Популярные египетские музыкальные инструменты. Музыкальная культура древнего египта. Бритье и стрижка

Довольно трудно говорить о музыкальной культуре Древнего Египта, потому что в отличии от других видов искусства, музыка практически не оставляет следов в истории. Но ученые смогли сделать выводы из инструментов и текстов, барельефов и различных изображений, на которых были представлены музыканты, певцы, исполнители, инструменты. А вот настоящего значения музыки Древнего Египта нам уже не узнать никогда.
Арфа и флейта являются сами древними музыкальными инструментами. Вначале все основывалось на певце. Он исполнял песню, а музыканты ему аккомпанировали. А вот в период правления XVIII династии стали появляться оркестры. На одной фреске было изображение слепого музыканта. Вокруг него танцевали девушки, которые одновременно играли на арфе, флейте и лютне. Помимо мелодии большую роль играл ритм. В связи с этим музыка сопровождалась хлопаньем в ладоши. Когда исполнялась вокальная музыка, ударные инструменты не применялись. Существует один забавный папирус, которые относят к периоду правления XVIII династии. На нем изображена сцена выступления оркестра. В нем осел играет на арфе, лев играет на лире и одновременно поет, на лютне играет крокодил, а обезьяна на двойной флейте.
Женщины-музыканты во время танцев только аккомпанировали. Они могли либо танцевать и играть на музыкальных инструментах одновременно, либо только играли, а другие женщины танцевали под их музыку. Женскими считались арфа и инструмент похожий на современную гитару. Во время танца женщины отбивали ритм инструментом, который состоял из двух дощечек в форме ладоней, сделанных из слоновой кости. Это прообраз испанский кастаньет.

Когда же исполнялась духовная музыка, главным инструментом являлся систр. Это церемониальный музыкальный инструмент, который был атрибутом богини Хатхор. Состоял систр из металлической пластины, имевшей форму продолговатой подковы. К более узкой части инструмента крепилась ручка. По бокам подковы делались небольшие отверстия, сквозь которые продевались металлические прутья. Они были разной величины, а концы загибались крючком. Колотушками били по прутьям, либо сотрясали весь инструмент, чтобы привести прутья в движение. на некоторых систрах были металлические кольца, которые надевали по три на каждый прут. этот инструмент использовался в церемониях, так или иначе связанных с богиней Хатхор, религиозных процессиях, а также во время богослужений. Существуют придания, в которых говориться о том, что гармоничный и таинственный звук систра имел магические свойства. Он дарил любовь, вдохновение, счастье, возвращал надежду и радость, лечил душу и тело, пробуждал человека к жизни. Тамбурин использовался как ударный инструмент. С этим инструментом на изображениях показан бог Бес, танцующий вокруг новорожденного младенца.
Также египетскими являлись такие духовные инструменты, как флейта и трубы. Флейты были чуть меньше метра в длину, но имели разную величину, а также были простыми и двойными. Самая ранняя из найденных учеными флейт, принадлежит периоду правления IV династии. А вот первые двойные флейты появились только при XII династии. Только в период правления XVIII династии появляются трубы. Их использовали только в армии. В гробнице Тут-анх-Амона были обнаружены боевые серебряные трубы.

Самым древним струнным инструментом являлась арфа. В период Древнего царства на ней играли женщины-музыканты, которые аккомпанировали мужчине-певцу. А в период Нового царства стали появляться маленькие арфы, которое можно было переносить, а также средние арфы с подставкой. в это же время появляются большие арфы, на которых наносился растительный или геометрический орнамент, на нем были резные головки, украшенные позолотой. Часто присутствующие на изображениях, лютня и лира являются иноземными инструментами. Лира появилась в период правления XII династии. На одной из фресок изображен музыкант цыганской внешности, который играл на лире. Однако она была не так распространена, как лютня. В период Нового царства на лютне часто играли танцующие девушки.

Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.

Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".

Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.

В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса" .


Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт..." .

