Похоронно-поминальные традиции старообрядцев часовен¬ного согласия сел Жуково и Белоногово. Почему хоронят в саване: особенности традиции Как сшить саван для женщины

1. Ширина савана зависит от ширины умершего в плечах . Расчеты производятся по схеме:

Ширина савана = Ширина умершего ´ 3

Например, ширина умершего в плечах – 30 см, значит, выбираем кусок ткани шириной 90 см, если ширина умершего – 40 см, ширина ткани – 120 см и т.д.

2. Длина савана выбирается по следующей схеме:

Длина савана = Длина умершего + 1/3 длины тела

Например, если длина умершего – 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см. Если длина умершего – 150 см, то длина савана = 150 + (150:3) = 200 см. Такое добавление делается для того, чтобы связать саван над головой и под ногами усопшего.

Второй шаг – заворачивание в саван:

1. Мужчину заворачивают в 3ткани. Это основывается на хадисе от ‘Аиши: «Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завернули тремя белыми хлопчатыми тканями. Среди этих тканей не было «рубашки» и «чалмы» *: сначала обернули первой, затем – второй, а затем – третьей».

1.1. Приготовить повязки из такой же ткани, как и саван, длиной равной ширине савана.

Например, если ширина умершего – 60 см, то ширина савана = 60´3 = 180 см, и длина повязки тоже будет 180 см. Повязок нужно приготовить нечетное количество (например, 7). После этого их нужно положить на носилки на одинаковое расстояние между собой.

1.2. Приготовить 3 ткани .

Например, пусть длина умершего – 180 см, длина ткани, соответственно, будет: 180 + (180:3) = 240 см. Эти три ткани кладут на носилки ровно друг на друга.

1.3. Приготовить ат-туббан – кусок ткани длиной 100 см и шириной 25 см. Посередине с верхнего и нижнего его краев делается разрез длиной около 30-40 см. Этот кусок ткани кладут на носилки поверх предыдущих трех тканей с расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершего. В середину ат-туббана кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим средством (одеколон, духи, миск).

1.4. Таким образом, на носилках находятся: повязки, поверх них – 3 куска ткани, поверх них – ат-туббан с кусочком ваты.

Завершив с этим, на носилки переносят умершего (‘аурат его постоянно должен быть укрыт). Желательно (но не обязательно) смазать какой-либо приятно пахнущей мазью места, участвовавшие в суджуде (лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног). Этим действием им выражается благодарность за их поклоны Аллаху. Также желательно положить вату, пропитанную этой мазью, в паховую область усопшего. После этого руки умершего нужно сложить вдоль его тела.

Теперь вернемся к ат-туббану . Сделав в нем разрезы, мы условно разбили его на 4 сектора: 2 верхних и 2 нижних. После того, как умершего уложили на носилки, правый нижний сектор ат-туббана продевается между ног покойного и связывается над телом с правым верхним сектором. Точно так же левый нижний сектор связывается с левым верхним. Это делается для того, чтобы не допустить попадания возможных выделений умершего на саван.

1.5. После этого переходим к собственно заворачиванию умершего в саван. Заворачивать начинаем с первого куска ткани (ближайшего к усопшему). Тело сначала укрывается правой частью савана, а затем – левой. Обернув умершего в первый слой материи, убираем покрывало, закрывающее ‘аурат . Части ткани, находящиеся выше головы и ниже ног, сгибаются и укладываются на лицо и ступни соответственно. После этого тело укрывается правой частью второго куска ткани, а затем – левой его частью. Точно так же ткань, находящуюся выше головы и ниже ног, сгибают и укладывают на тело. Затем то же проводят с третьим куском ткани.

1.6. Приготовленными повязками, находящимися на носилках, в первую очередь связывают часть последней ткани, выступающую за голову и ноги. После этого завязывают оставшиеся повязки. Необходимо отметить, что узлы нужно делать над левым боком умершего, т.к. в могилу его уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

2. В заворачивании женщины участвуют 5 тканей : 2 куска ткани, в которые умершую завернут, верхняя одежда («рубашка» ), изар и головной платок (химар ).

Например: пусть ширина умершей 50 см, а ее длина – 150 см. Для заворачивания берутся две ткани шириной 50´3=150 см и такой же длины повязки (т.е. 150 см). Как уже говорилось, желательно иметь нечетное число повязок, например, 7. Их кладут на носилки на равном между собой расстоянии. Поверх повязок кладутся две приготовленные ткани так, чтобы с ножного конца носилок они выступали только на длину, достаточную для укрытия ног, а вся остальная часть должна выступать с головного конца.

2.1. Подготовка «рубашки» .

Длина «рубашки» = Расстояние от плеч умершей до ее голеней ´ 2

По середине этой ткани прорезается отверстие, через которое будет продета голова. Из-за того, что ткань «рубашки» в 2 раза длиннее носилок, поступаем следующим образом: укрываем носилки одной половиной ткани, а вторую – собираем и кладем за ними в том месте, где будет лежать голова умершей. (Таким образом, уложенная на носилки половина ткани будет лежать под умершей, а второй половиной ткани тело будет укрыто сверху.) Ширина «рубашки» постоянна всегда – около 90 см .

2.2. Подготовка изара . Изар – это прямоугольный кусок ткани шириной 90 и длиной 150 см. Он укладывается на носилки поверх «рубашки».

2.3. Подготовка головного платка. Он вырезается из ткани размерами 90´90 см.

2.4. Подготовка ат-туббана . Его ширина – 25 см, длина – 90 см. посередине ткани с верхнего и нижнего краев делаются 2 разреза. После этого ат-туббан укладывается на носилки поверх изара с таким расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершей. На ат-туббан кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим раствором (миск, камфора ). Этим же раствором желательно пропитать изар и «рубашку». Напомню, что ширина «рубашки», изара и головного платка является одинаковой для всех – 90 см.

2.5. Закончив с приготовлением тканей, умершую переносят на носилки, следя за тем, чтобы ее ‘аурат был укрыт. Связываем ат-туббан над телом усопшей: правый верхний его конец – с правым нижним, и левый верхний – с левым нижним. После этого правая часть изара укладывается на тело, затем – левая его часть, после чего аккуратно из-под изара убирают ткань, укрывавшую ‘аурат .

Затем переходим к надеванию «рубашки». Как уже говорилось, нижняя ее половина лежит на носилках, а верхняя – собрана и уложена над головой умершей. Разворачиваем верхнюю половину «рубашки» и в проделанное в ней отверстие продеваем голову умершей, а саму ткань укладываем поверх тела.

