Русский флот во время царствования императрицы екатерины ii. Российская история в зеркале изобразительного искусства Какой флот был при екатерине 2
16
РЕФЕРАТ
по истории
Начало основания Сева стополя
2009
Содержание
1. Екатерина II
2. Позор фрегата "Рафаил" и бессмертие брига "Меркурий"
1.
Екатерина
II
1783 год -- год основания города немеркнущей славы Севастополя -- будущей главной базы флота и отечественного Черноморского флота.
Еще в конце 1782 года императрица Екатерина II приняла решение о создании Черноморского военного флота и своим указом от 11 января следующего года предписала Адмиралтейств-коллегий: «Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у нашего Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина. На проезд его Клокачева всемилостивейше пожаловали мы 2000 рублей, да сверх того покуда при командовании там флотом останется, до назначения туда адмирала, производить ему на стол по 200 рублей на месяц. Мы не применем назначить и других флагманов в команду его. Адмиралтейств-коллегия долженствует по требованиям его вице-адмирала подавать ему всякое зависящее от нее пособие». Основным ядром создаваемого флота стали действующие эскадры фрегатов и «новоизобретенных кораблей» Азовской флотилии.
К этому времени Ф. А. Клокачев имел заслуженный авторитет опытного моряка, боевого адмирала и считался одним из самых образованных и порядочных людей своего времени.
Одновременно с созданием Черноморского флота решался и другой важный вопрос. Учитывая, что за прошедшие годы Турция многократно нарушала обязательства, принятые ею по Кючук-Кайнарджийскому договору, продолжала через своих агентов волновать жителей Крыма и Кубани, разжигать междоусобные раздоры в ханстве, князь Г. А. Потемкин провел переговоры с ханом Шагин-Гиреем и склонил войти «под державу Всероссийскую». Обосновывая значение закончившихся переговоров в укреплении позиции России на юге страны, он закончил свой доклад Екатерине II по данному вопросу такими словами: «Всемилостивейшая Государыня! Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит... с Крымом достанется и господство в Черном море».
8 апреля 1783 года императорским манифестом было объявлено об удовлетворении просьбы хана Шагин-Гирея и принятии Крымского ханства, а также Тамани и всей Кубанской стороны под российскую корону.
«
Божиею поспешествующею милостию мы, Екатерина вторая, императрица и самодержица всероссийская, московская, киевская, владимирская, новгородская, царица казанская, царица астраханская, царица сибирская, государыня псковская и великая княгиня смоленская, княгиня эстляндская, ли-фляндская, корельская, тверская, югорская, пермская, вятская, болгарская и инных; государыня и великая княгиня нова-города низовския земли, черниговская, рязанская, полоцкая, ростовская, ярославская, белоозерская, удорская, обдорская, кондийская, витепская, Мстиславская и всея северныя страны повелительница, и иверския земли, карталинских и грузинских царей и кабардинския земли, черкасских и горских князей и инных наследная государыня и обладательница:
В прошедшую с Портой Оттоманской войну, когда силы и победы оружия нашего давали нам полное право оставить в пользу нашу Крым, в руках наших бывший, мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению добраго согласия и дружбы с Портой Оттоманской, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портой в прежнем татар состоянии.
Не достигли мы, однако, и в пределах той части Империи нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от нас дарованному.
Избранный ими в таковой перемене бытия их самовластный хан вытеснен был из места и отчизны пришельцем, который готовился возвратить их под иго прежнего господства. Часть из них слепо к нему прилепилась, другая не была в силах противоборствовать.
В таковых обстоятельствах принуждены МЫ были для сохранения целости здания, нами воздвигнутого, одного из лучших от войны приобретения, принять благонамеренных татар в наше покровительство, доставить им свободу избрать себе на место СагибТирея другого законного хана и установить его правление; для сего нужно было привесть военные силы наши в движение, отрядить из них в самое суровое времй знатный корпус в Крым, содержать его там долго и, наконец, действовать противу мятежников силою оружия, отчего едва не возгорелась с Портой Оттоманской новая война, как то у всех в свежей памяти.
Благодарение Всевышнему! Миновала тогда сия гроза признанием со стороны Порты законного и самовластного хана в лице Шагин-Гирея. Произведение сего перелома обошлось Империи нашей недешево; но МЫ, по крайней мере, чаяли, что оное наградится будущею от соседства безопасностью. Время, да и короткое, воспрекословило, однако ж, на деле сему предположению.
Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от нас не сокрыты, принудил нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди татар, когда деятельное многих лет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их ко вкушению плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для НАС беспокойствам, убыткам и утруждению войск наших.
