Предпосылки демократических революций в восточной европе. Бархатные революции. Возможно ли было избежать этих событий

Выражение "бархатная революция" появилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Оно не вполне отражает характер событий, описываемых в общественных науках термином "революция". Этот термин означает всегда качественные, коренные, глубокие изменения в социальной, экономической и политической сферах, которые приводят к трансформации всей общественной жизни, смене модели устройства общества.

Что это такое?

"Бархатная революция" - то общее название процессов, протекавших в государствах Центральной и Восточной Европы в период с конца 1980-х по начало 1990-х годов. Крушение в 1989 году Берлинской стены стало своеобразным их символом.

Название "бархатная революция" эти политические перевороты получили потому, что в большинстве государств совершались бескровно (кроме Румынии, где произошло вооруженное восстание и самовольная расправа c Н. Чаушеску, бывшим диктатором, и его женой). События везде, кроме Югославии, произошли относительно быстро, почти мгновенно. На первый взгляд, схожесть их сценариев и совпадение по времени вызывает удивление. Однако давайте разберемся в причинах и сущности этих переворотов - и мы увидим, что эти совпадения не случайны. Данная статья даст определение термина "бархатная революция" кратко и поможет разобраться в ее причинах.

События и процессы, происходившие в Восточной Европе в конце 80-х и начале 90-х годов, вызывают интерес политиков, ученых, широкой общественности. Каковы же причины революции? И в чем их сущность? Попробуем ответить на эти вопросы. Первой в целом ряду подобных политических событий в Европе стала "бархатная революция" в Чехословакии. С нее и начнем.

События в Чехословакии

В ноябре 1989 года произошли коренные перемены в ЧССР. "Бархатная революция" в Чехословакии привела к бескровному свержению коммунистического строя в результате акций протеста. Решающим импульсом стала организованная 17 ноября студенческая демонстрация в память Яна Оплетала, студента из Чехии, погибшего во время протестов против оккупации государства нацистами. В результате событий 17 ноября ранения получили более 500 человек.

20 ноября студенты объявили забастовку, и во многих городах начались массовые демонстрации. 24 ноября в отставку подал первый секретарь и некоторые другие руководители коммунистической партии страны. 26 ноября прошел грандиозный митинг в центре Праги, участниками которого стали около 700 тысяч человек. 29 ноября парламент отменил действие конституционной статьи о руководстве коммунистической партии. 29 декабря 1989 года Александр Дубчек был избран председателем парламента, а Вацлава Гавела избрали президентом Чехословакии. Причины "бархатной революции" в Чехословакии и других странах будут описаны ниже. Ознакомимся также с мнениями авторитетных экспертов.

Причины "бархатной революции"

Какими же причинами мотивирована столь коренная ломка общественного строя? Ряд ученых (например, В. К. Волков) внутренние объективные причины революции 1989 года видят в разрыве между и характером производственных отношений. Тоталитарные или авторитарно-бюрократические режимы стали препятствием для научно-технического и экономического прогресса стран, тормозили интеграционный процесс даже в пределах СЭВ. Почти полувековой опыт стран Юго-Восточной и Центральной Европы показал, что они сильно отстали от передовых капиталистических государств, даже от тех, с кем были когда-то на одном уровне. Для Чехословакии и Венгрии это сравнение с Австрией, для ГДР - с ФРГ, для Болгарии - с Грецией. ГДР, лидируя в СЭВ, по данным ООН, в 1987 году по ВОП на душу населения занимала лишь 17-е место в мире, ЧССР - 25-е место, СССР - 30-е. Увеличивался разрыв в уровне жизни, качестве медицинского обслуживания, социальной обеспеченности, культуре и образовании.

Стадиальный характер начало приобретать отставание стран Восточной Европы. Система управления с централизованным жестким планированием, а также сверхмонополизмом, так называемая командно-административная система порождала неэффективность производства, его загнивание. Это стало особенно заметно в 50-80-е годы, когда в данных странах задержался новый этап НТР, выведший Западную Европу и США на новый, "постиндустриальный" уровень развития. Постепенно, к концу 70-х годов, началась тенденция к превращению социалистического мира во второстепенную социально-политическую и экономическую силу на мировой арене. Лишь в военно-стратегической области у него оставались сильные позиции, да и то в основном из-за военного потенциала СССР.