В нашем примере ширина тела – 50 см, а ширина «рубашки» - всегда 90 см. Эти превышающие 40 см укладываются под тело умершей с правого и левого боков. После этого голову (лицо и волосы) умершей обворачивают приготовленным головным платком.

2.6. Заворачивание. Правая часть первой ткани (т.е. той, что ближе к телу) укладывается на тело умершей (в том числе на голову и ноги), а затем укладывается левая часть. После этого тело укрывают второй тканью: сначала правой ее частью, затем – левой.

2.7. Связывание начинают с головы. Ткань, находящуюся над головой, связывают приготовленной повязкой. После этого связывается ткань, выступающая за ноги. Точно так же, если эта часть ткани выступает на большую длину, ее сгибают, укладывают на ноги и привязывают повязкой. После этого связывают оставшиеся повязки. Узлы нужно делать на левом боку, чтобы облегчить их развязывание после того, как тело будет уложено в могилу на правый бок (см. рис. 2 ) .

Обратите внимание :

1. Заворачивание мальчиков младше 7 лет выполняется одной или тремя тканями.

2. Девочек младше 7 лет заворачивают двумя кусками ткани и «рубашкой».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Порядок намаза при погребении (джаназа-намаз)

1. Хадис , объясняющий достоинства джаназа-намаза .

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто участвовал в погребальной процессии до джаназа-намаза, тому – награда, равная одному карату. Кто участвовал в ней до самого погребения, награда того равна двум каратам». Тогда спросили: «А что такое два карата?» Он ответил: «Они – словно две огромных горы». Таким образом, если мусульманин участвует в похоронной процессии до самого погребения, он получает награду от Аллаха в два раза большую, чем размеры горы Ухуд , находящейся близ Медины.

Шариат предписывает завернуть усопшего в специальное для него одеяние – саван (кяфан) или же в обычную одежду. Окутывание покойного в саван является вторым из четырех обязательных действий, совершаемых по отношению к нему. И это выполняется после того, как умершего обмоют или совершат ему таяммум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в райские, одеяния из шелка, атласа и парчи » (аль-Хаким, аль-Байхаки).

В качестве савана используется такая ткань, которую разрешено было носить умершему при жизни, – она должна соответствовать той, что он одевал, должна быть одного с ней достоинства.

Если умершего заворачивают в саван из средств, оставленных им после себя, то необходимо, чтобы саван состоял из трех покрывал, каждое из которых закрывало бы его тело целиком. А если его оборачивают в саван не за его средства, то минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это кусок ткани, покрывающий все его тело.

Необязательно использовать для савана новую ткань, так же, как необязательно, чтобы она была белого цвета.

Размеры савана

1. Ширина савана зависит от ширины тела умершего в плечах. Расчеты ширины савана производятся по схеме: ширина савана = ширина тела умершего х 3. Например, ширина тела умершего в плечах 30 см, значит, следует взять кусок ткани шириной 90 см и т. д.

2. Длина савана определяется по следующей схеме: длина савана = длина тела умершего + 1/3 длины его тела (эта добавка к длине тела умершего нужна для того, чтобы была возможность связать саван над головой и под ногами умершего). Например, если длина умершего 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см.

Составные части савана

Саван для мужчин (расход ткани 8–10 м) состоит из 3-х кусков ткани – лифафы, каждый из которых покрывает тело целиком. Для мужчины лучше всего довольствоваться этими тремя покрывалами. Но некоторые добавляют отрезок ткани для головы, называемый чалма, и рубаху (камис), закрывающую тело от шеи до колен. В их использовании тоже нет ничего предосудительного.

Лифафа – покрывало, в которое заворачивают умершего с головы до ног – бывает таких размеров, что если обернуть умершего, то остается около 30 см ткани со стороны ног и головы – это для того, чтобы после была возможность завязать саван с обеих сторон.

Саван для женщин предпочтительно, чтобы состоял из 5-ти частей (расход ткани 10–12 м): 1) изар – кусок ткани для оборачивания тела от пупка до колен; 2) камис – рубаха, не имеющая воротника, с вырезом для головы, закрывающая все тело, кроме головы и ног; 3) химар – платок для покрывания головы и волос женщины длиной от головы до пупка. Волосы умершей заплетают в две или три косы и кладут сверху на камис; 4 и 5) лифафа – ткань (любая), покрывающая умершую с головы до ног (следует добавить по 20–30 см ткани со стороны ног и головы, чтобы после оборачивания тела можно было завязать саван с обеих сторон). Их бывает две.

Так пишет о саване ученый-богослов Марсифи в своей книге «Рисалат». Однако есть и другие версии относительно составных частей савана.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифафы.

Итак, как пишет богослов Абдуллах бин Хиджази аш-Шаркави (1150–1227 г. х.), заворачивать тело покойного мужчины в три куска метерии – и обязательно, и предпочтительно. В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение)завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы». А для женщин использовать три куска и вдобавок химар и изар является сунной, т. е. и для мужчины, и для женщины обязательно использовать одинаковое количество покрывал (по три куска), а разница для них лишь в желательном количестве.

Однако это решение Шариата касается лишь того случая, если расходы на саван покрываются из имущества умершего. Если же умершего оборачивают в саван не за его счет, например, на средства опекуна умершего, который должен был содержать последнего, или из общественной казны (байт аль-маль), или из средств, безвозмездно выделенных на подготовку умерших к захоронению (вакф), или на имущество состоятельных людей, то тогда минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это один кусок ткани, покрывающий все его тело.

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким. Но нежелательно, чтобы саван был других цветов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Одевайте белые одеяния, так как это самые лучшие ваши одеяния, и используйте для савана белую ткань ». Этот хадис передали имамы Муслим и аль-Бухари.

Желательно, чтобы для умершей жены саван готовил муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети умершего. Если же у умершего никого нет, похороны осуществляют его соседи или община.

Ат-Табари передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Сосед достоин того, чтобы, если он заболеет, ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал ему взаймы, если испытывает нужду – защитил его. Если придет к нему добро – поздравь его, если беда – утешь его, не возвышай свое строение над его строением, поддерживай костер от него, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него».

Саван должен соответствовать достоинству умершего:

Запрещается использовать для савана ткань, которая вызывает плохое впечатление, унижая тем самым достоинство умершего (к примеру, мешковину).