Свету известно, что, имея со стороны нашей толь справедливые причины не один раз вводить войска наши в Татарскую область, доколе интересы государства нашего могли согласовать с надеждою лучшею, не присвояли МЫ там себе начальства, ниже отмстили или наказали татар, действовавших неприятельски против воинства нашего, поборствовавшего намерению в уту-шение вредных волнований.
Но ныне, когда, с одной стороны, приемлем в уважение употребленные до сего времени на татар и для татар знатные издержки, простирающиеся, по верному исчислению, за двенадцать миллионов рублей, не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно нам учинилося, что Порта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях татарских, и именно: на острове Тамане, где чиновник ея, с войском прибывший, присланному к нему от Шагин-Гирея хана с вопрошением о причине его прибытия публично голову отрубить велел и жителей тамошних объявил турецкими подданными; то поступок сей уничтожает прежние наши взаимные обязательства о вольности и независимости татарских народов, удостоверяет нас вяще, что предложение наше при заключении мира, сделав татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за татар произойти могущие, и поставляет нас во все те права, кои победами нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полной мере до заключения мира: и для того, по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между Империями Всероссийской и Оттоманской заключенный, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших, решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону.
Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо, за себя и преемников Престола нашего, содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно, и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых наших подданных требуем и ожидаем мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностию, усердием и благонравием уподобиться древним нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую нашу милость и щедроту.
»
-
Екатерина
-
8 апреля 1783 года
Это позволило начать освоение Ахтиарской (ныне Севастопольской) гавани, принятой ранее для базирования флота. Началась подготовка фрегатов и других судов для перехода и постоянного базирования в Ахтиарской гавани. Согласно ведомости тех лет от 13 апреля 1783 года, состав эскадры, назначенной в поход для этой цели, представляется в следующем виде: в подразделении под вице-адмиральским флагом должны идти фрегаты «Девятый» и «Тринадцатый», бомбардирский корабль «Азов», шхуны «Победослав» и «Измаил», поляка «Патмос». Во главе с контр-адмиралом пойдут фрегат «Десятый», корабль «Хотин», шхуна «Вечеслав», поляка «Екатерина» и палубный бот «Битюг». В конце месяца поляки заменили фрегатами. На побережье Крыма прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля Капорский и Днепровский полки, на которых была возложена охрана берегов полуострова.
Прибывшие войска заняли ранее подготовленные укрепления, дооборудовали их, построили жилые помещения и образовали центральный магазин-склад.
Несколько дней спустя, ярким солнечным утром 2 мая, в обширную Ахтиарскую гавань вошла первая русская боевая эскадра в составе одиннадцати судов под флагом командующего новым флотом вице-адмирала Ф. А. Клокачева. В ее состав входили «новоизобретенные» корабли «Хотин» и «Азов», 44-пушечные фрегаты «Девятый», «Десятый», «Двенадцатый», «Тринадцатый» и «Четырнадцатый», три вооруженных шхуны и бот.
Гром артиллерийского салюта и грохот отдаваемых якорей свидетельствовали о практическом выполнении манифеста императрицы о включении Крыма в состав России, начале создания Черноморского флота и основании города-крепости Севастополя. Офицеры и команды зимующих здесь фрегатов «Осторожный» и «Храбрый» капитана 1 ранга И. М. Одинцова, а также прибывшие части сухопутных войск торжественно встретили эскадру.
Командующий флотом отдал приказ командирам кораблей капитально располагаться в гавани с учетом предстоящей зимовки. Для этой цели была выбрана Южная бухта, где каждое судно получило постоянное место для стоянки и участок на берегу для постройки казарм и других необходимых помещений. В связи с медленным развертыванием дел по строительству кораблей на Херсонской верфи Г А. Потемкин приказал Ф. А. Клокачеву передать Севастопольскую эскадру во временное командование контр-адмиралу Томасу Федоровичу Мекензи, а «самому без промедления убыть для налаживания судостроения в Херсон».
В последующие дни командующий флотом развернул энергичную деятельность по организации предстоящего базирования кораблей в Ахтиаре, налаживании корабельной службы в новых условиях, предупреждения враждебных действий турецкой агентуры и по другим сторонам жизни эскадры. 8 мая он отбыл в Херсон. За два дня до отъезда адмирал отправил донесение вице-президенту Адмиралтейств-коллегий в Петербурге графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, где докладывал о занятии гавани и в части ее оценки писал: «При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению. Вошедши и осмотревши, могу сказать, что при всей Европе нет подобной сей гавани -- положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов, ко всему тому же сама природа также
устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть военную и купеческую...»
