Диего муж фриды. История любви в картинах: Фрида Кало и Диего Ривера. Трагедия в жизни Фриды Кало

Два самых известных мексиканских художника Диего Ривера и Фрида Кало разделяли политические симпатии, творческие взгляды, порочные привычки, страсть к диким эксцентричным поступкам, а ещё знаменитые артисты были мужем и женой.

Знакомство художников

Совместная жизнь экзальтированных личностей представляла собой хаос и безумный карнавал, далекий романтической идиллии и поэтического единения душ – два эгоиста яростно любили друг друга и сражались на ниве творчества с момента судьбоносного знакомства до самой смерти.
Восемнадцатилетняя девушка стала жертвой страшной автомобильной аварии, провела целый год в больнице, пытаясь оправиться от множественных переломов ребер, конечностей, позвоночника.

Искалеченная и потерявшая возможность иметь детей женщина сумела встать на ноги, причем за месяцы, когда она была прикована к постели, Фрида отыскала собственное признание. По просьбе дочери Кало-старший принес в больницу кисти и краски, чтобы пациентке было, чем занять себя во время долгой реабилитации. В лежачем положении создавала Кало свои первые картины, изливая на холсте боль и горечь тоскующей души внутри изломанного тела. Спустя двенадцать месяцев из больницы вышла созревшая художница, которая будет страдать от болей до конца жизни и столько же времени шлифовать талант экспрессиониста. Свои работы амбициозная девушка отнесла на оценку мастеру Ривере, который к началу 1920-х уже был известен всей Мексике как выдающийся художник-монументалист, принимавший заказы как от правительства, так и частных клиентов. Опытный живописец сразу же разглядел дар в гостье, провозгласив: «Эта девочка – художник от рождения».

История любви

Между маститым монументалистом и начинающей экспрессионисткой существовала двадцатилетняя разница, которая их совершенно не смущала. Известный ловелас как раз разошелся с очередной любовницей, был свободен и с большим желанием увлекся молодой коллегой тяжелой судьбы и громадного таланта. Опытный Диего стал первой любовью, другом, наставником и настоящим партнером Фирды по жизни и творчеству. Свадьба состоялась в 1929-м, супружеская резиденция получила название «голубой дом» и служила центром богемы, творческой интеллигенции, представителей социально-общественных и политических движений мексиканской столицы. Мужа с женой объединяли искусство и политические убеждения, однако любовный темперамент супругов отличался кардинально.

Парадоксально, но большей любвеобильностью отличался старший на двадцать лет Ривера, старавшийся не пропускать ни единой юбки, а таковых в окружении звездного артиста всегда имелось в огромном количестве. Женщина страдала, мучилась, что не может родить любимому мужчине детей и удовлетворить его потребности, но потом поумнела, приняла правила игры, начав заводить собственные романы на стороне. Причем среди любовников ударившейся во все тяжкие дамочки встречались лица обоих полов. Теперь пришла очередь Диего ревновать, закатывать истерики, скандалы и приступы бешенства. Однажды ревнивец едва не застрелил изменницу, застав её в объятиях знакомого скульптора. Увлечение художницей стало причиной ссоры и разрыва отношений между супругами Кало-Ривера и революционером-иммигрантом Львом Троцким, который некоторое время проживал в «голубом доме», найдя себе здесь политическое убежище.

Разлука и смерть



Своего любимого человека Фрида описывала так: У меня было две катастрофы – сначала автобус, потом Диего. 18-летняя девушка находилась в салоне автобуса, когда тот столкнулся с трамваем, что для юной пассажирки обернулось кошмарными травмами и последовавшим годом ужасных страданий на больничной койке. Ривера также приносил боль и страдания, но за горем всегда приходила радость, очередная размолвка сменялась примирением. Пока терпению не пришел конец, хрупкие семейные отношения окончательно дали трещину - в 1939-м знаменитая пара решила развестись. Они больше не могли находиться вместе, но порознь им также оставаться было невозможно.

Интересные статьи


Пылкие натуры вытерпели лишь год, снова объявив о помолвке прямо из больничной палаты, куда угодила мексиканка, у которой обострились боли в позвоночнике. Правда, на этот раз женщина поставила жениху неожиданное условие: теперь их связь будет исключительно духовной – никаких физических контактов. В 1940-м состоялась вторая свадьба пылких художественных бунтарей, которые продолжили свои эпические семейные баталии до смерти Фриды Кало 13 июля 1954. Великой дочери мексиканского народа было 47 лет.
Когда любимая женщина покинула этот мир, убитый горем вдовец написал: Самый ужасный день в моей жизни. Я потерял свою любовь навсегда. Слишком поздно мне открылось, какое громадное место в моем сердце занимала любовь к Фриде, отношения с которой были самой главной частью моего мироздания.

