Международные организации в сфере экономики. Крупнейшие региональные экономические объединения государств. Экосос – специализированное подразделение оон

    - … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Великобритания - (United Kingdom) Государство Великобритания, история и развитие Великобритании, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Великобритания, история возникновения и развития Великобритании, политическое и экономическое… … Энциклопедия инвестора

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

    - (ОЭСР) одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Рынок труда - (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная региональная организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Арктический совет - международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС) - международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

Боливарианский альянс для Америк (ALBA) - альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирный Банк – группа из трёх международных финансовых организацийМБРР и его филиалов: МФК, МАР .

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) - международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ - межгосударственная организация , созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Европейский Союз (Евросоюз) - уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

ЕАСТ - группировка из стран: Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция.Организована в 1960г. Во взаимной торговле этих стран отменены таможенные пошлины и льготы. Каждое государство ведёт самостоятельную торговую политику как между собой, так и по отношению к странам «третьего мира».

Лига Арабских Государств (ЛАГ) - международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации - Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МАР – международная ассоциация развития – (филиал МБРР) предоставляет кредиты странам 3 мира на более льготных условиях, чем МБРР.

МБРР – международный банк реконструкции и развития – международная финансовая организация, специализирующаяся на формировании кредитных линий, направленных на стимулирование международной торговли.

МВФ международный валютный фонд – это международная финансово-экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами и предоставляющая им кредиты. С 1992 г. В состав МВФ входит и Россия, всего 180 стран.

МФК – международная финансовая корпорация – (филиал МБРР), призвана поощрять частное предпринимательство в развивающихся странах, членах МБРР.

МЕРКОСУР - крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР – создана в 1961 г., включает более 84 стран, на долю которых приходится более 2/3 мирового производства. ОЭСР-это клуб политически развитых стран для координации экономической политики, проведения научно-исследовательских работ мирового масштаба, это-центр разработки эконометрических моделей мировой экономики.

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) - военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

НИС – новые индустриальные страны, подписавшие соглашения о сотрудничестве: Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань.

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ) - «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. - добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) - неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории - Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Cовет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель - построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Шенгенское соглашение - соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

РАЗДЕЛ IX

ГЛОССАРИЙ

к тестам и кроссвордам:

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами.

«Дерево целей» - метод, основанный на иерархическом принципе реализации генеральной цели.

Джей-кривая – временной лаг, возникающий между девальвацией валюты и улучшением торгового баланса.

Девальвация – понижение курса национальной валюты.

Демпинговая политика – политика по искусственному установлению цен ниже рыночных. В некоторых случаях, цены могут опускаться до уровня себестоимости.

Дилемма «доход-досуг» - это экономическая ситуация, при которой приоритет дохода осуществляется за счёт «жертвы» досуга, и наоборот, приоритет досуга достигается за счёт «жертвы» дохода. Эта дилемма основывается на «теории жертвы», автором которой является Нассау Сениор.

Дирижизм – концепция государственного регулирования экономики, основанная на индикативном, дифференцированном управлении макроэкономическими показателями.

Дихотомия – последовательное деление целого на части.

Дискаунт - форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий товарами среднего качества по сниженным ценам.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Драгонтёр – форма торговой инфраструктуры рынка, магазин с высокой степенью автоматизации операций.

Закон Госсена №1 – закон убывающей предельной полезности – при максимизации общей полезности предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Закон Госсена №2 – условие равновесия потребителя – при максимизации общей полезности предельная полезность должна быть одной и той же величины.

Закон Клейтона запрещает вертикальное и горизонтальное слияние, переплетающиеся директораты (1914 г.).

Закон Оукена – при превышении безработицы на 1% от естественного уровня, потери ВНП составят 2,5%.

Закон предложения – прямопропорциональная зависимость между ценой и предложением товара.

Закон Робинсона-Пэтмена – запрещает ценовую дискриминацию, «ножницы цен», (1936 г.)

Закон спроса – обратнопропорциональная зависимость между ценой и спросом, предъявляемым на товар.

Закон стоимости – товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства – экономическая ситуация, при которой инвестирование в факторы производства достигает определённого предела, после которого отдача от факторов производства начинает сокращаться.

Закон Шермана запрещает тайную монополизацию торговли, единоличный контроль над ценами и сговор о ценах (1890 г.).

Закон Энгеля – отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни: чем выше расходы на питание в общей статье расходов, тем ниже уровень жизни.

Индекс бедности – представляет собой суммирование значений уровня безработицы и инфляции

Институционализм – школа экономической мысли, которая сформировалась в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических институтов во времени.

Инфляция – это обесценивание денег, сопровождаемое ростом цен.

Конвиннесонтер – форма торговой инфраструктуры рынка, небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов с высокой степенью готовности.

Конкуренция – это соперничество производителей за достижение более лучших условий производства и реализации продукции.

Концепция «одного окна» - форма государственного регулирования, основанная на упрощённом взаимодействии государственных институтов с юридическими и физическими лицами.

«Крест Маршалла» - это экономическая ситуация, возникающая при пересечении кривых спроса и предложения.

Кривая изоквант - отражает взаимовлияние фактора труда и капитала в производственной матрице объёмов производства (строится на основе кривой трансформации).

Кривая изокост – отражает зависимость между ценой факторов производства и производственными возможностями в условиях бюджетного ограничения (строится на основе линии бюджетного ограничения).

Кривая Лаффера – отражает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок.

Кривая Лоренца – отражает зависимость между относительными величинами дохода и числом получателей.

Кривая Энгеля – отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни.

Кривая трансформации (кривая производственных возможностей) – отражает зависимость объёмов производства от эффективности использования факторов производства.

Кривая Филлипса – обратнопропорциональная зависимость между инфляцией и безработицей.

Лаговый эффект – эффект запаздывания.

Либертаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой регионы должны самостоятельно обеспечивать необходимый уровень собственных доходов.

Ликвидность – это степень лёгкости, с которой любой вид активов может быть преобразован в законное платёжное средство.

Маржинализм экономическая школа, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний. Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Маржинализм основывается на трёх школах: Кембриджской (предмет исследования: спрос, предложение, эластичность), Австрийской (теория потребностей), Лозанской (предмет исследования: внедрение математического аппарата в экономику). Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в.