Национальный фактор

Другим мощным фактором, благодаря которому осуществилась "бархатная революция" 1989 года, стал национальный. Национальная гордость, как правило, была ущемлена тем, что авторитарно-бюрократический режим напоминал советский. Бестактные действия советского руководства и представителей СССР в этих странах, их политические ошибки действовали в том же направлении. Подобное наблюдалось в 1948 году, после разрыва отношений между СССР и Югославией (результатом которого стала затем "бархатная революция" в Югославии), в ходе судебных процессов по образцу московских предвоенных и т. д. Руководство правящих партий, в свою очередь, перенимая догматический опыт СССР, вносило свою лепту в изменение местных режимов по советскому типу. Все это рождало ощущение, что такой строй навязан извне. Этому способствовало вмешательство руководства СССР в события, происходившие в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968-м (позднее совершилась "бархатная революция" в Венгрии и Чехословакии). В сознании людей закреплялась мысль о "доктрине Брежнева", то есть ограниченном суверенитете. Большинство населения, сравнивая экономическое положение своей страны с положением соседей на Западе, начинало невольно связывать воедино политические и экономические проблемы. Ущемление национальных чувств, социально-политическая неудовлетворенность оказывали свое воздействие в одном направлении. В результате этого начались кризисы. 17 июня 1953 года кризис произошел в ГДР, в 1956 году - в Венгрии, в 1968-м - в Чехословакии, а в Польше он происходил неоднократно в 60-х, 70-х и 80-х годах. Они, однако, не имели позитивного разрешения. Эти кризисы только способствовали дискредитации имеющихся режимов, накоплению так называемых идейных сдвигов, которые обычно предшествуют политическим переменам, созданию негативной оценки партий, находящихся у власти.

Влияние СССР

В то же время они показали, почему авторитарно-бюрократические режимы были стабильными - они принадлежали к ОВД, к "социалистическому содружеству", испытывали давление со стороны руководства СССР. Любая критика существующей реальности, любые попытки внести коррективы в теорию марксизма с позиций творческого понимания с учетом существующей действительности объявлялись "ревизионизмом", "идеологическими диверсиями" и т. д. Отсутствие в духовной сфере плюрализма, единообразие в культуре и идеологии приводило к двоякомыслию, политической пассивности населения, конформизму, что разлагало личность нравственно. С этим, конечно, не могли смириться прогрессивные интеллектуальные и творческие силы.

Слабость политических партий

По нарастающей начали возникать в странах Восточной Европы. Наблюдая за тем, как происходит перестройка в этих стран ожидало подобных реформ у себя на родине. Однако в решающий момент выявилась слабость субъективного фактора, а именно отсутствие зрелых политических партий, способных осуществить серьезные перемены. Правящие партии за долгое время своего бесконтрольного правления потеряли творческую жилку, способность к обновлению. Утратился их политический характер, который стал всего лишь продолжением государственной бюрократической машины, все больше терялась связь с народом. Интеллигенции эти партии не доверяли, молодежи уделяли недостаточно внимания, не могли найти с ней общий язык. Политика их лишилась доверия населения, особенно после того как руководящий состав все сильнее разъедала коррупция, стало процветать личное обогащение, утратились моральные ориентиры. Стоит отметить репрессии против недовольных, "инакомыслящих", которые практиковались в Болгарии, Румынии, ГДР и других странах.

Казавшиеся мощными и монопольными правящие партии, отделившись от государственного аппарата, постепенно начали разваливаться. Начавшиеся споры насчет прошлого (оппозиция считала компартии ответственными за кризис), борьба между "реформаторами" и "консерваторами" внутри них - все это парализовало в известной мере деятельность данных партий, они понемногу теряли боеспособность. И даже в подобных условиях, когда политическая борьба сильно обострилась, они все же надеялись, что имеют монополию на власть, но просчитались.

Возможно ли было избежать этих событий?

Неизбежна ли "бархатная революция"? Вряд ли можно было ее избежать. Прежде всего это объясняется внутренними причинами, о которых мы уже упоминали. То, что случилось в Восточной Европе, во многом результат навязанной модели социализма, отсутствия свободы для развития.

