Энне Бурда (Aenne Burda). Биография. Фотографии. Империя рукотворной моды Семья бурда

– основательница крупнейшего в мире издательства Hubert Burda Media, специализирующегося на модных журналах. Ее неоднократно называли “королевой платьев” и “женским символом” немецкого экономического чуда.

Анна (Энне) Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 года в семье машиниста локомотива в городе Оффенбурге в Германии.

В 17 лет она окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов, а затем учет по взыскиванию долгов в оффенбургских типографии и издательстве “Бурда”, где и познакомилась со своим будущим мужем, владельцем типографии доктором Францем Бурдой.

Позже, когда благосостояние семьи улучшилось, фрау Бурда стала признана самой светской дамой Оффенбурга. Ее умение одеваться, носить драгоценности и платья в пол, по достоинству были оценены в свете.

Вспоминали и то, как к парикмахеру в соседний Баден-Баден, она ездила на машине Karmann Ghia – желтой с красными сиденьями; и то, что отдыхать фрау Бурда предпочитала на Сицилии.

В 1949 году Энне Бурда взялась за руководство небольшого издательства в городе Лар, финансовое состояние которого было плачевным. Но Энне была уверена, что сумеет создать на его базе нечто значительное, и ей это удалось.

Год спустя вышел первый журнал Burda Moden. Популярность его была и остается фантастической.

Для журнала Burda Moden создавали модели самые знаменитые дизайнеры – Вольфганг Йоппом (марка Joop!), Жил Сандер, Карл Лагерфельд.

“Голливудские” выкройки стали для многих женщин настольным путеводителем по стильной жизни.

В 60-е годы Энне Бурда много путешествовала – объездила все континенты, завязала международные контакты в мире моды, которые в последствии помогли ей в создании филиалов своего предприятия по всему миру.

В Советском Союзе журнал Burda Moden появился при правлении Михаила Горбачева . Поговаривают, что инициатива издания этого журнала исходила от его супруги Раисы Максимовны.

8 марта 1987 года появился первый тираж издания – 100 тысяч экземпляров, которые разошлись мгновенно. Журнал невозможно было купить в розничной торговле. Он распределялся через профсоюзные комитеты по предприятиям.

Достать журнал можно было и у спекулянтов. Цена доходила до астрономической по тем временам цифры – 50 рублей – 1/3 зарплаты рядового советского инженера. Модницам приходилось покупать в складчину, переписывать и перерисовывать статьи, обмениваться друг с другом.

Как заявил в то время министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher), Энне Бурда “сделала больше, чем три дипломатические миссии до нее”.

Многие отмечали, что первый выпуск Burda Moden на русском языке стал важным политическим шагом. В честь этого события в Колонном зале Дома союзов был устроен грандиозный показ мод, на который пригласили лучших манекенщиц мира. Правда, простые смертные до дефиле допущены не были. На первом советском “дефиле” присутствовала исключительно партийная элита СССР.

Энне Бурда работала в издательстве до начала 1990-х: писала редакторские колонки в каждый номер, осуществляла общее руководство. После ухода на пенсию занялась живописью. Энне Бурда любила проводить время в кругу семьи. К девяноста годам у нее было 3 сыновей и 12 внуков и правнуков.

Энне Бурда умерла в 2005 году в Оффенбурге в возрасте 96 лет. Ее издательство существует и поныне, а журнал Burda Moden выходит в 90 странах на 16 языках и является женским журналом c самым большим тиражом в мире.

За свои заслуги Энне Бурда была удостоена множества наград: ордена “Большой крест за заслуги перед ФРГ” (1974); медали Якоба Фуггера Баварских издателей “За выдающиеся заслуги в издании журналов” (впервые присуждена женщине) (1985); ордена Карла Валентина (1990).

В 2004 в рамках праздничных торжеств в честь 95-летия Энне Бурда улица в ее родном городе Оффенбурге переименована в Аллею Энне Бурда.

3 ноября 2005 года в возрасте 96 лет умерла женщина, придумавшая суперпопулярный в нашей стране журнал мод «Burda moden»: Энне Бурда. Она любила повторять фразу: «Чудо всегда можно сделать собственными руками!» - и подтверждала эту истину всей своей жизнью

Может показаться, что Энне - хрестоматийная Золушка: выбилась из простой домохозяйки в успешные бизнес-леди, стала известной и уважаемой персоной в индустрии моды... Все это правда.