Каков же был музыкальный инструментарий Древнего Египта? Три инструмента боролись за главенствующую роль - арфа, флейта, лютня. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных - угловых. Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же- на полутонах.

Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом - удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии,-одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона) . Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.

Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.

Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".

У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".
Статья А.Е.Майкапара

maykapar.ru/articles/egipt

Пирамиды — лучшие свидетельства мастерства и изобретательности жителей Древнего Египта. Возвышаясь на 139 метров, пирамида Хеопса смотрит сверху на Статую Свободы — 93 метра и Биг-Бен — 96 метров. Конечно, пирамиды или Великий Сфинкс являются лишь частью наследия древних египтян.

За тысячи лет процветания Древнего Египта, он стал, пожалуй, наиболее развитой цивилизацией на Земле для того времени, и многие современные вещи и предметы были для египтян совершенно ​​обычным явлением. Например, египетские женщины надевали богатые украшения и парики, мужчины боксировали и боролись занимаясь спортом, а их дети играли в настольные игры, куклы и другие игрушки. Они также процветали в качестве изобретателей, и, как вы увидите в этом списке из самых удивительных египетских изобретений, что их творения изменили окружающий мир от моды до сельского хозяйства настолько, что мы все еще ​​применяем их сегодня.

Макияж

Конечно, макияж глаз может не стоять рядом с открытием огня или колеса в качестве одного из самых важных открытий в истории человечества, но он дает египтянам шанс установить рекорд долговечности изобретения. После того, как они впервые применили макияж глаз еще в 4000 г. до н.э., он никогда не выходил из моды. Еще более впечатляет то, что все приверженные к косметике современные культуры, по-прежнему красят глаза, используя практически те же методы и материалы, что и египтяне тысячи лет назад. Они применяли сажу минерала галенита для создания черной мази, известной как краска для век, которая чрезвычайно популярна и сегодня. Египтяне могли также создавать зеленый макияж глаз путем смешивания малахита с галенитом.

У египтян раскрашивание лица не ограничивалось женским кругом. Общественное положение и внешний вид шли рука об руку. Высший класс считал, что чем сильнее наложен макияж, тем лучше. Мода была только одной из причин для применения египтянами карандаша для глаз. Они также считали, что наложение толстого слоя косметики может вылечить различные заболевания глаз и даже удержать обладателя роскошного макияжа от падения жертвой сглаза.

Хотя макияж глаз давал египтянам вид, потрясавший воображение людей того времени, они не останавливались на достигнутом, развивая все направления косметики — от румян, изготовленных из тонированной глины до лака для ногтей, сделанного из хны. Более того, они создавали духи из различных растений и цветов, а также дезодорант, производившийся из ладана и каши-овсянки.

Письменность

В использовании рисунков для рассказывания историй нет ничего нового. Наскальные изображения найдены во Франции и Испании, датируемые 30000 г. до н.э. Но рисунки и картины не смогут развиваться в первую письменность в течение тысяч лет, пока не возникнут первые системы письменности, возникшие в Египте и Месопотамии.

Египетская письменность началась с пиктограмм, первая из которых восходит к 6000 г. до н.э. Пиктограммы были простыми рисунками, обозначавшими слова, которые они представляли, но у них были ограничения в применении. Со временем египтяне добавили и другие элементы в свою систему письма, в том числе символы алфавита, которые ставились для определенных звуков и разнообразных персонажей, что позволило выписывать имена и абстрактные идеи.

Сегодня все знают, что египтяне создали иероглифы, которые содержали смесь алфавитных, слоговых символов, а также картинок, которые обозначали целые слова. Иероглифы найдены в огромном количестве в египетских гробницах и других общественных местах. Египтянами создано множество рассказов о войнах, политике и культуре, которые дают нам большое понимание древнеегипетского общества. Конечно, нужно не забывать поблагодарить французского ученого Жан-Франсуа Шампольона, который сумел декодировать камень, испещренный иероглифами, что ознаменовало конец 1500-летнего периода, в течение которого египетские письмена были покрыты тайной.