Начавшаяся в СССР перестройка, казалось, дала толчок для социалистического обновления. Но многие руководители стран Восточной Европы не смогли понять уже назревшую необходимость кардинального переустройства всего общества, оказались неспособны принять сигналы, посылаемые самим временем. Привыкшие лишь получать указания сверху партийные массы оказались в этой ситуации дезориентированными.

Почему не вмешалось руководство СССР?

Но почему же предчувствовавшее скорые перемены в странах Восточной Европы советское руководство не вмешалось в ситуацию и не отстранило от власти прежних руководителей, своими консервативными действиями лишь усиливавших недовольство населения?

Во-первых, не могло быть и речи о силовом давлении на эти государства после событий апреля 1985 года, вывода Советской Армии из Афганистана и заявления о свободе выбора. Это было ясно для оппозиции и руководства стран Восточной Европы. Одних это обстоятельство разочаровывало, других оно "окрыляло".

Во-вторых, на многосторонних и двухсторонних переговорах и встречах в период с 1986 по 1989 год руководство СССР неоднократно заявляло о пагубности застоя. Но как же реагировали на это? Большинство глав государств в своих действиях не показывали стремления к изменениям, предпочитая осуществить лишь самый минимум необходимых перемен, который не затрагивал в целом механизм сложившейся в этих странах системы власти. Так, лишь на словах приветствовало перестройку в СССР руководство БКП, пытаясь с помощью множества перетрясок в стране сохранить действующий режим личной власти. Главы КПЧ (М. Якеш) и СЕПГ (Э. Хонеккер) сопротивлялись переменам, стремясь ограничить их упованиями на то, что якобы перестройка в СССР обречена потерпеть крах, влияние советского примера. Они все еще надеялись на то, что при сохранившемся относительно неплохом уровне жизни можно пока обойтись без серьезных реформ.

Сначала в узком составе, а потом и с участием всех представителей Политбюро СЕПГ 7 октября 1989 года в ответ на аргументы, приводимые М. С. Горбачевым о том, что необходимо срочно брать инициативу в свои руки, руководитель ГДР заявил, что не стоит учить их жить, когда в магазинах СССР "нет даже соли". Народ в тот же вечер вышел на улицу, положив начало развалу ГДР. Н. Чаушеску в Румынии запятнал себя кровью, сделав ставку на репрессии. А там, где реформы прошли с сохранением прежних структур и не привели к плюрализму, реальной демократии и рынку, они лишь способствовали неконтролируемым процессам и разложению.

Стало ясно, что без военного вмешательства СССР, без ее страховочной сетки на стороне действующих режимов их запас стабильности на поверку оказался невелик. Необходимо учесть также психологические настроения граждан, которые сыграли большую роль, поскольку люди хотели перемен.

В государствах ЦВЕ наконец стабилизировалась парламентская система. Ни в одном из них не утвердилась сильная власть президента, не возникла президентская республика. Политическая элита посчитала, что после тоталитарного периода подобная власть может замедлить ход демократического процесса. В. Гавел в Чехословакии, Л. Валенса в Польше, Ж. Желев в Болгарии попытались укрепить президентскую власть, однако общественное мнение и парламенты воспротивились этому. Президент нигде не определял экономическую политику и не брал на себя ответственности за ее осуществление, то есть он не являлся главой исполнительной власти.

Полнота власти находится у парламента, исполнительная власть принадлежит правительству. Состав последнего утверждает парламент и следит за его деятельностью, принимает госбюджет и закон. Свободные президентские и парламентские выборы стали проявлением демократии.

Какие силы пришли к власти?

Почти во всех государствах ЦВЕ (кроме Чехии) власть перешла безболезненно из одних рук в другие. В Польше это случилось в 1993 году, "бархатная революция" в Болгарии вызвала переход власти в 1994-м, а в Румынии - в 1996-м.

В Польше, Болгарии и Венгрии к власти пришли левые силы, в Румынии - правые. Вскоре после того, как была осуществлена "бархатная революция" в Польше, на парламентских выборах в 1993 году, победил Союз левых центристских сил, а в 1995 году А. Квасневский, ее лидер, одержал победу на выборах президента. В июне 1994 года на парламентских выборах победила Венгерская социалистическая партия, Д. Хорн, ее лидер, возглавил новое социал-либеральное правительство. Социалисты Болгарии в конце 1994 года получили 125 мест из 240 в парламенте в результате выборов.