Только в этой истории не было доброй феи с волшебной палочкой. Была лишь сама Энне и ее потрясающая целеустремленность и работоспособность.

«Я хочу!» - этот мотив был определяющим для нее всю жизнь. Она умела добиваться всего, чего хотела.

Мода может быть удобной и скромной

Это поняли советские женщины, когда увидели журнал «Burda moden». Прежде большинство из них считало, что модно могут одеваться только «там», на Западе, и что носить такую одежду, которую демонстрируют на подиумах, невозможно: она слишком вычурная, кричащая, порой вульгарная.

А модели из «Бурды», как стали называть журнал в нашей стране, подкупали сдержанностью и элегантностью. Такие костюмы, платья, юбки могла себе позволить носить каждый день и учительница, и бухгалтер, и секретарша, и выглядеть при этом модной и стильной!

К тому же к каждому номеру журнала прилагались выкройки - это была настоящая драгоценность для советских женщин. Ведь в магазинах одежды висели только уродливые и неудобные модели.

Мама - не пример для подражания

Родившаяся в маленьком немецком городке Энне с самого раннего детства была «папиной дочкой». Отец работал машинистом на железной дороге.

Нет, маму она тоже любила, но ее поведение вызывало у девочки еще неосознанный протест. Терпеливая, бессловесная домохозяйка, мать троих детей во всем себе отказывала, и такое самопожертвование не нравилось Энне. Для себя она решила: никогда такой не будет! Ее угнетала правильность и чрезмерная скромность матери. Ей хотелось другой жизни…

Но начиналось все, как у мамы...

Жизнь в провинциальном городке не позволяла слишком уж мечтать. Энне окончила монастырскую школу и год проучилась в коммерческом училище, а потом вышла замуж. Франц Бурда был владельцем собственной типографии - это считалось удачной партией. И Энне заделалась образцовой домохозяйкой: одного за другим родила троих сыновей. А почему бы и нет - ведь доходы ее мужа давали возможность пользоваться помощью домработницы и няни!

Измена мужа и жесткий развод

Казалось бы, семейная жизнь идет благополучно, дети подрастают, денег на жизнь хватает... Однако уверенность и спокойствие рухнули в одночасье, когда Энне узнала о любовной связи своего мужа с секретаршей. У них даже ребенок родился. Фактически у Франца давно уже образовалась вторая семья.

Энне к тому времени исполнилось 40 лет. И размеренная жизнь обычной провинциальной домохозяйки осталась в прошлом.

Многие издания, публикующие биографию Энне Бурда, пишут, что муж подарил ей журнал и типографию, с этого и началась ее карьера. На самом деле журнал он подарил своей любовнице, а Энне с помощью адвокатов отобрала его. Журнальное издание дышало на ладан, и Энне засучила рукава.

Как злость и обида могут стать двигателем успеха

Она не умела шить и ничего не понимала в издательском бизнесе. Однако злость на мужа и желание приобрести успех и независимость («Я ему докажу!») были настолько сильными, что она всему научилась.

Энне придумала, о чем должен быть ее журнал: это будет издание для простых женщин с невысоким уровнем дохода, которые хотят хорошо выглядеть!

Все процессы, все этапы издания она осваивала сама. Наняла портних и тщательно контролировала их работу. Выбирала лучшие наряды и фотографии. Составляла план журнала и разрабатывала дизайн обложки. Налаживала связи с известными кутюрье.

Первый номер журнала мод Энне Бурда увидел свет в 1950 году. Тираж был впечатляющим - 100 тысяч экземпляров, но все они были мгновенно раскуплены и начали продаваться спекулянтами по заоблачным ценам.

Послевоенные годы были тяжелыми для проигравшей Германии: смена власти, раскол в стране, жестокий дефицит всего - в том числе и одежды. А женщинам в любое время и при любом режиме свойственно стремление быть красивыми и хорошо одеваться. Так что журнал с простыми советами и доступными выкройками пришелся очень кстати.

Женщины передавали первый номер друг другу, срисовывали модели и выкройки, переписывали советы...

У Энне все получилось! Осознание этого наполняло ее такой радостью, что она простила неверного мужа, оговорив условия: любовница с ребенком переселяется в другой город и получает материальную помощь, а их семья остается семьей.