Совместные фотографии

Главное наследие прославленных мастеров живописи – это великие картины, её экспрессионистские автопортреты, его эпические монументальные полотна. Правда, совместные фотографии легенд мирового искусства также заслуживают пристального внимания. Обязательно уделите время следующей коллекции лучших семейных фото Диего Риверы и Фриды Кало.






И Диего Ривера словно мексиканский сериал, посмотреть который можно было еще задолго до появления мыльных опер. Измены, битая посуда и вечные страдания - такой сценарий любви муж и жена писали собственными поступками. А потом брали в руки кисти и создавали шедевры. Их, кстати, до марта можно увидеть в Москве, на поистине уникальной выставке в Манеже. Главный экспонат которой кричащая, страстная и непостоянная любовь. Корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева пыталась разобраться в отношениях самой яркой пары мира искусства 20 века.

Густые брови, словно одна ниточка, и цветы в волосах. Образ Фриды Кало - это образ свободы, веры в людей, а еще болезненной любви. Она любила, страдала и снова любила, а центром ее жизни стал он - Диего Ривера. Их история в Манеже начинается с биографии. В жизни - со знакомства в Национальной подготовительной школе Мехико. Тогда ни 15-летняя Фрида, ни женатый Диего не подозревали, что станут самой яркой парой 20 века.

Терракотовый зал погружает в мир экспрессивной художницы Фриды Кало. Она встречает посетителей абсолютно открытая душой. На автопортрете, рядом с собой она поместила особенные для нее предметы: обезьянка была ей другом, собака - защитником, а скульптура напоминала о родине.

В поддержке Фрида нуждалась чаще, чем мог представить себе Диего. Она всю жизнь мечтала подарить мужу ребенка. На самой трагической картине Кало изобразила себя после второй неудачной беременности, когда она 13 дней провела в американском госпитале имени Генри Форда. И стала первой женщиной-художницей, которая обратилась к теме абортов и выкидышей.

«Она изображает себя: автопортрет в окружении символов из собственного символического словаря. Здесь улитка - время, которое течет очень медленно. Ребенок, которого она потеряла, - цветок. С одной стороны, это романтический подарок от Диего, а с другой, цветы - символ женской сути», - рассказала куратор выставки Катарина Лопаткина.

Фрида всю жизнь не могла иметь детей из-за страшной аварии. В автобус, в котором она ехала, врезался трамвай. В результате - год на больничной койке, множество переломов позвоночника и до конца жизни ортопедические корсеты. Но помимо физической боли на пути ее сопровождали душевные муки.

В 1934 году Фрида переживает сразу несколько сильнейших ударов. Третья прерванная беременность и измена мужа с ее сестрой Кристиной. Свою боль художница переносит на страшный, залитый красной краской холст под названием «Несколько царапин». Кало хоть и понимала неизбежность романов Диего, но переживала их очень тяжело. А для Риверы - это был третий брак, в предыдущих он также не стеснялся заводить любовниц. И даже признавался, что получал удовольствие от невыносимых страданий, которые причинял возлюбленным.

В 1937 году чувство мести победило сердце Фриды - она завела роман с бежавшим из СССР Львом Троцким . Их запретная связь была страстной, но недолгой. Измены постоянно преследовали семейную жизнь Фриды и Диего. Был даже развод. Но они снова сходились и продолжали разбивать сердца. Она, к примеру, не скрывала роман с танцовщицей Жозефин Бейкер, но оба всегда твердили, что были друг у друга единственными.

Работы Диего Ривера, на стенах, окрашенных в синий, сильно отличаются от картин Фриды. Здесь портреты и пейзажи в духе европейской классики, модернизма и народного мексиканского творчества. А вот «Славная победа» - огромное полотно, которое Советскому союзу он в 1954 году подарил лично. Такие разные люди и художники - как Фрида и Диего соединяются в центральном зале выставки. В моменты сильных депрессий Кало вела дневник. Уникальные письма из него можно увидеть под стеклом.