О графе И. Г. Чернышеве следует сказать, что он с 4 июня 1769 года в течение 28 лет являлся вице-президентом Адмиралтейств-коллегий при номинальном президенте этого ведомства -- великом князе Павле Петровиче, назначенном на должность еще в восьмилетнем возрасте. Фактически он осуществлял руководство флотскими делами тех знаменательных лет и единственный в России имел воинское звание генерал-фельдмаршала от флота. Это звание он получил в 1796 году, причем император Павел I пожаловал его с примечанием: «генерал-адмиралом ему не быть».
Деятельность И. Г. Чернышева отличалась завидным многообразием. До назначения в 1763 году членом Адмиралтейств-коллегий и изменения присвоенного ему ранее звания генерал-поручик на вице-адмирал он занимал должности министра, посланника в Дрездене, Вене и Париже, затем стал главным директором в Комиссии о коммерции и мануфактуре и, наконец, в 1761 году был назначен чрезвычайным и полномочным послом в Аугсбурге на генеральном зерном конгрессе. Закончил свою жизнь этот много повидавший человек в 1797 году в Риме.
Выполняя задание Г. А. Потемкина, получившего после присоединения Крыма почетный титул «светлейшего князя Таврического», контр-адмирал Мекензи, оставшийся старшим в Севастополе, развернул строительство порта с адмиралтейством, городских строений и дополнительных крепостных сооружений. На западном берегу Южной бухты корабельные команды и солдаты гарнизона строили из местных материалов казармы, служебные помещения и небольшие домики для офицеров, сажали деревья, обозначали будущую Екатерининскую улицу. В начале июня заложили и в течение лета 1783 года построили первые четыре каменных здания: адмиральский дом, пристань, часовню и кузнечную мастерскую будущего адмиралтейства. Двенадцатого июня Ф. А. Клокачев отправил с нарочным донесение в Петербург, в котором докладывал о состоянии дел, начале судоремонтной деятельности и строительстве Адмиралтейства в Ахтиарской гавани.
Специальным указом от 10 февраля 1784 года Екатерина II предписала князю Г. А. Потемкину усилить работы «по строительству большой крепости Севастополь, где должно быть Адмиралтейство и верфь для первого ранга кораблей, порт и военное поселение»
. Под постоянным надзором светлейшего князя Таврического строительные работы в порту и городе осуществлялись довольно быстрыми темпами.
«
Именный указ
Данный екатеринославскому и таврическому генерал-губернатору князю Потемкину об устройстве новых укреплений по границам Екатеринослав-ской губернии
10 февраля 1784 года
Как с распространением границ Империи Всероссийской необходимо нужно сообразить обеспечение оных, назнача по удобностям новыя крепости и уничтожа те, кои сделалися ныне внутренними, то вследствие того мы, по разсмотрении Ваших представлений, объявляем сим волю нашу.
Первое: начиная с пределов Екатеринославскаго Наместничества, где оное граничит с Польшею, устроить следующия укрепления:
1- е. Небольшое, но прочное укрепление при впадении реки Тясмин в Днепр, где оба берега сей реки начинают быть российские;
2- е. Крепость Ольвиапольскую, ради трех государств, столь близко граничащих;
3- е. Укрепление небольшое на устье реки Нигула к стороне Очаковской округи, как для обезпечения жителей, так ради прикрытия магазинов, кото-рыя во время войны с турками тут быть долженствуют;
4- е. Херсон, где имеют быть запасы большие для Адмиралтейства, сухопутных войск и осадной артиллерии;
5- е. Днепровскую крепость на Збуриевском лимане, где быть верфи военных и купеческих судов;
6- е. Кинбурн, о котором уведомлены МЫ от Вас, что он приведен в надлежащее состояние;
7- е. Перекоп, оставляя, как он есть, а только с наружным поправлением;
8- е. Евпаторию, или Козлов, небольшое укрепление, от котораго содержать батарею у Сербулата, как одних только мест, для приставания судам в том краю удобных;
9- е. Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение;
10- е. Балаклаву, исправя, как оная есть, и содержа стражу ея поселенными тут греческими войсками;
11- е. Феодосию, или Кафу, поправя старые замки и снабдя их артиллери-ею;
12- е. Вместо Керчи и Еникаля -- сильную крепость под именем Воспор, у Павловскаго редута, при входе в Воспор Киммерический;
13- е. Фанагорию, довольно сильное укрепление на острове Тамане;
14- е. Блокгаус у Еничи, где переезд на Арбатскую стрелку;
15- е. Ейское укрепление, приведя оное в доброе состояние.
