Календарь православных праздников на сентябрь. На великой вечерне

Сентябрь 2016 будет богат различными церковными событиями и православными праздниками, которые важны для каждого верующего. Наш календарь православных празднеств на сентябрь поможет вам отслеживать эти события.

Существует всего 12 самых главных православных праздников . В сентябре 2016 года будет целых два важных события для христианского мира. Во-первых, это Воздвижение Креста Господня, а, во-вторых, рождение Девы Марии. В сентябре начинается новый этап, который символизирует начало начал — то, с чего начинается вся история про благочестивую девушку Марию, которой суждено будет родить сына. Именно ему будет наречено спасти мир от всего нечистого и темного.

Самые важные праздники сентября 2016 года

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября. Это двунадесятый праздник, который отмечается примерно с 4 века, поэтому может называть одним из самых древних. Его смысл понятен и ясен любому, кто знаком с библейской историей и ее событиями. Это дань памяти дню, в который появилась на свет Матушка Заступница, без которой не смог появиться бы Иисус Христос, посланник Бога.

Родители Девы Марии — Иоаким и Анна, жили в Назарете. У них не было детей, что считалось плохим знаком в те времена. Они уже отчаялись, когда пред ними явились ангелы и сказали, что Господь ждет от них ребенка, благодаря которому будет спасен мир. Они услышали, что это будет девочка, которую назовут Марией. Через 9 месяцев появилась на свет Божия Матерь. Иоакима и Анну почитают в православии и католицизме, так как они являются источниками, родителями Богородицы.

Воздвижение Креста Господня. Это двунадесятый праздник, который в 2016 году будет праздноваться 27 сентября . Дата эта неизменна и постоянна. Смысл праздника очень прост — отдается дань уважения самому распространенному христианскому символу — кресту. Воздвижение означает поднятие над головой этого символа. Во всех православных церквях в этот день священники будут поднимать крест над собой, словно озаряя всех пришедших на проповедь прихожан светом любви Божьей.

Обязательно посетите церковь в этот день или прочтите молитвы «символ веры», «живые помощи» или «отче наш». «Символ веры» — это главная молитва в этот день, ибо крест — это символический знак, который ассоциируется с крестом, на котором был распят Иисус Христос, наш Спаситель.

Другие праздники сентября 2016 года

  • 1 сентября : день памяти мученика Андрея Стратилата. Это был римский воин, который принял веру в Христа, несмотря на то, что был изначально на стороне его врагов. Был казнен вместе со своими учениками.
  • 2 сентября : день памяти библейского пророка Самуила, который принес в мир много знаний о Боге и не отрекся от своих идей, несмотря на множество проблем.
  • 3 сентября: день памяти апостола Фаддея, а также преподобного Авраамия Смоленского. Первый был мучеником и принял смерть, неся веру в Христа и его учения. Авраамий же — это русский святой, автор многих икон и свидетель многих чудес.
  • 6 сентября: собор всех Московских Святых. Включает в себя 542 мучеников, проповедников. Они хранят наше государство и наш народ от бед и войн, от голода и ужаса.
  • 8 сентября: праздник Сретения Владимирской иконы пресвятой Богородицы. Икона была прислана на нашу землю в 1131 году. В 1155 году была перенесена во Владимир Андреем Боголюбским.
  • 11 сентября: усекновение главы Иоанна предтечи. Иоанн Креститель — это альтернативное библейские имя пророка, который крестил самого Иисуса Христа а Иордане. Ему отрубили голову слуги Ирода за то, что он пытался обличить их господина. Это великий праздник, которым заканчивается церковный год.
  • 14 сентября: церковное новолетие. Это своеобразный новый год, который знаменует собой начало цикла церковных праздников. Посетите церковь в этот день, чтобы попросить Господа нашего о счастье и о том, чтобы он даровал нам силы.
  • 15 сентября: день почитания Калужской иконы Божьей Матери.
  • 17 сентября: день памяти иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
  • 22 сентября: поминание отца и матери Пресвятой Богородицы — Иоакима и Анны.
  • 29 сентября : день почитания иконы Божией Матери «Призри на смирение».

Истинные верующие люди соблюдают не только многодневные, но и однодневные посты, о которых многие забывают. Однодневные посты в сентябре 2016 года: 7, 9, 14, 16, 21, 23 и 30 сентября.

Мы желаем вам светлого и доброго начала нового церковного года. Пусть Бог услышит ваши молитвы и поможет обрести счастье. Ходите в храм, читайте молитвы с утра и на сон грядущий, а также соблюдайте посты. Живите активной православной жизнью и помните, что добро — это прямая дорога к свету, Богу и счастью. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

02.09.2016 07:22

Один из главных церковных праздников, именуемый Воздвижением Креста Господня, имеет богатую историю и множество традиций, ...