«Очень трогательно, что она никогда не жаловалась. Она интересовалась жизнью своих друзей, садом, кухней. Всегда старалась производить впечатление легкости. И это тоже требует особого понимания», - отметила коллекционер Анн-Мари Спрингер.

Насытившись историей всепоглощающей болезненной любви, можно отвлечься в зоне отдыха, которую в Манеже прозвали «фридамания». По центру - олень с головой Кало, пронизанный стрелами и ранами. Свою первую персональную выставку, буквально предсмертную, Фрида посетила на кровати. Больничную койку с тяжело больной художницей поместили прямо в середине экспозиции. А уже через год в ночь перед уходом из жизни, она подарила Диего кольцо. Кало купила его на годовщину их свадьбы. Утром, когда ее не стало, Ривера еще долго не мог в это поверить. А потот женился вновь. Через три года перестало биться и его сердце. Жестокое, но навсегда влюбленное в Фриду Кало.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ

«Муки моей любви продлятся всю жизнь…»

История любви двух выдающихся художников XX века - ФРИДЫ КАЛО и ДИЕГО РИВЕРЫ - полна драматизма, страстей и пронизана искусством, которому оба были преданы беспредельно

Они встретились впервые в 1923 году. Правительство Мексики обратилось к лучшим художникам страны с просьбой расписать зал приемов Подготовительной школы - самого престижного учебного заведения Мехико того времени. Руководил работами 36‑летний Диего Ривера, мастер монументальной живописи, известный не только на родине, но и в Америке и в Европе. Едва появившись в школе, этот толстый великан в неглаженых брюках с необычайно широким кожаным ремнем и в мятой ковбойской шляпе сразу же стал объектом насмешек. За ним буквально охотилась команда учеников, сла­вившихся своими проделками. В этой компании была и Фрида Кало. Ривера, который, несмотря на свою внешность - даже друзья называли его «людоед», - обладал невероятным обаянием и час­то приводил с собой в школу разных красоток. Чаще других здесь бывала Лупе Марин, на которой он вскоре женился, и модель и художница Науи Олин. Юная Фрида, как в одном из интервью вспоминал позже Ривера, обожала, спрятавшись в темном уголке у колонны, кричать, если рядом с Диего на лесах была Лупе: «Эй, Диего, а вот и Науи». А если рядом с художником была Науи, то: «Осторожно, Диего, Лупе идет!» Ривера был уверен, что эта девочка, выглядевшая лет на десять-двенадцать, хотя ей было пятнадцать, ревновала его уже тогда.

Вторая их встреча произошла пять лет спустя, к тому времени Диего уже расстался с Лупе. «Как-то, работая над одной из фресок, - вспоминал он в автобиографии «Мое искусство, моя жизнь», - я услышал девичий голос:
- Диего, сойдите-ка сюда, пожалуйста! У меня к вам важное дело.
Я повернулся и посмотрел вниз. Там стояла девушка лет восемнадцати. Изящное гибкое тело, нежное лицо, длинные волосы, темные густые брови, сросшиеся на переносице, пара удивительных карих глаз. Когда я спустился, она сказала:
- Я пришла не из-за какого-то пустяка. Мне нужно зарабатывать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы вы взглянули на них профессиональным взглядом. Только будьте откровенны, ведь я не могу позволить себе заниматься этим из тщеславия. Здесь у меня три картины. Посмотрите их?
- Ладно, - сказал я и последовал за ней…
Картины незнакомки Ривере очень понравились. Было абсолютно ясно: эта девушка - настоящий художник. Он выразил ей свое восхищение. Она тут же предложила ему посмотреть и другие ее работы и, пригласив в свой дом в Койоакане, пригороде Мехико, представилась: «Фрида Кало». Только тогда Ривера вспомнил, что уже встречал эту девушку раньше.

Красота, ум и жизнелюбие
В ближайшее воскресенье он приехал в Койоакан, в дом, где жила Фрида, ее сестры, старшая Матита и младшая Кристина, и родители - известный фотограф Гильермо Кало, в 1891 году перебравшийся в Мек­сику из Германии, и его супруга - красавица Матильда, внучка испанского генерала.
Таких женщин, как Фрида, он не встречал никогда, хотя романов у него было множество и женат он был уже дважды - на русской Ангелине Беловой и мексиканке Лупе Марин. У Диего было четверо детей, среди них и дочь от еще одной русской - художницы Марии Воробьевой-Стебельской, которую все звали «Маревна». Во Фриде Риверу поразили ее своеобразная красота, недетский ум и необыкновенное жизнелюбие. Он и представить не мог, сколько страданий выпало на долю этой девятнадцатилетней девушки. Когда ей исполнилось шесть лет, в ее жизнь пришла первая беда - полиомиелит. Девять месяцев девочка провела прикованной к постели.

