А паре выдающийся хирург эпохи возрождения. Развитие хирургии в средневековой европе. Средневековье характеризовалось господством церкви, упадком науки и культуры, что привело к длительному застою в развитии и хирургии

Медицина эпохи Возрождения (хирургия А. Парэ)
Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней , и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Так, например, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в «Братство св. Косимы», в то время как врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов» происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечении переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и походов.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов банщики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мозолей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов: им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать рецепты.

В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем стали открываться хирургические школы. Репутация их росла, и в 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории) в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление медицинского факультета Парижского университета, решением короля была открыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской буржуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, именно хирургические школы стали той основой , на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схоластической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта. (Заметим, что медицина народов Востока и античная медицина не знали подобного разделения.)

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневековой Европе (до 90%) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450-1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой поверхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (Pare» Ambroise, 1510-1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них - в Северной Италии молодому тогда армейскому цирюльнику Амбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми повязками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненных бодрыми , хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненных» 60 . Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. Учение о лечении огнестрельных ранений стало выдающейся заслугой Паре.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хирургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом Hotel-Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие из них были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им детальным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии.

В то же время, наряду с блестящими трудами по ортопедии , хирургии, акушерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Крупные деятели сложнейшей переходной эпохи Возрождения жили на стыке средневековья и Нового времени. Они были не только участниками борьбы окружающего их мира - борьба проходила в них самих. Ломка традиционных средневековых взглядов проходила на фоне противоречивого сочетания старого и нового. Таким был Парацельс - новатор в хирургии и медицине, не изживший средневековой мистики. Таким был и новатор в учении о заразных болезнях Джироламо Фракасторо. Таким был и Амбруаз Паре.

Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста.

Хирургия эпохи Возрождения достигла значительного прогресса. Кардинально изменилось лечение огнестрельных ран и кровотечений. При отсутствии обезболивания и средств антисептики средневековые хирурги отважно производили трепанацию черепа и камнесечение, прибегали к радикальному лечению грыж, возрождали операции глазной и пластической хирургии, которые требовали ювелирного мастерства.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями.

Изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности. Исследуя природу, они служили прежде всего истине и гуманизму, а следовательно - науке в единственно возможном смысле этого слова.

9. Медицина эпохи Возрождения (ятрофизика и ятромеханика, Р.Декарт, Дж.Борелли, С.Санторио)
Современник Френсиса Бэкона выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596-1650) также знаменует переход к философскому мышлению и естествознанию нового времени. По словам Гегеля, «Декарт направил философию в совершенно новое направление... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви , было начиная с этого времени отвергнуто».

Р. Декарт явился одним из творцов ятрофизики (греч. iatrophysike; от iatros - врач и physi» - природа) - направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII-XVIII в. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Его корни восходят к философским сочинениям Аристотеля, помещенным в конце его трактата «Наука о природе» т.е. после науки о природе (после «физики»: греч. «Meta ta physike»), откуда и произошло название метода мышления и целого философского направления - метафизики.

Механистические взгляды Декарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания. Так, Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее «рефлекторной»). Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг (позднее «центростремительные»), и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам (позднее «центробежные»), и, таким образом, в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Он изучал анатомию человеческого глаза и разрабатывал основы новой теории света.

Однако наряду с естественнонаучным пониманием мира Декарт в ряде вопросов придерживался идеалистических воззрений. Так, например, он считал, что мышление является способностью души, а не тела.

Другими прогрессивными направлениями в естествознании того времени были ятроматематика (греч. iatromathematike от mathematike - наука о количественных отношениях) и ятромеханика (греч. iatromechanikeoTniechane - орудие, машина).

С позиции ятромехаников живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. Основные положения ятромеханики изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонса Борелли (Borelli, Giovanni Alfonso, 1608-1679), одного из основоположников биомеханики.

Среди выдающихся достижении эпохи Возрождения, имевших отношение как к физике, так и к медицине - изобретение в конце XVI в. термометра (точнее, воздушного термоскопа). Его автор один из титанов эпохи Возрождения итальянский ученый Галилео Галилей (Galilei, Galileo, 1564-1642), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н. Коперника (1543). Множество его драгоценных рукописей было сожжено инквизицией. Но в тех, что сохранились, обнаружены рисунки первого термоскопа: он представлял собой небольшой стеклянный шар, к которому припаивалась тонкая стеклянная трубочка; ее свободный конец погружался в сосуд с подкрашенной водой или вином. В отличие от современного термометра, в термоскопе Галилея расширялся воздух, а не ртуть: как только шар остывал, вода поднималась вверх по капилляру.