Марксизм – школа экономической мысли, выражающая интересы рабочего класса.

Меркантилизм - это школа экономической мысли, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. Это первая научная экономическая школа, заложившая основы раннего монетаризма, политику внешнеэкономических отношений, политику протекционизма.

Мерчендайзинг – форма продвижения товара от производителя к потребителю.

Метод экономической двойственности - э тот метод используется только в экономической науке и представляет собой конкретизацию общенаучных методов исследования с учетом специфики предмета политической экономии. Родоначальником этого метода был Адам Смит. Метод экономической двойственности позволяет научно объяснить внешнюю видимость экономических явлений с точки зрения их сущностных свойств, а также выявить как внешние функциональные зависимости между этими явлениями, так и их сущностные закономерности. Особо ярко этот метод проявляется в полярности экономических интересов, например, в специфике экономических отношений между производителем и потребителем, работодателем и работником, государством и налогоплательщиком и т.д.

Монетаризм – экономическая школа, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, на приоритете денежно-кредитного регулирования экономики.

Мультипликатор – коэффициент, отражающий прирост дохода к приросту инвестиций.

«Парадокс бережливости» - означает, что увеличение сбережений приводит к сокращению дохода.

«Парадокс Смита» - «почему вода, столь полезная для человека стоит так дёшево, а алмазы, чья полезность намного ниже, стоят так дорого?»

Перипатетизм - это философское учение, основанное Аристотелем в 335 г. до н.э., получило название в связи с обыкновением мыслителя вести философские размышления во время прогулок - это школа «прогуливающихся» философов.

Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность, направленная на максимизацию прибыли, связанная с наличием рисков в связи с введением нового продукта, способа производства, технологий.

Предельная полезность – полезность последней единицы потребляемого блага.

Принцип «бритвы Оккама» - в 14 веке было предложено усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения фактов и взаимосвязей, "сбривать".

Протекционизм – политика защиты отечественных производителей от влияния иностранной конкуренции.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты.

Стагфляция – период, в течение которого хроническая инфляция сопровождается спадом экономической активности.

Слампфляция – параллельное существование растущей безработицы и растущей инфляции.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Суперонтер - форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий скоропортящимися товарами.

Товар – экономическое благо, продукт труда человека, предназначенный для реализации на рынке.

Таксонометрия – система показателей для оценки развития регионов.

Теорема Коуза - внешние эффекты могут быть интернализированы при чёткой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.

Теорема Рыбчинского - растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению доходов в данной отрасли, где этот фактор используется более интенсивно, и к сокращению доходов в отрасли, где этот фактор используется менее интенсивно.

Теорема Столпера-Самуэльсона - установление торговых отношений и свободная торговля ведёт к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве, и, наоборот, к снижению вознаграждения фактора, менее интенсивно используемого в производстве.

Теорема Хекшера-Олина - страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке и небольших затрат дефицитных факторов в обмен на обратные пропорции.

Товарно-денежный фетишизм – форма поклонения, рабства по отношению к товарам или деньгам.

Трансакционные издержки – издержки, не связанные с производством.

Трансферты – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Утилитаризм – концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой государство берет на себя обязательство умеренного перераспределения только в части ликвидации уровня беднейших регионов.

Физиократизм – это школа экономической мысли, в основе которой заложена идея достижения благосостояния государства через развитие сельского хозяйства.

Франчайзинг – это технология расширения рынка сбыта на основе заключения договора франшизы между франчайзером (головной компанией) и франчайзи (малой компанией).

Фритредерство – политика свободной торговли.

Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар в зависимости от местоположения торговых точек.

Эгалитаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой предусматривается активная государственная политика по выравниванию доходов, при этом не требуется обеспечить абсолютное равенство доходов, но необходимо достичь максимально возможного при данном уровне экономической эффективности.

Эпонимия - стихийное, естественно совершающееся присвоение имени ученого открытому им принципу, закону, созданному им учению (например, законы Госсена, принцип Паретто, эффект Гиффена и др.)

Этатизм – политика налогового произвола государства.

Эффект Веблена - эффект престижного, статусного потребления, эффект «коллекционера».

Эффект Гиффена – исключение из закона спроса, распространяется на группу низших товаров в структуре потребления.

Эффект «невидимой руки» - это экономическая ситуация, при которой реализация собственных экономических интересов автоматически ведёт к реализации общественных экономических интересов.

В сегодняшнем мире международные экономические организации являются структурами, которые призваны углубить сотрудничество между различными странами в сфере торговли и других направлениях экономики. Они могут быть как всемирными, так и региональными. Значение этих структур в свете общей тенденции глобализации постоянно растет. Давайте узнаем, какие в настоящий момент существуют международные экономические и финансовые организации, а также их основные цели и направления деятельности.

Система экономических организаций

В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.

Международные экономические организации – это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности.

Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации – Международная торговая палата, а региональной – АСЕАН (Юго-Восточная Азия).

По направлению деятельности существует разбивка на универсальные и специализированные объединения. Первые из них охватывают практически все сферы экономической деятельности, а вторые – отдельные сферы и направления экономики. Так, к универсальным относится Всемирная торговая организация, а к специализированным – ОПЕК, деятельность которой сконцентрирована на вопросе экспорта нефти. Отдельно следует выделить финансовые структуры, наиболее известным примером которых является МВФ.

Все множество экономических организаций, взаимодействуя друг с другом, образует международную систему.

Основные цели международных экономических организаций – содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других – рекомендационный.

ЭКОСОС – специализированное подразделение ООН

Одним из основных органов деятельности ООН в сфере экономики является ЭКОСОС. Данная структура была основана ещё в 1945 году, и её штаб-квартира расположена в Нью-Йорке.

Основной задачей организации является сотрудничество в экономической и социальной сфере между членами ООН. Ее главными функциями является обеспечение роста мировой экономики, содействие сокращению безработицы и падению уровня бедности, решение проблем гуманитарного характера. Также в сферу деятельности структуры входят вопросы образования и соблюдения прав человека.