В 1925 году восемнадцатилетнюю девушку настиг новый удар судьбы. 17 сентября на перекрестке у рынка Сан-Хуан в автобус, в котором ехала Фрида, врезался трамвай. Один из железных обломков вагона проткнул Фриду насквозь на уровне таза и вышел через влагалище. «Так я лишилась девственности», - говорила она. После аварии ей рассказали, что ее нашли совершенно голой - с нее сорвало всю одежду. Кто-то в автобусе вез пакет с сухой золотой краской. Он порвался, и золотой порошок покрыл окровавленное тело Фриды. И из этого золотого тела торчал кусок железа.
У нее в трех местах был сломан позвоночник, переломаны ключицы, ребра, тазовые кости. Правая нога сломана в одиннадцати местах, ступня раздроблена. Целый месяц Фрида лежала на спине, закованная в гипс с головы до ног. «Меня спасло чудо, - рассказывала она Диего. - Потому что по ночам в больнице вокруг моей кровати танцевала смерть».

Неравный брак
Еще два года она была затянута в специальный ортопедический корсет. Первая запись, которую она сумела сделать в дневнике: «Хорошо: я начинаю привыкать к страданию». Чтобы не сойти с ума от боли и тоски, девушка решила рисовать. Родители сколотили ей специальный подрамник, чтобы она смогла рисовать лежа, и прикрепили к нему зеркало - чтобы было кого рисовать. Двигаться Фрида не могла. Рисование так увлекло ее, что однажды она призналась матери: «Мне есть ради чего жить. Ради живописи».

Едва окрепнув, Фрида решила показать свои работы настоящему художнику. Великий Диего Ривера, над которым она подшучивала в школе, был единственным живописцем, которого она знала. Она не боялась услышать от него, что ее работы никуда не годятся. Она вообще уже ничего не боялась. Первой прогулкой, которую она совершила, когда смогла ходить, была поездка на автобусе на рынок Сан-Хуан.

С каждым днем Диего всё больше привязывался к этой маленькой, хрупкой девушке - такой талантливой, такой сильной. 21 августа 1929 года они поженились. Ей было двадцать два года, ему - сорок два.

В 1932 году, который супруги провели в Детройте, Фрида забеременела. Ей очень хотелось иметь ребенка. Одна попытка - это было еще в Мексике - закончилась неудачей. При ее здоровье роды могли закончиться трагически. Врачи советовали ей сделать аборт, но она всё же решила рискнуть. Роды, как и предполагали врачи, прошли неудачно, и Фрида навсегда потеряла возможность стать матерью. Ривера назвал этот день трагедией Фриды. Он проводил в больнице у жены долгие часы, пытаясь ее утешить. И как много лет назад, ее спасло искусство - Диего принес Фриде в больницу холст и краски. И она снова начала рисовать. Ривера был в восторге: его Фрида становилась настоящей художницей!

Жизнь как она есть
В их доме редко бывало тихо. Диего пользовался огромным успехом у женщин, всегда был окружен поклонницами и никогда не отказывал им во внимании. Сексуальная свобода была ему необходима, она служила мощным творческим импульсом. Фрида безумно его ревновала. А он, взяв за правило ничего не скрывать от жены, рассказывал ей о своих увлечениях. При этом мысль о том, что и она может ему изменить, приводила его в ярость. Фрида постепенно привыкала к такому положению дел, но в 1934 году Диего перешел все границы - изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной, которая ему позировала. Двойное предательство вынести было невозможно. Фрида никому не сказала о боли, раздиравшей ее душу, единственным «документом» тех дней стала ее картина: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами, а рядом, с ножом в руке, стоит тот, жестокий и равнодушный, кто и нанес эти раны. «Всего-то несколько царапин» - так с присущей ей иронией назвала Фрида свою картину. После случая с Кристиной Фрида решила, что они с Риверой должны какое-то время пожить порознь.