Второе: строение сих укреплений препоручаем МЫ в главное ведомство и распоряжение Ваше, повелевая Вам при сочинении на каждое из них планов представлять НАМ и смету о суммах, на содержание их потребных, дабы МЫ об отпуске их могли дать НАШИ предпцсания.
Третье: по надобности линию Моздокскую связать с сими укреплениями, продолжа оную до Тамана, повелеваем Вам, чрез кого Вы разсудите за благо, сделать надлежащий и обстоятельный осмотр и потом НАМ со мнением Вашим представить.
Четвертое: остающиеся внутри пределов Государства город Таганрог, крепость Святыя Елисаветы и прочия, по старой и по новой линии лежащия, отныне крепостями не почитать, а оставить и их, в каком они ныне состоянии; относительно сделанных доныне в оных землях укреплений, обращая их во внутренние города или посады или как, по их состоянию и свойству в них жителей, остаться они могут; что ж касается до гарнизонов и артиллерии, об оных Вы распорядитесь по лучшему Вашему усмотрению.
22 февраля 1784 года императорским манифестом было объявлено об открытии для всех народов, в дружбе с империей нашей пребывающих, в пользу торговли их с верными нашими поддаными, наряду с Херсоном и Феодосией, одаренного прекрасной морской пристанью города Севастополя, известного до сего под названием Ахт-Яр». К этому времени в бухте базировалось уже три десятка боевых судов.
»
13 августа 1785 года высочайшим рескриптом были утверждены первые официальные штаты Черноморского флота и адмиралтейства. По ним состав крупных судов молодого флота устанавливался в количестве двух 80-пушечных и десяти 66-пушечных линейных кораблей и двадцати фрегатов 50, 32 и 22-пушечных рангов. Больших фрегатов утверждалось восемь единиц, а остальных -- по шесть. Меньших по размерам судов штатами регламентировалось 23 единицы. Это количество продержалось шесть лет, в 1791 году количество линейных кораблей увеличилось до пятнадцати. Царский рескрипт предост и т.д.................
Идея создания большого флота на Чёрном море возникла сразу же после окончания Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Памятуя о том, что турки никогда «не ставили себе в стыд» отказываться от своих собственных слов и постановлений, трактуя их по своему усмотрению, русская императрица Екатерина II резонно рассудила, что «полезнее всегда было, когда говорили с ними сильным тоном», для чего следовало укреплять там военное присутствие, в том числе и на Чёрном море. Однако маломерные суда Азовской флотилии были не способны противостоять турецкому флоту в открытом море.
С. Торелли. Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами. Фрагмент. 1772 г. Государственная Третьяковская галерея
В связи с этим 11 (22) декабря 1775 г. был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. Предусматривалась постройка «двадцати больших военных кораблей с надобными для них малыми». С этой целью командующему Азовской флотилией вице-адмиралу А.Н. Сенявину предписывалось обследовать Днепровский лиман для отыскания удобного места под сооружение верфей.
В июле 1776 г. командующим Азовской флотилией и начальником всех работ на Дону был назначен участник Чесменского сражения контр-адмирал Ф.А. Клокачёв. Под его руководством за год в Таганроге было построено семь фрегатов и бомбардирский корабль. А на следующий год решили продолжить изыскания, начатые Сенявиным в соответствии с указом от 11 (22) декабря 1775 г., для чего генерал-контролеру С.Б. Шубину было поручено приискать место для кораблестроения на Днепре. Он остановился на местечке Александр-шанц, расположенном недалеко от урочища Глубокая пристань, в 30 верстах от устья реки. Здесь и решили заложить верфь.
Контр-адмирал Клокачев Федот Алексеевич
На верфи предписывалось иметь не менее 15 эллингов, расположенных достаточно близко друг к другу для удобства окружения их совместно с адмиралтейскими зданиями системой защитных укреплений.
Указом императрицы от 31 марта (11 апреля) 1778 г. строительство флота на Чёрном море было отдано на попечение новороссийскому генерал-губернатору генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потёмкину.
Князь Григорий Александрович Потемкин. Гравюра А. Сассо по рисунку Г. Бозио. 1784 г.
18 (29) июня высочайше повелевалось на месте верфи у Александр-шанца основать порт и город Херсон. Здесь под руководством генерал-поручика флота И.А. Ганнибала началось сооружение эллингов для строительства кораблей.