Листы папируса

Никто не будет отрицать, что китайцы навсегда изменили мир с изобретением бумаги около 140 года до н.э., но нельзя забывать, что египтяне разработали замечательный заменитель бумаги из папируса на тысячи лет ранее. Это жесткое, похожее на тростник растение, росло и продолжает расти в болотистых районах, окружающих реку Нил. Его жесткая, волокнистая поверхность идеально подходила для создания прочных листов материала для письма, наряду с парусами, сандалиями, ковриками и другими предметами первой необходимости древней жизни. Листы часто объединялись в свитки, которые затем заполнялись религиозными текстами, литературными произведениями и даже записями музыки.

Древние египтяне много времени держали процесс производства папируса в строжайшем секрете, что позволяло им торговать листами папируса во всем регионе. Поскольку процесс нигде не документировался, в конечном счете он был утерян, пока доктор Хасан Рагаб не воссоздал заново способ изготовления листов папируса в 1965 году.

Календарь

В Древнем Египте календарь означал время между праздником и голодом. Без календаря местные жители не имели бы возможности узнать, когда начнется годовой разлив Нила. Без этого знания вся их сельскохозяйственная система была бы поставлена ​​под угрозу.

Их гражданский календарь был так тесно связан с сельским хозяйством, что египтяне разделили год на три основных сезона: разлив Нила, рост посевов и сбор урожая. Каждый сезон имел четыре месяца, разделенные на 30 дней. Если все это сложить, мы получим 360 дней в году — немного меньше фактического года. Чтобы восполнить разницу, египтяне добавили пять дней между сбором урожая и сезоном разлива. Эти пять дней были обозначены как религиозные праздники, посвященные в честь богов.

Плуг

В то время, как историки по прежнему не совсем уверены, где именно возник плуг, данные свидетельствуют о том, что египтяне и шумеры были одними из первых обществ, использовавших его около 4000 до н.э. Эти плуги, конечно, было несовершенными. Скорее всего, построенные из модифицированных ручных инструментов, плуги были настолько легкими и неэффективными, что они теперь называются «царапающими плугами» из-за их неспособности погружаться глубоко в землю. Настенные египетские росписи показывают четырех мужчин, тянущих такой плуг через поле — не лучший способ провести день на палящем египетском солнце.

Все изменилось в 2000 году до н.э., когда египтяне запрягли в свои плуги волов. Ранние конструкции плугов привязывались к рогам животных, но оказалось, что это влияло на способность волов дышать. Более поздние версии состояли из системы ремней и были намного более эффективными. Плуг совершил революцию сельского хозяйства в Древнем Египте и, в сочетании с постоянным ритмом разливов реки Нил, сделал ведение сельского хозяйства более легким для египтян, чем, возможно, для любого другого человеческого общества того времени.

Плуг, бесспорно, сделал процесс возделывания сельскохозяйственных культур намного легче, но сельское хозяйство по-прежнему требовало непосильного труда. Египетские земледельцы использовали короткие ручные мотыги, чтобы возделывать землю на горячем солнце в течение всего дня. Египтяне также собирали созревшие зерна в корзины и применяли косы, чтобы собрать урожай. Пожалуй, наиболее изобретательными инструментами ведения сельского хозяйства были свиньи и овцы, которых хитроумные египтяне гоняли по полю, чтобы втаптывать семена в грязь при посадке.

Свежее дыхание

Мы должны благодарить древних египтян за разработку способа скрывать неприятные запахи, которые наши рты иногда источают. Так же, как в наше время, плохое дыхание в Древнем Египте часто являлось симптомом плохого здоровья зубов. В отличие от нас, египтяне не питались сладкими безалкогольными напитками и продуктами, которые способствуют разрушению зубов, но камни, которые они использовали для измельчения зерен в муку для хлеба, добавляли много песка к древнеегипетской диете, которая безжалостно стирала зубную эмаль, делая зубы уязвимыми для инфекции.