Для савана нельзя использовать украденную ткань, поэтому в Шариате есть для мусульманина дозволение еще при своей жизни готовить некроеный материал, предназначенный для савана.

Не дозволяется красить ладони умершего мужчины хной, а красить руки женщине и детям – нежелательно (караха).

Можно делать саван для женщины из шелковой ткани, дозволяется и красить его шафраном. А для мужчин, если есть возможность изготовить саван из другого материала, запрещено использовать для этой цели шелковую ткань. Саван желтого цвета является нежелательным и для мужчин, и для женщин.

Мужчину, который умер в состоянии ихрама, т. е. при совершении хаджа или умры, заворачивают в его ихрам, не покрывают лицо и голову и не умащают благовониями, поскольку при воскрешении он выйдет из могилы в том виде, в каком он был при совершении паломничества, и будет повторять: «О Аллах! Я отозвался на Твой Призыв, я искренне отозвался на Твой Призыв».

Об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Один человек, находившийся вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) во время стояния на равнине Арафат (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Обмойте его водой ссидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в Судный день он будет воскрешен произносящим тальбийю ”».

Часто для савана используют материю, которую споласкивали или же смачивали водой Зам-Зам.

Если на покойном имеются долги, которые равняются или превышают имущество, оставленное им после себя, то кредиторы имеют право потребовать, чтобы его завернули в саван, состоящий только из одного покрывала, и наследники покойного в данном случае не могут окутывать его в более чем одно покрывало, кроме случая, если они это делают на свои собственные средства, потому что вначале необходимо исполнить долг перед кредиторами и вернуть их имущество и в освобождении от его выплаты для покойного заключается больше пользы. Так пишет Баджури.

Нежелательно, чтобы саван был слишком дорогим в цене. Чем надевать новый саван, лучше использовать поношенный и выстиранный материал, ибо саван и так будет разлагаться в могиле, а новое более подобает для живого человека. Однако, если среди наследников покойного есть не достигшие совершеннолетия дети или психически нездоровые, или кто-то из них находится вдали от данной местности, или сам покойный при жизни был несостоятельным, бедным человеком, то использовать для него дорогую ткань в качестве савана является запретным (харам). Это тоже важный момент, требующий внимания!

В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Вы украшайте саван для покойных, они радуются и гордятся этим, также они посещают друг друга в этом саване ». В указанном хадисе под словами «украшайте саван» имеется в виду, чтобы мы выбрали саван белого цвета, чистый, закрывающий целиком тело, плотный и приобретенный на имущество, добытое дозволенным (халал) путем. В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата в саван, то пусть делает это хорошо ».

Считалось, что умершие (родители, диды, дзяды) имели большую власть над живыми и могли быть доброй или злой силой для семьи. огребальные обычаи и обряды направлены на то, чтобы задобрить умерших, а вместе с тем оградить себя от действия смертоносной силы. Одежда имела определенную функциональную направленность в погребальных и поминальных обрядах и отличалась характером покроя, материалом, цветом, способом изготовления и др. Одной из особенностей был обычайхоронить в одежде , в которой человек венчался. В Бежецком у. Тверской губ. автором записана поговорка: «В чем венчаться, в том и скончаться». Как говорили, «брашно» (брачное) надо беречь и в нем ложиться в гроб. Венчальная рубаха, обычно сохранявшаяся всю жизнь, часто служила и погребально й. Предметы, в том числе одежда, бывшие в церкви во время обрядового богослужения, по воззрениям крестьян, имели особое значение. Возможно, однако, что корни этого обычая — надевать брачную (обычно лучшую) одежду умершему - восходят еще к дохристианской древности. Погребальную одежду шили и заново. Упоминания о новой одежде для покойника очень часты при описании погребальных обычаев у русских, украинцев и белорусов. Но наряду с новой одеждой был и такой обычай: хоронили в той самой рубахе, в которой человек умер. Или же клали эту рубаху с ним в домовище, а новую одевали на него (Олонецкая губ).

Обычай заранее заготовлять смертную или смерётную одежду был широко распространен и сохранился до нашего времени. Иногда заготовленную рубаху шили не до конца, оставив не вырезанным ворот или не доделав другие детали, которые доделывали покойному уже после смерти (Пермская губ).

Материал для одежды в XIX в. был домотканым, а к концу XIX- началу XX в. и покупным (фабричным), но там, где в какой-то мере сохранялось ткачество, обязательно использовали холст. Шили все «холстовое». Особый способ кройки при этом состоял в том, что не пользовались ножницами, а рвали холст, шили на руках, швейные машины не использовали. Шитье также исполнялось особым способом: обязательно вперед (а не назад) иголкой. До сих пор (в отдельных местах), когда шьют одежду для умершего, «назад не ступают» (Архангельская обл., Каргопольский р-н). В Костромской губ. шили с изнанки, стежками (а не «втачку», не «взахват»), узлов не делали, иначе покойник якобы придет за кем-нибудь из семьи. Так же считали крестьяне Саратовской губ. Было принято шить от себя (от себя строгали доски для гроба).

На Украине сорочку для умершей молодой женщины вышивали более старым способом: вышивка шла по верху ткани, и изготовляли пряжу для сорочки с помощью веретена, а не самопряхи.

Считалось, что умерший мог повредить живым, поэтому стремились предохранить не только людей, но скот и урожай. Для этого в Киевской губ. (в середине XIX в.) после выноса тела хозяина дома завязывали ворота красным поясом, чтобы за хозяином не пошла и «худоба» (скотина). Поясу, особенно красному, придавалась, видимо охранительная сила, что видно и из других обрядов .

Одежду умершему одевали не так, как живым. Например, онучи завертывали не в правую, а в левую сторону, оборы скрещивали не сзади, как обычно, а спереди. Особенность погребальной одежды заключалась в ее покрое и устройстве деталей. Она сохраняла старинный покрой, как правило, повторяла фасоны, давно вышедшие из быта. Старые люди тяготели к формам одежды своей молодости или своих родителей. Рубаху «на смерть» стремились сшить цельной - без подставки. У украинок такая сорочка называлась додшьной, а не на станку, до шдточки, т. е. с подставой. Рукава рубахи чаще шили без обшлагов и без брыжжей - оборок, которые были сравнительно новым явлением. Характерен старинный обычай в качестве застежек использовать завязки. Рубашка, надеваемая «на смерть», не застегивалась ни на запонки, ни на пуговицы, а завязывалась тесьмой или гарусом (Рязанская губ). На Украине умершим женщинам не застегивали сорочки на запонки, а пользовались завязками, как и при венчании.

