Расписанные дома. Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей? Как нарисовать Кошкин дом, зимний дом, объемный, многоэтажный? Русский Север - вот, где настоящие росписи

Пятая лекция из цикла "Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна" носит название "Расписные дома Русского Севера".

Традиция украшать жилище росписью уходит в седую древность. Сохранились рисунки первобытных людей на стенах пещер, удивительные живописные повествования о жизни богов и смертных в египетских пирамидах и на фресках в странах Средиземноморья. Однако в нашей северной лесной державе резко континентальный климат и ярко выраженная сезонность диктовали свои условия бытия. Крестьянские дома в России многие столетия отапливались по-чёрному, и никаких сведений об их росписи до середины ХIХ века нет.

К этому времени появляются дома, топившиеся по-белому. Крестьяне, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращаясь домой, старались привнести элементы городской архитектуры в облик своих домов. Выше становятся потолки, больше окна, шире отвесы крыши. Однако, в отличие от горожан, деревня была более консервативна и оставалась верной хранительницей народных традиций. Красота окружающего мира, остатки языческих сказаний и верований, образы христианского рая тесно сплелись в представлении крестьян о прекрасном и мощно выплеснулись на стены похорошевших домов - как снаружи, так и внутри.

Расписывали самые защищенные от солнца и непогоды места фронтона - пространство вокруг слухового окошка и подшивку выноса кровли. При этом слуховые окна приобрели самую замысловатую форму, они украшались причудливыми балкончиками с богатой росписью. Мотивы росписи традиционны: всевозможные цветы и травы, вазоны, звезды, птицы, мифологические звери, которые принимают то ангельский, то бесовский облик... Особенно интересны изображения львов, которых не видевшие их никогда художники изображали похожими то на собак, то на котов, то наделяли их человеческими лицами.

Так появился новый отхожий промысел мастеров живописи, которые обычно называли себя не художниками, а малярами, - так и подписывались. Просуществовал этот яркий промысел очень недолго - после революции украшение домов стало невостребованным. А уникальная галерея дивных образов под открытом небом пока ещё жива. Пока...

О лекторе

Александр Лыскин окончил факультет журналистики МГУ. Работал в агентстве печати "Новости", издательстве "Планета", журнале "Россия" администрации президента РФ и правительства РФ, других изданиях и организациях. В начале 90-х приглашён к сотрудничеству с британским новостным агентством Camera Press и к членству в Королевском фотографическом обществе Великобритании.

Имеет ряд высших наград международных профессиональных фотоконкурсов – золотую медаль и "Золотой глаз" World Press Photo, золотую медаль Inter Press Photo, приз международного фотоконкурса UNESCO по окружающей среде и другие награды. Автор ряда собственных масштабных проектов. Создатель авторского фотобанка Phorus. Фотограф Международного фонда защиты животных (IFAW).

А. Лыскин - член Союза фотохудожников СССР, член Союза журналистов СССР и России, член Русского географического общества, преподаватель ИПЛФ (Института профессиональной и любительской фотографии).

Для посещения лектория обязательна предварительная запись . Записаться можно любым из следующих способов (записывайтесь ОДИН раз, дублировать не нужно!!) :

1) Регистрация на странице анонса (укажите фамилию и имя).

Путешествую по Русскому Северу, а в частности по Архангельской области, часто можно встретить расписные фронтоны домов. Явление это достаточно редкое — так как находиться такие дома как правило в труднодоступных местах. Часть расписных домов была потеряна во время коллективизации, так как владельцами расписных домов являлись зачастую зажиточные крестьяне, которых в начале ХХ века нещадно раскулачивала советская власть. Часть домов погибла после, ну а часть погибает в наше время. Постепенно и в почти глухие, отдаленные деревни приходит новомодное веянье — сайдинг или того хуже имитация бруса. Этим ширпотребом нещадно обиваются деревянные избы, но винить хозяев, наверно я не вправе — у них на этот счет есть свои куда более веские аргументы. Часть расписных домов, настолько стары, что они уже или разрушены или вот-вот разрушаться, а с ними навсегда уйдет такой интересное и, что самое печальное, мало изученное явление как — домовая роспись.

Под катом +13 фотографий расписных домов.

Расписные дома часто можно встретить в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губернии, в центральных частях России, а также за Уралом в Сибири и на Алтае. Много расписных домов именно в Архангельской области. Они часто встречаются в Каргопольском районе, Мезене, Пинеге, в Поважье. К сожалению, я только в этой поездке обратил внимание на фронтоны расписных домов. Начало положено.
На фронтонах расписных домов часто можно увидеть изображения различных животных: львов; единорогов; или птицу счастья -Сирин. Считалось, что изображение льва или единорога были оберегами крестьянского дома — являлись его стражами которые отпугивали своим видом зло и прочую нечисть.

1.

2.

Так же довольно распространено на Севере изображение всякого рода растений и цветов. Образцы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи осмыслялись как райский сад.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Так же часто в росписи домов были просто геометрические фигуры или отдельные линии и элементы.
10.

На некоторых домах, художники указывали дату росписи дома. В этом доме 1928 год.
11.