26 мая (6 июня) 1779 г. там был заложен первый 60-пушечный линейный корабль «Св. Екатерина» и начата закладка ещё четырех эллингов. А для того чтобы «обезопасить себя на будущие времена от опасного соседства с очаковской крепостью», указом Екатерины II от 21 июля (1 августа) Адмиралтейств-коллегии было предписано часть судов Азовской флотилии, базировавшихся в Керчи, исключая необходимые для защиты пролива, перевести в Херсон. Это решение обосновывалось ещё и тем, что Днепровский лиман предполагалось использовать как главную базу создаваемого флота. Осенью того же года туда перешли пять фрегатов и два бота.
В это время обострение противоречий по крымскому вопросу заставило Российский кабинет искать пути и способы их разрешения. В Зимнем дворце зрел план присоединения Крыма к России.
В октябре 1782 г. в Крым вступили российские войска под командованием генерал-поручика Антона Богдановича де Бальмена, который распределил их по полуострову и занял Ахтиарскую бухту. А.В. Суворов укрепил Кинбурн, прикрывающий Днепровский лиман, и заставил ретироваться в море турецкий флот под предводительством самого капудан-паши.
Принятые меры сдержали агрессивные устремления турок и усмирили крымских татар. Но стало совершенно ясно, что независимость Крыма долго не просуществует. Рано или поздно Крым станет или турецким, или российским. Выбора для Екатерины II не оставалось, что беспрестанно внушал ей Г.А. Потёмкин. «По сим обстоятельствам польза Вашего Императорского Величества, — писал он, — требует занимать то, чего никакая сила из рук Ваших отнять не в состоянии и чего требует необходимость, то есть взять навсегда полуостров Крымской... Порта не упустит, выждав свободное время, захватить сей полуостров в свои руки. Тогда тяжелее он будет России, нежели теперь... Я уверен, что они не осмелются высадить в Крым войска, когда он будет назван русским, ибо сие было бы начать прямо войну».
По его мнению, присоединение Крыма решило бы целый ряд проблем. Это привело бы к созданию непрерывной границы между Чёрным и Азовским морями, что коренным образом изменило бы саму оборону южных рубежей; усилило бы влияние России на Чёрном море, в руках которой оказались бы контрольные функции за устьями Дуная и Днепра.
Не менее важным аргументом в пользу присоединения Крыма было то обстоятельство, что там находилась превосходная Ахтиарская бухта, не имеющая ограничений по вместительности судов любого класса, с прекрасными климатическими и метеорологическими условиями, что делало её первоклассной базой для создаваемого Черноморского флота. В отличие от Днепровского лимана, где российские корабли в любое время могли быть заблокированы турецким флотом, из Ахтиарской бухты всегда имелся свободный выход в море.
Взвесив все «за» и «против», Екатерина II начала интенсивную дипломатическую и военную подготовку к присоединению Крыма к Российской империи.
8 (19) декабря 1782 г. секретным указом она повелела Коллегии иностранных дел рассмотреть вопрос о присоединении Крыма и завершении дел с Портою, а также «начертать генеральную систему в рассуждении поведения нашего со всеми другими державами».
Проанализировав военно-политическую ситуацию в Европе и учитывая возможную реакцию каждой из европейских держав, Коллегия иностранных дел пришла к выводу о настоятельной необходимости присоединения Крыма, указав на благоприятные к тому обстоятельства. При этом оговаривалось, что уступка Турцией Крыма будет мера вынужденная и, следовательно, необходимо предпринять все усилия, чтобы Порта постоянно чувствовала угрозу возмездия. На этом основании был сделан вывод, что «содержание на Черном море почтительного флота долженствует для нас быть лучшим залогом оттоманской доброй веры в наблюдении обетов ея.
Действительное на Черном море появление из оного 12 линейных кораблей и многих фрегатов, кои пред Константинополем лучшими стряпчими тяжбы нашей служить могут». Но здесь же было замечено: «Однако нельзя нам не чувствовать, что для всегдашнего обуздания турков нужно иметь другой военный порт, откуда бы во всякое время свободный выход иметь было можно... Настоящее занятие Ахтиарского порта представляет собой и лучший случай к утверждению там твердой ноги и к приведению его в образ и оборону военной пристани».
В результате напряженной дипломатической работы и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи.
Портрет императрицы Екатерины II — законодательницы в храме Фемиды. Последняя треть XVIII в. Неизвестный художник
Во исполнение рекомендаций Коллегии иностранных дел и Г.А. Потёмкина, Екатерина II повелела вице-адмиралу Федоту Алексеевичу Клокачёву, назначенному в январе 1783 г. «для командования флотом, заводимым на Черном и Азовском морях», обследовать Ахтиарскую бухту на предмет возможности базирования в ней кораблей Азовской флотилии и всего создаваемого Черноморского флота. Для этих целей туда из Керчи был отправлен фрегат № 8 (впоследствии — «Осторожный») под командованием капитан-лейтенанта Ивана Берсенёва.