Старинных форм одежды особенно придерживались старообрядцы. Автором зафиксирована смертная одежда старообрядцев бывш. Олонецкой, Пермской губерний и Сибири - Забайкалья. В Каргополье (Олонецкой губ.) женский комплекс состоял из рубахи туникообразного прямого покроя (в то время как распространенным типом рубахи в XIX начале XX в. была поликовая рубаха-с плечевыми вставками) и широколямошника - широкопройменного» сарафана, который носили в старину, а в конце XIX-начале XX в. другие фасоны сарафана или городское платье (состоявшее из юбки и кофты) вытеснили его из быта. Широкопельный (широколямошный) сарафан из синей ткани оставался преимущественно у старообрядцев в качестве моленной одежды. Погребальный сарафан, как и другую одежду, шили из белого холста.

На мужчин одевали балахон или кафтан, сшитый с клиньями от талии (или со сборами), служивший в жизни только моленной одеждой. В мужской погребальной одежде кержаков Пермской губ. сохранялась рубаха-косоворотка с разрезом на правой стороне, как это было принято в старинных венчальных рубахах этого региона, а не на левой, как стали носить впоследствии. В смерётной мужской и женской одежде семейских Забайкалья сохранились старинный покрой и формы головных уборов.

Для погребальной одежды характерны такие эпитеты, как «новая», «праздничная», «лучшая». На покойника одевали самую лучшую одежду и лапти: женщин клали в нарядном, иногда шелковом сарафане; покойника убирали в парадное платье; у гуцулов заботились, чтоб тело умершего. . . «файно та пишно опочивало». . . чтоб. . .«файний та лишний був на том СВIТI».

Обмыть и обрядить умершего хозяина звали кого-нибудь из деревни: наряжать мог всякий, но не близкий родственник. Были и специальные люди, которые занимались обмыванием и одеванием покойников. Во Владимирской губ. такой человек назывался умывальник, наряжалъник, скуталъник Голыми руками покойника не трогали. Мыли овечьей шерстью. Если человек умер от заразной болезни, одевали рукавицы. У карелов покойника брали обязательно в рукавицах.
Чтобы снять с умершего рубашку, раздирали надвое - «деруть вщ пазухи аж до долини». Если она была неплохой, то, выстирав ее, вывешивали на шесть недель («не шевелили» ее), а потом отдавали кому-нибудь на помин.

Мужчинам одевали рубаху, штаны; женщинам - рубаху и одежду, носившуюся в данном регионе (сарафан, поневу, сподницу и т. д.). У русских женщинам передник не одевали. У украинцев в состав женской одежды входила запаска, выполнявшая функцию передника, а у белорусов - хвартух.

На умершем воротник рубахи надо было оставить расстегнутым, если супруг хотел вступить во второй брак. Для этой же цели покойника перепоясывали красным поясом и трижды перебегали дорогу. На Украине иногда хоронили женщин в «каптанах» с червонными лацканами. Это объясняется тем, что раньше в них венчались. Мужчин и женщин обязательно подпоясывали; иногда подвязывали рубаху у ворота и запястий. Пояс был важной составной частью одежды; даже ребенка хоронили обязательно в подпоясанной рубашечке. Иногда пояс укладывали поперек на две домовины из-за поверья, что при воскресении покойник должен быть подпоясанным. Женщинам голову покрывали чепцом, сорокой или повойником, а сверху платком или наметкой. Мужчинам одевали шапку или клали ее сбоку, когда же священник возражал против одевания шапки, ее прятали под подушку.

Специальной одеждой умерших были саван и куколь. Саван входил в комплекс погребальной одежды у русских и одевался поверх домашнего платья, как бы заменяя верхнюю одежду. Д. К. Зеленин полагал, что этот обычай обусловлен тем, что ранее славяне жили в более теплом климате. Саван шили из двух или трех полотнищ холста, сшитых друг с другом длинными сторонами; сшивали его и с одной поперечной стороны, и получался как бы мешок, одевавшийся на голову. Саваном обертывали человека и накрывали его сверху. Иногда вместо савана тело окутывали куском холста и обвивали длинной полосой ткани. По савану пеленали тесьмой - специальным свивальником, как это было у старообрядцев Пермской губ. Свивали так, чтобы тесьма скрещивалась спереди.

Из описаний украинских погребальных обычаев видно, что гроб (трупу, трумно, деревище, домовище) обивали внутри серпанкой (намiткой) - грубой холщовой или хлопковой рединкой или тонкой рубашкой. Старых женщин, кладя в домовину, завертывали в намiтку поверх свитки. Под голову обычно клали сено, стружки (оставшиеся после изготовления труны), васильки, иногда мак (это имело ритуальное значение). Белый холст или миткаль постилали поверх березовых листьев (распустив новый веник), которыми набивали и подушку, положив в нее ароматические травы (полынь и др.), иногда - кудель. Обычай класть березовые листья (или даже весь веник) был распространен у всех трех народов. Но кудель в некоторых местах не клали, опасаясь неурожая льна.

По-видимому, у украинцев и белорусов в XIX-начале XX в. чаще, чем сшитый саван, применялась ткань, служившая подстилкой и покрышкой. Известное подтверждение этому - сведения об украинцах Курской губ., которые не свивали в саван умерших, в противоположность соседним русским.
Вероятно, значение савана как замены верхней одежды - явление древнее. Но, по данным конца XIX - начала XX в., в ряде мест одевали н верхнюю одежду. Так, например, в Вологодской губ. одевали сначала верхнюю одежду - «оболочку», а потом уже - саван. В украинских материалах о погребальных обрядах нередко упоминаются свитка, жупан, корсетка, киптарь и т. д.