Ну и как я уже писал выше, некоторые дома от старости стали настолько ветхими, что им осталось стоять на этой земле от силы пару лет, а ведь на фронтонах таких домов есть тоже росписи…
12.

Вот и все. Вот такая получилась небольшая подборка расписных северных изб. В следующих поездках по Северу, я обязательно буду заезжать к таким вот расписным домам. Ну а пока я поделился с вами тем, что смог увидеть в этот раз.

Хотя вот решил, что покажу вам еще один расписной дом. Дом этот находиться в Вельском районе Архангельской области, если мне не изменяет память. На фронтоне этого дома изображен единорог и мужчина с женщиной — скорее всего хозяева этого дома.
13.

До недавнего времени господствовало убеждение, что на Русском Севере живописное убранство жилых домов было мало распространено. Такое мнение - результат слабой изученности домовой росписи, образцов которой с каждым годом становится все меньше. Между тем росписи жилых построек иных регионов России - Сибири, Алтая, Урала и Прикамья, средней Волги (бывших Костромской и Вятской губерний) - в той или иной степени исследованы. Тем не менее до наших дней остается во многом справедливым давнее замечание Е.Э. Бломквист о том, что «роспись великорусского крестьянского жилища изучена еще меньше, чем роспись украинской хаты; почти нет литературы по этому вопросу… крайне мало собрано изобразительного материала по этой богатейшей, но почти исчезнувшей области народного искусства».

Огромное количество расписных домов, принадлежавших, как правило, богатым крестьянам, было уничтожено в годы коллективизации и в последующее время. К тому же естественное старение деревянных строений, изменение эстетических вкусов сельского населения способствуют гибели этого рода памятников. Кроме того, эти памятники до недавнего прошлого оставались для исследователей как бы на «ничейной территории»: архитекторов интересовали прежде всего сами постройки и их конструкции, специалистов народного искусства - предметы, с ним связанные, промыслы, этнографов - уклад крестьянской жизни, обряды и т. д. И наконец, нельзя сбрасывать со счетов трудности изучения этой традиции: расписных домов осталось совсем немного, они как бы случайно сохранились в разных селениях, как правило, в плохом состоянии, и потому для выявления такого рода памятников требуется, по существу, тотальное исследование всех селений данного района.

Домовые росписи - явление общенациональное в народном искусстве России и, более того, стран Северной и Центральной Европы. Если же ограничиться нынешней территорией Архангельской области, то, основываясь на стилистическом своеобразии росписей, предварительно там можно выделить следующие относительно обособленные районы, лишь условно называемые школами: северодвинский, пинежско-мезенский, каргопольско-поонежский и важский. Из них с почти исчерпывающей полнотой была изучена только последняя школа, представленная в конце 2003 – начале 2004 года на выставке в Архангельске «Крестьянская живопись Поважья». В какой-то мере исследованы первая и вторая школы, и только каргопольско-поонежская остается «белым пятном» на культурной карте Русского Севера. Однако о ней речь пойдет в другой статье.

Здесь же мы расскажем о домовых росписях Поважья. Примерно четверть века назад экспедициям Центрального совета ВООПИК под руководством З.Я. Швагер (1901–1978) в 1969–1974 годах, а затем Вельского и Шенкурского краеведческих музеев в 1981–1983 годах под руководством автора этих строк на территории Вельского, Шенкурского и Устьянского районов Архангельской области удалось выявить более 50 домов, в которых в той или иной степени сохранились экстерьерные и интерьерные росписи.

Прежде всего кратко охарактеризуем сами расписные дома на Ваге - левом притоке Северной Двины. Все они были пятистенками, топившимися по-белому, - одноэтажными на высоких подклетах или двухэтажными. Наряду с избой они непременно имели «чистые половины» - горницы. На лицевой фасад выходило окно вышки (светелки). Перед ним был балкон, часто с декоративным портиком. Роспись, как правило, размещалась на нем, на плоскости фронтона, подшивке балкона и свесов (выносов) кровли, наконец, на наличниках и ставнях.

Традиции украшения жилищ «травами розными», «шахматами» - цветными орнаментами - уходят в глубокую древность. Роспись - всегда признак особого богатства. В XVII веке, например, были расписаны «розными цветами красками снаружи с двух сторон» деревянные чердаки царского дворца в Кремле, а загородный Коломенский дворец, по словам Симеона Полоцкого, украшали «множество цветов живописанных и остро хитрым длатом изваянных», но, разумеется, никаких сведений о росписях крестьянских домов до середины XIX века у нас нет. Да и вряд ли такое вообще было возможно: ведь почти все избы тогда топились по-черному и внутри них царил полумрак. Не случайно все исследователи появление домовой росписи в крестьянской среде связывают с распространением белых изб, появлением остекленных окон, т. е. примерно с серединой позапрошлого столетия. Все это и подготовило появление монументальных росписей как средства повышения репрезентативности дома тех крестьян, которые в той или иной степени были связаны с губернским городом или даже столицей благодаря торговле, извозу или отхожим промыслам.

