишь «советский партийный работник». Прожила Изабелла в Советском Союзе недолго, похоронили ее на кладбище Донского монастыря, где впоследствии в 1984-м упокоится и сама великая артистка.

Привязанности

От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром - в едких письмах Татьяне Тэсс.


Память о Раневской сегодня

В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню — из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.


В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.


В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».

В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки.

Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.

В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).

Могила Раневской

Как уже говорилось, родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище - Донском. Именно Фаина завещала похоронить
себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка.

Но как и зачем она там появилась? Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.

Чтобы не утомлять вас подборкой цитат, предлагаем вашему вниманию попурри «Милая Фаина Раневская».


Согласно записи в метрической книге, Фаина (Фанни Фельдман) родилась 27 августа 1895 года. В паспорте же датой рождения значилось 27 августа 1896 года. Согласитесь, отмечать юбилей два года подряд - в духе Раневской.

По поводу происхождения ее псевдонима существует несколько версий. «Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла. У меня все валилось из рук. Так было всегда», - признавалась Фаина Георгиевна. Согласно второй версии ее спутник сравнил Фаину с героиней чеховской пьесы, увидев, как Фаина смеется над тем, что ветер вырвал у нее из рук деньги, и повторяет: «Как красиво они летят!» А может быть, причина кроется в том потрясении, которое испытала Фаина в 1913 году, увидев постановку «Вишневого сада» на сцене Московского Художественного театра... Этот псевдоним Фаина взяла предположительно в 1916 году, когда начала играть на сценах провинциальных театров Крыма, позднее, в 1917 или 1918-м она изменила свои фамилию и отчество в документах. Фаина Гиршевна Фельдман навсегда стала Фаиной Григорьевной Раневской.

Но несмотря на то, что в ее паспорте значилось: «Фаина Григорьевна Раневская», в жизни ее чаще всего называли Фаиной Георгиевной Раневской. И устно, и письменно. На вопрос, почему так случилось, Раневская отвечала: «Вот уж никогда не задумывалась над этим! Называют и называют - какая разница как! Может, мне хотят польстить? Ведь Гришка - Отрепьев, а Георгий - Победоносец!»

Родители Фаины Фельдман, ее брат и сестра Белла покинули Россию в 1917 году. После долгих лет разлуки Фаина Раневская повидалась с матерью и братом в 1956 году в Румынии. Отец к тому времени уже умер, а сестра жила в Париже и приехать не смогла. Правда, и с Беллой ей доведется увидеться и даже несколько лет прожить вместе. Спустя несколько лет Белла, оставшись одна на чужбине (после смерти мужа она из Парижа переехала в Турцию), пожелает воссоединиться с сестрой, и Фаина Георгиевна добьется для нее разрешения на въезд и проживание в Советском Союзе. Белла переехала в Москву и поселилась у сестры. Она была уверена в том, что ее сестра баснословно богата. Во всем, что касалось социалистической действительности, Белла была наивна, словно ребенок. Вместе им было трудно. Два совершенно разных человека. Разные судьбы, разные взгляды на жизнь, разные характеры. Судьба отвела сестрам Фельдман совсем мало времени на совместную жизнь - вскоре после переезда в Москву у Беллы обнаружили рак. Неоперабельный. Фаина Георгиевна самоотверженно заботилась о сестре, до последних дней старательно скрывая от нее правду о страшном диагнозе. В 1964 году Белла умерла и была похоронена на Донском кладбище. «Изабелла Георгиевна Аллен. Моей дорогой сестре» - было написано на ее надгробии.

Прозвище Фуфа, сокращение от имени Фаина, закрепилось за Раневской с 1930-х годов, но так ее называли только близкие друзья. Называя себя в переписке с кем-то Фуфой, она как бы подчеркивала переход на новый уровень отношений.

В середине 1930-х годов Раневская, Михоэлс и Вениамин Зускин оказались в Киеве. Там снимался фильм «Последний извозчик». Консультировал его Григорий Львович Рошаль, режиссером был Хонэ Шмаин. В главных ролях снимались Зускин и Фаина Раневская. Из слов дочери актера Аллы Зускиной я узнал кое-что об этом несостоявшемся фильме: «Я, разумеется, не видела даже фрагменты фильма, но знаю и помню, что Фаина Георгиевна бывала у нас в доме и до войны и после. А уж почему закрыли этот фильм - не знаю. Незабываема для меня теплота отношений Раневской и Зускина, но это я уже могла наблюдать в послевоенные годы».