Данный орган является не только координирующим, но и контролирующим объединением. ЭКОСОС контролирует деятельность четырнадцати подразделений ООН. Кроме того, в рамках деятельности данной организации представителями стран-участников обсуждаются самые насущные вопросы мировой экономики.

В состав ЭКОСОС входит 54 страны, которые избираются на три года на Генеральной Ассамблее ООН. Все решения принимаются простым большинством голосов.

Европейская экономическая комиссия

Ещё одним структурным органом ООН является ЕЭК. Данная организация является региональной, и подчиняется ЭКОСОС. Европейская экономическая комиссия ООН была создана в 1947 году.

Главной целью данной структуры является взаимодействия в сфере экономики между государствами Европы. Но, несмотря на это, в число 56 членов ЕЭК входят не только европейские государства. Но и некоторые другие страны мира, например, США и Канада.

Администрация организации располагается в швейцарском городе Женева.

Торговая организация ВТО

Одним из крупнейших мировых экономических объединений является Всемирная торговая организация. Свою деятельность эта структура начала вести с начала 1995 года.

Её главной задачей является преодоление таможенных барьеров и распространение принципов свободной конкуренции по всему миру. Органы ВТО следят за обеспечением выполнения всех положений организации странами-участниками.

В настоящее время в ВТО состоит 162 государства (в том числе Россия), то есть большинство стран мира. Такие государства, как Судан, Алжир, Ливия, Эфиопия, Иран, Ирак, Сирия, имеют статус наблюдателей.

ОПЕК – организация экспортеров нефти

Одной из наиболее известных международных специализированных экономических организаций является ОПЕК. Сферой деятельности данной структуры является регламентация добычи и экспорта нефти среди её членов.

Деятельность свою ОПЕК начала ещё с 1961 года. В настоящее время в данной организации состоит 13 стран. Наиболее значимой из них по масштабам запасов, добычи и экспорта нефти на данный момент является Саудовская Аравия.

Цель ОПЕК - контроль над уровнем мировой добычи нефти для сохранения цен на черное золото в пределах, удовлетворяющих членов объединения.

МВФ – международная финансовая организация

Крупнейшей мировой финансовой организацией является Международный валютный фонд. Он также считается одной из структур ООН.

Первые шаги на пути создания данной организации были предприняты ещё во время II мировой войны, летом 1944 года. Тогда была подписана так называемая хартия МВФ, принципы которой легли в основу будущей организации. МВФ был создан в конце 1945 года, но начал фактически функционировать только с марта 1947 года. На данный момент членами МВФ являются 188 стран мира.

Главной целью организации является кредитование своих членов под сравнительно низкие проценты, а также регулирование международного финансового рынка. МВФ имеет право выставлять определенные условия государствам-заемщикам, которых те должны придерживаться для получения кредита. Кроме того, в задачи организации входит контроль над курсами валют, сбор статистических сведений, предоставление консультационных услуг, содействие расширению торговли.

Руководящим органом является Совет управляющих. Каждая страна имеет право голоса в нем соответственно объему своего финансового участия в деятельности МВФ. На данный момент наибольшим количеством голосов в организации обладают США.

Всемирный банк

Еще одной важной международной финансовой организацией является Всемирный банк. В его главные цели входит стимулирование путем инвестирования экономик развивающихся государств. Также он предоставляет им техническую помощь. Кроме того, в задачи данной банковской структуры входит ликвидация бедности как явления в наименее развитых странах мира, предотвращение возможности возникновения голода, борьба с болезнями, и многие другие вопросы экономического и гуманитарного характера.

Всемирный банк был основан ещё в 1945 году. На данный момент членами этой крупнейшей международной финансовой организации являются 188 стран мира. Сейчас Всемирный банк состоит из двух основных структурных частей: банка реконструкции и развития, и ассоциации развития.

АСЕАН – экономическая организация юго-восточной Азии

Одним из наиболее наглядных примеров региональной международной организации является АСЕАН. Она объединяет 10 стран Юго-Восточной Азии. Датой образования ассоциации считается 1967 год.

Задачей АСЕАН является расширение сотрудничества между странами с целью создания в юго-азиатском регионе зоны экономического благополучия. Увеличение доли государств региона в общем объеме мирового производства свидетельствует о том, что организация движется в верном направлении.

ЕБРР – европейский инвестиционный банк

Крупнейшей европейской межгосударственной финансовой организацией является ЕБРР. Это структура банковского типа, созданная в 1991 году с целью образования действенного механизма целевых инвестиций. За время своего существования ЕБРР участвовал в финансировании множества важных проектов.

В настоящее время в деятельности этой крупнейшей финансовой организации принимает участие 61 страна.

АТЭС – организация Азиатско-тихоокеанского региона

Одной из крупнейших региональных международных организаций является АТЭС. На сегодняшний день его членами является 21 страна Азиатско-тихоокеанского региона, в том числе Россия, США, Китай.

Главной задачей организации является увеличение темпов экономического развития её членов, что планируется сделать путем либерализации перемещения капитала из одной страны региона в другую.

Важность этой организации не только в региональном, но и в общемировом плане подчеркивает то, что страны, входящие в неё, населяет 40% жителей земного шара, и в них формируется 54% мирового ВВП.

Значение международных экономических организаций

Трудно переоценить роль международных экономических организаций в мировой экономике и финансовой деятельности. Они способствуют взаимной интеграции стран, а также интенсификации их экономического развития. Деятельность международных экономических организаций направлена на ликвидацию таможенных и других границ между государствами, что благоприятно сказывается на свободе перемещения капитала и торговле.

В отличие от универсальных организаций, специализированные ассоциации часто отстаивают свои узкопрофильные интересы, иногда даже во вред общему экономическому развитию стран мира. Региональные организации в первую очередь добиваются процветания экономики в каком-то отдельном регионе земного шара, но их действия косвенным образом зачастую благоприятствуют росту мировой экономики в целом.

Значение международных финансовых организаций также очень велико. Они стимулируют экономики стран-членов, путем вливания в них дополнительного капитала.

Таким образом, экономические организации являются очень важным элементом современных

Рост взаимозависимости между странами, столкновение на мировом рынке интересов многочисленных субъектов МЭО, возникновение глобальных проблем человечества привели к необходимости регулирования международных отношений объединёнными усилиями стран мира, т.е. на многостороннем уровне.