На Европейском Севере специфической частью погребального Комплекса одежды мужчин и женщин был куколь - род мешкообразного головного. убора из холста, который одевался под саван. О погребальной одежде говорится в причитаниях, распространенных в XIX- начале XX в. в восточнославянской погребальной обрядности:
. . .Уж тя платьица нездешний обуточка не прежняя. . .
или
. . .Не во светлое ты платье наряжаешься? Во опально черно кафтанчишко одеваешься,
А на ноженьки-то не сапоженъки козловые, А домашние башмачки ли что холщовые. .
Босыми никогда не хоронили. Обували в чулки, башмаки, чаще всего сшитые из сукна, холста или завертывали ноги в ткань или же обертывали онучами и одевали лапти. Последнее было особенно распространено в центральных русских губерниях и у белорусов. Крестьяне, придерживавшиеся старины, вне зависимости от состоятельности, одевали умершему новые лапти. Обували лапти даже тогда, когда при жизни человек их не носил (Нижегородская, Костромская, Владимирская, Пермская и другие губернии). Сапоги в домовину не клали, считая их «модными»: «на том свете», как говорили, «моды не надо». Правда, в Олонецкой губ. (Петрозаводском, Олонецком, Повенецком уездах) иногда хоронили в сапогах, при этом выдергивали железные гвозди из обуви или же надевали сапоги, сшитые только дратвою. Одной из причин, по которой украинцы обували умерших в постолы (мягкие кожаные туфли, собранные на ремешке вокруг ноги), а не в чоботы или черевики, было то, что в последних много «зелеза» (гвоздей) и «на том свете» в них тяжело будет ходить. Если одевали черевики или «жолтие чоботи», то без подковок. Есть свидетельства о том, что кожаную обувь нельзя одевать умершему. Возможно, что здесь имелась в виду обувь на гвоздях.

Следует вспомнить об изготовлении домовины без железных гвоздей. Наиболее старый тип домовины - это долбленая колода - сохранялся главным образом у старообрядцев. В конце XIX-начале XX в. преобладали уже дощатые гробы. В некоторых местах доски домовины скрепляли деревянными гвоздями или связывали углы лыком и новыми веревками. Не употреблять металлические, особенно железные, предметы - обычай, вероятно, восходящий к глубокой древности. Пока фактический материал о нем еще недостаточен и противоречив. Этот обычай как бы перекликается со свадебными обычаями, о которых говорилось в предыдущей главе: не надевать металлические украшения, запонки при венчании. В Лубенском у. Полтавской губ. умершей женщине одевали очипок, не закалывая его иголкой, как при жизни, - «от зглазу». В Юго-Западной Украине, наоборот, отмечен обычай втыкать иголки в одежду умершего , с целью охраны его от других мертвых. Здесь иголки играли ту же роль, что и на свадьбе. Шейный медный крест часто заменяли деревянным или восковым. Исключением из всех металлических предметов (как и при венчании) были деньги - медные, серебряные, которые клали в домовину или бросали в могилу при опускании покойника; по словам информаторов, чтобы выкупить умершему место «на том свете», или, чтобы отдать деньги за перевоз через огненную реку.

Об украшениях упоминается в украинских материалах. Женщинам одевали пацерки темного цвета (но не красное намисто). Кольцо, в котором венчался человек, одевали на средний палец руки; если не было такого кольца, то покупали. По сведениям из других районов, кольцо делали из воска или совсем не надевали. Украшения девушки были сложнее. Необходимо упомянуть о роли меховой одежды в похоронных обрядах . Покойника обычно клали на солому, иногда еще и на кожух, который оставался лежать (волосом вверх) в переднем углу в течение девяти дней. Так же делали на «сороковины». Душа умершего якобы приходила домой на кожух.

Предметы, которые клали в домовину, по существовавшим представлениям, могли понадобиться умершему «на том свете». Клали мыло и гребень, которыми пользовались при мытье и расчесывании волос покойника. Помещали в домовину полотенце, которым его утирали, и личные вещи покойного. У белорусов, например, клали трубку и табак, табакерку (если он при жизни нюхал табак); к поясу привешивали сумочку - калиту и грибенец, за пазуху затыкали хустку, т. е. все, что могло понадобиться покойному в «дальней дороге» и за что он будет благодарен своим родным. Клали смену белья; женщинам - иголку с ниткой. Обычай класть запасную одежду покойнику имелся и у соседних народов, в частности, он отмечен у коми-пермяков: мужчине клали рубаху и порты, женщине - две-три рубахи и столько же дубасов - сарафанов, а у народов Сибири одевали на умершего все его платья или клали с ним в мешке. Иногда в могилу помещали инструмент, соответствовавший роду занятий умершего. В восточных русских губерниях было в обычае класть лыко и кочедык для плетения лаптей (Костромская, Нижегородская губернии). В Инсаровском у. Пензенской губ. этому давали такое объяснение: чтоб умерший плел лапти для себя для других ранее умерших. Клали хлеб-соль, иногда баранки, яблоки, водку, чему, как правило, противился священник.

Обряды и поверья, связанные с волосами

Покойнику расчесывали волосы и клали с ним гребенец, а в Олонецкой губ. остриженные волосы покойницы клали в домовину. С волосами следовало обращаться с осторожностью. У многих народов, в том числе и у восточных славян, существовало поверье, что при помощи волос можно испортить и извести человека. Принято было не бросать волосы «зря», а собирать их. Так, у белорусов, остригая волосы, клали их в лапоть или сапог или же затыкали в щели избы. Некоторые старые женщины копили волосы, чтобы набить ими подушку для домовины. Не бросали и остриженные ногти, а клали в гроб с умершим, объясняя это тем, что ему предстоит на «том свете» взбираться на гору. По сведениям из Смоленского у., ногти предварительно зашивали в повойник и клали вместе с умершей. Собирание очесок волос и ногтей рук и ног было принято в Европейской России и в Сибири. Весьма интересен факт использования собственных волос умершего для его похоронной одежды. Смертная рубаха (носовка) из д. Городня Духовщинского р-на Смоленской обл., по сведениям Н. И. Лебедевой, была вышита вдоль швов, по сторонам центрального полотнища нитками (черными, синими, желтыми) и собственными волосами хозяйки рубахи. Белорусские женщины ткали себе саван, включая в ткань собственные волосы. Видимо, это было связано с представлением о том, что при помощи волос можно не только было нанести вред человеку, но они могли служить ему и защитой: у многих народов ношение пряди собственных волос служило амулетом. С этой охранительной функцией, видимо, и надо связывать использование человеческого волоса для погребальной одежды.