В ноябре 1996 года в Румынии власть перешла к правоцентристам. Э. Константинеску стал президентом. В 1992-1996 годах в Албании власть была у Демократической партии.

Политическая обстановка к концу 1990-х

Однако вскоре положение изменилось. На выборах в в сентябре 1997 года победила правая партия "Предвыборное действие солидарности". В Болгарии в апреле этого же года на выборах в парламент победили также правые силы. В Словакии в мае 1999 года, на первых выборах президента, победу одержал Р. Шустер, представитель Демократической коалиции. В Румынии после выборов в декабре 2000 года на пост президента вернулся И. Илиеску, лидер социалистической партии.

В. Гавел остается В 1996 году, во время выборов в парламент, чешский народ лишил В. Клауса, премьер-министра, поддержки. Он лишился своего поста в конце 1997 года.

Началось формирование новой структуры общества, чему способствовали политические свободы, складывающийся рынок, высокая активность населения. Реальностью становится политический плюрализм. Например, в Польше к этому времени существовало около 300 партий и различных организаций - социал-демократических, либеральных, христианско-демократических. Возродились отдельные довоенные партии, например Национал-царанистская партия, существовавшая в Румынии.

Однако, несмотря на некоторую демократизацию, все еще имеют место проявления "скрытого авторитаризма", что выражается в высокой персонификации политики, стиле государственного управления. Показательны возросшие в ряде стран (например, в Болгарии) монархические настроения. Бывшему королю Михаю в начале 1997 года было возвращено гражданство.

Хронология процесса. Первоначально необходимо дать некие временные и событийные рамки процесса, после чего автор (Федюшко Д. И.) постарается рассмотреть суть явлений.

В первую очередь, необходимо определить географически регион стран «народной демократии». Всего их было семь – Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. Особняком стоит ГДР и Северная Корея – их традиционно не причисляют к странам «народной демократии», но просоветские режимы там наличествуют. СА была везде, кроме Болгарии. Что же эти страны представляли собой до войны? Чехословакия – аграрно-индустриальная страна, высокоразвитая пром-ть и с/х. Польша Венгрия – аграрно-индустриальные страны с помещичьим землевладением. Румыния/Югославия/Болгария – аграрные слаборазвитые страны. Албания была развита ещё хуже – 90% неграмотного населения говорит о многом. Польша/Чехословакия/Югославия воевали на стороне антигитлеровской коалиции, Румыния/Болгария/Венгрия воевали на стороне стран Оси. После войны в Югославии и Албании к власти пришли руководители партизанского движения, в Польше и Чехословакии сделали коалиционные пр-ва, Румыния/Болгария/Венгрия – создания ССССР коалиционных пр-в с доминированием коммунистов. Восточная Германия и Северная Корея – оккупационные режимы, потом – собственные пр-ва. Все эти государства стремительно избавлялись от последствий/наследия немецкой оккупации/сотрудничества с Германией, проводили «демократические реформы», давали крестьянам землю и т.д. Эти меры и получили название «народно-демократических революций». Зачастую коммунисты действовали в коалиции с другими социал-демократическими партиями в составе различных Народных фронтов.

1945-46 – чистка управленческого аппарата этих стран от старых кадров, коммунисты потихоньку выдвигаются на руководящие посты. В рез-те парламентских выборов в Югославии, Албании, Болгарии фронты с коммунистами во главе набрали 90% голосов. Лидерами стран стали Иосип Броз Тито, Э. Ходжа и Г. Димитров соответственно. В Чехословакии элемент «буржуазных партий» был более значимым – коммунисты здесь набрали 38% голосов и стали крупнейшей партией. Но президентом был назначен бывший глава довоенной Чехословакии Э. Бенеш, председатель КПЧ К. Готвальд стал премьером. В Румынии в 1946 г. победил блок демократических партий во главе с коммунистами. Премьером стал лидер Земледельческого фронта, близкого к коммунистам, П. Гроза. В Польше коммунисты (Польская рабочая партия) выступили вместе с Социалистической партией и набрали более 80% голосов. Президентом стал коммунист В. Берут, премьером – социалист Ю Циранкевич.

Во всех этих странах в 1946-48 приняли новые конституции. Все эти государства стали Народными республиками, Югославия – Федеративной республикой, Чехословакия – Народно-демократической республикой.