В результате, в середине 20 века сформировалась система международного регулирования мирохозяйственных связей, которая основывается на нормах международного права.

Международное регулирование МЭО осуществляется в рамках международных экономических организаций.

Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества, которая объединяет членов из разных стран.

Международная организация – это организация, учреждённая договором государств-членов, субъект международного права, имеющая согласованные её участниками цели, компетентные органы, устав, порядок членства и др. атрибуты.

Международная организация создаётся через заключение международного договора, который является учредительным документом организации. Дата его подписания считается датой создания организации. Прекращение существования организации происходит путём подписания протокола о роспуске.

Вступая в ту или иную международную организацию, государства теряют право предпринимать действия, входящие в компетенцию международной организации, и обязаны подчиняться её решениям.

Членами международной организаций являются только суверенные государства. Они равноправно участвуют в работе организации и несут ответственность за её деятельность, делают взносы, формируя бюджет организации. Также возможно неполное (ассоциированное) членство, когда страна не имеет права участвовать в голосовании и избираться в исполнительные органы.



Государства, не являющиеся членами, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе организации, если это установлено правилами.

Основные фазы деятельности организации состоят в обсужде­нии, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных видафункций международной организации:

1. Регулирующая функция состоит в определении целей, принципов и правил поведения стран-членов, которые фиксируются в резолюциях. Данные решения (резолюции) организаций не обладают обязательной силой (т.е. не создают международно-правовых норм), но оказывают значительное влияние на формирование международного права.

2. Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуж­дать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случа­ях государства обязаны регулярно представлять доклады о вы­полнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

3. Оперативнаяфункция заключается в достижении целей собственными средствами организации. Т.е.они оказывают экономическую, научно-техническую, консультационную и другую помощь странам-членам.

Международные организации классифицируют по ряду критериев:

- по характеру членства и юридической природе участников

· Межправительственные – объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей.

· Неправительственные – создаётся на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (союзы предпринимателей, международная торговая палата и др.).

- в зависимости от круга участников

· Всеобщие (универсальные) – рассчитаны на участие всех государств (ООН и её специализированные учреждения, ВТО);

· Ограниченного состава – могут быть региональными (СНГ, Совет Европы, Лига арабских государств), либо в зависимости от другого критерия (ОЭСР – участвуют только промышленно развитые страны, ОПЕК – страны, для которых основной экспортный товар – нефть).

-в зависимости от характера компетенции

· Общей компетенции – их деятельность охватывает все сферы отношений между странами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН, Совет Европы)

· Специальной компетенции – осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Международное агентство по атомной энергии и др.)

-по организационному признаку

· Входящие в систему ООН (ЮНКТАД, МВФ, ВТО)

· Не входящие в ООН (ОЭСР, МТП, М/н энергетическое агентство)

· Региональные экономические организации

-в зависимости от сферы международного регулирования выделяют международные организации, регулирующие

· экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли МЭ (ПРООН - программа развития ООН, Всемирная торговая организация по туризму, Международная морская организация и др.);

· сферу мировой торговли (ВТО, ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию, МОК – международная организация по кофе и др.);

· валютно-кредитные и финансовые отношения (МВФ, группа ВБ, ЕБРР);

· сотрудничество в области интеллектуальной собственности и научно-техническое сотрудничество (ВОИС)

· предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК);

· сотрудничество в сфере сертификации и стандартизации продукции (м/н организация по стандартизации – ИСО)

· сферу международных инвестиций

· сотрудничество в области международной коммерческой практики

- по соотношению объёма компетенции, передаваемой государствами международной организации

· межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределённая компетенция остаётся совместной для государства и организации;

· международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц.

· наднациональные организации,созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

- в соответствии со статусом

· формальные

· неформальные.

Ведущая роль в системе международных экономических организаций принадлежит организациям, входящим в систему ООН .

ООН- создана в 1945 году. В ООН входит 192 государства. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке (США).

Цели ООН:

Поддержание мира и безопасности путём принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров

Развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

Осуществление м/н сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение уважения к правам человека без различия расы, пола, языка, религии;

Выполнение функций центрального органа по согласованию усилий разных стран, направленных на достижение данных целей.

Принципы ООН:

Суверенное равенство всех членов

Разрешение м/н споров мирными средствами

Оказание членами ООН помощи во всех её действиях.

ООН является универсальной международной организацией, как по членству, так и по проблемам, находящимся в её компетенцию.

В систему ООН входят:

1) главные и вспомогательные органы

2) специализированные учреждения и организации

3) автономные организации

Структура ООН:

1. Генеральная ассамблея – главный орган ООН. Состоит из представителей всех государств-членов. Она определяет политику ООН, её программу, утверждает бюджет, вырабатывает основные направления деятельности. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

В составе ГА ООН функционируют специальные органы, наиболее значимые из которых:

Ø В 1964г. Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) . Штаб-квартира находится в Женеве. Она призвана рассматривать вопросы, связанные с участием развивающихся стран в м/н торговле, вопросы внешней задолженности, финансирования проектов развития, передачи им новых технологий. Значительное внимание данная организация уделяет наименее развитым странам. ЮНКТАД публикует ряд исследований, получивших мировое признание (Доклад о мировых инвестициях и др.)

Ø Программа развития ООН (ПРООН) – учреждена в 1965г., штаб-квартира в Нью-Йорке, участвуют 166 стран. Главная задача – содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического развития. Ежегодно составляет и публикует Доклад о развитии человеческого потенциала.

Ø Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ – UN Commission on International Trade Law) – основана в 1966г. с целью гармонизации и унификации правовых норм в международной торговле.

Ø И другие.

2. Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето (т.е. могут заблокировать любое решение, принятое Советом).

3. Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - осуществляет функции ООН в сфере экономического, социального, культурного и гуманитарного международного сотрудничества. В состав ЭКОСОС входят:

5 региональных комиссий - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Целями региональных комиссий являются изучение экономических и социальных проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия.