Почти одновременно с Галилеем профессор Падуанского университета С. Санторио (Santorio, S.. 1561-1636), врач, анатом и физиолог , создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Прибор Санторио также состоял из шара и длинной извилистой трубки с произвольно нанесенными на все делениями; свободный конец трубки заполнялся подкрашенной жидкостью. Испытуемый брал шарик в рот или согревал его руками. Теплота человеческого тела определялась в течение десяти пульсовых ударов по изменению уровня жидкости в трубке. Прибор Санторио был достаточно громоздким; его установили во дворе его дома для всеобщего обоарения и испытания.

Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественный оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма. Результаты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» (1614).

В начале XVII в. в Европе было сделано множество оригинальных термометров. Первый термометр, показания которого не зависели от перепадов атмосферного давления, был создан в 1641 г. при дворе Фердинанда П. императора Священной Римской империи, который был не только покровителем искусств, но и сам принимал участие в создании ряда физических приборов. При его дворе были выполнены забавные по своей форме термометры, похожие на маленьких лягушат. Они предназначались для измерения теплоты тела человека и легко прикреплялись к коже пластырем. Полость «лягушат» заполнялась жидкостью, в которой плавали цветные шарики различной плотности. Когда жидкость согревалась, объем ее увеличивался , а плотность уменьшалась, и некоторые шарики погружались на дно прибора. Теплота тела испытуемого определялась по количеству разноцветных шариков, оставшихся на поверхности: чем их меньше, тем выше теплота тела испытуемого.

10. Медицина Нового времени: развитие естествознания и медико-биологических наук (18 век)
Фундаментальные открытия в ведущих отраслях естествознания имели революционное значение для науки и техники. Они явились базисом дальнейшего развития медицины.

До XIX века медицина только носила эмпирический характер, после этого времени о ней говорили как о науке.

Особое, определяющее значение для развития медицины в целом имели естественнонаучные открытия конца XVIII – первой половины XIX века, среди которых выделяются:


  • теория клеточного строения живых организмов;

  • закон сохранения и превращения энергии;

  • эволюционное учение.

Закон сохранения и превращения энергии:

М.В. Ломоносов (1711-1765) сформулировал законы сохранения вещества и силы.

А.Л. Лувуазье (1743-1794), франц. химик в 1773 году приходит к тем же результатам и

доказывает, что воздух - не элемент, а состоит из азота и кислорода.
Успехи анатомических и физиологических знаний Эпохи Возрождения способствовали их ускоренному развитию в Новое время.

В середине XVIII века из анатомии выделилась новая наука – патологическая анатомия , изучающая структурные основы патологического периода:


  • макроскопический (до середины XIX в);

  • микроскопический , связанный с применением микроскопа.

Луиджи Гальвани (1737-1798)

Выдающимся достижением XVIII века стало открытие биоэлектрических явлений

(«животного электричества», 1791) итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани (1737 – 1798) , которое положило начало электрофизиологии. Именно на этой основе построены принципы электрокардиографии.

Первый надежный спиртовой (1709), а затем ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до

600 градусов предложил один из выдающихся врачей Даниэль Фаренгейт (1686-1736),

работавший в Голландии.

Первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для

определения температуры тела больного был Герман Бургаве (1668-1738). 
Важный этап эволюции термометра связан с именем французского естествоиспытателя Рене Антуана Фершо Реомюра (1683-1757), который в 1730 году изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0 до 80 градусов, где ноль градусов соответствовал температуре замерзшей воды.

Но последнюю точку в градуировании шкалы поставил шведский астроном и физик

Учился в трёх университетах. В 23 получил степень доктора медицины в Падуе, вскоре стал магистром Падуанского университета. Анатомируя человеческие трупы убедился, что взгляды Галена на строение тела во многом ошибочны т.к. они основаны на изучении анатомии обезьяны и других животных. Исправил 200 ошибок Галена. Правильн описал скелет, его мышцы, многие внутренности, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для следующего обоснования кругового движения крови. Свои наблюдения изложил в анатомических таблица, вкл. 6 гравюр, Совершенствуя преподавание анатомии, издал краткий учебник анатомии «Извлечение». Труд везалия «О строении человеческого тела» . В семи книгах. В нем не только обобщались достижения в области анатомии за предшествовавшие столетия- Везалий обогатил науку собственными достоверными данными, полученными в результате многочисленных вскрытий человеческого тела, исправил большое количество ошибок своих предшественников и главное- впервые привел все эти знания в систему т.е. сделал из анатомии науку. первый том посвящен исследованию костей и суставов, второй- анатомии мышц, третий- кровеносным сосудам, четвертый – периферической нервной системе, пятый – органам брюшной полости, шестой – строению сердца и легких, седьмой – головного мозга и органов чувств. Текст сопровождают 250 рис. Фронтиспис изображает момент анатомирования: в центре группы- Везалий, вкруг- ученые и бщественные деятели, многочисленные ученики – всего 48 реальных исторических персонажей. Среди них - Коломбо, мигель сервет, Джироламо Фракастро, парацельс, короли, священнослужители

Вопрос 33-У.Гарвей, «О движении сердца и крови у животных» и его влияние на стояние и развитие.