Во всех странах «народной демократии» были проведены две главные реформы – аграрная и банковская. Суть аграрной реформы: ликвидация помещичьего крупного землевладения, изъятие земли у бывших коллаборационистов, распределение земельного фонда/ построек/движимого имущества между крестьянами. Национализации земли нигде не было – землю передавали крестьянской общине, потом она делилась,потом создавался кооператив, которые несколько ограничивал права на землю – её нельзя было закладывать, сдавать в аренду, брать ипотеку. Также были национализированы крупные промышленные предприятия, принадлежащие коллаборационистам – из них потом составлялся государственный промышленный сектор. Также национализировались крупные банки, оптовая торговля, сродства транспорта и связи. Владельцам этих предприятий давали компенсацию, но символическую. В Германии тоже была проведена аграрная реформа оп похожему образцу, да и национализация протекала по аналогичному сценарию. В апреле 1946 г. образовалась Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ), которая осенью 1946 г. победила на выборах. СССР массово помогал странам «народной демократии», что и обусловило их быстрое возрождение.

Второй этап «народно-демократических революций связан с установлением коммунистического единовластия. На этом этапе многопартийная система сохранялась везде (кроме Югославии и Албании), но лидировать стали коммунисты. В Болгарии расстреляли лидера БЗНС Н. Петкова, саму партию «приговорили» к сотрудничеству св Болгарской рабочей партией. В Польше бежал Миколайчик. В Румынии запретили все буржуазные партии (в т.ч. и националистов-царанистов). В Венгрии коммунисты разбили партию мелких сельских хозяев, премьер Ф. Надь остался в эмиграции. Новым премьером стал И.Доби. В феврале 1948 г. возник кризис в Чехословакии. В результате страной стал управлять президент Готвальд, Бенеш вскоре умер. В Германии к власти пришла СЕПГ во главе с В. Пиком и О. Гротеволем. С Югославией у СССР быстро начался конфликт – Тито стремился подписать отдельный мирный договор с Болгарией, потом включить Албанию в состав Югославии, а под конец – самое интересное – создать с Болгарией Федерацию, чего Сталин допустить не мог. В результате – конфликт и временный разрыв.

Суть процесса. Остро стоит вопрос о том, были ли революции добровольными. По мнению Льва Сергеевича, в каждой тсране ситуация отличалась. В Югославии народ был готов в своём большинстве поддержать идеи Тито. В Польше – напротив, многие уходили в леса. Процесс «насаждения революции» танками модели Т-34-85 и ИС-2 выглядел несколько иным и в чем-то напоминал революцию в Венгрии в 1919 г. У данного процесса был ряд черт:

1)Обусловленность революций геополитическим фактором;

2)Расчет на военно-политическую помощь СССР;

3)Нужно было, опираясь на коммунистическую элиту, не разогнать буржуазные партии, а переподчинить себе. А это процесс несколько более сложный.

Существовало два главных вопроса – о власти и о собственности. Развернулись широкие кампании преследования (не репрессирования несогласных!). В итоге –за несогласие пострадали в Польше 370 тыс. человек, ЧССР 500 тыс., Румыния 200 тыс., Венгрия 300 тыс., ГДР 300 тыс., Болгария 90 тыс. В итоге формируется гомогенная политическая структура. Идеологическая гомогенность. Другие идеологии вытесняются и из образования. Начинается и сопротивление. Единственная страна, где коммунисты прибегли к насилию, была Чехословакия, и то при поддержке трудящихся. Так в феврале 1948 коалиционное правительство свергли.

Что получилось в итоге? Индустриализация, частичная коллективизация, культурная революция, де-факто однопартийная система, репрессивная система. Это советская модель социализма, по мнению Льва Сергеевича, насаждалась в этих странах, насаждалась насильственно, и шла во вред и унижение национальной гордости этих стран. Вместо Коминтерна появился Коминформ – 7 коммунистических партий восточных стран + ФКП и ИКП. Организация региональная и не такая масштабная, это, скорее, координационное бюро. Есть вопрос – все ли в нем разделяли одинаковые взгляды? Мнение Льва Сергеевича – разделяли взгляды близкие, но не идентичные.

Таким образом, перед потрясением начала 1950-х модель «стран народной демократии» была создана.