Этот шаг дался Фриде нелегко. «В том, что случилось, есть и моя вина. Я не поняла, что ему нужно, я воспротивилась неизбежному…» - писала она. Ривера, как казалось Фри­де, несильно тосковал по ней: он, как и прежде, много работал и так же влюблялся в своих натурщиц. Пытаясь заставить его ревновать, Фрида отправилась в Нью-Йорк и там открыто, на виду у журналистов, флиртовала с мужчинами. Более того, пошли слухи и о ее лесбийских приключениях. В 1936 году Фрида познакомилась со скульптором Исаму Ногути, другом Риверы. Диего наконец не выдержал: застав Фриду в обществе Ногути, он выхватил пистолет, но, к счастью, никого не застрелил.

В 1937 году в Мексику приехал Лев Троцкий с женой, и Ривера, преклонявшийся перед «трибуном русской революции», попросил Фриду приютить его. Фрида еще в 1928 году вступила в коммунистическую партию, правда, через год, после исключения Диего, вышла из ее рядов, но оставалась верна своим убеждениям. Ее героями были вожди мирового рабочего движения: Маркс, Ленин, Мао Цзэдун. И конечно же, приезд Троцкого, изгнанного из сталинской России, стал для нее огромным событием. Яркая, остроумная, обаятельная художница покорила Льва Давидовича. Он увлекся ею как мальчишка: писал записки, назначал свидания. Наверное, и Фрида откликнулась на его чувство. Но тут вмешалась жена Троцкого, Наталья Седова. Убедив супруга, что эта страсть не добавит ему авторитета в глазах мирового пролетариата, она настояла на том, чтобы покинуть этот гостеприимный, но оказавшийся для них столь опасным дом.

Развод и снова свадьба
В конце 1939 года Фрида и Диего развелись официально. «Мы нисколько не разлюбили друг друга. Просто я хотел иметь возможность делать что хочу со всеми женщинами, какие мне нравились», - писал Диего в автобиографии. А Фрида в одном из писем признавалась: «Не могу выразить, до чего мне плохо. Я люблю Диего, и муки моей любви продлятся всю жизнь…»

24 мая 1940 года произошло окончившееся неудачей покушение на Троцкого. Подозрение пало в том числе и на Диего Риверу. Предупрежденный Полетт Годдар, он чудом избежал ареста и сумел уехать в Сан-Франциско. Там он написал большое панно, на котором изобразил Годдар рядом с Чаплином, а недалеко от них… Фриду в одежде индианки. Он вдруг понял, что их расставание было ошибкой.

Фрида перенесла развод тяжело, ее состояние резко ухудшилось. Врачи посоветовали ей отправиться на лечение в Сан-Франциско. Ривера, узнав, что Фрида находится в одном с ним городе, немедленно приехал ее навестить и заявил, что собирается снова на ней жениться. И она согласилась вновь стать его женой. Однако выдвинула условия: у них не будет сексуальных отношений и финансовые дела они будут вести раздельно. Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. Вот такой странный брачный контракт. Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ.

8 декабря 1940 года, в день 54-летия Риверы, Фрида Кало и Диего Ривера сочетались законным браком во второй раз. «Никто никогда не поймет, как я люблю его, - написала Фрида в дневнике. - Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… и не мешал жить так, как ему нравится. Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего».

Увы, здоровья у нее оставалось всё меньше. Фрида мно­го времени проводила в больницах, носила не снимая специальные корсеты. Но не сдавалась, работала и по-прежнему страдала: поклонницы не оставляли ее Диего в покое.

Последнее «прости»
В 1950 году состояние Фриды резко ухудшилось. Ее положили в больницу, где она провела год, закованная в корсет. За это время ей сделали семь операций. Ривера был потрясен мужеством, с каким его жена терпела страшные боли, и как мог скрашивал ее существование. Их друзья вспоминали, как трогательно Диего, отказавшись от всех заказов, ухаживал за Фридой, пел ей и танцевал вокруг ее больничной кровати.

Отныне Фрида могла передвигаться только в инвалидной коляске. Когда в 1953 году в Мехико, в Музее современного искусства, открылась ее первая большая выставка, она уже не вставала с постели. Но она так долго мечтала об этой выставке, что решила обязательно быть на ее открытии. Тысячи почитателей ее таланта, собравшиеся в музее, овацией приветствовали свою любимицу, которую санитары вынесли из машины «скорой помощи» и положили на празднично украшенную кровать. «И я теперь знамени­тость, не только Ривера!» - шутила она.