У египтян были специалисты для решения многих медицинских проблем, но, к сожалению, у них не было стоматологов или челюстно-лицевых хирургов, чтобы вылечить их ухудшающихся зубы и десны. Вместо этого, они просто страдали, а ученые, которые исследовали мумии, нашли серьезно изношенные зубы и доказательства абсцессов даже у молодых египтян. Чтобы справиться с неприятными запахами от своих больных ртов, египтяне изобрели первые «мятные таблетки», которые содержали ладан, мирру и корицу, кипяченые с медом и сформированные в виде гранул.

Боулинг

В Нармутеосе, поселке в 90 км к югу от Каира, который восходит к периоду римской оккупации во втором и третьем веках нашей эры, археологи обнаружили площадку, содержащую набор полос, высеченных в камне и коллекцию шаров различных размеров. Размеры канавок около 4 метров в длину, 20 сантиметров в ширину, и 10 сантиметров в глубину. В центре располагалось квадратное отверстие с размером стороны в 12 сантиметров.

В отличие от современного боулинга, в котором игроки стремятся сбить шаром кегли, установленные в конце дорожки, египетские шары направлялись ​​в отверстие посередине. Конкуренты стояли на противоположных концах полосы, пытаясь попасть шарами различных размеров в центральное отверстие и в процессе броска также сбить шар соперника с курса.

Бритье и стрижка

Возможно, египтяне были первыми древними людьми, которые заботились о своих волосах. В любом случае, по их мнению, носить волосы было негигиенично, а изнуряющая жара Северной Африки сделала ношение длинных кос и бород неудобными. Таким образом, они обривали или обрезали свои волосы накоротко и регулярно брили лица. Священники полностью обривали все свое тело каждые три дня. На протяжении большей части древнеегипетской истории, быть чисто выбритым считалось модным, а небритость считалось признаком низкого социального статуса.

С этой целью египтяне изобрели инструменты, которые, возможно, были первыми орудиями для бритья — набор острых каменных лезвий, закрепленных в деревянных ручках, затем замененные на бритвы с медными лезвиями. Они также изобрели профессию брадобрея. Первые парикмахеры работали на дому у богатых аристократов, а обычных клиентов обслуживали на открытом воздухе, сидя под тенистыми деревьями.

Однако, наличие волос на лице или, хотя бы, видимость такового наличия очень ценилась. Египтяне брали овечью шерсть и делали из нее парики и накладные бороды, которые, как ни странно, иногда носили и египетские царицы, а также фараоны. Фальшивые бороды были различных форм, чтобы указать достоинство и социальное положение их владельца. Рядовые граждане носили небольшие бородки около 5 см в длину, в то время как фараоны носили бороды квадратной формы. Египетские боги были с еще более роскошными длинными бородами, которые заплетались в косичку.

Дверные замки

Самые ранние из таких устройств, созданные около 4000 г. до н.э., в основном, были с падающими штифтами. Манипулировать этими деревянными или металлическими цилиндриками, которые служили запорами, выступая из вала замка, можно было с помощью натяжного ключа, который подталкивал их вверх из отверстий в валу. После поднятия всех штифтов вал можно было повернуть, тем самым открывая замок. Натяжной ключ — это простейший ключ из всех известных ныне. Его функция заключалась только в подталкивании штифтов вверх, поэтому в роли ключа могла бы выступать даже тонкая отвертка.

Одним из недостатков этих древних замков был их размер. Крупнейшие из них были таких габаритов, что ключ приходилось носить на плечах. Невзирая на всю примитивность механизма с падающими штифтами и натяжных ключей для их открывания, египетские замки на самом деле были более надежными, чем римская технология изготовления дверных запоров.

Зубной порошок

Как мы уже упоминали ранее, египтяне имели много проблем с зубами, в значительной степени из-за того, что их хлеб содержал песок, стиравший зубную эмаль. Ввиду отсутствия у египтян стоматологии, они прикладывали некоторые усилия, чтобы держать свои зубы в чистоте. Археологи нашли зубочистки похороненные рядом с мумиями, по-видимому, предназначенных для очистки остатков пищи из зубов покойного в загробной жизни. Наряду с вавилонянами, египтянам также приписывают изобретение первых зубных щеток, которыми служили размочаленные концы деревянных прутьев.