В фильме «Последний извозчик» снимался Марк Бернес, игравший «мужа дочери» Зускина. Жену его сыграла Ксения Тарасова, замечательная, но сегодня забытая актриса. По неведомым причинам фильм этот так и не появился на экранах. В книге Глеба Скороходова можно прочесть воспоминания Раневской: «Мне довелось играть с таким гением, как Зускин, мы снимались в фильме "Последний извозчик"... У меня где-то сохранилась фотография - я ее сама придумала, - мы с Зускиным "молодые" новобрачные голубки с тупыми лицами, замершие перед объективом местного фотографа.

Раневская была очень дружна с Анной Ахматовой. Как-то ей довелось ухаживать за поэтессой, когда та была больна тифом, бережно хранила тетрадь со стихотворениями. Они обе любили прогуливаться по старому Ташкенту в котором жили во время эвакуации, поддерживали друг друга и, конечно, шутили.

Среди людей, к которым Раневская питала искреннюю дружбу, была Елена Булгакова, вдова Михаила Булгакова. Познакомились они в Москве, но сдружились уже в Ташкенте, где Елена Сергеевна тоже была в эвакуации. Раневская познакомила Булгакову и с Ахматовой, с которой та тоже подружилась, и потом, по возвращении в Ленинград, именно в квартире Булгаковой устраивались литературные вечера, где Ахматова читала свои стихи. В той же квартире они с Раневской прочли рукопись «Мастера и Маргариты», тайком полученную от Елены Сергеевны. Фаина Георгиевна очень возмущалась, слушая о препятствиях, которые власти чинили изданию произведений Булгакова. Еще когда она только вернулась в Москву из Ташкента, она сразу обратилась к нескольким известным писателям и артистам с просьбой помочь вдове Булгакова издать его произведения. И ей даже удалось привлечь к этому делу Святослава Рихтера, Арама Хачатуряна, Галину Уланову и Романа Кармена. А вот Ахматова в ходатайстве не участвовала - после постановления 1946 года она сама попала в «черный список» и уже никому не могла помочь.

Раневская любила природу средней полосы России, покорившую Чехова и Левитана, и все пыталась писать акварелью сама стволы деревьев, пруд и дождливое пасмурное небо. Пушкинское «наше северное лето - карикатура южных зим» было ей дороже солнечных полотен мастеров «победившего соцреализма». Поэтому, наверное, она так часто возила нас в Серебряный бор, в Комарово, любила дубовые рощи и овраг во Внуково. Там она гуляла с Павлой Леонтьевной по дорожкам, и они вместе смотрели на зелено-красную церковь у деревни Изварино.

Известная советская актриса Любовь Петровна Орлова называла Фаину Раневскую «мой дорогой Фей» или «Любимый Фей». Это Раневская уговорила сниматься Орлову в ее первом фильме: «Я стала сниматься в кино благодаря Раневской. Меня не отпускал театр в мой первый фильм, и я собиралась уже отказаться от съемок, но Фаина запретила мне делать это, доказывая, что кинематограф станет моей судьбой», - говорила Орлова.

Мало кто знает, но молодому Владимиру Высоцкому в театре не очень везло, ему почти не давали ролей (по крайней мере в театре им. Пушкина). Раневская как могла опекала юное дарование. Однажды Высоцкий сильно запил и не появлялся в театре несколько недель. Только благодаря заступничеству Фаины Георгиевны суровых последствий удалось избежать.

Турфирма «Золотые купола» (Ростов-на-Дону) предлагает всем желающим совершить экскурсию «Таганрог - моя первая любовь», посвященную великой русской актрисе Фаине Георгиевне Раневской, уроженке Таганрога. Экскурсия рассчитана на сутки. Экскурсантам предлагается посетить места, связанные с жизнью Фаины Раневской (Фельдман) в Таганроге и музейную выставку, в экспозиции которой представлены уникальные мемориальные предметы, иллюстрирующие жизненный и творческий путь актрисы. По окончании информационной части маршрута возможно посещение кафе «Фрекен Бок» (за дополнительную плату). Атмосфера этого небольшого уютного заведения возвращает посетителей в то время, «когда деревья были большими».

Василиса Иванова


Время на чтение: 10 минут

А А

О советской актрисе, именуемой одной из величайших актрис 20-го века, известно немало даже тем, кто не смотрел ни одного фильма с ее участием. Яркие изречения Фаины Георгиевны Раневской до сих живут в народе, и о «королеве второго плана» нередко вспоминают не только, как об умной женщине, умевшей зажечь сердца колкой фразой, но и как о сильной личности.

Фаина Раневская прошла сложный путь к известности — и, несмотря на второстепенные роли, стала знаменитой, благодаря своему характеру и потрясающему чувству юмора.

Детство, отрочество, юность

Рожденная в Таганроге в 1896-м году Фанни Гиршевна Фельдман, сегодня известная всем, как Фаина Раневская, не знала тяжелого детства. Она стала четвертым ребенком у своих родителей, Мильки и Гирша, считавшегося весьма зажиточным человеком.

Во владении отца Фанни были доходные дома, пароход и фабрика: он уверенно приумножал богатство, пока супруга следила за хозяйством, поддерживая идеальный порядок в доме.

Фаина Раневская в детстве; на фото справа — с братом

С ранних лет Фаина Раневская проявляла свой упрямый и необузданный нрав, ссорясь с братьями, игнорируя сестру, не испытывая особого интереса к учебе. Но все-таки она всегда добиваясь желаемого, вопреки своим комплексам (девочке с детства внушали мысль, что она – дурнушка).

Уже в возрасте 5 лет Фанни проявляла актерские способности (по воспоминаниям актрисы), когда любовалась в зеркале своими страданиями по умершему младшему брату.

Желание стать актрисой вросло в девочку корнями после спектакля «Вишневый сад» и кинокартины «Ромео и Джульетта».

Считается, что именно Чеховский Вишневый сад подарил Фаине Раневской ее псевдоним.

Видео: Фаина Раневская — Великая и Ужасная


Как все начиналось: первые шаги к мечте

Раневской было всего 17, когда грезившая о сцене МХАТа девочка заявила отцу о своих намерениях. Папа был непреклонен и потребовал забыть о глупостях, пообещав выгнать дочь из дома.

Раневская не сдавалась: вопреки воле отца, она убыла в Москву. Увы, взять студию МХАТа «нахрапом» не удалось, но Раневская не собиралась сдаваться.

Неизвестно, как бы сложилась судьба Фанни, если б не судьбоносная встреча: тоскующую у колонны девушку заметила балерина Екатерина Гельцер, которая решила приложить свою руку к судьбе несчастной нескладной девушки. Именно она познакомила Фаину с нужными людьми и договорилась о театре в Малаховке.

Как закалялась сталь…

Именно провинциальный театр стал первой ступенькой Раневской к славе и началом ее длинного пути служения искусству. Новой актрисе в труппе давали лишь крохотные роли, но и они дарили надежду на будущее. В выходные дни на выступления дачной труппы стекалась московская искушенная публика, и постепенно Фаина обрастала связями и знакомыми.

Отыграв сезон в провинциальном театре, Раневская отправилась в Крым: здесь, в Керчи, сезон был практически потерян – пустые залы вынудили актрису перебраться в Феодосию. Но и там Фаину ждали сплошные разочарования – ей даже не заплатили денег, попросту обманув.

Расстроенная и уставшая девушка бросила Крым и отправилась в Ростов. Она уже была готова вернуться домой и представляла, как будут насмехаться над «краткой биографией бездарности». Правда, и возвращаться-то уже было некуда! Семья девушки на тот момент уже покинула Россию, и начинающая актриса осталась в полном одиночестве.

Здесь-то и поджидало ее второе в жизни чудо: встреча с Павлой Вульф, которая взяла над Фаиной шефство и даже поселила ее у себя дома. Актриса до последних дней вспоминала Павлу с неизменной нежностью и благодарностью за строгость и жесткую науку.

Именно у Вульф Фаина постепенно училась превращать в истинные шедевры даже крохотные и ничего не значащие роли, за которые и сегодня боготворят Раневскую поклонники.

Голодающий Крым

Раздираемая на части страна стонала от Гражданской войны. Раневская и Вульф перебираются в Феодосию, которая уже совсем не похожа на курорт: в старинной Кафе царят хаос, тиф и лютый голод. Девушки берутся за любую работу, чтобы выжить.

Именно в те времена состоялось знакомство Фаины с Волошиным, который подкармливал их коктебельской рыбкой, чтобы актрисы не протянули ноги от голода.

Раневская на всю жизнь запомнила ужас тех лет, царивший на российском полуострове. Но она не оставляла свою месту и верила, что однажды еще сыграет свою главную роль.

Воля к жизни, чувство юмора, адекватная оценка реальности и упорство помогали Раневской на протяжении всей ее жизни.


Камера, мотор, начали: первый фильм и начало карьеры киноактрисы

Впервые Фаина Георгиевна снялась в кино лишь в 38 лет. И популярность ее росла, как снежный ком, что тревожило — и даже пугало актрису, которая боялась лишний раз выйти на улицу.

Более всего раздражало ее фраза «Муля, не нервируй меня», которую ей бросали вслед. Не менее обаятельной и запоминающейся стала Раневская в сказке «Золушка» (), а популярность немого кино «Пышка», ставшего ее кинодебютом, даже вышла за пределы страны. Всего актриса сыграла около 30-ти ролей в кино, из которых лишь одна стала главной – это была картина «Мечта».

Фаина Раневская в кинофильме «Весна»

В главных ролях Раневской нередко отказывали и из-за «семитской» внешности, но актриса относилась даже к этому факту с юмором. Чем тяжелее ситуации подкидывала жизнь, тем более искрометно и неподражаемо играла Раневская: сложности лишь закаляли и раззадоривали ее, немало способствуя раскрытию ее таланта.

Раневская запоминалась в любой роли, вне зависимости – была ли она врачом в Небесном тихоходе, или Лялей в Подкидыше.

1961-й год был ознаменован получением Раневской звания Народной артистки страны.




Немного о личной жизни…

Несмотря на достижения в кинокарьере и интеллектуальный блеск, Раневская сильно мучилась жгучей самокритикой: неуверенность в себе поедала ее изнутри. Вместе с одиночеством, от которого актриса страдала не менее сильно.

Ни мужа, ни детишек: обаятельнейшая актриса оставалась одинокой, продолжая считать себя «гадким утенком». Редкие увлечения Раневской не приводили к серьезным романам или замужеству, что сама актриса объясняла тошнотой даже от вида «этих мерзавцев»: все любовные истории превращались в анекдоты, и уже никто не скажет точно – были ли они на самом деле, или рождены сарафанным радио как обычные байки.

Впрочем, случались в ее жизни и серьезные увлечения, среди которых оказались (согласно свидетельствам очевидцев) Федор Толбухин в 1947-м году и Георгий Отс.

В целом, семейная жизнь не сложилась, и единственной любовью Раневской в старости стал бездомный пес Мальчик – именно ему она подарила всю свою заботу и любовь.

Факты, о которых не все знают…

  • Раневская ненавидела фразу про Мулю, и даже Брежнева пожурила, когда тот попытался пошутить на эту тему, как дразнящиеся пионеры.
  • Актриса была талантлива не только в игре на сцене, но и в рисовании пейзажей и натюрмортов, которые она ласково называла, рисуя очередной этюд или портрет — «натур и морды».
  • Раневская дружила с вдовой Булгакова и Анной Ахматовой, опекала молодого Высоцкого и обожала творчество Александра Сергеевича, даже врачам на вопрос «чем вы дышите?» отвечая – «Пушкиным!».
  • Раневская никогда не стыдилась своего возраста и была убежденной вегетарианкой (есть мясо, «которое любило и смотрело» актриса была не в силах).
  • В роли мачехи, которую Раневская сыграла в «Золушке», Шварц предоставил ей полную свободу – актриса могла по собственному желанию менять реплики и даже свое поведение в кадре.
  • Близкие друзья обращались к актрисе не иначе, как Фуфа Великолепная.
  • Именно благодаря Раневской, засияла на кинематографическом небосклоне звезда Любови Орловой, которая согласилась на свою первую роль с легкой руки Раневской.

Отдавшая всю свою жизнь театру и кино, актриса играла на сцене до 86-ти лет, когда она сыграла свой последний спектакль — и объявила всем, что больше не в силах «симулировать здоровье» по причине сильных болей.

Почитатели ее таланта и сильного характера по-прежнему оставляют цветы на могиле Фанни на Новом Донском кладбище.

Видео: Фаина Георгиевна Раневская. Последнее и единственное интервью