Ярчайший игрок любимого миллионами интеллектуального телешоу «Что? Где? Когда?», в чьем активе три «Хрустальные совы» и главная – «Бриллиантовая сова», эрудит, прозванный поклонниками «живой энциклопедией». Бард, поэт, телеведущий, знатный кулинар, автор десятка «вкусных» книг. И это все о нем, Борисе Оскаровиче Бурде – человеке ярком, талантливом и многогранном.

Детство и юность

Родился знаменитый интеллектуал в разгар весны 1950 года. Борис Бурда – коренной одессит в трех поколениях. Дедушки Бориса Оскаровича очутились в «жемчужине у моря» после Гражданской войны. Один погиб на фронте, второй дожил до старости, работая бухгалтером.

Вырос Борис в интеллигентной семье: отец – военнослужащий, мама – врач-педиатр. Из-за занятости родителей воспитанием внука занималась бабушка, коренная петербурженка. Качества, пригодившиеся в интеллектуальной игре, Борис развил в раннем детстве. Читать научился в 4 года, самостоятельно догадавшись, что буква напротив картинки с арбузом – «а», соответственно, рядом с медведем – «м».

Отцовская служба стала причиной частых переездов. Несколько лет семья прожила в Баку, но школу Борис Бурда окончил в родной Одессе. Учеба давалась легко, стены 116-ой школы Боря покинул с золотой медалью. Примечательно, что среди одноклассников будущего игрока «Что? Где? Когда?» был Семен Палатник - советский, а потом американский шахматист и гроссмейстер.


После окончания школы Борис Бурда поступил в местный политехнический институт, выбрав факультет теплоэнергетики. Вуз Бурда окончил с красным дипломом, став инженером по автоматизации тепло- и электроэнергетических процессов. По специальности работал без малого 20 лет. Все изменилось в начале 1990-х, когда в биографии Бориса Бурды открылась новая глава под названием «Что? Где? Когда?». Одессит стал игроком интеллектуального казино, с легкостью миновав отборочные испытания.

Журналистика и телевидение

Опыт командной игры Борис Бурда получил в студенческие годы: он стал членом институтской команды КВН. В этом статусе попал на экраны телевизоров и впервые почувствовал вкус славы, став двукратным чемпионом клубных игр. В конце 1980-х Бурда выступал в брэйн-ринге, достигнув успеха: неоднократно становился чемпионом и вице-чемпионом игры в СССР, а потом в едином брэйн-ринге СНГ.


В клуб интеллектуалов одесский эрудит вошел как игрок городской команды. Еще одним ярким членом команды был . Но одесская сборная проиграла зрителям в первой же игре, и Бурда с коллегами лишился членства в клубе.

В середине 1990-х Борис Бурда вернулся в игру: проигравшим командам объявили всеобщую амнистию. С тех пор одессит – завсегдатай игр. В 1998, 2000 и 2008 годах эрудит из Украины стал обладателем приза «Хрустальная сова». А в 2007 году старейшине клуба «Что? Где? Когда?» Борису Оскаровичу Бурде вручили «Бриллиантовую сову».


Борис Бурда в программе «Что? Где? Когда?»

В 1998 году «человеку-компьютеру» и «мистеру-энциклопедии», как называли Бориса Бурду в начале карьеры, дали «Золотую фишку» как лучшему игроку года. В команде Бурда 7 раз становился лучшим игроком: так решили голосованием телезрители-абоненты МТС. В последний раз одесситу отдали первенство в 2009-ом: по результатам весенних и осенних игр года.

Борис Бурда знаменит и блистательной игрой, и продуктивными вопросами: он автор двух с половиной тысяч вопросов, заданных участникам на тренировках и турнирах спортивного варианта клубных соревнований.


С середины 1990-х Бурда «засветился» в другом интеллектуальном проекте под названием «Своя игра», присовокупив к имеющимся наградам еще несколько. Победив в 5 играх подряд, Борис выиграл автомобиль. В 2003 году в новом кубке победил в 2 играх, но в туре-реванше уступил Анатолию Белкину. Последний раз в «Своей игре» Борис Бурда появился в 2014 году.


Но славу одесситу принесли не только игры эрудитов, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что две трети телезрителей знают Бориса Оскаровича по программе «Что? Где? Когда?». Но Бурда – человек многогранный и наделенный многими талантами. Благодаря первой жене и ее неумению готовить одессит приобщился к увлекательному миру кулинарии и достиг в искусстве серьезных высот.