Несоответствие положений конституций реальности, грубое нарушение прав и свобод граждан, усугубляющийся экономический и политический кризис и неспособность государственных органов справиться с ним – все это порождало социальную напряженность в странах Центральной и Восточной Европы, что привело в конце 1980-х – начале 1990-х гг. к демократическим революциям в этих государствах.

Отличительной особенностью этих революций в большинстве стран (Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия) был их мирный характер. Это объясняется тем, что представители государственной власти и представители различных партий, политических движений, которые к этому времени уже окончательно сформировались, пошли путем поиска компромисса, который способствовал бы ненасильственному переходу к новому общественному и государственному строю.

Польша первой вступила на путь демократических преобразований. Этот процесс начался в 1980 г., когда был создан независимый профсоюз "Солидарность", который объединил все оппозиционные силы в стране. Уровень оппозиционного движения, поддержанного Западом, был настолько высоким, что для стабилизации ситуации коммунистические власти вынуждены были ввести в стране военное положение. Главой государства стал генерал В. Ярузельский, но это не решило проблему. Правительство вынуждено было вступить в переговоры с оппозицией и тем самым легализовать ее. Диалог между Коммунистической партией Польши (Польская объединенная рабочая партия) и движением "Солидарность" привел к соглашению о проведении выборов в парламент страны на основе политического плюрализма. В 1989 г. были проведены парламентские выборы, на которых Коммунистическая партия Польши потерпела поражение, а к власти пришла оппозиция во главе с лидером "Солидарности" Л. Валенсой. Впоследствии Коммунистическая партия Польши была преобразована в Социал-демократическую партию Польши.

В Венгрии к концу 1980-х гг. существовала многопартийность, большей свободой деятельности обладали профсоюзы. Этими и другими явлениями и объясняется тот факт, что венгерская демократическая революция была наиболее плавной и мирной. Гибкая политика правящей партии позволила ей не только удержаться на политической арене, но и занять на ней определенное место.

Первыми демократическими преобразованиями можно считать принятие в 1989 г. закона о многопартийности и деятельности партий, существенно изменившего порядок создания и работы политических партий в стране, и внесение изменений в конституцию 1949 г., согласно которым Венгрия провозглашалась независимым, демократическим, правовым государством.

В 1991 г. были проведены парламентские выборы, в результате которых большинство мест в парламенте заняла центристская партия – Венгерский демократический форум, а Коммунистическая партия Венгрии не набрала даже минимума голосов. Коммунистическая партия Венгрии раскололась, и на ее основе была создана Венгерская социалистическая партия, которая отвергла марксистско-ленинскую идеологию и сделала выбор в пользу западной социал-демократии.

В Чехословакии демократическая революция была названа "бархатной" в силу ее ненасильственного, мирного характера. В 1989 г. Коммунистическая партия Чехословакии отказалась от монополии на власть. К этому ее принудили массовые демонстрации, прошедшие по всей стране под руководством общественного движения "Гражданский форум". На парламентских выборах 1990 г. "Гражданский форум" завоевал лидирующие позиции, а один из его признанных лидеров В. Гавел стал президентом страны.

В ГДР выражение недовольства существующим строем приобрело форму массового бегства восточных немцев за границу. К началу 1990-х гг. в ГДР сформировалась достаточно сильная оппозиция (альянс за Германию, христианско-демократический союз, демократическое движение), которая на парламентских выборах 1990 г. одержала победу.

В Румынии демократическая революция закончилась казнью диктатора Н. Чаушеску, а началась она с восстания румынского народа против авторитарного режима. Возглавил это восстание Фронт национального спасения, который впоследствии на парламентских выборах 1990 г. получил большинство голосов избирателей.

В Югославии демократическая революция привела к тому, что в 1991 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия распалась, ее покинули Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория в 1992 г. образовали Союзную республику Югославию (СРЮ).

Итогом всех демократических революций в странах Центральной и Восточной Европы стал отказ от монополии на политическое руководство коммунистических партий в связи с победой на парламентских выборах оппозиционных политических партий и движений, а также провозглашение курса на рыночную экономику.