6 функциональных комиссий – для социального развития, по наркотическим средствам, по науке и технологиям в целях развития, по содействию развитию, по статистике, по транснациональным корпорациям

ЭКОСОС осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений:

· М/н союз электросвязи, МСЭ – 1865г.

· ВПС – Всемирный почтовый союз – 1874г.

· МОТ – М\н организация труда – 1919г.

· ИКАО – М\н организация гражданской авиации – 1944г.

· ФАО – продовольственная и с\х организация объединённых наций – 1945г.

· ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки и культуры – 1945г.

· МВФ – М\н валютный фонд – 1945г.

· ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения – 1948г.

· ВМО – Всемирная метеорологическая организация – 1951г.

· ММО – Международная морская организация – 1959г.

· ЮНИДО – ООН по промышленному развитию – 1966г.

· ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности – 1970г.

· ИФАД – М\н фонд с\х развития – 1977г.

· Группа всемирного банка

o МБРР – М\н банк реконструкции и развития – 1946г.

o МФК – М\н финансовая корпорация – 1956г.

o МАР – Международная ассоциация развития – 1960г.

o МЦИУС – М/н центр по урегулированию инвестиционных споров – 1966г.

o МИГА – М\н агентство по инвестиционным гарантиям – 1988г.

Связанные с ООН организации (автономные учреждения)

ü МАГАТЭ – М\н агентство по атомной энергии

4. Совет по опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

5. Международный Суд ООН - главный судебный орган ООН.

6. Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу ООН. Он обслуживает другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Пан Ги Мун вступил на пост генерального секретаря 1 января 2007.

Основополагающую роль в регулировании МТ играет ГАТТ/ВТО.

ГАТТ – Генеральное соглашение по торговли и развитию (General Agreement on Tariffs and Trade).

Договор о создании ГАТТ вступил в силу в 1948 г.

1 января 1995 г. ГАТТ прекратило свое существование, модифицировавшись во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) (World Trade Organization).

ГАТТ - это многосторонне м/н соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и гос. регулирования взаимной торговли стран-участниц. Оно в основном занималось вопросами либерализации взаимной торговли товарами между странами-участницами.

ВТО была создана как ответ на изменившиеся условия в мировой практике МТ: рост торговли услугами, появление специфического сегмента на рынке товаров – рынка интеллектуальных продуктов (формально основу ВТО составляет три совета: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по Торговым аспектам обеспечения прав интеллектуальной собственности).

ВТО состоит из 153 государств, на долю которых приходится почти 97 % мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

За годы своего существования ГАТТ/ВТО удалось снизить уровень импортных тарифов ПРС с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х и до 4-5% в настоящее время.

Россия ведет переговоры о вступлении в организацию.

ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию:

1964 год – создание. Штаб-квартира – Женева. Всего – 193 страны-члена.

РФ и бывшие страны СССР – члены ЮНКТАД.

Цель – способствовать развитию МТ и стимулировать развитие стран-членов через МТ.

Высший орган – Конференция – собирается 1 раз в 4-5 лет, на ней представлены все члены организации.

ЮНИДО - Организация промышленного развития ООН:

Штаб-квартира – Вена. 173 государства-члена, в том числе РФ. 1966 год – создание.

Изначально ЮНИДО – арена борьбы за новый экономический порядок, так как туда входила группа G-77: страны богатого Севера должны были добровольно перечислять ежегодно 1 % ВВП в пользу развивающихся стран. США отказались, СССР – сперва согласились, но затем оказалась, что G-77 относит СССР к странам «богатого Севера». Со стороны СССР последовал отказ от условий, так как он никогда не владел колониями на юге.

Цель – способствовать промышленному развитию стран-членов, а также оказание помощи в поиске инвесторов.

Структура :

Высший орган – Конференция; собирается 1 раз в 2 года.

Совет ЮНИДО собирается 2 раза в год. Он рассматривает отдельные ситуации в промышленности, разрабатывает рекомендации для развивающихся стран, осуществляет экспертизу инвестиционной привлекательности проектов (+ внедряет программы по повышению инвестиционной привлекательности государств), собирает и обрабатывает информацию.

Пример : в республике Саха ЮНИДО способствовала сотрудничеству иностранного капитала и республики и поддержала несколько инвестиционных проектов.

Система экспертизы ЮНИДО взята за основу во многих странах, в том числе в РФ.

МВФ – международный валютный фонд (International Monetary Fund) межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им фин. помощи при валют. затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в ин. валюте. МВФ - специализированное учреждение ООН - был учрежден в 1944 г. на Бреттон-Вудской м/н конференции.

Капитал фонда формируется на основе взносов стран участниц. Количество голосов при принятии решений зависит от величины взноса страны. Наибольшие взносы (подписные квоты) имеют ПРС. Самые крупные пео величине: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия.

МВФ осуществляет все операции (прежде всего кредитные) только с официальными органами стран участниц.

Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (траншами) по 25% от суммы кредита, получение которых сопряжено с исполнением макроэкономических обязательств, рекомендованных экспертами фонда (невыполнение их ведет к приостановке выдачи следующего транша).

Россия является членом МВФ.

Группа всемирного банка (World Bank Group) или – межгосударственное финансовое учреждение, основной целью которого является оказание помощи развивающимся странам в повышении производительности и доходов и борьбе с бедностью.

Учреждена в 1944 г. на Бреттон-Вудской м/н конференции.

Состоит из 5-ти организаций.

МБРР – Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) (“Всемирный банк”). Создан в 1944 г. 184 страны.

МАР – Международная ассоцияция развития (International Development Association). Создана в 1960 г. 163 страны.

МФК – Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation). Создана 1956 г. 175 стран.

МАГИ - Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Investment Guarante Agency). Создано в 1980 г. 158 стран.

МЦУИС - Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes). Создан в 1966 г. 134 страны.

Россия участвует во всех организациях Группы всемирного банка кроме МЦИУС.

К организациям не входящим в систему ООН относится весьма влиятельная организация в мире ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития, которая была создана в 1961г., по инициативе США. Штаб-квартира в Париже.

В её состав входят 34 страны, в первую очередь страны с развитой рыночной экономикой. Страны-члены ОЭСР:

Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Чили, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Ю.Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Соединенные Штаты. Страны-участницы ОЭСР производят около 2/3 МВП.