В 1997 году Бурда появился на телеэкранах в новом «именном» проекте – кулинарном шоу «Вкусно с Борисом Бурдой». Хобби принесло одесситу и славу, и прибыль. Составив и систематизировав сотни кулинарных рецептов, Борис Оскарович издал 13 книг. Первая вышла в 1999 году в Таллинне, остальные в России и Украине.

Еще один талант Бориса Бурды – вокальный. Почитатели бардовской песни видят артиста на фестивалях и слетах. В копилке звезды еще несколько ярких телепроектов. На российских каналах ТВЦ и НТВ Бурда вел программы «Мир в тарелке» и «Страна советов». В 2012-ом участвовал в игре «Погоня» как один из четырех членов «команды мастеров». Увидели зрители Бориса Бурду на телешоу «Кто хочет стать миллионером» и «Самый умный».

Личная жизнь

Игрок, поэт, бард и телеведущий дважды побывал в ЗАГСе. С первой супругой – Беллой Верниковой – Борис Бурда познакомился в Одессе. В 1972 году Белла родила мужу первенца – Владислава Бурду. Он стал предпринимателем, основал торговый холдинг, в который входит сеть детских магазинов «Антошка». Владислав – президент холдинга.

Брак с Беллой распался, женщина уехала в Израиль. Верникова преподает в университете Иерусалима, защитила докторскую степень по философии, пишет стихи. Сын Владислав остался в Украине.


Вскоре после расставания с первой супругой Борис Бурда женился во второй раз, но имя жены и род занятий женщины не найти – Борис Оскарович не распространяется о личном. Известно, что со второй супругой Бурда познакомился во время работы во Всесоюзном Совете КСП при ЦК ВЛКСМ. Оба – члены Совета.

Во втором браке родился сын Георгий. Высшее образование Бурда-младший получил в Америке: окончил университет в Колорадо. Работает в США программистом. Родственники знаменитого одессита живут в Калифорнии. Брат и сестра Бурды уехали в США в начале 1990-х, забрав родителей. Борис остался в любимом городе.


Дети и внуки Бориса Бурды

В Америке брат Бориса Бурды устроился программистом в IBM, сестра – бухгалтером. Наибольших успехов в США достиг племянник Брайан, сын сестры. В 15 парень давал фортепианные концерты, а его картины участвовали в художественных выставках. У Бориса Бурды двое внуков – Дмитрий и Тимофей.

Телезвезда любит средиземноморскую кухню и готовит турецкие, ливанские, итальянские, израильские блюда. Впрочем, в ассортименте Бориса Бурды имеются рецепты всех стран и народов мира.

Борис Бурда сейчас

Звезда «Что? Где? Когда?» с 2009 года не появляется на рейтинговом проекте Первого канала, но ведет насыщенную жизнь.


В октябре 2016-го Борис Бурда порадовал зрителей украинского телеканала «Интер» появлением на кухне в компании телеведущего и кулинара Андрея Дромова, тоже одессита.

В мае 2017 года артист участвовал в фестивалях «Одесские лиманы» и «До поворота». Последний – бардовский. Борис Оскарович подарил любителям песен у костра новый хит под названием «Туристский марш».

Проекты

  • 1990 – «Брэйн-ринг»
  • 1990 – «Что? Где? Когда?»
  • 1994 – «Своя игра»
  • 1997 – «Вкусно с Борисом Бурдой»
  • 2000 – «Мир в тарелке»
  • 2003 – «Страна советов»
  • 2004 – «Кто хочет стать миллионером»
  • 2008 – «Самый умный»
  • 2012 – «Погоня»

Burda (Бурда́) – журнал о моде , выпускаемый немецким издательским концерном Hubert Burda Media. Выходит с выкройками моделей одежды в натуральную величину. Изначально назывался Burda Moden. Журнал стал первым западным изданием, выпущенным в СССР.