Но египтяне также способствовали инновации для гигиены полости рта, в виде зубного порошка. Ранние ингредиенты включали тертые бычьи копыта, золу, жженную яичную скорлупу и пемзу. Археологи недавно обнаружили более продвинутый рецепт зубной пасты. Руководство написано на папирусе, который восходит к римской оккупации в четвертом веке нашей эры. Неизвестный автор объясняет, как смешать точное количество каменной соли, мяты, сушеного цветка ириса и зерен перца, чтобы сформировать «порошок для белых и прекрасных зубов».

Вадим Ивкин


Если посмотреть на инструменты, которыми работали египетские мастера (рис. 3), мы заметим, что они мало чем отличаются от современных. Однако с помощью этих инструментов египтяне создавали пирамиды и храмы, высекали великолепные статуи и строили дворцы. Видимо, кроме инструментов у мастеров Древнего Египта были еще какие-то маленькие хитрости, которые помогали им в работе.

Попробуйте ответить на вопрос: как распилить вдоль длинное бревно? А как просверлить отверстие в стекле или керамической плитке без алмазного сверла? В этой статье мы расскажем, как эти и некоторые другие вопросы решали египетские мастера. В этом нам помогут находки археологов, работающих в Египте.

Одна из таких находок была сделана вблизи древнего города мастеров в местечке Дейр-эль-Медина, на западном берегу Нила в районе города Фивы. Там ученые обнаружили несколько тысяч глиняных табличек — остраконов, на которых подробно описана жизнь города мастеров. Другая важная находка была сделана на юго-восточном склоне горы Шейх-Абд-эль-Курны, в гробнице ФГ № 100 «Правителя города» Рехмира, жившего при фараонах Тутмосе III и Аменхотепе II. На западной стене святилища этой гробницы археологи нашли восьмиярусную фреску — на ней изображены все виды работ, которые выполняли мастера храма бога Амона.

Посмотрим на фрагмент этой фрески (рис. 1). В верхней ее части работник распиливает бревно вдоль. Кажется, в этом нет ничего необычного. Однако это не совсем так. Если бревно короткое, как на фреске, тогда все делалось как и у нас, а вот если требовалось распилить длинное бревно... Кто пытался это сделать, тот меня поймет. Через какое-то время ножовку начинает заклинивать, да и держать неудобно. Вот мы и подошли к разгадке первой хитрости египетского матера. Он привязывал длинное бревно вертикально к невысокому столбику, врытому в землю, и начинал пилить (рис. 2). Через некоторое время ножовка застревала между половинками бревна, тогда мастер брал длинную жердь с привязанным на одном конце грузом и вставлял ее в пропил. При этом конец с грузом оказывался в воздухе, а свободный конец опирался о землю. Под действием груза жердь все больше и больше входила в пропил и раздвигала половинки бревна в стороны. Когда мастер доходил до столбика, врытого в землю, бревно отвязывали и переворачивали.

Рядом с первым мастером сидит второй и вытачивает углубление в бревне (рис. 1). Для того чтобы углубление получилось ровным, камень, которым его вытачивали, вставлялся в отверстие в прямоугольном бруске; по мере работы камень опускался все ниже и ниже. Вот вам и прообраз современного рубанка, только он не срезает дерево, а сошлифовывает. Кстати, если внимательно посмотреть на это изображение, можно заметить, что рубанок и бревно нарисованы в разрезе. Вот вам и истоки современного черчения. У египтян существовал и другой инструмент, который можно назвать прародителем современного рубанка (см. рис. 3.11).