В том же году ей до колена ампутировали правую ногу - началась гангрена. «С присущим ей мужеством, - вспоминал Ривера в автобиографии, - она, узнав о гангрене, потребовала произвести ампутацию как можно быстрее. Это была ее четырнадцатая операция за шестнадцать лет. После операции мне часто звонила медсестра, которая за ней ухаживала: «Фрида рыдает и говорит, что хочет умереть». Я немедленно бросал работу и мчался к ней, чтобы утешить. В конце концов при­шлось установить круглосуточное дежурство».

Последнее «прощай»
Она не ожидала от Риверы такой преданности. Диего, как и прежде, был только ее! 13 июля 1954 года Фрида умерла во сне, как бывает с очень счастливыми и хорошими людьми. Ей было 47 лет. И только шесть из них она прожила без боли. Последняя запись в дневнике Фриды Кало: «Я с радостью жду ухода и надеюсь, что уже никогда не вернусь».

Гроб с ее телом установили во Дворце изящных искусств в Мехико и покрыли его знаменем Коммунистической партии Мексики. Кто-то сказал, что такова была ее воля. Но выяснилось, что ни о чем таком она не просила.

Ривера тяжело переживал уход Фриды. Он надолго перестал работать, запил. Сестра Диего, Мария дель Пилар, в своих мемуарах писала, что Фрида, умирая, позвала к себе давнюю помощницу и агента Риверы, Эмму Уртадо, и та обещала ей, что после смерти Фриды она выйдет за Диего замуж и будет заботиться о нем. Фрида знала, что Диего не сможет жить без женщин. Через год после смерти художницы, в 1955 году, Диего и Эмма, как и просила Фрида, поженились.

Фрида как будто бы предчувствовала, что будет с ее Диего. Он действительно не смог бы обойтись без забот Эммы: врачи обнаружили у него рак. Его лечили в СССР, но безуспешно. Знаменитый мексиканский художник умер 24 ноября 1957 года. Последним его желанием было, чтобы его кремировали и прах смешали с прахом Фриды, однако его просьбу не выполнили. Ривера, который при жизни, уходя, всегда возвращался к своей Фриде, был разлучен с ней после смерти, в угоду политике. Его торжественно, при огромном стечении народа, похоронили на кладбище Сан-Долорес, в Ротонде славных имен...

Благодарим журнал «Gala биография» за помощь в подготовке материала

История любви: Фрида Кало и Диего Ривера. Искусство, предательство и любовь «В моей жизни было две страшных катастрофы. Первая – это автомобильная авария, которая навсегда искалечила меня. Вторая – это Диего», - так отзывалась знаменитая мексиканская художница Фрида Кало о своем муже Диего Ривере. И действительно, по накалу страстей и драматизму их отношения иногда были больше похожи на войну, чем на брак, но при этом роман Фриды и Диего является примером одной из самых трогательных историй любви между двумя яркими выдающимися личностями. Жизнь Фриды Кало с самого начала была трагичной. Еще в детстве ее правую ногу поразил полиомиелит, что лишило ее возможности полноценно двигаться, а в возрасте 18 лет она стала жертвой ужасной дорожной аварии. Все ее тело было повреждено настолько, что доктора сомневались, сможет ли она вообще выжить. Этот несчастный случай навсегда изменил ее жизнь. С самых ранних лет она мечтала стать врачом, но ей пришлось расстаться с этой мыслью навсегда. Чтобы отвлечься от постоянных приступов мучительной боли и хоть чем-то занять себя во время долгих месяцев, проведенных в больнице, Фрида начала рисовать. Через год после аварии она наконец оправилась настолько, что врачи решились выписать ее из больницы. Благодаря своему новому увлечению рисованием, Фрида познакомилась с известным фотографом и актрисой Тиной Модотти, которая дружила с уже знаменитым в то время художником Диего Риверой. Фриде довелось встречать Диего еще в школе, где он работал учителем. Уже тогда он произвел на нее впечатление, и она поклялась себе, что однажды сможет завоевать его внимание. И вот, почти шесть лет спустя, ее детские фантазии стали сбываться. Тина познакомила ее с Диего, который, лишь взглянув на картины Фриды, сразу понял, что у нее есть талант. Но его заинтересовал не только художественный дар девушки, но и она сама. Диего не оставили равнодушным ее необыкновенный ум и редкая красота. В 1929 году, когда Фриде было 22 года, они поженились. Мать Фриды, которой не нравился Диего, язвительно назвала этот брак «женитьбой слона на голубке», из-за того что жених был на 20 лет старше и в два раза больше невесты. Год женитьбы стал для Диего также годом всемирного признания, слава о его картинах начала распространяться далеко за пределы Мексики. Молодожены отправились на несколько лет в США, где работы Диего были особенно популярны. В то время Фриду воспринимали просто как милую жену гения, но все изменилось в 1932 году. Так получилось, что все значительные повороты в жизни этой женщины всегда были связаны с трагедиями. Она забеременела, но из-за состояния своего здоровья потеряла ребенка. Тогда она написала шокирующий автопортрет «Мое рождение», который и положил начало ее известности как художницы. Увы, но ни всемирная слава, ни взаимная любовь не стали залогом счастья для этой талантливой и неординарной пары. Диего очень любил свою жену, но он также любил и женщин вообще. Уставшая от его постоянных измен, Фрида и сама начинает нарушать супружескую верность, как с мужчинами, так и с женщинами. После нескольких лет разъездов в 1934 году они возвращаются в Мексику, по большей части по настоянию Фриды, которая скучает по родной стране. И именно здесь их поджидает очередная катастрофа, которая разрушит их брак: у Диего начинается роман с юной красавицей Кристиной, младшей сестрой Фриды. В 1940 году Фрида и Диего разводятся. Получив свободу, они оба завязывают бесконечные любовные интрижки. Но с возрастом здоровье Фриды становится все хуже и хуже, ее все чаще мучают невыносимые боли. Диего переживает за ее состояние. В 1950 году они поженятся вновь, и Диего до самого конца будет заботиться о своей жене, чтобы облегчить ее страдания. Он останется с ней вплоть до ее смерти в 1954 году. Верный самому себе и своей слабости к прекрасному полу, Диего опять женится спустя год после смерти Фриды, а в 1957 году он умирает. Перед смертью он выражает свою последнюю волю: он просит, чтобы его кремировали, а прах смешали с прахом его возлюбленной – Фриды Кало. Диего Ривера: «13 июля 1954 года стал самым ужасным днем в моей жизни. Я навсегда потерял любимую Фриду. Моя любовь к ней было самым чудесным, что когда-либо случалось со мной».