История журнала

  • Франц Бурда и Франц Бурда II. Начало семейного бизнеса

В 1898 году двадцатипятилетний Франц Бурда устроился в типографию Отто Прёттеля в Филиппсбурге. Через четыре года он дослужился до должности директора организации. Первым изданием семьи Бурда стала вышедшая в 1903 году газета Philippsburger Zeitung, где Франц отвечал за редакцию и издательство. Прослужив в типографии еще несколько лет, он решил открыть собственное дело. В 1908 году, вернувшись в родной город Оффенбург, предприниматель зарегистрировал компанию и назвал ее своим именем. Сначала в типографии работали всего три человека. В 1927 году компания выпустила первое издание – журнал радиопрограмм SÜRAG. 24 февраля 1903 года у Франца Бурда родился сын, которого назвали в честь отца. Он взял на себя управление типографией в 1929 году, когда окончил университет. Франц Бурда младший решил расширить семейный бизнес. Первыми изданиями компании стали французская солдатская газета Revue d’Information (1945), а также журналы Das Ufer (1948) и Das Haus (1949).

  • Франц и Энне Бурда. История любви

«Важнее всего вера в себя и в свои силы».

28 июля 1909 года в Оффенбурге в семье машиниста поезда и домохозяйки родилась Анна Магдалена Леммингер. Прозвище «Энне» она получила еще в детстве, когда постоянно пела песенку «Änchen von Tharau». В голове девочки навсегда отложился образ матери, постоянно стирающей или готовящей еду. Энне хотела другой жизни. После церковно-приходской школы девушка окончила торговое училище и устроилась кассиром в энергетическую компанию. Одним из ее клиентов оказался Франц Бурда младший. Молодой человек был покорен ее красотой и постоянно повторял, что она самая заметная девушка Оффенбурга.

В 1931 году Франц Бурда II и Анна Магдалена Леммингер поженились. Энне и Франц состояли в браке почти двадцать лет, они воспитали троих детей – Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). Энне была самой эффектной светской дамой Оффенбурга: она прекрасно одевалась, содержала горничную и няню, ездила стричь волосы в Баден-Баден.

  • Энне Бурда. Появление Burda Moden

«Если ваши доходы не позволяют вам одеваться у Диора, иголка с ниткой, вкус и фантазия обязательно помогут вам выглядеть модно и стильно…»

В 1949 году Энне Бурда узнала, что муж изменяет ей со своей секретаршей Эльфридой Бройер, которая даже родила ему дочь. Чтобы обеспечить вторую семью, Франц подарил любовнице типографскую мастерскую и небольшой журнал мод «Effi Moden» , который постепенно разорялся под неумелым управлением. Сорокалетняя Энне Бурда с помощью адвоката отобрала у любовницы мужа журнал и лично возглавила его. Она простила мужу измену, и Франц стал младшим партнером жены. В том же году он получил должность почетного сенатора Технического университета в Карлсруэ.

Энне Бурда изменила название журнала на Burda Moden и создала новую концепцию: отныне в издании печатались иллюстрации и выкройки в натуральную величину простых элегантных нарядов, которые легко можно было сшить самостоятельно. В 1950 году тиражом 100 000 экземпляров был выпущен первый номер журнала Burda Moden . В послевоенной Германии, где женщины мечтали о красивых и недорогих нарядах, идеи Энне Бурда казались революционными. Она предлагала не модные наряды с подиумов, сложные в пошиве, а красивые и практичные изделия.

Энне посещала модные показы в Париже и Милане, выбирала понравившиеся ей модели и адаптировала их под вкусы и финансовые возможности читательниц журнала. Кроме того, она впервые предложила своей аудитории приложение с понятными и точными выкройками. Журнал распространялся через профсоюзные организации на предприятиях, и тем, кто не имел возможности приобрести издание положенным образом, приходилось покупать его втридорога у спекулянтов. Женщины менялись номерами, переписывали статьи и срисовывали выкройки.

  • Энне Бурда. Развитие Burda Moden

«Я постоянно стремилась к богатству. Но не только. Мне всегда хотелось и власти».

Энне Бурда привлекла лучших специалистов к разработке выкроек для журнала. Она переманила художника-графика Освальда Мозера из издательства мужа. К 1956 году тиражи Burda Moden достигли 500 000, а еще через несколько лет – 1 200 000 экземпляров. В 1963 году был побит мировой рекорд по количеству продаж модного журнала. В 70-е годы издание выпускалосьтиражом уже 2 000 000 экземпляров. Изначально в журнале печатались только модели женской одежды. К 80-м годам содержание журнала дополнилось мужской и детской одеждой, а также советами по домоводству, рукоделию, кулинарии. Позднее к основному выпуску издания добавились версии Burda International и Burda Special, полностью посвященные рукоделию, кулинарии и пр.