Получив донесение Берсенёва об удобности Ахтиарской бухты, Клокачёв отдал команду кораблям Азовской флотилии сняться с якоря и начать переход из Керчи в Ахтиарскую бухту. 2 (13) мая 1783 г. авангардный отряд флотилии в составе четырех фрегатов, бомбардирского корабля, полаки, шхуны и бота вошёл в бухту.
Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту
Клокачёв пришёл в восторг от увиденного в Ахтиаре и в одном из своих донесений сообщал: «Подобной еще гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т.е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место».
Того же мнения был и Потёмкин, который в письме императрице от 13 июня писал: «Не описываю о красоте Крыма, сие бы заняло много время, оставляя для другого случая, а скажу только, что Ахтияр лутчая гавань в свете. Петербург, поставленный у Балтики, северная столица России, средняя — Москва, а Херсон Ахтиярский да будет столица полуденная моей Государыни. Пусть посмотрят, какой Государь сделал лутчий выбор».
В Ахтиарской бухте под руководством контр-адмирала Томаса (на русской службе — Фомы Фомича) Мекензи началось строительство новой базы для флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона.
Контр-адмирал Мекензи Фома Фомич
Сегодня дату входа сил Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту принято считать днём основания Севастополя и Черноморского флота. Однако следует заметить, что юридические решения по этим вопросам состоялись несколько позже.
После подписания 2 (13) февраля 1784 г. документов об окончательном присоединении Крыма к России, в тот же день был подписан указ об учреждении Таврической области. А уже 10 (21) февраля был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение». Таким образом, Севастополь официально стал основным местом пребывания строящегося Черноморского флота, торговым портом и крепостью. К переходу в Севастополь готовились корабли, сошедшие со стапелей Херсона.
Вид Севастополя. Альбом «Восточная война». Флоренция, 1856.
Таким образом, именно эту дату следовало бы считать за основание города Севастополя. Формальным документом, закрепившим образование Черноморского флота, стал указ императрицы от 13 (24) августа 1785 г. об утверждении его штата. Согласно этому штату Черноморский флот должен был состоять из двух 80-пушечных, десяти 66-пушечных линейных кораблей; восьми 50-пушечных, шести 32-пушечных, шести 22-пушечных фрегатов; пяти 12-пушечных судов и восьми транспортов с общей численностью личного состава 13 504 человека.
Этим документом и было юридически закреплено образование Черноморского флота. Командование флотом поручили его основателю — наместнику императрицы на юге России генерал-фельдмаршалу князю Г.А. Потёмкину. По этому указу было создано и Черноморское адмиралтейское правление, получившее фактическую независимость от Адмиралтейств-коллегии в решении вопросов по управлению Черноморским флотом. Старшим членом правления стал капитан 1 ранга Н.С. Мордвинов. В честь столь знаменательного события была выбита медаль.
И.К. Айвазовский. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 г.
И.К. Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии. 1890 г.
Вот уже 230 лет Черноморский флот несет свою службу на южных рубежах нашей Родины. Сквозь толщу лет отчетливо видно, что без морских сил Россия в те далекие времена не смогла бы ни отвоевать, ни отстоять Северное Причерноморье, присоединить Крым и выйти в Средиземное море. Воочию подтвердились пророческие слова Петра Великого о том, что «Всякий патентат, коий едину армию имеет, — одну руку имеет, а коий и флот имеет, — обе руки имеет!»
Вид на Севастополь и русскую эскадру. Раскрашенная гравюра по оригиналу Г. Гейслера. Конец XVIII в.
Мы по праву гордимся славными страницами истории Черноморского флота, и с благодарностью вспоминаем имена первопроходцев его создания: Григория Потёмкина, Алексея Сенявина, Федота Клокачёва, Якова Сухотина, Фёдора Ушакова, Николая Мордвинова, а также многих других флагманов и командиров, увековечивших в веках свои славные трудовые и ратные подвиги. И ныне Черноморский флот продолжает оставаться одной из основных группировок Вооруженных Сил Российской Федерации, и есть все основания верить в то, что у него есть будущее.
Церковь-памятник святого Николая Морского. Сооружена на Братском кладбище, являющемся комплексным историческим памятником. Здесь покоятся тысячи участников первой и второй обороны Севастополя, а также моряки, трагически и героически погибшие в мирное время, в том числе члены экипажа линкора «Новороссийск» и атомной подводной лодки «Курск». Построена в 1870 г. Архитектор — А.А. Авдеев. Художники — А.Е. Корнеев, А.Д. Литовченко, М.И. Васильев
Капитан 1 ранга Владимир Овчинников, ведущий научный сотрудник 11 отдела 1 управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат исторических наук
13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.
Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота.
Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII - начале XIX вв.
Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения";. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых.
В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина". В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль "Слава России".
Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем "Европа", с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.
Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром - Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.
В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля "Слава Екатерины". В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля - первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная "Слава Екатерины" была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в "Преображение Господне". Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова.
Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, - писал он, - не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли". 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; 1/2 часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они...". Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова - "за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов" она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом.
В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата "Осторожный" под командованием капитана 2-го ранга Берсенева. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником". Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.
17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты "Храбрый" и "Осторожный" под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов - наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название "килен-балка". В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне - в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля - Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады ("Ахтиарский магазин"), начали укреплять берега гавани.
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.
6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани - положением, величиной, глубиной.
Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть - военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте". 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.
А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу - будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день - 3 июня (14 июня по новому стилю) - стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль "Польза России". Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы". После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название - Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь.
Примечания
1 отечественного судостроения. Под ред. И.Д. Спасского, - Т. I. - Спб., 1994. - С. 188-190 .
2 Веселаго Ф. Краткая история русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года). - Изд. 2-е. - М.-Л., 1939. С. 66, 67.
3 История отечественного судостроения. - С. 242-243.
4 Веселаго Ф. Указ. соч. - С. 102-104.
5 История отечественного судостроения. - С. 248-255.
6 Черноморский флот: Исторический очерк. - М., 1967. - С. 11.
7 История отечественного судостроения. - С. 256.
8 Там же, С. 257-258.
9 Цит. По: История города-героя Севастополя: 1783-1917. - Под ред. С.Ф. Найды. - Киев, 1960. - С. 27.
10 А.В. Суворов. Письма. - М., 1987. - С. 42-43, 506.
11 Там же, С. 515.
12 Черноморский флот. С. 11.
13 Цит. По: История города-героя Севастополя. - С. 27.
14 Там же, С. 28-29
15 Черноморский флот. - С. 12; Севастополю 200 лет: 1783-1983 // Сборник документов и материалов. - Киев, 1983. - С. 29.
16 Зверев Б.И. Страницы русской морской летописи. - М., 1960. - С.124.
Россия, Великая морская держава. Не сразу и не просто становилось это величие. Тернист и долог был этот путь, обильно политый кровью тысяч отважных русских моряков. Но цель была священна - сделать Государство Российское могучим и великим, свободным от посягательств «глаз завидущих и рук загребущих». Мореходство на Руси корнями своими уходит в древние времена. Но понадобилось много веков, чтобы утвердилась великая морская держава Русь в Черноморско-Средиземноморском регионе.
Русский флот рождением своим обязан Петру I. В тяжких трудах и многочисленных жертвах рождались флоты на Балтике и в Причерноморье, флотилия на Каспии. В 1697 году создается первое в России Адмиралтейство. А весной 1699 года только что спущенные со стапелей 10 кораблей вышли в Азовское море. Вплоть до 1711 года строился флот на Азове. Но в 1711 году Россия подписала Прутский договор. Азов и Таганрог по этому договору перешли к Турции. На этом закончилась история Азовского флота.
Путь к причалу
Это было начало XVIII века, но практически все это столетие, особенно его вторая половина, было насыщено многочисленными . Россия должна была завоевать выход к Черному морю и установить контроль над ним. В 1771 году началась очередная война с Турцией, закончившаяся блистательной победой русских войск. Главный итог этой войны - подписание знаменитого Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года, согласно которому Россия получала города Азов и Керчь, а также крепость Еникале и Кинбурнскую косу.
Отныне Россия получила доступ в Черное и Азовское моря, а также проливы Босфор и Дарданеллы. Однако, получив возможность выхода в Черное море, Россия не могла в полной мере воспользоваться этим - не было у России флота, который мог бы охранять российские берега от турок. И стало очевидным, что без мощного флота на Черном море, без места его базирования, Россия уже обойтись не сможет. Но для того, чтобы создать этот флот, чтобы разместить его, необходимо было, чтобы вошел в состав Российской Империи, стал русским. Об этом Екатерине II неоднократно писал князь Григорий Александрович Потемкин.