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина.

Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами (в V в. - Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. - преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».

В честь праздника совершается всенощное бдение.

На великой вечерне:

Праздник Рождества Богородицы имеет на две группы стихир, принадлежащим разным авторам. Первая группа стихир, т.е. 1-я, 2-я и 3-я стихиры, надписанные именем "Сергия патриарха", начинает обозрение празднуемого события с самых недосягаемых небесных высот. Стихиры усматривают в рождении Пресвятотй Богородицы прежде всего появление нового престола для Божества, появление нового неба (1-я стихира); затем, как бы спускаясь с неба ближе к земле, называют родившуюся чертогом Света, книгой Слова Божия, дверью Великого Первосвященника (2-я стихира); наконец, празднуемое событие воспевается и в его земной конкретности, как подобное прежним чудесным рождениям, хотя и превосходящее их рождение от неплодной Девы, Которая имела родить уже совершенно бессеменно (3-я стихира).

Если первая группа стихир рассматривает празднуемое событие по его мировому (космическому) значению, изображает, что это событие сделало с миром в его целом, то вторая группа стихир суживает эту беспредельно-широкую точку зрения и останавливается на значении события для человечества, описывая все блага, дарованные через него "нам". Так, 4-я стихира "Днесь неплодная врата отверзаются" изображает полученные нами через празднуемое событие блага в общих чертах, как начавшееся плодородие божественной благодати и как соединение земного с небесным. 5-я стихира "Днесь всемирныя радости провозвещение" ближе указывает значение события для человечества в том, что с рождеством Богоматери окончилось неплодие человеческой природы через то, что она, чуждая Божией природе, как тварная, усвоена ею. 6-я стихира "Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу" рассматривает следствия события для человечества во временной перспективе, между двумя крайними пунктами времени: началом человечества и его бесконечным концом: как воссоздание человечества, даровавшее ему вместо заслуженного тления бесконечную жизнь.

Читаются три. Первая паремия из книги Бытия (28, 10—17) — о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий. Вторая паремия (Иез. 44, 2-4) — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паремия (Притч. 9, 1-11) — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

Совершается. Стихиры на литии рассматривают событие преимущественно с исторической точки зрения и главным образом по его значению для павших прародителей (это в каждой стихире); особенно стихиры останавливаются на том следствии, которое имело событие по отношению к смерти и жизни, к аду и раю; но одна стихира (2-я) занимается значением события для развития на земле девства и чистоты, прикровенно указывая на тесную связь этого подвига с чаянием вечной жизни.

Стихиры на стиховне - .

По Трисвятом - трижды

На утрене:

Тропари на Бог Господь - дважды, Слава и ныне - тот же тропарь.

По поется величание праздника: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.

Прокимен Богородицы, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.

По 50 псалме поется.

Первый канон праздника — святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй — святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

Катавасия — ирмосы ближайшего великого праздника - Воздвижения: (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.).

На 9-й песни Честнейшую не поем, но поются припевы праздника: Величай душе моя, преславное рождество Божия Матере и другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

На Литургии:

Антифоны поются изобразительные.

Тропари по входе - , Слава и ныне - .

Поется Трисвятое

Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Как важнейшая песнь в честь Богородицы и на важнейшей из служб, литургийный прокимен берется из песни Самой Богородицы, а стих к нему из продолжения этой песни.

Вместо Достойно поется задостойник праздника - ирмос 9-й песни канона

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.

Следующий день после праздника (9/22 сентября) посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне.

Начало Успенского поста. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа включительно. Это строгий пост: вкушение рыбы разрешается лишь 19 августа – в день Преображения Господня. Этим постом церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Этот праздник утвердился в Константинополе. Существовал обычай износить честное древо Креста для освящения мест из-за часто бывающих в августе болезней. Народ окрестил этот праздник Медовым Спасом. Церковь в этот день освящает мёд и цветы. В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причём всё с мёдом. Важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным. Также следует святить воду в такой день, целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и второе название спаса – Маковей.

Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). Не только горожане, но и цари мирились со словами правды этого юродивого. Гроб с Василием, скончавшимся в этот день, несли царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий. Через два года на месте его захоронения был заложен Покровский собор в память покорения Казани, известный ныне как храм Василия Блаженного. Этому чудотворцу молятся о прозрении слепых, об улучшении зрения у детей, считается, что он оберегает от пожара и от поражения молнией.

Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудо­творца. Основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и дал ему общежительный устав. Он считается основоположником монашества в Новгороде. Скончался в 1147 году.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великий двунадесятый праздник. В конце пути земной жизни Иисус
Христос открыл ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. После этого он преобразился: лицо его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Преображением Иисус Христос показал ученикам славу своего божества для того, чтобы они во время его грядущих страданий и крестной смерти не поколебались в вере в него – единородного Сына Божия. Преображение – это начало обновления человеческой души.
Второй спас – Яблочный. В храмах происходит освящение плодов (овощей и фруктов), после чего их разрешается употреблять в пищу. Считалось, что тот, кто съест яблоко до Яблочного Спаса, не получит яблока в райском саду. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться. В этот праздник обычно молятся за детей.

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566). В 1429 году они основали мужской монастырь на Соловецком острове Белого моря. Это был крупный духовный центр русского православия. В годы советской власти Соловецкий монастырь стал лагерем для политзаключённых. Первыми из них были архиереи и сотни православных священников. Все священнослужители и последователи православной веры были расстреляны в конце двадцатых годов. В 1991 году Соловецкий архипелаг был целиком возвращён Церкви.

Иконы Божией Матери «Толгская» (1314). Перед этой иконой молятся об избавлении от засухи, бездождия, а также при болезнях ног и бесновании.

22 августа
l Апостола Матфия. Первоначально святой Матфий был избран в число 70 апостолов, а по вознесении Господа по жребию был причислен к лику 12 апостолов вместо Иуды Искариотского. Проповедуя, он творил множество чудес, исцелял слепых, хромых, прокажённых, изгонял злых духов и воскрешал умерших. Ему молятся о покровительстве семейного очага.

Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Он был великим учителем христианской жизни, обладая даром прозрения, многое предсказал из судеб России. Скончался в 1783 году, от его мощей подавались бесчисленные исцеления.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Один из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Успением праздник называется потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а в основном называется так за короткое пребывание её тела во гробе, так как через три дня она была воскрешена Господом и вознесена на небо. Пресвятая Богородица – заступница за весь человеческий род.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного образа (убруса) Господа Иисуса Христа (944). Есть библейская легенда о чудесном исцелении сирийского царя Авгаря, больного проказой. Прокажённого исцелил Нерукотворный образ, который отпечатался на полотнище, когда Христос утёр им своё лицо. Отсюда и название – Спас нерукотворный, Спас на полотне, Холщовый Спас. Этот, третий Спас, в народе называли Ореховым или Хлебным Спасом. Ореховым – потому что к этому дню обычно созревают орехи. Хлебным – потому что заканчивается жатва хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. В церковь православные несут на освящение хлеб и орехи. С этим днём связаны поговорки: «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

Иконы Божьей Матери «Всецарица». Перед иконой «Всецарица» молятся об исцелении от раковых заболеваний, о вразумлении людей, увлекающихся магией, оккультизмом и т. п.

Донской иконы Божьей Матери (в память избавления от татар в 1591 году). Эта чудотворная икона много раз помогала русским вои­нам, впервые – в битве на Куликовом поле. Образ, написанный Феофаном Греком, в день битвы находился среди русского войска. После победы икона была передана донскими казаками в дар князю Дмитрию Донскому. В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской. В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Фёдор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконою. Татары, устрашённые какой-то невидимою силою, покинули поле битвы. В благодарность государь основал монастырь, названный Донским. Эту икону почитают как защитницу Земли русской. Ей же молятся от нашествия иноземцев.

Петровской иконы Божьей Матери, которая была написана митрополитом Московским Петром в 1307 г. Она ещё при жизни святителя ознаменовала себя чудотворениями. В 1325 г. Петровская икона была перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. В 1613 г. она была при избрании на престол юного царя Михаила Романова.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Празднование иконы совершается трижды в год: 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Каждый из этих праздников был установлен в честь торжественных крестных ходов в Москве с этой иконой во время важных событий в истории нашей родины, когда заступничество Пресвятой Девы проявилось наиболее ярко. С ней связывают спасение от страшного завоевателя Тамерлана в 1395 году, который неожиданно бежал, «гонимый силою Пресвятой Богородицы». На месте сретения (встречи) иконы был построен Сретенский монастырь. Перед «Владимирскою» древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. К этой иконе обращались и во время сильных пожаров.

Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

В этот же день празднуется память преп. Моисея Мурина. Святой Моисей жил в IV веке в Египте. В молодости он был главарём разбойников и совершил множество грехов, в том числе – убийства невинных людей. По великой милости Божьей раскаялся и ушёл в одну из пустынных обителей, где жил праведной жизнью. Около 400 года погиб от рук разбойников, напавших на обитель.