Из нескольких журналов, в основном благодаря Burda Moden, выросла целая издательская империя. Издательство ежегодно устраивало конкурсы для непрофессиональных и портных. Сама Энне Бурда ненавидела домашнее хозяйство и никогда не занималась шитьем. Добиться успеха ей помогли интуиция и деловая хватка. Позднее Энне Бурда переехала в Нью-Йорк и открыла на Манхеттене бутик, где демонстрировала модели из журнала на себе. Подобные показы пользовались успехом и положительно влияли на рейтинги издания. Затем по всему миру были открыты магазины, где можно было купить ткань и фурнитуру для моделей одежды, предложенных в журнале, а также старые номера Burda Moden.

В 1974 году Энне Бурда была удостоена Ордена «Большой крест за заслуги перед ФРГ», а почти через тридцать лет - Креста ФРГ со звездой «За заслуги». Она возглавляла журнал до 1994 года, после чего ушла на покой и занялась живописью. 3 ноября 2005 года Энне Бурда скончалась. В честь нее названа улица в Оффенбурге – Аллея Энне Бурда.


  • Хуберт Бурда. Развитие семейного бизнеса и управление Burda Moden

Хуберт Бурда родился 9 февраля 1940 года в семье Франца Бурда II и Энне Бурда. Он пришел в семейный бизнес в 1966 году после обучения в Мюнхенском институте на факультете истории искусств и археологии. На тот момент Хуберт совершенно не разбирался в издательском деле. Компания владела уже пятнадцатью журналами. В 1973 году Франц Бурда II передал сыновьям полномочия директоров-распорядителей: Францу – в сфере печати, Фридеру – в финансах и администрации, Хуберту – в издательской деятельности. В конце 1986 года после смерти отца Хуберт Бурда принял руководство издательством, выкупив у братьев их доли. Владельцем журнала Burda он стал в 1994 году, когда Энне Бурда отошла от дел компании, а издательство Burda Moden вошло в концерн Hubert Burda Media. В том же году журнал начал издаваться в КНР, став первым западным журналом, допущенным в страну.

К 2000-м годам аудитория журнала сильно изменилась. Теперь его покупают не те, кто не может позволить себе хорошую готовую одежду, а увлекающиеся шитьем женщины. В начале 2000-х годов читательниц на страницах журнала регулярно называли «творческой элитой». В тот же период редакция Burda Moden стала предлагать женщинам помощь в поиске нужных тканей. В журнале стало печататься больше статей и фотографий готовой одежды. В настоящее время журнал Burda Moden переименован в Burda Fashion. Он издается в классическом и мини-форматах и выпускается на 20 языках почти в 100 странах мира.

Журнал Burda Moden в России

«Энне Бурда стояла у истоков деятельности нашего издательского дома в Советском Союзе. Немка, не знающая русского языка, смогла понять потребности русской женщины и предложила ей главное – элегантность, красоту и веру в мечту».

Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор издательского дома «Бурда»

В Советском Союзе Burda Moden начал выходить с 1987 года и стал первым западным журналом, распространяемым в закрытом государстве. Издание выпускалось на открытом в том же 1987 году советско-германском предприятии «Бурда Моден». Оно появилось благодаря содействию Раисы Горбачевой, заявившей, что журнал станет большим вкладом в «демократизацию советских женщин». По случаю выхода издания в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное мероприятие с показом мод. Министр иностранных дел ФРГ Ганс Дитрих Геншер сказал Энне Бурда, что для налаживания дружественных связей с Советским Союзом она сделала больше, чем «три посла до нее, вместе взятые» .


Первый номер Burda Moden вышел к 8 марта 1987 года тиражом 100 000 экземпляров и моментально был раскуплен. На обложке над названием журнала была помещена фраза «Модели для тех, кто сам шьет». Затем слоган неоднократно изменялся: «Мода для всех», «Журнал для всех», «Мода для всего мира» и пр. Чтобы сделать издание доступным для советских читательниц, в русской версии было сокращено количество страниц, использовалась менее качественная бумага и пр. Но несмотря на это, журнал, ставший своеобразным «окном на Запад», пользовался огромной популярностью. Каждая модель из номера многократно копировалась, каждый рецепт незамедлительно воплощался в жизнь. Советские женщины, которые «шили по Бурде», как и на Западе, ценили элегантность фасонов, точность и удобство выкроек, представленных в каждом выпуске. Несколько позднее в эфир вышла телепередача «Бурда Моден представляет», где демонстрировались видео-уроки шитья. Сдержанный стиль моделей одежды журнала воспитал вкусы нескольких поколений советских женщин.