Годовой бюджет составляет около 328 млн.долл. США. Размер взноса страны зависит от объёма ВВП страны. Наибольший размер взноса у США и Японии.

Условием вступления в ОЭСР является приверженность страны принципам демократии и рыночной экономики. Россия имеет статус наблюдателя.

ОЭСР прежде всего является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику. Секретариат ОЭСР занимается сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д.

Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

Эволюция ОЭСР

ОЭСР возникла на базе Организации европейского экономического сотрудничества, созданной для распределения американской и канадской помощи, направляемой по плану Маршалла на послевоенное восстановление Европы. Основной целью ОЭСР, которая была создана как правопреемник ОЕЭС в 1961 г., является построение здоровой экономики в государствах-членах, совершенствование ее эффективности, взаимная притирка их рыночных систем, распространение свободы торговли и вклад в дальнейшее развитие как промышленно развитых, так и развивающихся стран.

За тридцать лет существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран – в настоящее время практических всех, входящих в мировое сообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.

Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могут как открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма.

По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей пост-индустриальной эре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.

Структура Организации

Комитеты

Представители стран-членов ОЭСР встречаются между собой и обмениваются информацией в рамках соответствующих профильных комитетов. Эти комитеты, в работе которых принимают участие представители национальных правительств или соответствующих постоянных миссий стран-членов, расположенных, как и Секретариат, в Париже. Вся работа осуществляется под руководством Совета, наделенного полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждой страны-члена, а также представитель Европейской комиссии. Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне послов стран-членов при ОЭСР, на этих заседаниях вырабатываются общие направления деятельности Организации. Раз в год проводятся заседания Совета на уровне руководителей министерств, когда в его работе принимают участие министры иностранных дел, финансов, и т.д., которые поднимают наиболее важные вопросы и обращают на них внимание общественности, а также устанавливают приоритеты работы ОЭСР на предстоящий год.

Специализированные комитеты проводят свои заседания для выработки новых идей и оценки прогресса достигнутого в более узких областях, как, например, в торговле, в управлении предприятиями государственного сектора, в области содействия развитию, в области финансовых рынков и т.д. В состав органов ОЭСР входит более 200 комитетов, рабочих и экспертных групп. На их заседания ежегодно прибывают около 40 тыс. высокопоставленных служащих национальных правительств для организации, рассмотрения результатов и участия в работе Секретариата ОЭСР. Благодаря средствам электронной связи, они имеют возможность удаленного доступа к документам Организации и обмена информацией через сети данных ОЭСР.

Секретариат

Сотрудники Секретариата (1900 чел.) прямо или косвенно обеспечивают работу комитетов ОЭСР. Около 700 экономистов, научных работников, юристов и представителей иных профессий, являющихся сотрудниками соответствующих директоратов, осуществляют исследовательскую и аналитическую деятельность.

Работа Секретариата осуществляется под руководством Генерального секретаря ОЭСР и его четырех заместителей. Генеральный секретарь также председательствует на заседаниях Совета, являясь важнейшим связующим звеном между национальными представительствами при ОЭСР и Секретариатом.

Официальными языками ОЭСР являются английский и французский. Штат сотрудников набирается в странах-членах ОЭСР, тем не менее на время работы они считаются международными служащими и не представляют интересов соответствующих государств. При приеме сотрудников на работу ОЭСР не применяет каких-либо национальных квот, кадровой политикой Организации является найм людей, обладающих высокой квалификацией в соответствующих областях с учетом их опыта работы и национальности.

Финансирование

Работа ОЭСР финансируется за счет взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса государств-членов в бюджет Организации рассчитывается по определенной формуле, основанной на соответствующих экономических показателях. Крупнейшим плательщиком являются Соединенные Штаты, обеспечивающие 25 процентов бюджета ОЭСР, на втором месте по величине взносов находится Япония. С одобрения Совета страны-члены имеют право на осуществление дополнительного финансирования отдельных программ или проектов.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета.

Результаты работы

В отличие от Всемирного банка и Международного валютного фонда ОЭСР не занимается распределением денежных средств. Организация является прежде всего форумом для выработки новых идей на основе научных исследований и анализа социально-экономической политики и их обсуждения с целью содействия национальным правительствам в разработке как общей политики, согласованной в рамках ОЭСР, так и национальной политики соответствующих государств проводимой как во внутренних делах, так и на других международных форумах.

Несмотря на тот факт, что роль ОЭСР в этих вопросах не всегда является определяющей, в глазах правительств стран-членов она тем не менее чрезвычайно важна. Работа в рамках ОЭСР представляет собой высокоэффективный процесс, начинающийся со сбора данных, и включает как этап анализа, так и этап коллективного обсуждения тех или иных направлений политики. В основе эффективности работы ОЭСР лежит перекрестная проверка предлагаемых решений национальными правительствами, многосторонний контроль за их выполнением и взаимное влияние стран в деле соблюдения взятых на себя обязательств или осуществления реформ. Именно кулуарная работа в рамках ОЭСР позволила определить стоимость субсидий сельскому хозяйству, что впоследствии стало решающим фактором для заключения соглашений по их согласованному снижению. Междисциплинарные исследования по причинам роста безработицы и борьбы с этим явлением послужили тем импульсом, который заставил правительства разработать соответствующие меры по борьбе с ней. Определение препятствий на пути эффективной работы, экономического роста и модернизации и их последствий зачастую побуждает национальные правительства к принятию жестких политических решений, направленных на повышение эффективности экономики. Аналитическая работа ОЭСР и ее усилия по достижению консенсуса по проблемам торговли услугами внесла свой вклад в успешное завершение Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ.

В некоторых случаях дискуссии, начатые в рамках ОЭСР, приводят к проведению полномасштабных переговоров под эгидой организации, в результате которых страны-члены приходят к соглашению по выработке определенных правил сотрудничества в международном масштабе. Эти переговоры могут завершаться как заключением формальных соглашений (например, по борьбе с коррупцией, по экспортным кредитам, движению капиталов и прямым иностранным инвестициям), так и выработкой определенных стандартов и моделей в международном налогообложении, или рекомендаций и основных направлений политики в области охраны окружающей среды.