История любви экспрессивной художницы Фриды Кало и эксцентричного монументалиста Диего Ривера насколько драматична, настолько полна настоящих искренних чувств. История их любви – невероятный пример того, как любящий человек, даже страдая от физической боли, умеет ставить во главу угла не собственные переживания, а чувства к другому человеку.

Побеждая боль

В 1907 году в Мехико в семье эмигранта-еврея и испанской красавицы родилась будущая художница Фрида Кало. Живая, подвижная девочка, в 6 лет переболев полиомиелитом, хоть и осталась на всю жизнь хромой, но не потеряла бойкости характера и силы духа.


Второе испытание ей было уготовано в восемнадцать лет. В результате страшной аварии, в которую попал автобус с Фридой, ее тело было буквально раздроблено: поврежден позвоночник, ребра, кости таза. Последствия этой трагедии останутся с Фридой на всю жизнь, заставив несколько лет провести в постели без движения, научиться терпеть и заглушать непереносимую физическую боль, и воспитать в себе необыкновенную силу духа.


Возможно, от отца-фотографа Фриде передалось образное восприятие жизни и желание выразить это на бумаге в виде картин. И ее неординарная живопись, наполненная яркостью красок и некоторой мрачностью образов, стала выражением ее мира, ее души и боли, и ее спасением.
Несмотря на резкие черты лица и специфичность натуры, Фрида обладала притягательностью для мужчин. Жизнерадостность, острый ум и чувство юмора сделали её просто неотразимой: мужчин она очаровывала уже при первой встрече.

Как можно знать, что нам готовит встреча


Будущий муж Фриды, Диего Ривера, по своему был схож со своей любимой женщиной разительным отличием внешних данных с глубиной и масштабностью личности. Огромного роста, совершенно нескладный, с торчащими в разные стороны волосами, но необыкновенно заразительный в своем обаянии, харизматичности и чувственности. К моменту знакомства с Кало, Диего уже был известен как художник-монументалист. Он получал частные заказы на свои работы и выполнял государственные заказы от правительства Мексики.


Помимо успешной карьеры в сфере искусства, Ривера с 1922 года состоял в коммунистической партии, несколько раз посещал Советский Союз и был ярым сторонником идей коммунизма. Уровень его личности в политической сфере настолько заметен, что в круг его общения входят маститые современники, такие, например, как Владимир Маяковский, который не раз бывал у него в доме.