Английский врач, физиолог, эмбриолог. В 21 окончил Кембриджский уновер,24- в Падуе закончил факультет медицины и получил степень доктора медицины. На родине стал профессором кафедры анатомии, физиологии, хирургии в Лондоне. Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерии в вены по анастомозам и через поры тканей,- при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники и он не мог увидеть капилляров. Псле многолетней проверки изложил теорию в сочинении «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Подвергся ожесточенным нападкам со стороны церкви и многих ученых. Первым теорию признал декар, потом Галилей, Санторио, Борели. Павлов видел в ней не только « редкой ценности плод» научной мысли, но отмечал и « подвиг смелости и самоотвержения» ее автора.

Вопрос 34-Развитие опытного метода в науке и медицине(Ф. Бекон)

Английский философ, политический деятель. Не будучи врачом, во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Его философский трактат «Великое восстание наук», посвященный вопросам формирования науки и научного познания, не был закончен. Вторая его часть «новый Органон» была опубликована в 1602. Сформулировал три цели медицины: сохранение здоровья, излечение болезней, продление жизни. Наука представлялась ему основным средством решения социальных проблем общества. Поэтому он был сторонником союза науки и власти. Основными орудиями познания- чувство, опыт, эксперимент и то что из них вытекает. Гегель писал о нем-полностью отверг схоластический способ рассуждения на основе совсем отвлеченных абстракций, слепоту по отношению ко всему, что мы имеем перед глазами». В области медицины выдвинул ряд идей, реализацией кот. Занимались последующие поколения ученых. Бекон во многом определил пути формирования философского мышления и развитие наук грядущего Нового времени.

Вопрос 35-А.Паре,выдающийся хирург эпохи феодализма.

Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем- цирюльником. В армии был цирюльник- хирург. В северной италии – не хватило смолистых веществ, кот. Заливал раны, заменил их приложив к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми повязками.Опасался этого, но утром застал своих больных бодрыми, выспавшимися, с ранами не воспаленными и не припухшими. После этого больше не стал прижигать раны маслом. Учение о лечении огнестрельных ранений стало выдающейся заслугой паре.Первый труд-Способ лечить огнестрельный раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др. В 1549-«руководство по извлечению младенцев, так и мертвых, из чрева матери». Паре был первым хирургом при дворе королей Генриха 2, Франциска 2, Карла 9, Генриха 3, Усовершенствовал технику хирургически операций, заново описал поворот плода на ножку, применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, вкл. Искусственные конечности и суставы. Труды по хирургии, ортопедии, акушерству. Сочинение «Об уродах и чудовищах». В кот. Привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов.

Вопрос 36

Б. Рамаццини - итальянский врач, основоположник профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины. Будучи городским врачом в разных районах италии, а затем профессором университетов в Модене и Падуе, он не погнушался посетить самые неприглядные мастерские и изучить тайны механических ремесел. «в разных местностях существуют разные ремесла и что в связи с ними могут возникнуть разные болезни.» свои многолетние исследования Рамаццини обобщил в классическом трактате «о болезнях ремесленников» , который был переведен на многие европейские языки и переиздан свыше 25 раз. В нем описаны условия труда и заболевание работников более чем 60 профессий. Рамаццини анализировал причины возникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения и настаивал на улучшении условий труда мануфактурных рабочих. Эта работа дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

Вопрос 37 – Основоположник экспериментальной гигиены. Макс Петтеркофер.

Профессор Мюнхенского университета. Ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды, почвы, занимался гигиеной водоснабжения, установил гигиенические нормы и рацион питания. Придавал особое значение гигиены почвы, доказал её важность ее осушения и проведения гигиенических мероприятий по удалению нечистот и оздоровлению населенных мест. благодаря его деятельности в Мюнхене и других городах Германии заболеваемость кишечными инфекциями снизилась. Однако он несколько переоценивал ее фактор. Особенно ярко это проявилось в отношении причин возникновения холеры. Придерживаясь «почвенной теории» выступил против бактериологической теории Коха. Он не отрицал существование живого возбудителя, но и не верил в простоту механизма его передачи. Существуют территориальные и временные факторы, благоприятствующие возникновению эпидемии – утверждал он. Проверить на животных не мог – холера болезнь людей. И решил поставить эксперимент на себе. 7 ок. 1892 выпил культуру холерного вибриона. По счастливой случайности не заболел. Это еще более утвердило его в своем мнении. Сегодня мы знаем что он формально стоял на неверном пути. Он не принимал никаких мер предосторожности в эксперименте, он вел привычный образ жизни. Подвергая опасности заражения всего населения города.