Сейчас Burda Moden перестал быть символом обустроенной иностранной жизни. В настоящее время, как и за рубежом, журнал покупают женщины, которые нуждаются в качественных выкройках и практичных советах о домашнем хозяйстве.

Hubert Burda Media

В настоящее время медиаконцерн Hubert Burda Media под руководством Хуберта Бурда выпускает 262 журнала ( , Men’s Health, Bunte, Freundin, Frau im Trend, Лиза, Отдохни и пр.), которые издаются более чем в 20 странах мира. Также компания имеет доли на различных радиостанциях, проекты на телевидении и в интернете. На предприятии работают более восьми тысяч сотрудников. Концерн имеет представительства в Германии, Центральной и Восточной Европе, Азии, а также в России.

В жизни очень редко встречаются такие судьбы, поэтому превращение девочки из обычной семьи во всемирно известную предпринимательницу и "королеву моды" многим в годы ее славы казалось сказкой. Но не было доброй феи, которая одним взмахом волшебной палочки из ничего создала потрясающий взлет.

Еще будучи девочкой, Анна твердила: "Я хочу!" .Волшебницей стала сама Энне Бурда, ее прилежание, настойчивость и целеустремленность.
"Я хочу!" - научилась говорить она, когда еще была ребенком. И обычно добивалась того, что хотела. Анна Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 г. в баденском Оффенбурге в семье машиниста локомотива.
Отец любил ее безумно. "Я вовсе не была ангелом", - признавалась она позднее. Мать, тихая и кроткая домашняя хозяйка, не стала для нее образцом для подражания. Напротив, ее мирок, ограниченный кухней, казался Анне слишком тесным.

Она совершенно откровенно говорила, что всегда хотела добиться "чего-то лучшего". В том числе и на первом причастии в 1919 г. Анна хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Ее родители отказали: слишком дорого! Но вместе с дочерью соседского булочника Анна наскребла денег и все же поехала на дрожках.
В семнадцать она решила обрезать свои чудесные темные волосы. "Другие девочки носили традиционные косы, а я была коротко подстрижена". Она даже изменила имя. Как в своей любимой песне "Энхен из Тарау" Анна превратилась в Энне, и теперь, когда в Оффенбурге произносили имя "Энне", каждый понимал, о ком идет речь. В 17 лет Энне окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов. Затем она вела учет по взыскиванию долгов в оффенбургских типографии и издательстве Бурда.

Увидев ее, младший владелец типографии и издательства доктор Франц Бурда был обворожен. "Она была самой красивой девушкой в Оффенбурге", - утверждал он десятки лет спустя. 9 июля 1931 г. состоялась свадьба. Энне Бурда подарила мужу троих сыновей: Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). А затем, в 1949 г., для красивой 40-летней деятельной женщины открылись двери к сияющему будущему. Ее муж подарил ей угасающее модное издательство в городе Лар. Энне Бурда засучила рукава и заявила: "Чудеса делают своими руками".

Семья Леммингер на семейном фото. Отец Франц, машинист локомотива, мать Мария, домохозяйка. Брат Ойген на 4 года старше, сестра Вильгельмина на 2 года младше Анны Магдалены (справа), которая уже тогда вынашивала грандиозные планы на будущее.

Первое причастие: Анна Магдалена хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Родители отказали, но упорная и волевая десятилетняя девочка все же воплотила свое желание в жизнь.

Семнадцатилетняя Анна обрезал а свои красивые длинные темные волосы и гордо носила короткую стрижку. Это происходило в то время, когда большинство девушек ее возраста вполне удовлетворялось традиционными косами. Выделиться из массы - к этому Анна стремилась всегда.

Анна превратилась в Энне - отдавая дань своей любимой песне «Энхен из Тарау». «Я могла слушать эту песню целыми днями», часто повторяла Энне Бурда. И порой при этих словах у совершенно не сентиментальной королевы моды наворачивались на глаза слезы.