Большинство материалов, собранных и проанализированных в рамках работы ОЭСР предаются гласности через широкий спектр публикаций: от пресс-релизов и регулярно издаваемых сборников данных и прогнозов до единовременных изданий (или монографий) по конкретным проблемам, от ежегодных экономических обзоров по каждой из стран-членов до регулярно издающихся обзоров по системам образования, науки и вопросам политики в области технологий и защиты окружающей среды. Два раза в год выходит сборник «Перспективы экономики», ежегодно выходят «Прогноз занятости» и доклад по политике ОЭСР в области оказания международной помощи. Публикации ОЭСР пользуются заслуженным авторитетом, и, пожалуй, именно по ним общественность судит о деятельности Организации.

Структура Секретариата

Деятельность Секретариата построена в соответствии со структурой комитетов; комитеты организованы в директораты, в которые также входят рабочие группы и подгруппы, образуемые комитетами. Тем не менее следует отметить, что работа ОЭСР все больше строится на базе междисциплинарных и «горизонтальных» исследований, выходящих за рамки отдельных секторов. Например, в рамках программы ОЭСР «Международное будущее», направленной на упреждающее выявление новых проблем в области социально-экономической политики, задействован широкий круг научных дисциплин. По проблемам занятости и безработицы совместно с исследователями рынка труда и социальной политики работают специалисты в области макроэкономики, налогообложения, предпринимательской деятельности и технологий. Уже немыслимо раздельное изучение проблем охраны окружающей среды и экономических процессов. Неразрывно связаны между собой проблемы торговли и инвестиций. Развитие биотехнологий затрагивает политику в области сельского хозяйства, промышленности, науки, охраны окружающей среды и экономического развития. Изучение проблем глобализации неизбежно потребует привлечения специалистов из практически всех областей социально-экономической политики.

Ряд м/н организаций был создан развивающимися странами. Наибольшую известность получила Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) , созданная нефтедобывающими державами в 1960г. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

В 70-хгг. ОПЕК добилась значительных успехов, однако в дальнейшем её значение в силу ряда причин ослабло. Но, в настоящее время она опять играет важнейшую роль на мировом рыке энергоресурсов, осуществляя регулирование объёмов добычи и торговли нефтью и нефтепродуктами странами-членами.

Характерной особенностью мирового экономического развития является возрастание роли неформальных экономических организаций :

1) Всемирный экономический форум - международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе (Швейцария).

Создан в 1971 году. Членами ВЭФ являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира, в том числе России. Постоянный исполнительный орган - Совет директоров. Штаб-квартира расположена в пригороде Женевы - Колоньи. Бюджет формируется за счет ежегодных членских взносов и средств, вносимых участниками Форума. Состав участников ежегодно пересматривается.

Основатель и бессменный руководитель ВЭФ - профессор из Швейцарии Клаус Шваб. По его инициативе в 1971 был проведен первый симпозиум, собравший около 450 руководителей ведущих европейских компаний, чтобы обсудить перспективы мировой экономики и выработать общую стратегию. На первых заседаниях, которые проходили под эгидой Комиссии европейских сообществ (ныне - Европейская комиссия), обсуждались, главным образом, вопросы улучшения позиций Западной Европы в конкурентной борьбе. С годами тематика постепенно расширялась, в повестку дня включались политические и экономические вопросы, затрагивающие другие регионы, проблемы улучшения механизма мировой торговли, корректного партнерства. В середине 70-х годов в Давос стали приглашать влиятельных людей со всего мира (членов правительств и лидеров бизнеса), и уже в следующем десятилетии форум приобрел статус одного из главных событий года.

Главным мероприятием ВЭФ являются ежегодные встречи, которые проводятся традиционно на всемирно известном горнолыжном курорте Давос в конце января - начале февраля (за исключением сессии в Нью-Йорке в 2002 г., проведенной в знак солидарности с США после терактов 11 сентября 2001 г.).

По традиции здесь, в неформальной обстановке, обсуждаются ключевые вопросы современности, перспективы экономического развития, укрепления стабильности и мира, положение в «горячих точках». Здесь не принимаются резолюции или другие документы, но Форум предоставляет возможность встретиться и обсудить в неформальной обстановке многие ключевые для мировой экономики вопросы, установить новые деловые контакты, провести неофициальные встречи «с глазу на глаз» и «без галстуков».

С 1979 года специалисты ВЭФ составляют ежегодный доклад «Глобальная конкурентоспособность», в котором оценивают более чем 100 стран мира по двум главным показателям - индексу потенциального роста и индексу конкурентоспособности. В последнее время ВЭФ стал выпускать дополнительные рейтинги отдельных регионов и секторов экономики. В частности, в 2005 году был обнародован доклад «Конкурентоспособность арабского мира», первое исследование такого рода для арабского региона; к 60-й юбилейной сессии ГА ООН был опубликован доклад ВЭФ о партнерстве между государством и бизнесом в решении таких проблем, как проблема бедности в мире; в рамках «Инициативы глобального управления» ВЭФ был представлен доклад об успехах в решении глобальных проблем в 2005 году.

В рамках Форума созданы и действуют группы или клубы по профессиональным интересам. Так, в последнее время сформированы объединения «Пионеры высоких технологий» (входят руководители самых передовых в области научно-технического прогресса фирм), а также «Форум новых глобальных лидеров», объединяющий известных руководителей не старше 40 лет, «продемонстрировавших приверженность улучшению положения в мире».

Начало сотрудничества России с ВЭФ было положено в 1986 году. С 1987 года российские делегации постоянно участвуют в ежегодных встречах Форума, регулярно в России проводятся выездные сессии ВЭФ.

Большой восьмёрки - международный клуб, объединяющий правительства семи наиболее индустриально развитых стран мира и России. «Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секрет

Главной постоянно действующей межправительственной органи­зацией является Организация Объединенных Наций (основана в 1945 г.). Согласно уставу ООН призвана осуществлять междуна­родное сотрудничество с целью разрешения глобальных эконо­мических проблем (ст. 1) «с целью создания условий стабильно­сти и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».

Вопросами экономического сотрудничества занимается выс­ший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет).

Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному со­трудничеству в экономической, социальной и других отраслях; ГА также осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС.

Экономический и Социальный Совет призван решать кон­кретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам.

В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предостав­ляются на утверждение в Генеральную Ассамблею. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализи­рованных учреждений ООН, с которыми он заключает специаль­ные соглашения, а также руководство региональными эконо­мическими комиссиями.

Под руководством Экономического и Социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии.

1. Европейская экономическая комиссия (Экономическая ко­миссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на пять лет для оказания эффективной помощи разоренным Второй миро­вой войной европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим орга­ном комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секрета­риат, который имеет отделы: планов и исследований, промыш­ленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Ко­миссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по разви­тию внешней торговли и др.

2. Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, со­циальных вопросов, исследований и планов. В ЭСКАТО имеют­ся: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Ко­митет по внутреннему транспорту и связи, Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты строительства трансазиатской железной дороги и строительства трансазиатско­го шоссе через 15 стран.



3. Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА) создана в 1948 г., в 1951 г. преобразована в постоянную комис­сию. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии явля­ются соответственно пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Лати­ноамериканская экономическая система (ЛАЭС).

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была образована на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.). Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комис­сиям. ЭКА разработала проекты по строительству трансафрикан­ской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей.

5. Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцен­трировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития от­дельных стран региона. В частности, исследуется практика транс­национальных корпораций в нефтяной промышленности региона.

Важным вспомогательным органом Генеральной Ассаммб-леи ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и уни­фикации прав международной торговли. В частности, ею разра­ботана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.

Одним из наиболее значительных органов ООН, занимаю­щихся проблемами экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она бы­ла учреждена в 1964 г. как вспомогательный орган ГА ООН и уже давно переросла в самостоятельную автономную. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собираются один раз в три-четыре года). Между сессиями конференция ра­ботает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преферен­циям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.

В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы следующим образом:

1)поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торгов­ли между странами, находящимися на разных уровнях развития;

2)установление принципов и политики, касающихся между­народной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

4)рассмотрение и содействие координации деятельности дру­гих учреждений в рамках системы ООН;

5)принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

6)согласование политики правительств и региональных эко­номических группировок в области торговли;

7)рассмотрение любых других вопросов в пределах компе­тенции.

Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсаль­ность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее в качестве постоянной ме­ждународной организации. Штаб-квартира организации нахо­дится в Женеве.

Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. она приобрела статус специа­лизированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО яв­ляется Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года; руководящим органом является Совет по промышленному раз­витию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет со­стоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого гео­графического представительства. Постоянный комитет является вспомогательным органом Совета и собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится так­же Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.

Основополагающими документами организации являются Лимская декларация и План действия по промышленному раз­витию и сотрудничеству, принятые в 1975 г. ЮНИДО разраба­тывает рекомендации и программы для правительств развиваю­щихся стран по оказанию технической помощи в проектирова­нии и строительстве объектов.

Установление равноправного международного экономиче­ского сотрудничества в области науки и техники должна содей­ствовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промыш­ленной собственности и авторских прав.

Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МВФ);

■ Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

■ Международная финансовая корпорация (МФК);

■ Международная ассоциация развития (MAP).

Все эти организации носят межправительственный характер и имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать им рекомендации в отношении политики и ос­новных направлений их деятельности.

МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. Чле­нами каждой организации являются 184 государства, в том числе и Российская Федерация.

Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и представлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валют­ных курсов.

Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и раз­витию территорий государств-членов путем поощрения капита­ловложений для производственных целей.

МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР и насчи­тывает 176 государств-членов) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых уча­ствует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.

MAP (создана в 1960 г. как филиал МБРР, сейчас в нее входят более 160 государств) предоставляет беспроцентные кредиты раз­вивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Срок кредитования для наименее развитых (по списку ООН) стран составляет 40 лет, для остальных - 35 лет.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договор. Было принято в 1948 г. как временное соглашение. На протяжении всей истории (1948-1994 г.г.) его важнейшей функцией явля­лось проведение многосторонних раундов торговых переговоров. Всего таких раундов было 8. Последний, Уругвайский раунд за­вершился в апреле 1994 г. подписанием Заключительного акта, состоявшего из соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и ряда документов, которые в совокупности соста­вили систему ВТО.

Высшим органом ВТО является Конференция министров госу­дарств-участников ВТО. Ее сессии проходят не реже одного раза в два года. Между сессиями по мере необходимости созывается Генеральный Совет участников ВТО. Он выполняет функции Органа по разрешению споров и Механизма по обзору торговой

политики. Конференция министров назначает Генерального ди­ректора, который руководит Секретариатом ВТО. Все решения в рамках ВТО принимаются консенсусом. В компетенцию ВТО входят:

■ Международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами;

■ торговля текстилем и одеждой;

■ международная торговля услугами; ■ интеллектуальная собственность;

■ связанные с торговлей инвестиции;

■ специальные защитные, антидемпинговые и компенсаци­онные меры;

■ санитарные и фитосанитарные меры;

■ правила происхождения товаров;

■ импортное лицензирование и др.

Все многосторонние соглашения ВТО обязательны для госу­дарств-участников, остальные страны вынуждены следовать нор­мам и правилам, выработанным в ГАТТ/ВТО.

В современных международных экономических отношениях значительная роль принадлежит универсальным объединениям, формально не являющимся международными организациями. К их числу следует, прежде всего, отнести Парижский и Лон­донский клубы кредиторов.

Парижский клуб - межгосударственный механизм, создан­ный для выработки многосторонних договоренностей государст­вами-кредиторами по отношению к государствам-должникам с целью пересмотра условий погашения задолженности. Офици­ально не имеет устава, правил приема и закрепленных структур.

Российская Федерация, являясь продолжателем СССР, в Связи с членством в Клубе получила возможность перевести в практическую плоскость реализацию значительных внешних ак­тивов, многие из которых считались «безнадежными».

Лондонский клуб был создан с целью выработки договоренно­стей со странами-должниками по выплате внешнего долга и пога­шения межбанковской задолженности. Он объединяет 600 ком­мерческих банков-кредиторов ведущих стран мира. Его возглав­ляют представители «Дойче банк» (Германия).