Вопрос 38

Г. Бурхааве (бургав) – врач, химик и ботаник, профессор возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии и практической медицины, основоположний клинической медицины. Отдавая приоритет лечебной практике он утверждал что клинической называется медицина которая наблюдает больных у их ложа; там же изучает подлежащие применению средства. Следовательно надо посетить и видеть больного. Тщательное обследование больного Бургав сочетал с физическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Он первым применил в клинической практике усовершенствованный термометр Фаренгейта, использовал лупу для обследования больного, вел подробные записи историй болезней.клиническая школа Бурхааве съиграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины.

Вопрос 39

Джованни батиста Морганьи – ученик профессора анатомии и хирургии Болонского Университета Антонио Вальсальвы, стал доктором медицины в 19 лет. В 24 года возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через 5 лет кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, морганьи сопостовлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный материал(700 вскрытий) и труды предшественников, морганьи опубликовал классическое 6-ти томное исследование « о местонахождениях и причинах болезней, открытых посредствои рассечения» Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определнные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Сблизив анатомию с классической медициной, морганьи создал первую научно0обоснованную классификацию болезней. Т. О он положил начало новому клинико-анатомическому направлению в медицине.

Вопрос 40

Л. Ауэнбруггер – венский врач, который впервые предложил метод перкуссии. в течение 7 лет он тщательно изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он систематически сопостовлял с данными патологоанатомических вскрытий и в 1761 году изложил результаты своих исследований на 95 страницах его сочинения «новое открытие позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».

Р. Лаэннек – будучи студентом парижского университета, начал работу по изучению чахотки. Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые лаэннек назвал туберкулами. Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, то спасти больного было уже невозможно. Выслушивание ухом приложенным к грудной клетки не давало ощутимых результатов. В 1816 году лаэннек увидел решение проблемы. Первые стетоскопы он клеил из плотной бумаги, затем стал вытачивать их из дерева разных пород. Р. Лаэннек изучил клинику и патоморфологиюпортального цирроза печени, установил специфичность туберкулезного процесса, изучил клиническую картину и диагностику заболеваний легких.

Вопрос 41

К. Рокитанский – венский потолог. Его трех томное «руководство патологической анатомии» составленное на основе более чем 20 тысяч вскрытий с применением макро и микроскопических методов исследования. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей организма. В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания. Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции.в серидине 19в. Гуморальная патология Рокитанского вступила в противоречие с новыми фактическими данными(применение микроскопа резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии.

Вопрос 42

Р. Вирхов – немецкий врач, потолог общественный деятель. Руководствуясь теорией клеточного строения, он впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярно патологии. По вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий, материальным субстратом болезни является клетка, вся патология- есть патология клетки. Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии биша и гуморальной патологией Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующие развитие медицины.

Вопрос 43

Л. Пастер – французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии. Основные открытия: ферментативная природа молочнокислого(1857) спиртового(1860) и масляно-кислого(1861) брожения, изучения болезней вина и пива (с1857) , опровержение гипотезы самозарождения(1860), исследование болезней шелковичных червей (1865), основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры,1880), создание вакцины против сибирской язвы(1881), путем искусственного применения вирулентности микроорганизмов, создание антирабической(бешенство) вакцины (1885).

Р. Кох – немецкий ученый, один из основоположников бактериологии.Изучая специфические возбудители различных болезней, Кох создал лабораторную, бактериологическую и определил стратегию исследований. Он разработал плотные питательные среды для выращивания чистых бактериальных культур и сформулировал критерии взаимосвязи между возбудителем и инфекционным заболеванием. окончательно установил этиологию сибирской язвы(1876), открыл возбудители туберкулеза(1882) и холеры(1883). Исследовал чуму и малярию, трахому, тропическую дизентерию, возвратный тиф. Изучая туберкулез он получил туберкулин, глицериновый экстракт чистой культуры микробактерий туберкулеза, который оказался ценным диагностическим средством

Вопрос 44

Достижения и направления развития гигиены в россии 19 века:

1) А.П. Доброславин - первый отечественный профессор гигиены. Докторская дисенртация « материалы для физиологии метаморфоза»(обмена вещ-в), начал читать курс гигиены в петербургской медико-хирургической академии и создал первую в нашей стране кафедру гигиены, была создана эксперементальная гигиеническая лабаратория, он является автором первых в россии учебников по гигиене. Его научные труды посвящены изучению обмена вещ-в, гигиене питания и военной гигиене. По его инициативе было создано «русское общество охранения народного здравия» и гигиенический журнал «здоровье»

2) Ф.Ф. Эрисман – выдающийся российский гигиенист, один из основоположников научной гигиены в России. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, боролся за усовершенствование канализации, первый кто опубликовал материалы о антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлежек. Создал первое в нашей стране руководство по гигиене(1872-1877), осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышл. Пролетариата в московской губернии. Создание большой школы российских гигиенистов

3) Г.В. Хлопин- профессор, создал научную гигиеническую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, общественной и коммунальной гигиены.

Вопрос 45

1) народная медицина: врачеванием занимались ведуны, ведьмы, кудесники, чаровницы. В народе они считались посредниками между человеком и силами природы. В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Их труд оплачивался. Свои врачебные секреды они передавали из поколения в поколение через отца к сыну (семейные школы). В лечебной практике использовали средства растительного, животного и минерального происхождения. Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках.

2) монастырская медицина – а вместе с ними и монастырские больницы стали развиваться на руси после принятия христианства. Болезнь принималась как наказание, или результат вселения бесов. Исцеление- духовное прощение. Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи, дополняли ихв монастырях лечили раненых, больных заразными, нервными и психическими заболеваниями, тяжелобольных (нередко постригали в монахи).

3) светская медицина: в основе опыт народного врачевания

4) санитарное дело: в древней руси присутствовали водопроводы и водосборники. Сообщается о существовании больниц, неотъемлемой частью медико-санитарного быта была баня(использоваласть так же как место где принимали роды, вправляли вывихи, делали кровопускания, массаж, лечили простуду, болезни суставов и т.д) во время эпидемий проводились меры по ограницению заморных мест, организовывали заставы и засеки.

Вопрос 46

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за "византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины. В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями.

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. но не смогла победить народной медицины.

Вопрос 47

В обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X-XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди - мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием. Носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения

Вопрос 48

Образование московского государства: после изгнания золотой орды и обьединения русских земель вокруг москвы во времена княжения ивана 3 великое московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы.

Аптекарский приказ: в период между 1581 и 1620 г на территории кремля был организован аптекарский приказ, первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом и вплоть до 18 столетия назывался «ближний государев аптекарский приказ» со временем его функции значительно расширились.

Первая лекарская школа: была открыта в аптекарском приказе в 1654, во время войны с польшей. ченики собирали травы, работали в аптеке и в полку, изучали латинский язык, фармацию, диагностику болезней и способы их лечения. Обучение длялось от 4-6 лет. Обучение было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий не было, их заменяли травники и лечебники, а также истории болезней. Функции аптекарского приказа : руководство аптеками, аптекарскими огородами, сбором лекарственного сырья,приглашение на службу ко двору врачей, проверка их документов об образовании, проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в россию, контроль за их работой и оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка историй болезней, подбор лекарей в стрелецкие полки и снабжение войск медикаментами, организация некоторых карантинных мер, суд-мед освидетельствование, собирание и хранение травников, лечебников и др мед книг, подготовка российских лекарей, заготовка и продажа водки, вина, пива и меда(основной источник финансирования)

Вопрос 49

Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям. В нашей стране такими воротами были псков и нговгород. Частые эпидемии повальных болезней привели к введению предохранительных мер на руси: 1)сначала это выражалось в изоляции больных и оцепление неблагополучных мест, умерших погребали там же где он умер, общение с зачумленными домами прекращалось2) когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах организовывали заставы, в лесах устраивали завалы 3) для уничтожения заразы в домах применяли вымораживание, сжигание, окуривание дымом, проветривание, мытье. 4) умирающих стали хоронить за чертой города 5) во время мора прекращался ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Это приводило к неурожаям и голоду, которых шел вслед за эпидемиями, появлялась цинда и др болезни, которые несли новую волну смертей

Вопрос 50

Народная медицина:Значительное место в лечебниках этого времени отводилось хирургии. Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инстременты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли или нитями из кишок животных

Светская медицина: оказывали врачебную помощь на дому или в русской бане. Стационарной помощи практически не сужествовало. При монастырях продолжали строить больницы. В 17в на руси впервые были созданы гражданские больницы, предназначенные как для лечения больных так и для обучения лекарскому делу. Иноземные доктора пользовались уважением и почетом. 15-17 века на руси были временем становления аптек и аптечного дела, создания первых больниц в городах, начало подготовки врачей из россиян, зарождение гос организации мед. Дела

Вопрос 51

Реформы петра1

1) учредил в Москве курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.