Внизу два мастера сверлят отверстие лучковой дрелью (рис. 1). Один из них с помощью специального бруска прижимает сверло к заготовке, а второй водит взад-вперед лук с привязанной к нему веревкой. Веревка обмотана вокруг сверла и заставляет его вращаться. С помощью такой же дрели сверлили отверстия в камне. И вот еще одна маленькая хитрость. Дело в том, что инструменты в Египте делались из меди или бронзы. Сталь египтяне узнали во времена эпохи Птолемеев от греков. Возникает вопрос: как с помощью медного сверла им удавалось просверливать отверстия в камне, даже в таком твердом, как базальт или диорит. Если внимательно рассмотреть медное сверло, то можно заметить мелкие кварцевые песчинки, прочно вдавившиеся в медь. Перед тем как начинать сверлить, египетский мастер насыпал горку мелкого кварцевого песка в том месте, где должно было быть отверстие. Поскольку медь — материал довольно мягкий, песчинки вдавливались в нее, образуя на поверхности очень твердое покрытие, которое и резало камень. Таким образом египтяне получали то, что сейчас называют «инструмент с алмазным покрытием». А дальше — согласно русской пословице: «Терпение и труд все перетрут». Многие ее слышали, но в отличие от нас египтяне применяли ее на практике. Терпение, упорство в достижении поставленной цели и творческий подход к делу позволяли египтянам делать вещи, которыми мы восхищаемся до сих пор. Кстати, возвращаясь к примеру с дрелью: если вам надо просверлить отверстие в стекле, можете последовать примеру древних египтян. Конечно, сейчас не надо сооружать лучковую дрель, можно воспользоваться и электрической, а в остальном все то же самое: берем медную трубку и зажимаем ее в патрон дрели; в то место, где должно быть отверстие, насыпаем мелкого песка (лучше карьерного, а не речного, потому что речной песок круглый, а карьерный — с острыми краями) и на малых оборотах начинаем сверлить — на больших нельзя, потому что стекло может нагреться и треснуть.

Вот еще один пример творческого подхода к делу. Для строительства египтянам нужны были большие каменные блоки. Как их добыть? Ведь египтяне не знали взрывчатых веществ. Они поступали очень просто. Вначале в скале по периметру каменного блока вырубался узкий проход. Но как отделить этот блок от остальной породы? Снизу под блоком вырубались узкие щели, куда вбивались деревянные клинья. Затем проход вокруг блока заполнялся водой. От воды дерево разбухало и отрывало каменный блок от основной породы. Существовал и другой метод, если каменный блок находился на краю скалы. В этом случае с той стороны блока, которая была свободна, также вырубались узкие щели, а затем туда загонялись каменные или бронзовые клинья. Потом каждый из работников становился напротив одного из клиньев, и по команде все дружно били, каждый по своему клину. Поскольку все делалось одновременно, очень скоро в этом месте возникала трещина, и блок отделялся от скалы. Эффект достигается только тогда, когда удар наносится одновременно всеми, в этом случае усилие равномерно распределяется по всей длине блока и отрывает его от скалы. Более того, если ударить вразнобой, блок может расколоться на несколько частей, и тогда все придется начинать сначала.

В заключение хочется сказать несколько слов об измерительных инструментах. Начнем с отвеса. Тот, кто когда-нибудь пытался проверить вертикальность стены, знает, что делать это не очень удобно: то грузик мешается, то сбоку не заглянешь. Египтяне усовершенствовали отвес (рис. 3.4). Теперь и грузик не мешается, и сбоку посмотреть можно.

А как быть, если нужно проверить горизонтальность? Древние мастера и здесь не растерялись (рис. 3.3). У этого инструмента нижние края находятся в одной плоскости, а посередине центральной перекладины нарисована линия. Если нитка совпадает с линией, значит, поверхность горизонтальная, а если нет, то по расстоянию между линией и ниткой можно определить угол наклона. Кстати, верхний угол у этого инструмента прямой. Вот вам заодно и угольник.