Одежда в похоронных играх

В трудах, посвященных сложным и интересным обычаям игровых похоронных действий, слабо или совсем не освещается одежда участников игр. В ряде мест Украины, особенно у бойков и гуцулов, проводились в конце XIX-начале XX в. похоронные игры, восходящие в древней общеславянской погребальной обрядности в виде общественного собрания около умершего, сопровождавшегося хмельным питьем и носившим оргийный характер. Принято было при покойнике веселиться: играть на сопелках, трембитах и других инструментах, петь, рассказывать анекдоты, сказки, играть в карты и разыгрывать драматические действа. Этот комплекс обрядов был направлен на противодействие губительному действию смертоносной силы и вместе с тем на обеспечение помощи умершего живым. Игры, разнообразные по своей тематике, связаны были с переодеванием - ряжением и оригинальными атрибутами. Немалое место в играх занимало изображение смерти, похорон. Популярная игра «дед и баба» состояла в том, что мужчину одевали как деда, делали горб из соломы, надевали гуню, широкие гачи набивали соломой, подпоясывали соломенным поясом, лицо мазали сажей, прикрепляли бороду. Другой мужчина одевался бабой. Между дедом и бабой разыгрывалась сцена, дед избивал бабу, и по ней начинали причитать. П. Г. Богатырев отметил фаллические элементы в костюмах «дедов» и эротизм сценок, разыгрывавшихся под общий смех присутствующих. В играх изображалась смерть: одна из женщин надевала белую сорочку, делала из кочерыжки зубы, белилась, брала в руки косу. Иногда смерть изображал парень, который выкликал всех по очереди и валил на пол, как бы в гроб. Игра имитировала похороны. Один из парней ложился на длинную лавку, его накрывали плахтою, и он изображал покойника. Другой парень в женском платке играл его жену, которая посылала за попом. Роль попа выполнял один из присутствующих, навесив на себя платки вместо риз и взяв горшок вместо кадильницы. Когда мужчины брались за скамью и хотели выносить «покойника», последний «оживал» и соскакивал с лавки. Изображались в играх также разные животные и сценки из хозяйственной жизни. Сложный комплекс действ в похоронных играх, видимо, восходит к разным историческим эпохам. Магические охранительные и карпогонические акты сочетались с играми бытового, нередко пародийного характера. Похоронные игры были и у южных соседей украинцев - славянских и балканских народов. Многие черты сближают их с карнавальными (масленичными) играми и ряжением у восточных славян, румын, болгар. Эротические мотивы выражали идею плодородия и, видимо, неслучайно в нарядах деда, бабы и других персонажей большое значение имели солома, а также гуня, соответствовавшая вывернутому кожуху или шубе у других восточнославянских групп.

Цвет погребальной одежды и траур

Белый цвет преобладал в погребальной одежде восточных славян. У мужчин - белые сорочка и штаны, чулки, войлочная шапка; у женщин - рубаха-сорочка, сарафан, сподница, белая свитка, белая намитка или хустка и т. д. Трауром для близких служила обычная одежда, но без украшений: понева «без нарядок», белые рубаха и касталан, белый платок. Так ходили в течение года, но позднее - в начале XX в. - шесть недель. «По печали» надевали горемычную поневу (так же, как под венец) с белой холщовой вставкой - прошвой (Рязанская, Тамбовская губернии). Женские головные уборы, в частности сороки, шили из белого холста; по очелью вышивали белыми нитями (Рязанская, Тверская губернии). В основной белый цвет как бы вкрапливались другие, темные, цвета, в частности, немало упоминаний о черном и синем цветах в погребальной и траурной одежде. В Переяславском у. Киевской губ. мужчин одевали в синий жупан, женщин - в синюю плахту (синятку), зеленую или голубую запаску (Полтавская губ.). В случае смерти близких девушка не носила красных лент и поясов, снимала серьги; девушка-сирота венок носила из голубых и зеленых лент. Белорусы подпоясывали умершего синим пояском. Кисея (рединка) для женского головного убора обычно украшалась тканой красной полосой, а при трауре - синей. Красный цвет в похоронной одежде не был полностью исключен: на девушках или молодых женщинах (у гуцулов) были отдельные части одежды и украшения красного цвета. Убирали их в сорочку с красной вышивкой на плечах. Существовало даже представление, что если кому надеть сорочку с черной вышивкой на плечах. В. В. Данилов поднял вопрос о наличии красного траура у украинцев на основании изучения фольклора, где говорится о казацком быте: . . .Казаченьки поле вкрыли Червоною кытайкою. . . И далее: . . .Очи мои козацкы, молодецки Червоною кытайкою запните. . . В чумацких песнях чаще встречается иное: . . .Нарядили тому чумакови Трупу из рогожи. . . т. е. хоронили чумака, завернув в рогожу, а казака в одежду из красной ткани. В старинной одежде казаков (XVIII-начала XIX в.) преобладал красный цвет. Жупан шили преимущественно из красного сукна или китайки, шили их также и из синей ткани, но с красными лацканами, поясом и на красной подкладке. В начале XX в., как писал В. В. Данилов, в украинской похоронной одежде преобладало белое полотно, а не красная ткань. В походной жизни казаков красная китайка от подкладки или верха жупана употреблялась для разных надобностей, в частности, для обертывания убитых казаков. «Вследствие повторяемости этих случаев могла возникнуть ассоциативная связь между представлением о смерти и красным цветом, и ему придавалось ритуальное значение». Красный цвет для погребальной одежды имел узколокальное бытование и был связан со спецификой казацкого быта, не имея повсеместного значения в украинской похоронной обрядности. Ткань черного цвета применялась главным образом для верхней одежды. В XIX-начале XX в. черный цвет стал более активно проникать из города в погребальную и траурную одежду. Я. Головацкий писал, что горожанки в Галичине во время жалобы - траура повязывали голову черными или синими платками. Черный цвет одежды на умершей старой женщине рассматривался как городское влияние, распространившееся из Польши. Вытеснение белого цвета черным в погребальной и траурной одежде сельского населения усиливалось. Процесс этот происходил и у западных славян. В Чехословакии черный цвет в погребальной и траурной одежде широко распространяется только в XIX в. В начале XX в. новым явлением, проникшим также, видимо, из города, было окрашивание гроба в черный или коричневый цвета, девушки - в розовый, а парня - в голубой. Траур отмечался способом ношения одежды и изменением прически. В знак печали родные ходили в том платье, в котором их захватила смерть родственника; гуцулы-мужчины не надевали шапок до конца похорон. В Мосальском у. Калужской губ. отмечен своеобразный обычай: в знак траура все сопровождавшие покойника повязывали себе голову белыми полотенцами, не исключая мужчин, а иногда и самого духовенства. Девушки после смерти отца или матери распускали волосы и не заплетали кос. При трауре женщины носили платки внакидку, без завязывания. Древность этого обычая зафиксирована в одной из гравюр XVII в., где изображены похороны, и сопровождающие покойника женщины показаны в накинутых платках-покрывалах. Этот же способ покрывать голову внакидку зафиксирован в начале XIX в. в акварельном рисунке с натуры, изображающем поминальный день на кладбище г. Тихвина: женщины представлены