К концу 80-х гг. тоталитарные режимы в Восточной Европе исчерпали свои возможности для прогресса общества. I-ми симптомами кризиса стало ухудшение экономической ситуации и появление новых общественных проблем. Возникли черты, не присущие тоталитарному социализму - безработица, инфляция, падение жизненного уровня, начали исчезать то, что ранее ассоциировались с "завоеванием социализма" - стабильность, твердые цены. Тоталитарная система исчерпала последние доводы в собственную защиту. Замалчивать и скрывать масштабы кризиса выяснилось невозможным в силу большей открытости восточноевропейских стран, и из-за отсутствия значительных стратегических ресурсов, которые имели возможность бы сглаживать негативные проявления кризиса. Массовое негодование существующими порядками делало неэффективной прежнюю систему контроля над общественным сознанием, без которой тоталитарное общество не может существовать.

Попытки подавить негодование силой были бесперспективными, так как само по себе усиление репрессивного характера режима не решило бы экономических проблем, а только оттянуло Процесс падения тоталитарной системы. Ярким примером этого является введение военного положения в Польше, жестокость режимов в Румынии и Албании.

Кризис тоталитарного режима в Восточной Европе оказалась общей. Она включала экономическую, социальную, политическую и моральную кризиса. Для перерастания количественных показателей (накопление негодования) в качественные (изменение общественного строя) нужны носители нового общественного строя. В условиях тоталитарной системы носителями демократических идей может оказаться интеллигенция (это связано со спецификой ее работы, социальным статусом и т.д.) и студенческая молодежь, склонная к восприятию свежих идей. Однако эти 2 слоя общества, не имея экономической основы для своих действий и будучи зависимыми от той же тоталитарного государства, неспособные осуществить социальную революцию. Для общественных революций в странах Восточной Европы нужен был внешний толчок, который бы ослабил тоталитарное государство.

Практически во всех странах события развивались с приходом к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях (Польша, Венгрия, Болгария, Албания).

Демократические революции в Центральной и Юго-Восточной Европе стали крупнейшим событием второй половины XX в. Они имели своим результатом не только кардинальные внутренние изменения в странах восточноевропейского региона. Они предопределили новую расстановку сил в Европе, новую структуру экономических и политических отношений между великими державами. Пришел конец конфронтации между Востоком и Западом, между СССР и США. Окончилась длительная изнуряющая «холодная война».

Перед восточноевропейскими странами по-новому встал вопрос о характере сотрудничества с европейским сообществом и с Советским Союзом. В поисках экономической поддержки страны Центральной и Юго-Восточной Европы устремили свои взоры на Запад.

Восточноевропейские революции 1989 г. были бы не мыслимы без перестройки в Советском Союзе. Процесс перестройки, новое отношение советского руководства к западным соседям СССР как к равным партнерам, отказ от политики «ограниченного суверенитета» – все это создало новые условия для борьбы га демократическое переустройство восточноевропейских стран. Однако перспективы их развитая все же очень противоречивы. Возникли националистические движения, приведшие в ряде стран к вооруженным межнациональным конфликтам, как это произошло, например, в 1991 г. в Югославии. Ослабленные и деморализованные компартии не смогли противопоставить реальную альтернативную программу многочисленным оппозиционным партиям и организациям, которые выступили под лозунгами демократического обновления. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы стали формироваться многопартийная политическая структура, политический плюрализм, демократическое гражданское общество. Определились и основные направления демократических реформ. Они включали восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений, переход к конвертируемой валюте, к многоукладной экономике и сосуществованию различных форм собственности, включая признание частной собственности и рынка наемной рабочей силы, демонтаж командно-административной системы, децентрализацию и демократизацию хозяйственной жизни.

Демократические революции 1989-1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы.

Форма Страна
Эволюционная Венгрия. Февраль 1989 г. – пленум ВСРП – отказ от руководящей роли партии в обществе. Весна 1989 г. – начало работы «круглого стола». 1990 г. – выборы в парламент на многопартийной основе
Польша. Февраль 1989 г. – начало заседаний «круглого стола». Соглашение о принципах парламентской демократии
Революционная
«Бархатные революции» - достижение революционной цели без кровопролития. Общий механизм: массовые выступления населения, устранение от власти коммунистического руководства, демократические выборы. ГДР. Сентябрь – ноябрь 1989 г.
Болгария. Ноябрь 1989 г.
Чехословакия. Ноябрь – декабрь 1989 г.
Стычки с органами правопорядка Албания. 1990 г. – изменение политического курса. Февраль 1991 г. – стычки с органами правопорядка (погибло 4 человека). Март 1991 г. – многопартийные выборы.
Народное восстание Румыния. Декабрь 1989 г. – расстрел выступления населения в Тимишоаре. 21 – 25 декабря 1989 г. – восстание в Бухаресте (погибло 1104 человека)
Гражданская война, этническое противостояние, вмешательство внешних сил Югославия. 1991 г. – распад СФРЮ. 1991 – 2001 гг. – Гражданская война и этнические конфликты. Образование новых независимых государств: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная республика Югославия (в 2003 преобразована в государство Сербия и Черногория)