И на прощание хочется процитировать совет, дошедший до нас из Древнего Египта:

Да не гордится и не хвастает сердце твое
Своими знаниями.
Всегда проси совета как у мудрого,
так и у незнающего.
Ибо подлинное искусство не имеет границ,
И не было еще мастера, который в искусстве своем
Достиг бы совершенства.
Птаххотеп

О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, 3-е тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, а также действа, связанные с культом богов Осириса, Исиды и Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений. С глубокой древности существовало в Египте искусство хейрономии, сочетавшее дирижирование хором и "воздушное" нотное письмо (по древне-египетски - "петь", буквально - производить рукой музыку). Среди изображений часто встречаются ансамбли арф. В период Нового царства (16-11 вв. до н.э.) при дворе фараона наряду с местной капеллой вводится сирийская капелла. Развивается военная музыка.

По словам Диодора, египтяне не были особенными ценителями музыки. Однако этот вид искусства был известен им издревле и развивался под руководством жрецов - для религиозных целей. Изображения на памятниках свидетельствуют, что уже в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты. Ударные инструменты были известны гораздо раньше.

Древнейшими ударными инструментами были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. Первоначально эти колотушки представляли собой просто грубо вырезанные деревяшки, впоследствии они приобрели красивую форму и резные украшения (рис. 1, а).

Позже распространились барабаны разной величины и формы: одни - похожие на нынешние дара-буко (рис. 1, г), в которые били рукой или кривыми палками; другие - круглые и продолговатые, на которые с обеих сторон натягивалась кожа при помощи шнурков, обвивавших барабан наподобие сети (рис. 1, в).

Такой барабан, металлические тарелки и, главное, круглый или четырехугольный тамбурин были обычными инструментами, которыми египетские танцовщицы сопровождали свою пляску.

Особенным инструментом, употреблявшимся преимущественно при богослужении, была систра (рис. 1, б). Она обыкновенно делалась из бронзы и украшалась изображениями бога Тифона или богини Гафоры. В окончательном своем варианте, с богатыми украшениями она появилась не раньше эпохи Нового царства.

Из духовых инструментов египтяне знали только флейты разной величины, простые и двойные, и трубы (рис. 1, д-ж). Первые, судя по нескольким хорошо сохранившимся экземплярам, были деревянными, а последние металлическими.

Зато струнные инструменты египтян были значительно разнообразнее. Арфа, лира и гитара составляли вместе с флейтой египетский оркестр, в котором такт отбивали женщины, хлопая в ладоши или стуча в колотушки.

Древнейшим струнным инструментом египтян была арфа. В гробницах Мемфиса она представлена в первоначальной своей форме, т.е. в виде лука, на который натянуто несколько струн (рис. 2, а, б).

Эта форма указывает на происхождение арфы от боевого лука с гудящей тетивой. Дальнейшие усовершенствования этого инструмента заключались в прибавлении к луку подножки (рис. 2, б), увеличивалось число струн, а впоследствии снизу к инструменту стали приделывать пустой ящик для резонанса . Нередко арфы царского оркестра украшали позолотой, чеканкой, живописью.

В таком усовершенствованном виде представлена арфа в гробницах Бени-Гассана (рис. 2, д). Несмотря на эти усовершенствования и на красивую отделку, арфа была инструментом неуклюжим и тяжелым и оставалась такой до начала Нового царства.

С этих пор большие старинные арфы отчасти уступают место инструментам меньших размеров (рис. 2, г), а отчасти усовершенствуются путем присоединения к ним резонансного языка (рис. 2, в).

В это же время появляется новый род арфы, образовавшийся из соединения литавры с арфой с волосяными струнами (рис. 2, е).

Форма и устройство обыкновенных арф становится тоже разнообразнее: помимо лукообразных начинают делать треугольные арфы разных размеров (рис. 2, ж). Число струн также увеличилось с шести до двадцати двух.

Особенным разнообразием струнных инструментов отличалось позднейшее время. Об этом свидетельствуют картины на гробницах в Дендера: на них рядом с большими лирообразными арфами представлены маленькие новые арфы из выгнутого дерева с подставкой, на которых играли стоя (рис. 4, а).