в покрывалах, наброшенных на кокошники. Близкие умершего в трауре расстегивали ворот у рубашки, женщины не надевали передника после смерти близкого человека до 40 дней, а затем носили передник (обязательно белый) до трех лет (Рязанская губ). В траурной, как и в погребальной одежде, заметен возврат к древним формам и способам ее ношения. Так, например, в д. Сумерки Тамбовской губ. в начале XX в. молодые женщины уже переставали носить поневы, но в случае смерти близких обязательно надевали их - «печалились». Шушка - рубахообразная белая полушерстяная одежда, сохранявшаяся в девичьем костюме Скопинского у. Рязанской губ. (надевалась поверх рубахи, с поясом), служила также погребальной и траурной одеждой для девушек и старух. Характерный способ ношения одежды (в знак траура) - накидывание ее на голову. В Рязанской губ. в начале XX в. сохранялось несколько видов такой одежды. Кодман - одежда туникообразного прямого покроя из черной тонкой домотканой шерстяной материи; рукава его не сшивали в нижней части, а ворот не прорезали. Женщины носили его как плащ (накидывая на голову) до шести недель после смерти кого-либо в семье; обычно же, если его надевали, то только старые женщины в ненастье. Пониток (или чекмень) из Михайловского у. другого покроя - сильно расклешенный (в распластанном виде образует полукруг), с длинными рукавами, сшитый из темной шерстяной домотканой материи; в «горе» женщины накидывали его на голову.

Села Жуково и Белоногово всегда считались старообрядческими. Я попытался восстановить отличительные особенности похоронно-по-минального обряда старообрядцев часовенного согласия этих сел. Для этого использовал такие формы исследования, как анкетирование и наблюдение. К сожалению, жителей, знающих обряды, остались единицы; именно они и выступали в качестве источника информации.
Старообрядцы готовятся к смерти заранее. Перед смертью стараются обязательно исповедаться по «скитскому покаянию» наставнику. Приготавливают специальную погребальную одежду, которая называется «сряд» или «смертно». Ее готовят заранее. «У меня уж лет двадцать с лишним лежит, мама себе шила и мне приготовила. Шила на руках».
Саван и одежды - обязательно льняные или сатиновые, сшиты вручную, не «зарублены» (т.е. швы не подрублены). Саван представляет собой сшитое полотно с капюшоном. Мужская одежда состоит из рубахи до колен, кальсон и пояса, а женская из рубахи обязательно до пят, платка (чаще двух платков) и пояса. На ногах у мужчин - белые носки и тапочки, а у женщин - чулки и тапочки. Кроме того, готовилась пелена - узкая полоска белой ткани длиной около пяти метров, а также покров - отрез белой материи.
Обязательно готовят лестовку и новый нательный крестик с гайтаном. Наволочку на подушку шьют размером 20 на 30 см, набивая ее листьями березы и «богородской» травой (чабрецом).
По представлениям старообрядцев, умирать среди семейства в полной памяти, да еще на Пасху, является благодатью небесной для человека. Наши предки верили, что, если человек умирал быстро, то душа его попадала в рай, а если мучился перед смертью - значит, грехи велики и ему не миновать ада.
Полагали, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позднее - полотно. Стараясь помочь умирающему, открывали дверь, окно, печную трубу - дабы душе было легче отлететь. «Когда уж часовать-то начнет, дак читают канон на исход души, а когда отойдет - уж потом сразу обряжать его начинают» .
Омовение усопших в каждом селе совершают специально обученные люди, которые совершали этот обряд так, чтобы никто не видел тело умершего голым.
«Сколько вот мытарств в «Видении Григорьевом» описано - столь и тряпочек готовить надо». Обмывальные принадлежности: сосуд, ложку, тряпочки - по дороге на кладбище с молитвой опускали в реку или закапывали в могилу.
После омовения тело с пением ангельской песни полагалось в гроб. Постель умершего выносилась в курятник, «чтоб петухи опели», и оставалась три дня.
До начала 80-х годов пожилых старообрядцев хоронили в домовинах - деревянных долбленых колодах. Позднее стали делать гроб из досок, без железных гвоздей. В настоящее время традиция утрачена.
Гроб тканью не обивают. В доме, где лежит покойник, завешивают зеркало. Не топят печь, сторожат ночью покойника - т.е. обязательно кто-то сидит у гроба, не спит.
После положения в гроб до дня похорон над умершим читали Псалтырь по особому правилу, а в день похорон совершали погребение, или отпевание, во время которого все родственники умершего поочередно прощались с ним. После отпевания гроб закрывали и везли на кладбище.
Нередко на похороны приглашали специальных плакальщиц - женщин, знающих множество красивых и уместных плачей для любого случая. «Орина-то так умела разжалобить, что не хошь, а ревешь дурниной до беспамятства», - говорили о жуковской плакальщице односельчане.
Перед выносом гроба подают курицу через гроб, а затем отдают чужому, чтобы он молился за покойного. Нельзя проходить под гробом. Когда выносят гроб, нельзя касаться косяков двери (магия касания). Близкие родственники не должны нести гроб.
Сначала выносят крест, крышку, а потом - гроб. Кто несет крест, тому подают полотенце. Ставят гроб в ограде. Если умер не дома, то везут к дому прощаться.
К этому времени на кладбище (в селе Жуково - «на могилках», «за сопочкой») копальщики уже вырывали могилу. «Глубокую сильно не надо копать, до подмышек само то, чтоб вылезти потом можно было» . (Имеется в виду второе пришествие и воскресение всех мертвых).
После каждения могилы опускали гроб и забрасывали его землей, ставили крест с крышкой (голубец) и трижды обращались к умершему: «Помяни меня во царствии небесном, когда встанешь пред престолом Божьим!» Расходились не оглядываясь и шли в дом умершего, где устраивались поминки (поминальный обед).
Особым элементом похоронно-поминального обряда является соблюдение траура. Семейные нанимают на этот период «духовных», «божественных» - читать сорокоуст, а в третий, девятый, сороковой день и годовщину - совершать «панафиду» (панихиду).
В силу закрытого характера культуры старообрядцев традиционные элементы похоронно-поминального цикла приобрели статус кодекса, обязательного правила, аксиомы, которые необходимо соблюдать. Наблюдения со стороны, личные беседы дали возможность констатировать, что многие обрядовые действа выполняются «по правилу», «по закону», «как принято было», но смысловая основа многими уже забыта.
Таким образом, процесс размывания обрядовой основы коснулся естественным образом и старообрядцев, что подтверждает правомерность общего эволюционного процесса всех компонентов культуры.
СВ. Батуев,

Саван — это ритуальное покрывало, «венчальное платье», в которое заворачивают мертвеца и кладут в гроб. В религиозных течениях используют свои критерии для создания погребальной ткани. Белый саван присутствует в христианской и мусульманской культуре.