Во второй половине XIX века, как отмечали П.С. Ефименко, М.Б. Едемский и П.С. Воронов, на Ваге стало обычным трехчастное разделение дома на «перед» - летнее жилье, где чаще всего и встречаются росписи, «середку» (мост, скотный двор) и «озадок» - зимнее жилье. Лоб самцовой кровли дома под влиянием архитектуры классицизма начинает напоминать фронтон, скругленная поверхность его бревен стесывается, появляются слуховые оконца, карниз, фиксирующий границу собственно сруба и фронтона, под скатами - плашечки - подобие сухариков. Балконы часто представляли собой подобия четырехколонных портиков со своим фронтоном, прорезанным одной или изредка тремя арками. В результате роль декоративной доминанты переходит от собственно кровли с ее традиционными скульптурными элементами - коньком, курицами, кронштейнами-выпусками - к балкону, что усилило акцентную роль торцового фасада. Устройство балконов в богатых крестьянских домах явилось данью вкусам классицизма.

Так называемый крестьянский ампир и пропильная резьба в Поважье наибольшее распространение получили вдоль самых оживленных трактов - Архангельского, связывавшего центр губернии с Вологдой, а через нее и с Москвой, и Пуйского, ведшего к Каргополю, а затем к Петербургу. Эти дороги и стали основными путями проникновения городских влияний.

Экстерьерная роспись здесь началась, по-видимому, с раскраски по преимуществу новых элементов резного декора. Ф.Н. Берг в 1882 году писал как раз о Важском крае: «особенную красоту придает избе… яркая… раскраска по подзорам, охлупням, по конькам, подкрылкам, ставням, наличникам и карнизам».

В конце XIХ века распространяется обшивка - опушка домов, имитировавшая элементы кирпичной архитектуры. Нововведения существенно преобразили и интерьер домов: печь получила трубу, вместо цельной припечной доски все чаще делают филенки, которые иногда переходят и на нижнюю часть передней стороны, закрывая подпечье. Пространство перед устьем печи - «середа» - отделяется от избы заборкой. Это часто шкафы из филенок, благодаря чему в интерьере начинают большую роль играть плоскости филенок, открывая таким образом возможности для росписи. В новую систему вписывается и двухполотная дверь, ведущая в горницу. Последняя и стала главным проводником городских влияний. Здесь впервые стены начали оклеивать бумагой или обоями. Функция горницы - парадно-репрезентативная, а потому она редко использовалась для повседневной жизни.

В углах фронтонов или на подбалконной подшивке часто изображали льва, в древности имевшего охранительный смысл, и единорога - одного из символов Христа. Еще чаще встречаются растительные мотивы: деревца или кусты с многолепестковыми, а иногда и вихреобразными розетками. Многоцветье росписей создавало образ «прекрасного и доброплодного сада» - идеал крестьянской жизни - и отвечало основным эстетическим ценностям народного мироощущения, так ярко выраженного в песенном творчестве. Достаточно вспомнить, что вся лирика русского свадебного обряда построена на образах цветов.

В Поважье сложилось два основных (но не единственных!) направления домовых росписей. Первое - ориентированное на классицизм, к середине XIX века уже сошедший со столичной сцены, - использовавшее приемы «комнатных живописцев», которые расписывали в городах трактиры, чайные, постоялые дворы, купеческие дома, писали вывески, и второе, набравшее силу лишь к концу столетия и связанное по преимуществу с творчеством мастеровотходников, главным образом костромичей. Последние ограничивались почти исключительно интерьером и широко использовали «скоропись» свободной кистевой живописи, широко распространенной не только на Русском Севере, но и на Урале, Алтае, в Сибири.

Первое направление, а ему и посвящена эта статья, наиболее ярко представлено работами местных «маляров» Петровских и прежде всего росписью их родового дома в деревне Чурковская бывшей Воскресенской волости Шенкурского уезда (ныне Вельский район), расположенной рядом с селом Благовещенское - в прошлом известном своей Евдокиевской ярмаркой. Дом этот в деревне называли Алёшкиным - по имени Алексея Ивановича (1821–1893), бывшего главой семейства на протяжении всей второй половины позапрошлого века. Изначально дом был срублен из лиственницы в конце XVIII века, но был перебран в 1860-х годах и вскоре расписан. На его фронтоне еще и теперь сохраняются остатки росписи: под окном вышки написано фальшивое полуциркульное окно с лучевой расстекловкой, среднюю часть фронтона отделяют полуколонки, по подшивке свеса кровли над фронтоном написаны сухарики - попытка изобразительными средствами вызвать ассоциации с усадебным домом или городским особняком.

На подшивке балкона в центре в круге представлен портрет (не сохранился), по сторонам от которого изображены лев и единорог. Эти же звери повторены и на самом фронтоне, но лев представлен не в профиль, как требует геральдическая композиция, а повернувшим голову к зрителю. На фронтоне Алёшкиного дома оба зверя мирно сосуществуют друг с другом, оплетенные пышным цветочным орнаментом, теперь слабо заметным. В углах фронтона снова представлены животные: слева как бы выглядывает бык, справа - еще один лев, здесь не «восставший», а со скрещенными лапами. Некогда грозные стражи дворцов и храмов, здесь, в Чурковской, они превращаются в почти домашних животных, свидетельствующих о достатке семьи, о красоте и великолепии окружающего мира. В отличие от фронтонной росписи, растительный орнамент на подшивках свесов кровли весьма сдержан, исполнен маховым письмом в двух чередующихся вариантах рисованных филенок.