К концу 80-х гг. тоталитарные режимы в Восточной Европе исчерпали свои возможности для прогресса общества. Признаки кризиса: ухудшение экономической ситуации и появление новых общественных проблем. Возникли черты, не присущие тоталитарному социализму - безработица, инфляция, падение жизненного уровня, начали исчезать то, что ранее ассоциировались с "завоеванием социализма" - стабильность, твердые цены.

Кризис тоталитарного режима в Восточной Европе оказалась общей. Она включала экономическую, социальную, политическую и моральную кризиса.В условиях тоталитарной системы носителями демократических идей может оказаться интеллигенция и студенческая молодежь. Однако эти 2 слоя общества, не имея экономической основы для своих действий и будучи зависимыми от той же тоталитарного государства, неспособные осуществить социальную революцию. Для общественных революций в странах Восточной Европы нужен был внешний толчок, который бы ослабил тоталитарное государство.

По собственному характеру революции в Восточной Европе были демократическими и антитоталитарным. За исключением Румынии и Югославии, смена власти состоялась мирным путем.

Пришел конец конфронтации между Востоком и Западом, между СССР и США.В поисках экономической поддержки страны Центральной и Юго-Восточной Европы устремили свои взоры на Запад.

Восточноевропейские революции 1989 г. были бы не мыслимы без перестройки в Советском Союзе. Возникли националистические движения, приведшие в ряде стран к вооруженным межнациональным конфликтам, как это произошло, например, в 1991 г. в Югославии. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы стали формироваться многопартийная политическая структура, политический плюрализм, демократическое гражданское общество. Определились и основные направления демократических реформ. Они включали восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений, переход к конвертируемой валюте, к многоукладной экономике и сосуществованию различных форм собственности, включая признание частной собственности и рынка наемной рабочей силы, демонтаж командно-административной системы, децентрализацию и демократизацию хозяйственной жизни.

Таким образом, в восточноевропейских странах вдет процесс крутой ломки экономических и политических структур авторитарно-бюрократического «социализма» и осуществляется переход к новой системе социально- экономических и политических институтов современного общества.

Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в 1985 г., были одобрены и поддержаны руководством коммунистических партий восточноевропейских стран. Были сделаны аналогичные заявления, приняты соответствующие постановления
и решения. Но в действительности советская «перестройка» вызвала резко негативную реакцию, особенно так называемое «новое политическое мышление», тезис о свободе выбора. Как и в Советском Союзе, реальных изменений в политической системе и экономике не произошло. В то же время имело место ослабление Организации Варшавского договора и СЭВ, резкое сокращение экономической помощи со стороны СССР.

В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия:

а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).

К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны.

Причины:

Катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца. Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшая высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т.д.). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии.

Важной предпосылкой революций конца 80-х - начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».

События:

Впереди всех революционные изменения начались в Польше и Венгрии. В Польше в 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом страны был избран коммунист, генерал В. Ярузельский. Однако коммунисты потеряли ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности». Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о своем самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.

В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым. На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.

«Октябрьская» революция 1989 г. в ГДР привела не только отставку прежнего руководства страны, но и падения Берлинской стены и победу на парламентских выборах в марте 1990 г. правоцентристских сил, взявших курс на объединение Германии. «Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии.

В Румынии же отказ от тоталитарного социализма происходила в ходе кровавых столкновений. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власть пыталась подавить выступление венгерских этнических меньшинств. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест. 21 декабря 1989 грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло около тысячи человек. Н. Чаушеску, правивший страной с 1965 г., и его жена были арестованы и по приговору военного трибунала расстреляно 25 декабря 1989 г. Основные политической силой страны стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом страны.

Последней страной, где на смену коммунистам пришли демократы, была Албания (1992 г.).