2) 1707-основаниев Москве при генеральном госпитале первой в России госпитальной школы

3) до Петра 1 в России не существовало ни одного высшего мед. Учебного заведения

4) воинский указ (1716) – определил число докторов, полевых лекарей, цирюлников и полевых аптекарей в различных подразделениях действующей армии

5)1722- указ о госпиталях, положил начало развитию анатомических секций умерших и судебным вскрытиям

6) 1724 г – учреждение Академии наук в питербурге, по указу петра

7)В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 8) 1720 г.- адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

9) В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. 10) В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях».

Вопрос 52

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. первый госпиталь был открыт в Москве в 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия. Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям(«Генеральный регламент о госпиталях»). В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

Вопрос 53

В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем число врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных административных и культурных центров страны. В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским университетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей - школы на базе крупных госпиталей. В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном военном госпи­тале в Москве (1707). Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и других городах России.Это были высшие учебные заведения. Для получения звания лекаря после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе учеба продолжалась 5-7 лет, а иногда и 11 лет. Через 3 года после сдачи экзаме­нов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в ле­кари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, опера­тивную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубо­врачевание с челюстно-лицевой хирургией, челюстно-лицевой травматоло­гией и ортопедией. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем.

Вопрос 54

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и фло­та, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач. Возникает острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей. Велико значение реформ, направленных на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию. Для изготовления хирургических инструментов в 1718 г. организуется «инструментальная изба».

В 1775 г. образуются "Приказы общественного призрения", губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. В 1801 г. было положено начало организации оспопрививания методом вакцинации, заменившим вариоляцию.

Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях.

Петр I овладел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике. Он всегда носил с собой два набора инструментов: матема­тический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов).В Ленинградском музее антропологии и этнографии хранится "Реестр зубам, дерганым императором Петром I". В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство зубов относится к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривлен­ность корней, переломов нет, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления.Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 г. Академии наук. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гени­ального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгля­ды ученого оказали большое влияние на развитие естествознания в России. Особенно важно для истории медицины письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761 г. графу И.И.Шувалову "О размножении и со­хранении российского народа", в котором ученый выражает заботу о здоро­вье народа и развитии медицины.

Вопрос 55

П. А. Загорский – утверждал русскую анатомическую терминалогию взамен латинской. Создал первое в россиии оригинальное отечественное руководство по анатомии «сокращенная анатомия» в 2 книгах

И. Ф. Буш - он был в сущности первым преподавателем хирургии в академии. Деятельность Буша, как ученого, выразилась в 44-х научных работах, из которых многие имели серьезное научное значение. Кроме того, Буш принимал весьма видное участие в издании одного из величайших научных трудов по оперативной хирургии - «Анатомико-хирургических таблиц, печатанных по Высочайшему соизволению и щедротами Е. В. Императора Николая І» .автор первого русского руководства к преподаванию хирургии с 3 частях(1807) основоположник первой русской хирургической школы и первой хирургической клиники в россии.

И. В. Буяльский- профессор кафедры анатомии в петербургской медико-хирургической академии. В 1828 опубликовал «анатомико-хирургические таблицы», которые имели иллюстрации. Буяльский разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозийных препаратов. Был инициатором метода ледяной анатомии.разработал ряд новых хирургических операций(на верхней челюсти, кровеносны сосудах), создал новые хирургические инструменты. Внес существенный вклад в становление сосудистой хирургии, впервые в россии выполнил перевязку безымянной артерии, в числе первых применил хлороформный наркоз и крахмальную повязку при переломах

Вопрос 56

Н.И. Пирогов - великий анатом и хирург, создатель топографической анатомии как самостоятельной науки и экспериментального метода в хирургии, новатор методов ледяной анатомии и распилов замороженных трупов, один из основоположников военно-полевой хирургии. Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии – главная из них «хирургическая анатомия аретриальных стволов и фасций» а также «полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками и иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в 3 направлениях через замороженное тело. В 1847г прервые в мире применил эфирный наркоз в массовом порядке в театре военных действий в дагестане. Послеоперационные болезни впервые были разделены пироговым на 2 группы: чистые и гнойные.внес значительный вклад в развитие асептики и антисептики(применял мытье рук обеззараживающими растворами спирта, ляписа, йодной настойкой. Произвел огромное кол-во стоматологических операций, разработал методы пластических операций на лице, изготовил наборы хирургических инструментов в которые входили и зубоврачебные.