Распространенный в европейском искусстве прием рисованной архитектуры мы находим и в интерьере горницы: в нижней части ее стен на бумаге написаны филенки, в которых варьируется синий травный орнамент в виде диагонально расположенных ветвей с пышными перьями-листьями, а в центре потолка представлена розетка, по периметру - «лепнина» в виде сухариков, а в углах - сегменты с подобиями пальмет.

Ориентация на убранство городских домов проявилась и в своеобразной «портретной галерее», восходящей к академическим разновидностям этого жанра: парадный портрет в рост главы семейства, поясные портреты членов царствующего дома и бытовые - членов семьи.

Первый находился на внутренней стороне входной однополотной двери. Старик с седой бородой изображен как бы возвращающимся в собственный дом после охоты. Перед нами - крепкий, властный, уверенный в себе хозяин дома, причем написан тщательно, с попыткой светотеневой моделировки, что говорит о стремлении передать черты портретного сходства. По семейному преданию - это портрет предка, перенесенный сюда из прежнего дома*. Следовательно, эта дверь была расписана еще в первой половине XIX века.

Обычай перенесения входной двери (ворот) восходит к известному славянскому обряду «переселения» домового. Поэтому в обрядах перехода в новый дом существенное место отводилось переносу на новое жилище соответствующих признаков.

На створках посудного шкафа, обращенного к основному пространству избы, по словам последней хозяйки дома М.М. Петровской (1905– 1983), - портреты двух сыновей Алексея Ивановича: слева - старшего Василия (1848–1905), справа - младшего Алексея (1859 – после 1912). Первый - молодой, но уже степенный крестьянин, в темно-красной рубахе - изображен строго фронтально, на условном голубом фоне. Младший - юноша с резко повернутой головой и открытым взглядом. Облачен он в городской костюм (двубортный сюртук, рубашка со стоячим воротничком, шейный платок). В этих портретах, всегда располагавшихся рядом, как бы сопоставлены два характера, а может быть, и две судьбы: первый воплощает в себе спокойствие и уверенность, второй - порывистость, динамичность, хотя, конечно же, в портретах нет психологической нюансировки и они сильно грешат против академического рисунка. Из материалов переписи 1897 года известно, что оба занимались малярным промыслом и второй, Алексей, жил в Петербурге, где числился «казенным маляром». Жительством в столице обусловлен и его костюм.

Здесь надо заметить, что чертами лица, поворотом головы и костюмом юноша, изображенный на створке шкафа, напоминает того, кто представлен в овале на опечке. Может быть, в последнем случае перед нами брат, живший в Петербурге, - гордость семьи? Не исключено, что это сам Алексей Иванович, дерзко включенный в композицию английского герба. Наконец, можно предположить, что перед нами не конкретный, а обобщенный образ, символизирующий связь семьи с Петербургом. Теперь, когда не осталось никого в живых из старшего поколения Петровских, вряд ли мы получим ответ на этот вопрос.

Еще более загадочны парные поясные портреты на филенках опечка: две дамы в декольте и двое молодых людей, вверху - в генеральском мундире, внизу - в полковничьем, представленные, как это было принято в парадных постановочных портретах. Об изображении здесь кого-либо из Петровских не может быть и речи. Сочетание высоких чинов с почти полным отсутствием орденов и медалей указывает на то, что перед нами - великие князья. И это не удивительно: их литографированные и лубочные портреты были широко распространены. Ими украшали избы, постоялые дворы, почтовые станции. Наличие подобных портретов - почти непременная принадлежность дворянских и мещанских домов в городах. Их наличие в избе усиливало ассоциации с интерьером городского дома. Здесь живописные портреты и сюжетные композиции заменили собой лубочные картинки.

Дом потомственных маляров в Чурковской отразил стремление повысить репрезентативность родового гнезда, сделать его своеобразной выставкой семейного мастерства, соединившей в себе традиции крестьянского и городского полупрофессионального искусства. Он же, являясь своего рода эталоном, помог выявить 16 домов, расписанных Петровскими, которые на протяжении почти полувека являлись чуть ли не законодателями художественных вкусов сельского населения всей округи.

Среди этих домов особое место занимал дом, точно датированный 1886 годом благодаря надписи на балконе, с портретами на фронтоне. Он, теперь уже не существующий, был, пожалуй, самым совершенным по своим художественным качествам. Находился он в деревне Петергино бывшей Пакшеньгской волости Вельского уезда. Дом этот принадлежал Ивану Васильевичу Горбунову, владельцу сажекоптильного заводика, открытого в 1870 году. В декоре фасада Петровские использовали все свои же достижения: балкон без портика, подобный тому, что был в их собственном доме, оставлял на фронтоне большие плоскости для живописи, треугольное размещение на нем оконцев мы находим в доме Г.С. Попова в деревне Прилук на старом Московском тракте, портреты в рост - в доме Н.В. Меньшина в деревне Федоровская (Першинская), подбалконное панно с изображением льва и единорога - в доме О.П. Буракова в деревне Кочигино (Тиманевка) на реке Пуя.