И вот в декабре 1782 года Потемкин получает от Екатерины II «секретнейший рескрипт», в котором говорилось о необходимости скорейшего присоединения Крыма к России. Дипломатические усилия , его переговоры с крымским ханом Шагин-Гиреем принесли свои плоды. В феврале 1783 года крымский хан отрекся от престола, отдав себя и Крым под покровительство России. Несколько позднее, в 1791 году был подписан Ясский мирный Договор, согласно которому Османское государство признало Крым навечно территорией России. Но еще задолго до подписания Ясского Договора российские военные начали изучение и обследование Крыма, имея цель найти место для главной базы будущего российского Черноморского флота.
В 1773 году «Описная партия», которую возглавлял штурман Иван Батурин, исследовала, дала подробное описание и составила первую карту Ахтиарской (ныне Севастопольской) бухты. Причем, не только самой бухты, но и ее окрестностей. А.В.Суворов первым понял, какое значение может иметь эта бухта. Тогда он написал , что
лучшего места для флота не найти во всем Черном море, а не только в Крыму. Однако недостаточно было найти подходящее место для базирования кораблей. Эти корабли еще нужно было построить. Нужны были верфи.
В июне 1778 года Екатерина II подписывает Указ, согласно которому в устье Днепра предписывается заложить крепость Херсон. И менее чем через четыре года, в ноябре 1782 года два новеньких корабля - фрегаты «Осторожный» и «Храбрый» зашли в Ахтиарскую бухту. Командовал этим переходом капитан первого ранга Иван Максимович Одинцов. Фрегаты остались здесь на зимовку. Пользуясь благоприятной погодой, матросы занялись делом - возвели на берегу в северной части бухты удобную казарму. Но первоочередная задача была - выполнить тщательные промеры бухты, подробнейшим образом описать все берега, указать все высоты, все бухточки, а также прикинуть места для стоянок кораблей различных классов.
Кроме этого необходимо было наметить места расположения казарм, офицерских домов, пакгаузов, мастерских. К весне 1783 года эту работу завершили, и И.М.Одинцов передал в Херсон результат кропотливейшей работы - подробную карту Ахтиарской бухты.
Флоту быть!
Еще до того, как Крым был официально включен в состав Российской Империи, Екатерина II своим Указом от 11 января 1783 года назначила вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева, героически отличившегося в Чесменском сражении, командиром будущего Черноморского флота. Именно ему И.М.Одинцов и передал карту Ахтиарской бухты. 8 апреля 1783 года вышел рескрипт Екатерины II, согласно которому юридически закреплялся статус Крыма, как территории Российской Империи. За свои усилия Г.А. Потемкин получил титул князя Таврического.
Во исполнение рескрипта Г.А.Потемкин возглавил и строительство Севастополя, который должен был стать главным военным и торговым портом России на Черном море, и создание самого Черноморского флота России. Причем, не только военного, но и торгового. 2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую бухту под командованием первого в истории командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.А.Клокачева вошла эскадра из 13 российских кораблей.
3 (14) июня 1783 года под руководством начальника штаба эскадры, флаг-капитана Дмитрия Николаевича Сенявина моряки судовых команд начали расчищать берега бухты от леса и строить город Севастополь. Именно этот день - 14 июня по новому стилю (третье июня по старому стилю) и считается Днем рождения города Севастополя. Подробную карту Ахтиарской (Севастопольской) Гавани вице-адмирал Ф.А.Клокачев тринадцатого июня представил в Санкт-Петербурге, в Адмиралтейств-Коллегию. Этой картой закреплялись названия бухт Севастопольской Гавани. И в дальнейшем эта карта служила руководством для всех работ в Севастопольском порту.
Отныне и навеки!
Несмотря на трудности, к весне 1784 года Севастополь уже достаточно прилично отстроился. И десятого февраля Екатерина II утвердила имя города - Севастополь и приказала выбить в честь этого медаль «Польза России». Тогда же Севастополь открыли для торговли и российским и иностранным судам. Днем рождения Черноморского флота России традиционно считается тринадцатое мая 1783 года - в этот день эскадра под командованием Ф.А.Клокачева зашла в Ахтиарскую бухту.
Но формально официальная летопись Черноморского флота начинается со дня подписания Указа Екатерины II от двадцать четвертого августа 1785 года об утверждении штата Черноморского флота. Этим же Указом Командующим Черноморским флотом назначался его создатель - генерал-фельдмаршал князь Г.А.Потемкин-Таврический. Одновременно было создано и Черноморское Адмиралтейство. В честь создания Черноморского флота была выбита медаль «Слава России». Меньше, чем через пятнадцать лет Черноморскому флоту предстояло вступить в бой с французским флотом…
230 лет: Черноморский флот в истории Отечества
13 мая 2013 года |