Вопрос 57

Развитие военно-полевой хирургии, становление ее как научной отрасли медицины, связаны с именем гениального отечественного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810–1881), анатома и общественного деятеля, профессора военно-медицинской академии (с января 1841 г.). Чтобы оценить вклад Н. И. Пирогова в военно-полевую хирургию, надо знать ее состояние до него. Помощь раненым носила хаотичный характер. Смертность достигала 80% и выше. Пирогов считал необходимым в ходе боя оказание помощи, настаивал на обеспечении личного состава индивидуальными перевязочными пакетами, обучении его приёмам наложения первичной повязки и остановки кровотечения. В 1847 г. Пирогов впервые на войне применил общий эфирный, а затем и хлороформный наркоз, доказав этим возможность общего

Эпоха Возрождения - "величайший прогрессивный переворот".

В этот период в большом разнообразии нарождающихся наук медицина занимала почетное место. Почти все крупные ученые этой эпохи (от Коперника и Галилея до Петрарки и Боккачо) отдали дань медицине. Врачи, в свою очередь, обладали широчайшими и разнообразными знаниями.

Одним из основоположников хирургии в эпоху Возрождения является Амбруаз Паре, которому 30 октября 2000 года исполняется 490 лет со дня рождения.

Амбруаз Паре родился в семье французского ремесленника - сундучника.

Профессию для сына выбирал отец, выбирал и по экономическим соображениям, и по соображениям будущего положения в обществе. В глазах провинциального сундучника профессия цирюльника была и выгодной и почетной: с тех пор как цирюльники вошли в моду, они получили доступ в самые аристократические дома.

Амбруаз Паре в шестнадцать лет начал работать сначала в качестве подмастерья-цирюльника в парижской больнице Отель-Дье.

Через три года Паре оставил больницу и Париж и отправился в должности цирюльника-хирурга с французской армией в Итальянский поход.

На войне проявился талант Амбруаза Паре, его смелость и изобретательность в спасении раненых.

До 1591 года не существовало организованной помощи раненым, цена солдатской жизни равнялась нулю: можно было оставить раненого на поле боя, не оказать ему никакой помощи. Ни у кого это не вызывало угрызений совести - так было принято, такова была традиция. Только в 1591 году король Генрих IV, начертавший на своем знамени слово "гуманизм", издал указ об оказании обязательной помощи раненым.

Но это было в 1591, а поход, в котором Амбруаз Паре начал революцию в хирургии, происходил в 1537 году.

Шла война между французским королем Франциском I и германо-римским императором Карлом V - одна из многочисленных франко-германских войн. И было сражение в маленьком итальянском городке Сузе. С точки зрения военной истории - ничем не примечательное сражение; с сточки зрения истории хирургии - великое сражение и великая победа.

У Амбруаза Паре не хватило бузинного масла, коим в кипящем виде надлежало заливать огнестрельные раны. Раненые корчились от нестерпимой боли; лекарь - от сознания, что причиняет им нечеловеческие муки.

Надо было хоть чем-то облегчить раненым боли, причиненные пулей. И Паре сочиняет некую смесь из имевшихся у него под рукой ингредиентов: яичный желток, немного розового и терпантинового масла. Он наложил "бальзам" на раневую поверхность тем, для кого не хватило бузинного масла.

Никто из тех, кому Амбруаз Паре наложил на раны свой бальзам, не умер.

С той поры, в последующие два года войны, Паре реже и реже прибегал к кипящему маслу, все чаще прикладывал холодные бальзамы.

С этого времени началась слава французского хирурга Амбруаза Паре.

Впервые в истории хирургии Паре сделал вычленение локтевого сустава. На войне. В полевых условиях. Без наркоза. Сделал сложную, никем ранее не совершенную операцию, и сделал ее удачно.

Звания хирурга Амбруаз Паре получил лишь через 15 лет! К тому времени он уже прославился далеко за пределами родной Франции.

Амбруаз Паре получил степень доктора медицины с большим трудом, только с вмешательством короля Франции Карла IX - лечащим врачом которого Паре был.

Вклад Амбруаза Паре в хирургию:

  1. Ввел в практику новый щадящий метод лечения ран. Вместо применявшегося прижигания раскаленным железом или заливания кипящим маслом (рану считали отравленной) он применил холодные масляные повязки.
  2. Он ввел в практику перевязку крупных сосудов для остановки кровотечения вместо прижигания. * Перевязка была предложена в III в. до н. э. в Александрии, но в середине века метод был забыт.
  3. Возродил и ввел в практику акушерское пособие - поворот плода на ножку, также известный еще в Древней Индии и в средние века утерянный.
  4. Первым описал перелом шейки бедра и изучил технику ампутации.
  5. Предложил ряд сложных оригинальных искусственных конечностей и суставов (протезов).
  6. Усовершенствовал метод операции трахеотомии, торакоцентеза, ушивания заячьей губы.
  7. Издал ряд сочинений по анатомии и хирургии на французском языке (латынь он не изучал).