Здесь, в Петергине, портреты прекрасно выделялись на светлом фоне. Слева изображен сам Горбунов, почти лысый старик с седой бородой. Опираясь на длинный посох, он неторопливо раскуривает трубку. Во всем его облике - степенность, сознание собственного достоинства и властность. Справа - хозяйка, молодая красивая женщина с прической на прямой пробор. Она слегка повернула голову в сторону мужа, но взгляд ее широко открытых глаз устремлен вдаль. Правой рукой она чуть упирается в талию, как бы подбоченясь. Головы написаны так, что заставляют вспомнить психологические портреты художников-передвижников, хотя, конечно же, здесь и речи быть не может об академической выучке. Если же смотреть на фигуры вблизи, с балкона (что не предусматривалось художником, ибо на него, как и в других подобных случаях, не было выхода), то легко увидеть, что в них явно нарушены пропорции, а нижние части почти не прописаны: портреты создавались с расчетом на обозрение их с дороги, проходившей перед домом.

«Картина» с портретами хозяев окружена широкой «рамой»: внизу кирпично-красные рейки обрамляют надпись, сообщающую о принадлежности дома, а сверху - красная орнаментальная роспись подшивки свесов кровли. Ее средний ряд составляли красные ромбы с «пучками» трав, по бокам от них вьется лоза с гроздями винограда, напоминая нам о песенном «виноградье» как символе праздничности и украшенности.

Животные на фронтоне, как это вообще характерно для народного искусства, несколько очеловечены: печальными большими глазами смотрит на нас бык и раскосыми - лев, положивший голову на скрещенные лапы, - поза вторит древней иконографии недремлющего льва. На подшивке балкона единорог представлен в профиль, а лев повернул голову в сторону зрителя. Между животными - куст, вырастающий из вазона, с виноградными гроздями вместо цветов.

Итак, портреты - новое явление в домовой росписи - оказались соединенными на фасаде петергинского дома с традиционными темами древа жизни, райских садов и с изображением винограда - символа изобилия и благополучия.

Интерес к домовой живописи в начале ХХ века стал гаснуть, большую конкуренцию Петровским составляли отхожие костромские маляры. Последний из этой семьи, кто занимался росписью, был Петр Никифорович Петровский (1873–1945) - внук Алексея Ивановича. Его почерк оказался ближе всего к прялочному типу росписи.

Творчество мастеров Алёшкиного дома отличалось сложной и подчас противоречивой природой. В нем широко использовались мотивы классицистического декора, примитивной портретной живописи, которые были широко распространены у «комнатных живописцев», традиционного народного искусства и иконописных приемов. К великому сожалению, сам дом, являющийся своего рода эталонным для целого направления в монументальной росписи Поважья, находится в аварийном состоянии. Он и еще несколько домов, расписанных Петровскими, представляют собой редкие образцы декоративно-монументальной живописи второй половины XIX–XX века, родственные тому искусству «комнатных живописцев», которое в российских городах исчезло полностью.

Роспись стен дома в славянских традициях своими руками. Пошаговая инструкция с фото

Мастер-класс по росписи стен дома в славянских традициях (1 часть)

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, можно использовать в семейном кругу для оформления дома, дачного участка, детям 10-12 лет и их родителям, воспитателям дошкольных учреждений для оформления групповых комнат.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением жилого пространства, создаст прекрасное настроение и хорошею атмосферу любого дома.
Цель: декоративное оформление стен дома в славянской традиции
Задачи:
-продолжать знакомство детей со славянскими традициями: оформление наличников, их роль и значение;
-научить рисовать декоративную композицию "терем расписной";
-развивать внимание, пространственное мышление, технику работы с кистью;
-воспитывать интерес к творчеству и украшению жилого пространства своими руками, славянской культуре и традициям.

Кружева, кружева, кружева деревянные,
Исчезаете вы у меня на глазах.
Навсегда исчезаете, уходите, таете,
Остаются обломки, дома, как в слезах.
Ходят люди по древнему деревянному городу,
Ходят, будто слепые, не подняв головы.
Кружева деревянные к ним взывают: Взгляните!
Мы уходим навеки, прощаемся мы!
Мы горим, осыпаемся, нас убивают,
Сносят вместе с домами, терзают, крушат!
Сотню лет нас ломают, ломают, ломают...
Сохранить не желают, как будто спешат.
Дом с резьбою изысканной заменят кирпичным
Новоделом уродливым с ухмылкой кривой,
И опять будут мимо ходить по привычке
Люди с сердцем без памяти, с душою пустой.
Мы не помним, как звали наших дедов и прадедов,
Что дома свои строили не на год - на века!
Украшали резьбою, чтобы внуки и правнуки
Жили лучше, счастливее, наверняка.
Ходим в собственном городе, странные гости,
Равнодушные роботы, на глазах - пелена.
И лежат за заборами перебитые кости
Деревянных сокровищ. И наша страна.
(Автор Мирошникова Ирина)
Здравствуйте, уважаемые гости! Очень меня тронули-эти восхитительные строки, столько в них печали, восхищения и любви к своей Родине! Наличники, казалось бы такая малость в нашем культурном наследии, но если углубится в их изучение-это огромный исторический источник, деревянные письмена-оставленные нам нашими предками.