Внешний вид савана незначительно отличается в христианстве, мусульманстве. Белый цвет ткани символизирует праведность души, которая предстанет перед последним судом у Бога. В иудаизме и исламе ритуальное покрывало может быть любого оттенка.

В религиозных течениях накрывать покойника саваном разрешено после завершения омовения. Согласно Торе, Библии и Корану, обернув тело покрывалом, его избавляют от части грехов.

Второе предназначение савана белого цвета – защита души от негативной энергии во время путешествия по загробному миру. Представители христианства, иудаизма и мусульманства закрывают тканью тело до уровня сердца. Накрыть покойника целиком разрешено при наличии выраженных телесных повреждений.

Руки усопшего всегда должны быть открыты.

Традиция заворачивания тела в саван

Белый погребальный наряд или так-называемое «венчальное платье» использовали язычники. Они закрывали усопшего от негативных энергетических сущностей. Шили саван родственники покойника. Они наделяли материал защитной энергетикой. Со временем традицию переняли христиане и мусульмане. Несмотря на разность определений, смысл остался неизменным. Светлая ткань защищает душу во время ее путешествия по загробному миру.




У христиан

Христиане не наделяют погребальное одеяние мистической силой. Православного и старообрядца накрывают саваном для защиты души от дьявола. Любая церемониальная ткань приобретет защитную силу после совершения молитвы. Единственное ограничение – материал, из которого пошит мужской или женский похоронный наряд, не используют для других целей.

У мусульман

Мусульмане называют саван кяфаном. Вместо него разрешено использовать светскую одежду. Покрывают тело после завершения омовения. При выборе ткани учитывают социальный статус умершего. Цвет траурного одеяния не регламентирован.

Мусульманина после смерти покрывают полностью.

Каким должен быть саван

Выбирают погребальный саван с учетом религиозных требований. В них прописан размер изделия, его цвет и тип ткани. Ширину похоронного костюма рассчитывают с учетом габаритов покойного. Расстояние между левым и правым плечом умножают на 3.

Для определения длины савана:

  • измеряют тело от головы до ног;
  • умножают полученное значение на 1/3;
  • к длине тела покойного добавляют результат предыдущих вычислений.

Порядок проведения вычислений включает в себя расчет ткани на комплект повязок. Их ширина совпадает с шириной материала. Используют нечетное количество повязок. Цвет савана у мусульман, в отличие от христиан, не регламентирован. Единственная оговорка – использовать черный цвет не стоит.

Представители христианства и ислама едины во мнении. Материал для погребального наряда используют натуральный. Если под рукой нет хлопка, то разрешено взять хлопчато-бумажную. У христиан саван украшен золотой вышивкой на религиозные темы (купола церквей или кресты). Погребальное одеяние мусульман лишено внешнего изыска.




Как заворачивать тело в саван

После того как покойник уложен в гроб, его покрывают белой тканью. Православные и католики не видят разницы между погребальным одеянием для мужчин и женщин. Саван закрывает усопшего от линии сердца до пят. В мусульманской культуре тело заворачивают в белое покрывало различным образом.

Тип Процедура
Женский На ровной поверхности раскладывают широкое полотнище. Поверх него размещают второе. Его размер должен быть таким, чтобы мумия была обернута саваном с головы до пят. На усопшую надевают белую рубашку. Покойнице заплетают 2 косы. Их укладывают на груди. Голову покрывают платком, длина которого доходит до шеи. Завертывают тело вначале в верхний слой.
Мужской Правило предписывает расстелить 2 покрывала. Ритуальная одежда для покойного – рубаха, закрывает умершего от плеч до ступней. Усопшего кладут на расстеленный саван. Вначале его укрывают верхней, а потом – нижней частью. В Исламе запрещено использовать только 1 полотнище. Исключение сделано для бедняков.
Детский Детей до 7 лет заворачивают в 2 чистых полотенца. Их размер должен быть достаточным для того чтобы покрыть малыша с головы до пят. Погребальная одежда для детей старше 7 лет не отличается от той, которую применяют во время похорон взрослых.

У мусульман разработан строгий порядок заворачивания в саван. Размер ткани берут с запасом. После завершения перевязки тело не должно оголиться. Нижнюю его часть связывают в районе ног. Кончик направляют в сторону нижних конечностей.

Как только покойник опущен в могилу, узлы покрывала развязывают.

Как самостоятельно сшить саван

Желание сшить саван для покойника своими руками толкуют в христианстве и исламе как проявление уважения. Выкройку делают самостоятельно. Измеряют ширину и длину тела. Следующий шаг – поиск белого полотна из Х/Б ткани, льна или другого натурального материала. Дальнейший порядок действий:

  • берут отрез светлой ткани, длина которой в 2 раза больше длины тела покойного;
  • ширина отрезка – 1 м;
  • материал складывают пополам;
  • сшивают саван по одной длинной стороне – в результате получится накидка;
  • по линии сгиба прошивают ту часть материала, которую наденут на голову усопшего – используют прочную нить;
  • края вблизи лица должны быть обшиты изображениями религиозной тематики.

После завершения манипуляций «свадебный» или «венчальный наряд» прикладывают к телу. Одеяние покрывает всю длину покойника с незначительным запасом. Второе правило – ткань погребальной постели и савана не совпадает. Рекомендация зафиксирована в христианстве, иудаизме и мусульманстве. Ортодоксальные мусульмане верят, что покойник оживет и покарает тех, кто неподобающим образом отнесся к вопросу создания его погребального одеяния.

Важна длина рукавов рубахи, которую надевают под саван. Специфической символики здесь нет. Длину подбирают так, чтобы она доходила до запястья. Слишком длинная или короткая одежда означает небрежное отношение родственников к похоронам, выражает отсутствие любви к усопшему.

Размер одеяния многократно проверяют. Точность – залог соблюдения традиций.

Погребальный наряд – одеяние, в котором покойника придают земле. В исламе и христианстве используют различные подходы к выбору савана. Образ православного или католика предстает перед Богом исключительно в белом, а мусульманин отправляется к Аллаху в накидке любого цвета.