Арфы изготавливались чаще всего из дерева и обтягивались иногда тисненой кожей. Отделка их была различной. Особенно роскошной отделкой отличались арфы, предназначавшиеся для храмов и дворцового оркестра фараонов. Такие арфы украшались позолотой, живописью и чеканкой с различными символическими фигурами (рис. 3). Но звучание этих арф, по всей вероятности, не соответствовало их внешнему великолепию, поскольку у них не было передней деревянной ветви, необходимой для полноты звука.

Лира вошла в употребление со времен 12-й династии. На картинах в гробницах Бени-Гассана изображены играющие на ней музыканты, по-видимому выходцы из Азии. Дальнейшее ее усовершенствование относится к эпохе Нового царства (рис. 4 ).

До нашего времени сохранилось несколько деревянных лир, полностью соответствующих изображениям на памятниках. Один экземпляр, в прекрасном состоянии, хранится в Берлинском музее.

Кроме лиры, у египтян были струнные инструменты, похожие на гитару и лютню (рис. 4 ). Несколько из них найдено в гробницах. На всех этих инструментах играли костяной палоч

Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой:

"Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".

Музыка исполнялась в храмах, дворцах, мастерских, фермах, на полях сражений. Музыка была неотъемлемой частью религиозного культа в Древнем Египте, так что не удивительно, что самих богов олицетворяли с музыкой и ее проявлением. Все основные категории музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные) имелись в Древнем Египте .

К ударным инструментам относились ручные барабаны, трещотки, кастаньеты, колокольчики, и систрум - очень значимая погремушка, используемая в религиозном культе и во время обрядов. Ладони рук также использовались в качестве ритмического сопровождения.

В категорию духовые инструменты входили флейты из камыша. Струнные инструменты, состоящие из арф, лир и лютней. Например, арфа является одним из изобретений и инструментов египетской музыки - он дошел до нас как в небольшом ручном размере, так и в том которое, мы привыкли видеть, стоящими на полу.

Другие инструменты включают в себя флейту, кларнет, цимбалы, трубы, ударные и лютня. Лютня является оригинальной формой, который используется в египетской музыке сегодня. Инструменты гравировались подчас с надписью имени владельца и украшались изображениями богов.

В египетской музыке не преобладали однополые певцы, в них могли участвовать также и женщины. Стоит отметить, кстати, что профессиональные музыканты имели хороший доход и самое интересное были в основном женщины. Профессиональные музыканты структурировались на социальные уровни. Возможно, самый высокий статус принадлежал храмовым музыкантам. Музыканты, приближённые к богатому хозяину, имели очень высокий статус, так как есть уверенность, что они являлись одаренными певцами. Несколько ниже на социальной лестнице были музыканты, которые выступали в качестве артистов для вечеров и фестивалей, часто в сочетании с танцорами.

Древние египтяне не записывали свою музыку до греко-римского периода, таким образом, попытка реконструировать музыку эпохи фараонов остается на сегодняшний день спекулятивна.

Наиболее любимыми и почитаемыми древними египтянами музыкальными инструментами являлись арфа (первоначально дуговая, а затем и угловая, отличающаяся большей сложностью), флейта, с внешним видом которой древние египтяне предпочитали не экспериментировать, а также лютня, игра на которой осуществлялась с помощью специальной пластинки - плектры. Именно эти инструменты исполняли «главные партии» в посвященных жизни и смерти бога Осириса мистериях - музыкально-драматических представлениях (они состояли из восхваляющих гимнов и скорбных плачей), повествующих о кончине и последующем воскресении бога природных сил и загробного мира Осириса.

Музыкальная культура Древнего Египта Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них1. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии2: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки3. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.
Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".
Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам4. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов"5 (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже­нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас­тия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш­ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси­риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми­рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол­няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослу­жений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.

Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позво­лили исследователям высказать мнение об исполь­зовании хейрономии, то есть специальной жести­куляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, напри­мер, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков

И воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Арфист (деталь росписи гробницы) Фивы. 14 в. до н.э.