Современная жизнь, её уклад и архитектура, если можно так назвать бетонные и кирпичные коробки, вытеснили и практически уничтожили-это великое культурное наследие. Тень давно минувших лет, исковерканной истории, устройства мироздания и веры наших славных предков. Но и сейчас в России осталось много деревянных домов, строятся новые, впечатляющие своими кружевными узорами на окнах. Может я чересчур мечтательна и сентиментальна, но уж очень хочется вернуть нашим городам и сёлам былую красоту, колорит русского национального стиля, традиции наших прадедов. Именно этой теме и повещена моя новая работа. Это всего лишь маленькая искра, порыв души, но без искры не разгорается пламя.
(Художник Всеволод Иванов)


Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь "огнём и мечом" приняла крещение, но эхо родной веры славян осталось в резных письменах, в кружевных узорах русской избы, наличниках на окнах. В них скрыта та самая символика, тайный смысл, дошедший до нас от наших пращуров, а более того-дивная красота, заставляющая подолгу любоваться делами рух человеческих.
Любой оставленный на дереве знак или зарубка несли свой смысл, постепенно превращаясь в особый знак-оберег от нечистой силы. В основу всей символики деревянной резьбы положены самые главные славянские божества наших предков-Бог неба Сварог и Бог солнца Дажьбог.
(Художник Виктор Корольков)


А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог-сын Сварога, то в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем (полусолнцем), как бы накрывают его сверху. Такой же принцип украшений использовали и для крыши (верха) дома. Верхний контур двускатного фронтона славянского дома представлял собой небосвод, по которому солнце совершает свой дневной путь от левого нижнего конца кровли вверх к щипцу кровли, к ее «коньку» и далее вниз к правому нижнему концу кровли.
Привлекают к себе внимание изображение коней, с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем, считались символом света, грома, молнии, ветра, воды. Как правило кони устремлены в разные стороны от солнца и символизируют движение из прошлого в будущее, подчеркивают неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с верованиями славян.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди), их как раз наоборот располагали в нижней части, ибо они уносили солнце на закате.
(Художник Андрей Клименко)


Мир наших славных предков состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны, именно это мироустройство нашло своё отражение в деревянных узорах, их композиционном построение.
Четыре компонента наличника-боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место. Одни символы были прямым обращением к богам, или силам природы, другие были способны стереть грань между мирами, третьи служили оберегами, отвращающими темные силы, все узоры на наличниках несли в себе магическую силу.
(Художник Виктор Корольков)


Магическая система защиты предусматривала изображение не только солнца и его пути по небу, но и самого неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого. Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней:
1. "Небесная твердь" (верхнее небо), в понимании наших пращуров она удерживала «хляби небесные» где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба отразилось в русском языке в словах "небо" (единственное число) и "небеса" (множественное число).Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши;
2. "Хляби небесные" (запасы воды на небе), хранящихся на уровне "верхнего неба" находящегося над "средним небом", по которому движутся Луна и Солнце. Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные», то есть открылась, получила свободу небесная вода и ринулась вниз, на землю. Изображаются как волнистые линии или отчетливые полукружья и могли "стекать" по краям окна, изображаясь в виде капелек.


Славяне представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, поэтому волнистые линии или полукруги символизировали грудь питающей землю богини плодородия.Груди изображались то в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся, то в виде парных изображений двух грудей, тщательно обозначенных резчиком, но также образующих в своей повторяемости волнистый узор.
Самым важным событием в жизни наших предков было рождение, и женщина-мать так же являлась одной из основных фигур в украшение наличников. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - "Берегиня-Рожаница", дарующая жизнь, олицетворяющая женское начало, иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Берегиня-Рожаница-это Богиня Лада, жена Сварога, Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага, матушка, покровительница молодоженов и деток, радость стариков.
(Художник Виктор Корольков)


Но главным и центральным знаком в верхней части оформления наличников было Солнце-самое почитаемое божество у славян. В узорах оно представлено, как солярный знак-стилизованное символическое воплощение солнца, и воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния жизни, несущего тепло. В советские времена его заменили цветочком или пятиконечной звездой.
Также солнце изображалось на наличниках как небольшой полудиск с лучами, и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника. Косой крест-символ солнца и огня (огонь земной), уходящий в далёкую первобытность, слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас. Крест заключенный в круг обозначал гармонию огня: небесного и земного.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.


Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов (шести- или восьмилучевая звезда). Славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак-символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
Также для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи.


Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами», здесь располагали растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай-нижняя часть наличников символизировала земную твердь. Ромбики и кружочки с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы-всё это изображение земли, вспаханного и засеянного поля. Очень часто они располагались рядом с символом солнца обозначая единство небесного и земного, явного, и символизировали собой Мать Сыру Землю-Богиню Макошь.
Женщины древности учились быть Макошью в своем роду. Макошь-это та женщина, которая умеет трудиться в поле, в саду, на огороде, в лесу, знает лекарственные травы, умеет вырастить и правильно воспитать детей.
Здесь же изображалась и подземная часть мира, течение подземных вод. Ведь речная вода совсем другая, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли, из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом.
Кроме этих, основных знаков, славянская символика включает изображение радуги, фигур богини на вершине строения, реалистичные изображения животных, ужей, ящеров, различные растительные орнаменты, подковы и многие другие. И каждое изображение, каждая деталь деревянного кружева несёт свой смысл, обереговое значение, скрытое послание потомкам.( )
Художник Виктор Корольков)