Энне (слева, с короткой стрижкой) и ее сестра Вильгельмина (младше на 2 года), настоящие "папочкины" дочки. Любимый папочка называл своих девочек "Чан" (Энне) и "Чин" (Вильгельмине).

Она ищет мужа, который бы положил к ее ногам весь мир, и находит его в лице владельца типографии и издательства доктора Франца Бурды. Она чувствует в нем родственную душу, он, как и она, стремится вверх. На Пасху в 1930 г. они обручились, а 9 июля 1931 г. обвенчались в Оффенбурге.

Мать со своими сыновьями, Фридером, Хубертом, Францем. Энне Бурда любит их от всего сердца и наслаждается каждым мигом, проведенным рядом с ними. Однако же она не позволила связать себя материнскими заботами и хлопотами по хозяйству («принудительной работой», как она выражалась). Очень скоро она потребовала взять для мальчиков няню и нанять прислугу. «Я хорошо готовила. Но терпеть не могла стелить постель или вытирать пыль - это для меня было пыткой». Она признавалось в этом честно и открыто, и такой ее знали все.

Три великолепных парня, сыновья Энне Бурды: Франц (11 лет), Фридер (7 лет) и Хуберт (3 года). Ее желание иметь детей было огромным, но, как она сама признавалась, всю жизнь сильнее всех любила своего младшего сына. "Солнечный мальчик. Мне кажется, я никогда не слышала от Хуберта злого слова".

Сияющая красавица Энне Бурда. При этом она долго не осознавала своей привлекательности. "В молодости я казалась себе дурнушкой", - рассказывала она. Не в последнюю очередь потому, что мать называла ее "отвратительной девчонкой". "Если мне кто-то и говорил, что я красивая, я не хотела этому верить".

В этом году Энне Бурда еще на один шаг приблизилась к своему успеху. Она взялась руководить небольшим, дышащим на ладан издательством в городе Лар всего с 48 работниками. "Рабочие кабинеты размещались в зале одного ресторанчика, в маленьком зале, даже, можно сказать, крошечном". Но Энне Бурда была уверена, что с ее волей и верой в успех она сумеет создать нечто значительное.

В 1949 году в Германии был жесткий послевоенный дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду - дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау. "Она с самого начала придавала огромное значение соответствию и совершенству. Если вы шили что-то 38-го размера, это был 38-й размер", - говорит оффенбургская журналистка Уте Дамен, работающая над биографией издательницы.

В первые месяцы новый журнал назывался Favorit, но потом на семейном совете решили, что это будет Burda Moden. Стартовый тираж составил 100 тыс. экземпляров. Первый номер с колорированной фотографией на обложке имел большой успех.

В 1963 году Бурда покупает конкурента - журнал Beyer Moden, и тираж вырастает до 1,2 млн экземпляров - мировой рекорд того времени для журнала мод. Еще через пять лет Burda Moden уже продавался по миру тиражом 1,5 млн экземпляров.

К этому времени Энне Бурда становится известной. Харизматичная дама привлекала многих. Она дружила с известными дизайнерами - Вольфгангом Йоппом (марка Joop!), Жил Сандер, Карлом Лагерфельдом. Они рисовали для журнала свои модели и таким образом рекламировали себя полуторамиллионным тиражом.

У Burda Moden не было серьезных соперников. Бизнес был довольно хлопотный, требовал специального дорогостоящего оборудования. Несколько журналов Бурда просто купила. Но ее главным конкурентом был развивающийся рынок готовой одежды. "Когда экономика в Германии начала развиваться, люди стали покупать как безумные", - говорит главный редактор немецкого издания Burda Moden Сюзанна Райнль.


Пустить Burda Moden в СССР было политическим решением руководства страны. Журнал начали выпускать "Внешторгиздат" совместно с предприятием "Ферросталь", а Раиса Горбачева назвала появление у нас Burda Moden своим вкладом в демократизацию женщин Советского Союза. Для СССР это была легализация западной культуры и дефицитный товар (анекдот тех времен:"Что за очередь у Кремля?" - "Да мужики за какой-то бурдой стоят"), для Энне Бурды - выход на крупнейший рынок, который с тех пор только рос. Тираж первого русского номера был 100 тыс. экземпляров.

Оценить материал: