Самые сложные вопросы по русскому языку. Игровые задания на уроках русского языка

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

(Буквы)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)

Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)

1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)

2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре)

3. Назовите трехсложные слова (Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. (Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.

2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.

3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи ; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт ; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

5) Корова говорит «Му!», собака? «Гав!», кошка? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

(А) браты; (Б) брата; (В) братья ; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт ; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук ; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова - 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ


9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы - не обращать внимания ни на что

Море по колено - ничего не бояться

Тянуть кота за хвост - долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову - (быстро)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)


10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав прежде о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов. Вот, например, самый простой из подобных вопросов: «Чем одинаково кончаются день и ночь?». Все вы, наверное, будете думать о каком-нибудь природном явлении - зорьке, рассвете и закате, восходе и закате солнца и т. д. А на самом деле, оказывается, что в этой загадке речь идет всего-навсего о словах. О слове «день» и о слове «ночь». Теперь подумайте, чем они одинаково заканчиваются? Правильно, на конце каждого из этих слов пишется буква мягкий знак. А вот еще два примера подобных вопросов, связанных с тем, что при написании имеющиеся в них слова пишутся отдельно от предлогов, а в произнесении это, естественно, пропадает. Данные вопросы наверняка хорошо известны взрослым еще со школьной скамьи.Первый вопрос таков: «Что делал слон, когда был на поле он?». Правильный ответ - «Жевал траву». Но при произнесении слова «на поле он» слышатся как единое слово - Наполеон, поэтому все, кому загадывают эту загадку впервые, начинают недоуменно соображать, о каком слоне времен 1812 года идет речь. Второй вопрос - аналогичный первому, поскольку он связан с написанием и произнесением предлогов: «По чему Шаляпин ходил в шляпе?». Правильный ответ - «По земле». Но при произнесении предлог «по» сливается со словом «чему», поэтому первое слово звучит, как «почему?», придавая необычность всей фразе. Вот и в остальных вопросах этого задания имеется свой подвох. Поэтому прежде чем дать на них ответ, сообразите, о чем именно в каждой загадке идет речь, потому что большинство из них представляют собой очередное упражнение не сообразительность, связанное с особенностями слов русского языка.

  1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  3. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда.(Буква «О».)
  4. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
  5. Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)
  6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
  7. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
  8. Чем кончается все? (Буквой «Е».)
  9. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
  10. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
  11. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)
  12. Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом.)
  13. Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)
  14. Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
  15. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
  16. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
  17. Какой город летает? (Орел.)
  18. Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)
  19. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)
  20. Каких камней не найдется в море? (Сухих.)
  21. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)
  22. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит — соня.)
  23. Когда человеку минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)
  24. Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой.)
  25. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак.)
  26. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)
  27. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной — горошины не умеют ходить.)
  28. На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? (На мокрое.)
  29. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  30. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает ее через окно на улицу.)
  31. Какие часы показывают правильное время всего два разав сутки? (Те, которые остановились.)
  32. Без чего дом не построишь? (Без углов.)
  33. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)
  34. Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд.)
  35. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее.)
  36. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  37. За чем вода в стакане? (За стеклом.)
  38. За чем язык во рту? (За зубами.)
  39. Человек лег спать в 9 часов вечера, а будильник завел так, чтобы тот разбудил его в 10 часов утра. Сколько часов он проспит? (Один, поскольку будильник зазвенит уже через час.)
  40. Какое слово состоит из половины буквы? (Это слово «полка» - половина буквы «К».)
  41. Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»? (Зоя.)
  42. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  43. В каком случае дети и собака, забравшиеся под зонтик,не намокнут? (Если нет дождя.)
  44. Что можно подержать только в левой руке? (Правую руку.)
  45. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
  46. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)
  47. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать?(Когда два часа дня.)
  48. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
  49. Что не существует, но имеет название? (Ничего.)
  50. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)
  51. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
  52. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
  53. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
  54. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
  55. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)

Викторина «В мире грамматики»

Цель:

Прививать любовь к родному языку;

Закреплять знания и умения, полученные на уроках;

Воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

Развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

Расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

Формирование интереса к нему как к учебному предмету,

Повышение общей языковой культуры

Ход викторины Вводный этап

Ведущий . - Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране.

- Сегодня будут показывать свои знания и соревноваться 2 команды, учащиеся 8-9 классов:

«Острый ум» и «Любознайки».

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

4. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Представление команд

Название

Капитан команды

1 Конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (за каждый правильный ответ – 1б)

- Сколько букв в русском алфавите? (33).

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

- Сколько гласных букв? (10)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

2. Конкурс «Составь слово»

Ведущий: - Каждой команде раздаются карточки. В них зашифрованы названия животных. Необходимо поменять местами буквы, чтобы получилось слово.

КУТА – (утка)

ШАДОЛЬ – (лошадь)

НОКЬ – (конь)

СИНЬЯВ – (свинья)

КАШОК – (кошка)

ВЕЛ – (лев)

АСИЛ – (лиса)

ВЕДЬМЕД – (медведь)

3. Конкурс «Весёлая грамматика»

Ведущий. – Я сейчас буду называть словосочетания, вместо которых команды должны будут назвать одно слово – имя существительное.

(командам по очереди зачитываются словосочетания, за каждый правильный

ответ – 1б)

Например: весёлый человек – весельчак

А) Храбрый человек – храбрец

Б) Болтливый человек – болтун

В) Ленивый человек – лентяй

Г) Мудрый человек – мудрец

Д) Богатый человек – богач

Е) Сильный человек - силач

4. Конкурс «Половинки»

Ведущий: - Прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, …. (люби и саночки возить).

Век живи, ….. (век учись).

Делу время, …… (потехе час).

Без труда не вытащишь …….(и рыбку из пруда).

Труд человека кормит, ………(а лень портит).

Под лежачий камень ……… (вода не течет)

5. Конкурс «Вертолина» (для капитанов команд)

Ведущий: - На листе вы видите слово из 6 букв .

Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

6. Конкурс «Доскажи словечко». (Игра с болельщиками)

Ведущий: - Пока капитаны выполняют задние, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы.

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

7. Конкурс «Кто такой». Ведущий: - Каждой из команд необходимо подобрать к прилагательному подходящее по смыслу существительное. На размышление даётся 1 минута. Далее один из участников озвучивает правильный ответ. 1 команда. 2 команда Жадный ёж Ядовитая медведица Трусливый волк Пушистая змея Рогатый заяц Косолапая лиса Колючий олень Хитрая белка 8. Конкурс «Найди лишнее» Ведущий: - Каждой команде на карточках даны группы слов, среди которых спрятано лишнее. Его необходимо найти и объяснить, почему оно является лишним.

А). Дождь, снег, град, луна

Б). Тетрадь, книга, дневник, портфель

В). Увидеть, покрасить, краска, добежать

Г). Сад, садовник, всадник, садовый.

Д). Машина, трамвай, самолёт, автобус

Е). Столяр, садовник, грузовик, крановщик

9. Конкурс «Фразеологические обороты»

Ведущий по очереди зачитывает командам фразеологизмы, участники должны ответить и объяснить что же обозначает данный фразеологизм. За каждый правильный ответ – 1б.

10. Конкурс «Составь предложения из слов».

Ведущий: - Команды должны посовещаться и составить 1 предложение, используя все слова, записанные на карточке.

1 команда : дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во.

2 команда : у, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне.

10. Итоги. Награждение команд.

Ведущий : Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.