Амбруаз Паре умер в глубокой старости, окруженный благодарной любовью, и поклонением французского народа.

В средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами

(или докторами) , которые получили медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались. Между врачами и хирургами шла борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечении переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и крестовых походов. Среди хирургов существовала профессиональная градация. Самое высокое положение занимали так называемые длиннополые хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории ("короткополые") были в основном цирюльниками и занимались "малой" хирургией кровопусканием, удалением зубов и т.д. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов - банщики, которые выполняли простейшие манипуляции, например снятие мозолей и т.д.

Значительные преобразования в хирургии связаны прежде всего с деятельностью выдающегося хирурга и акушера Амбруаза Паре (I5IO-I590). Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 году А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Вместо му- чительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором (бальзамом) он ввел повязки из чистой ткани; заменил перекручивание сдавливание сосудов перевязкой; предложил ортопедические приборы - искусственные конечности; улучшил методы ампутации; в акушерстве ввел поворот на ножку. Деятельность Паре во многом определила становление хирургии как науки. Установлено, что часть хирургических нововведений А.Паре принадлежит не ему одному, они были предложены его современниками в разных странах. Эти совпадения говорят, что преобразования в хирургии не были случайными, а отражали развитие знаний и обоб- щения опыта.

Во второй половине ХУ1 века гуманистическая мораль и идеалы значительно трансформировались. В условиях острых классовых столкновений в одних странах утвердилась феодально-католическая реакция, в других протестанство которые были нетерпимыми к свободомыслию. Наступил кризис гуманизма эпохи Возрождения. Рушилась вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Хотя деятели Возрождения сумели решить лишь небольшую часть поднятых ими проблем, они все же разрушили старое мировоззрение.

Первые успехи в развитии естественных наук подготовили становление новой экспериментальной науки. С трудов Парацельса, с новой анатомии Везалия, разрушивших средневековую схоластическую медицину, с первых еще не ясных представлений о функциях организма начала свою историю научная медицина. Первые ростки клини- ческого метода, едва обозначившиеся во второй половине ХVI века, расцветают в ХVII- ХVIII вв., а наблюдения у постели больного станут основополагающим принципом клинической медицины. В новых условиях параллельно со становлением экспериментальной науки медицина получит свое дальнейшее развитие.

В средние века в Западной Европе хирурги не имели научного образования, не считались врачами и в сословие врачей не допускались. Они считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации (в Париже хирурги объединялись в «Братство св. Косьмы», а врачи, которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете).

Между врачами и ремесленника хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, они продолжали заучивать тексты и были далеки от понимания клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме. Хирурги же, наоборот, имели богатый практический опыт. Среди них существовала профессиональная градация. Самое высокое положение занимали «длиннополые» хирурги (отличались длинной одеждой). Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, грыжесечение или камнесечение. Хирурги второй категории - «короткополые» (цирюльники) занимались «малой» хирургией: Кровопусканием, удалением зубов и т.п. самое низкое положение занимали банщики, выполнявшие простейшие манипуляции, например, снятие мозолей. Между различными категориями хирургов велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию хирургов. Они не допускались в университеты. Обучение хирургии происходило внутри цеха сначала на принципах ученичества. Затем стали открываться хирургические школы. В 1731 г. в Париже решением короля была открыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. Она была приравнена к медицинскому факультету. Так в Западной Европе завершилась многовековая борьба между схоластической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта.

Хирургия не имела научных методов обезболивания до середины XIX в., поэтому все операции причиняли жесточайшие мучения пациентам. Не было правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому 90% операций в средневековой Европе заканчивались гибелью пациента в результате сепсиса.

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XIV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (1450-1545 гг.) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514 г.), которая выдержала более 50 изданий в различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха путем прижигания раневой поверхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (1510-1590 гг.). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Первый его труд по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан. В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хирургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом «Отеля дьё», где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Выдающейся заслугой Паре является его вклад в учение о лечении огнестрельных ранений. В 1536 г. во время похода в Северную Италию молодому армейскому цирюльнику Амбруазу Паре не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми повязками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненых». Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран.

В то же время наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, акушерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Это свидетельствует о противоречиях во взглядах выдающихся деятелей сложнейшей переходной эпохи Возрождения.

Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста. Связанное с его именем преобразование хирургии было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями в разных странах.