Благодаря живописи состоялось знакомство Фриды и Диего. Восстановив силы после аварии, Кало привезла на оценку маститому живописцу свои работы, написанные во время болезни. «Эта девочка – художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению» - так скажет Ривера о работах юной Кало.


На момент их знакомства Диего был свободен и с удовольствием отдался увлечению дерзкой молодой художницей Кало. Двадцатилетняя разница в возрасте только добавляла необычности этой и без того неординарной паре.

В 1929 году Фрида и Диего поженились. Но даже свадьба была необычной – веселое гулянье неожиданно обратилось в пальбу жениха по гостям из ружья. Молодая супруга была настолько шокирована и напугана, что вернулась обратно к родителям. Но Диего сумел получить прощение и забрал жену. Их семейная жизнь продолжается в доме, которой впоследствии стал называться «голубым домом», став местом встреч богемы, представителей искусства и различных общественных движений.

С тобой несчастна я, но без тебя не будет счастья



Их отношения были переполнены эмоциями и страстью, что как бурные воды, то поднимали на волнах безудержной любви, то разбивали о непонимание и ссоры. Будучи любимцем женщин, даже после брака с двадцатилетней Фридой, он не спешил менять свою жизнь и вычеркивать бывших подруг, что приносило невероятные страдания женскому самолюбию Кало. Она в свою очередь, обладая острым языком и будучи задетой его отношением, не сдерживала эмоций в критике его художественных работ.

Еще одной трагедией их пары было отсутствие детей. Невозможность Фриды выносить ребенка из-за тяжелых травм так и не позволила испытать ей счастье быть матерью. Большим ребенком она часто называла своего мужа, изображая его на своих картинах в образе младенца.


Измена мужа с младшей сестрой Кало явилась еще одним ударом. Картина с изрезанной и истекающей кровью женщиной стала итогом страданий ее души от этого поступка. Измены Ривера подтолкнули Фриду к увлечениям на стороне. Застав жену в объятиях американского скульптора, Диего еле сдержался, чтобы не застрелить обоих.


Влюбленность в Кало Льва Троцкого, друга Диего, жившего в их доме, стала одной из причин разыгравшейся в последствии драмы. Троцкий с женой бежали в Мексику из России как опальные эмигранты и нашли приют в доме Риверы и Кало. Русский коммунист по-настоящему увлекся необыкновенной художницей, но роману суждено было быть раскрытым, Троцкий покинул дом бывшего друга и был убит в глуши мексиканских трущоб.

Мы разошлись, чтоб оказаться снова вместе

Семейные отношения все больше давали трещину, и в 1939 году супруги решают развестись. Фрида уезжает в Америку, пытается забыться в череде романов, но вскоре попадает в больницу со страшными болями в позвоночнике. Картина, написанная в период развода, изображает саму Фриду в двух ипостасях – счастливую с образом Диего и сломленную, с иглой в руке.


Узнав о состоянии Кало, Диего немедленно приезжает в больницу и… снова делает ей предложение. Она принимает его, но в этот раз ставит странные условия – между ними не будет физических контактов, и друг от друга они будут полностью финансово независимы, кроме совместной оплаты дома. Диего настолько хочет возвращения Фриды, что принимает любые ее условия. Возвращаясь в их общий дом, он регулярно получает от Фриды послания любви. В 1940 году состоялась их вторая свадьба.


Последние годы жизни Кало вела дневник, полный ее записей, воспоминаний и признаний в любви к мужу. «Если бы у меня было здоровье, я все его отдала бы Диего» - так пишет Фридо о главной любви своей жизни.

Прежде, чем уйти, она напишет последнее, что еще держит ее здесь, на земле. Нет, она не берет краски. Как настоящий Поэт, которым она была в жизни и в живописи, она возьмет ручку. И как настоящая Женщина, которой она была вопреки всем своим страхам, она напишет свою балладу о любви:

… В слюне

в затмении

Во всех строчках

Во всех красках

во всех кувшинах

В моей груди

снаружи, внутри…

ДИЕГО в моих устах в моем сердце в моем безумии в моем сне в промокательной бумаге в кончике пера в карандашах в пейзажах в еде в металле в воображении в болезнях в витринах в его уловках в его глазах в его устах в его лжи.


Фрида Кало умерла 13 июля 1954-го года. Она была одна в своем доме в Кайокане. Письмо с этим поэтическим обращением передадут Диего за несколько дней до его собственной смерти.

Для всех поклонников творчества Фриды Кало ещё .