Добро пожаловать дорогие друзья и гости на мастер-класс по росписи стен в славянских традициях!
Перед началом росписи потребовалась небольшая предварительная работа. Дом очень старый, на своём веку я помню только один ремонт, поэтому вид дома ужасный. Всю штукатурку, которая обсыпается и крошится пришлось отбить молотком и с помощью цементного раствора привести в порядок. А том как работать с цементом можно посмотреть


Фундамент я решила декорировать под каменную кладку. Вся работа проводится руками, без мастерка, так словно мы как в детстве пекём пороги из мокрого песка, затем получившийся комочек прилепляем к смоченной стене. А далее дело за росписью.


Материалы и инструменты:
-краска водоэмульсионная влагостойкая белая, для наружных работ (4 килограмма)
-колеры разных цветов (зелёный, бежевый, оранжевый, красный), вместо них вполне подойдёт гуашь
-гуашь
-простой карандаш
-кисти
-тряпочка
-банка для воды
-стремянка
-лак акриловый
-трафареты
-бумага для трафаретов
-ножницы


Так как масштаб росписи очень большой, то нам понадобятся трафареты. Изготавливаем их используя симметричное рисование и вырезывание с помощью ножниц.
Хляби небесные.



Боковые столбы.


Берегиня и вода.


Кони.



Солнышко.


Лебедь.


Растительный орнамент.

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с окраски стен основным тоном. Для этого примерно 2 литра белой водоэмульсионной краски смешиваем с бежевым колером, и наносим цвет на стены с помощью большой кисти.



Далее делаем зелёный цвет, и окрашиваем область окон. Создаем силуэт наличников.


Рисуем силуэт верха наличников. Посередине размещаем коней, а по бокам будет располагаться орнамент "берегиня". Сначала рисуем набросок рисунка простым карандашом.


В самом верху дома рисуем орнамент "небесные хляби" и разукрашиваем их голубым цветом.


С помощью импровизированных столбов намечаем границы композиции.


В нижней части столбов рисуем силуэты перил с орнаментом "вода".



Возвращаемся на верх композиции. Тёмно-голубым рисуем шестилучевые звёзды "громовики". И окантовку по нижнему краю орнамента.



Белую краску смешиваем с оранжевым колером, этим цветом продолжаем оформление наличников.


Столбы украшаем тёмно-голубым цветом по обе стороны композиции. По бокам окон рисуем силуэты полусолнца.


Таким же полусолнцем соединяем окна в низу.


Центральное солнышко в форме круга рисуем под парой коней.

В этой статье хотелось бы ответить на вопрос тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве - как нарисовать дом.

Детям очень нравится изображать дома. Большие и маленькие, с крышей, окнами, дверьми и даже без них, и обязательно сказочные домики, разной формы.

Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Начинаем первые навыки с самого простого домика.
Чтобы дом получился ровным, будем рисовать с помощью линейки.

Итак, приступаем.

  • На чистом листе бумаги чертим прямоугольник
  • Делим его пополам, как показано на рисунке
Начинаем с основы
  • Оформляем боковые стороны крыши из верхней части фигуры, немного делая их под наклоном
  • Чуть ниже полученного прямоугольника рисуем декоративную линию , соединяем ее с крышей
  • Для придания объема, чертим дублирующие линии , немного отступая от стен и пола внутри нижнего квадрата


Формируем крышу
  • Ластиком удаляем лишние линии
  • Аккуратно чертим оконные проемы и дверь
  • Дублируем форму оконных и дверных проемов внутренней линией


Переходим к окнам и двери
  • Добавляем оконную решетку
  • На крыше рисуем чердак


Добавляем дополнительные элементы
  • Оживляем чердак при помощи окна
  • Натуральный вид крыше придадут параллельные линии в виде досок
  • Домик готов


Строение готово

Если есть желание продолжить, украшаем домик.

  • Добавляем на крышу черепицу

Для этого:

  1. Делим дом пополам, чертим горизонтальную линию в нижней части крыши
  2. Рисуем в левой стороне, делая наклон чертой вправо, затем - в правой, формируя линии с уклоном влево.
    И так пока не заполним всю крышу.
  3. При этом, каждую линию следующего ряда располагаем на середине каждого прямоугольника предыдущего ряда.
  4. Не забываем делать наклоны линий в противоположную сторону, по мере продвижения к боковой части.
  • Дополнительно украшаем строение узорами


Придаем оригинальности фасаду
  • Оформляем жирным карандашом четкие линии


Окончательные штрихи
  • Раскрашиваем дом


Красивая усадьба готова

Видео: Как рисовать дом? Урок рисования для детей от 3 лет

Как нарисовать Кошкин дом ребенку?

Преимущество сказочных домиков заключается в том, что у них нет строгой формы.
Они выглядят веселыми, яркими и необычными. Могут быть кривыми, круглыми, с ножками и мордочкой, а иногда сердитыми или уставшими.

Приступая к обучению ребенка рисования сказочного домика, необходимо вместе с ним просмотреть картинки к любимой сказке. Это поможет малышу определиться с тем какой домик он хочет нарисовать.

Главный мотив сказки «Кошкин дом» пожар.
Поэтому чаще всего дети рисуют домик в огне.



Мотив пожара в сказке

Кошкин дом горит

Рисуем Кошкин дом

Можно использовать раскраску , чтобы изобразить оригинальный домик с расписными ставнями и резьбой .



Красивый сказочный Кошкин домик

Как нарисовать зимний дом?

  • Для работы подготавливаем простые и цветные карандаши
  • Начинаем рисунок с двух прямоугольников образующих фасад и стену
  • Добавляем крышу: со стороны фасада рисуем треугольник, над стеной - прямоугольник
  • «Прорезаем» карандашом окна и дверь


Набрасываем основные детали
  • Прорисовываем параллельные линии во всему основанию, на конце которых делаем круги - наш домик состоит из бревен
  • Оформляем крышу трубой
  • Дополнительными деталями оживляем окна


Оформляем окна, дверь, бревна
  • Придаем натуральности бревнам красивыми штрихами
  • Фасадную часть крыши разлиновываем


Акцентируем штрихами и линиями бревна и чердак
  • Наш домик должен быть зимним.
    С этой целью укутаем его снегом : на крыше, двери, трубе, окнах, вдоль фундамента


Схема расположения снега
  • Доводим до совершенства с помощью цветных карандашей


Снежная изба

Как нарисовать дом объемный?

Построение на бумаге жилого объекта начинаем с общего чертежа дома, и только после этого наполняем его остальными деталями.
Нарисовать дом можно по-разному, например, с крышей из шифера, узорными ставнями, кирпичным дымоходом. Эти детали добавляем на свое усмотрение, но любое строение должно иметь крышу, фундамент, стены, дверь и окна.

  • Создания плана начинаем с чертежа прямоугольника
  • Затем разделяем его линией на гостиную и прихожую
  • В этом уроке наша задача научиться рисовать дом в проекции
  • В центре левой части отмечаем верхнюю точку для крыши
  • Проводим от нее 2 черты, образуя треугольную крышу
  • От края правой полосы, в правом прямоугольнике формируем горизонтальную полосу, которая разделяет его на стену и потолок. В нем же намечаем проем двери
  • Добавляем окна в гостиной
  • Отделяем фундамент в низу рисунка
  • Прочерчиваем форму крыши дополнительными линиями


План строения
  • Окантовываем проекцию крыши с двух сторон, с маленьким уклоном
  • Дублируем второй линией окна, дверь и фундамент
  • В верхней, правой части добавляем дымоход, в форме двух соединенных прямоугольников разных размеров
  • Делаем черту под треугольной крышей, соединяя ее таким образом со стеной


Добавляем основные контуры деталей
  • На крыше фасада рисуем параллельные линии для имитации выложенных плашек
  • Добавляем в окнах перегородки
  • Дверь делим линией на две половинки
  • В нижней части входа рисуем порог
  • Кирпичный фундамент и трубу изображаем при помощи клетки
  • Крышу украшаем черепицей, используя вышеописанный прием


Оживляем дополнительными элементами
  • Остается только раскрасить дом, на свое усмотрение
  • Объемный домик готов


Делаем дом красочным

Как нарисовать многоэтажный дом ребенку?

  • В первую очередь для изображения дома в несколько этажей нужно определить его параметры:
  1. Высоту
  2. Этажность
  3. Количество окон и дверей
  • Далее делаем общие наброски формы фасада
  • Отмечаем высоту, длину строения
  • Наносим окна и дверь
  • Так как мы рисуем многоэтажный дом, делаем наметки окон четко по горизонтальным линиям
  • Если выбран 3-х этажный дом, то делаем три такие линии, на расстоянии выбранной высоты окон, оставляя запас на промежуток между ними
  • Лучше воспользоваться линейкой и отмерять одинаковые прямоугольники с ее помощью. При этом, необходимо следить, чтобы линии фасада крыши и окон находились параллельно друг к другу.
    Сначала это может показать сложным, но немного потренировавшись придет определенный навык
  • Пройдя этот самый сложный этап, добавляем дополнительные детали на строение
  • Делаем контуры ярче, убираем лишние линии


Начиная рисунок, размещаем дом в зависимости от выбранного размера в длину или ширину листа

Рисунки домов карандашом для детей

Самый простой вариант нарисовать карандашом дом при помощи раскраски.



Вариант изображения домика с помощью раскрасок

Простые схемы для рисования могут послужить отличным подспорьем для маленьких художников. Рисуют дом дети Сложный, но очень интересный вариант для срисовывания

Рисунки карандашом могут стать для ребенка настоящей развивающей игрой. Для этого, каждый последующий урок необходимо делать с нарастающей сложностью, добавляя любые игровые элементы. Например, сегодня рисуем дом для собачки, завтра избушку на курьих ножках, а далее роскошный замок для принцессы.
Изобразительное искусство хороший стимул не только для развития творческой фантазии ребенка, но и для выработки навыков усидчивости, ответственности, терпения и многих других положительных качеств.

Видео: Как нарисовать дом?