Мифы и легенды древних египтян читать. Египетская мифология. Противостояние Гора и Сета – битва добра и зла

Вышла из древних религиозных верований. И ожила во многих памятниках великой, как сама жизнь, цивилизации. Настенные изображения внутри храмов, пирамиды-усыпальницы фараонов и хрупкие папирусы рассказывают об одном. О том, как боги сотворили жизнь и обустроили ее согласно собственной воле.

Мифы о сотворении мира

Из египетских мифов следует, что жизнь из мертвой водной пустыни создал бог Атум. Первыми творениями Атума были бог ветра Шу и богиня Тефнут с головой львицы. Первая пара детей Атума разделила его одиночество.

Вторым прекрасным созданием стал бог солнца Ра, его появление осветило тьму и принесло тепло, а из слез счастья Ра появились люди. Затем Атум создал Геба и Нут, бога земли и богиню неба. Они пришли в мир, крепко обнявшись, поэтому небо и земля были нераздельны.

После ссоры Ра разделил их, дав людям сушу для жизни. Благодарные люди с тех пор помнили и чтили двух главных богов: Ра и Атума. Они возделывали землю, строили и поклонялись солнцу.

Мифы о земледелии

Второй темой, родившей множество мифов, стало земледелие. Плодородные долины Нила соседствовали с пустыней, периодически приносившей засуху. Во время разливов жители Египта возносили великому Хали свои молитвы. Бог, владеющий водами Нила, мог остановить бедствие.

Сбор урожая и последующее возрождение природы египтяне связывали с легендой об Осирисе. Его убил брат Сет, а жена Исида родила от мертвого Осириса сына Гора. Повзрослевший Гор убил коварного Сета и воскресил Осириса. Обряды, символизирующие воскресение Осириса, проводились в Египте ежегодно. А злой Сет остался богом пустыни и смерти.

Исида и Осирис стали самыми известными египетскими богами. Исида была богиней семьи, и материнства, долгое время она правила Египтом одна, потому, что ее муж не захотел возвращаться к людям.

Мифы о загробной жизни

Осирис с тех пор стал судить мертвых в загробном мире. А воскресение Осириса стало символом вечной жизни для египтян. Бог-шакал Анубис и бог Тот помогали правителю мира мертвых. Они взвешивали сердце умершего на весах. На другую сторону весов клали перо богини правды Маат.

Так, попадая в мир мертвых - Дуат, египтяне разделялись на праведных и грешников. Грешников отдавали на съедение чудовищу Амат, а праведники отправлялись в прекрасные поля Иалу наслаждаться вечным счастьем.

Все египтяне сознавали неизбежность суда Осириса, готовились пройти сложный путь по Дуату и умилостивить бога загробного мира. Подробности суда описывались в Книге мертвых и передавались из поколения в поколение.

Мифы древнего Египта являются культурным наследием человечества. Ученые отмечают важность их возникновения и сохранения для истории мировой культуры. Из египетских и греческих мифов родились многие сказки и легенды современности, они и сегодня сохраняют моральную и духовную ценность.

Легенды Древнего Египта

Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи. Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы, нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в различных формах.

Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.

По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.

В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.

Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро, выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано, в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем мира своего бога, называя его отцом всех других богов.

Но были и общие воззрения.

Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.

В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.

Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных. Египтяне верили, что этот жук способен размножаться сам по себе и поэтому вполне символизирует бога, создающего все из ничего. А также шар, который толкает скарабей, казался египтянам подобным катящемуся с божественной помощью по небу солнцу. Между тем у Хепри не было собственного культа. Он почитался, но был тождествен Атуму и Ра.

В «Текстах пирамид», древнейшем в истории человечества письменном источнике, записан миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри. Так что можно предполагать, что к этому времени он был уже широко известен и, скажем так, канонизирован.

Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Создателем же людей стал бог Хнум, гончар, представлявшийся в облике барана. Он вылепил первых людей из глины.

В Мемфисе, в то время крупном политическом и религиозном центре Египта, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом. Как тут снова не вспомнить Библию: «В начале было слово…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Хронология Древнего Египта *********************************************************************************************Реннединастический период - ок. 3100–2700 гг. до н. э.Период Древнего Царства - ок. 2700–2200 гг. до н. э.Первый Промежуточный период - ок. 2200–2000 гг. до н. э.Период Среднего Царства - ок. 2000–1650 гг. до

Из книги Словарь египетской мифологии автора Швец Наталья Николаевна

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Цивилизация Древнего Египта «Египет – это дар Нила», – писал древнегреческий историк Геродот в 400 г. до н. э. Нил был не просто надежным источником воды. Ежегодный разлив в результате таяния снегов на эфиопских нагорьях приносил с собой животворный ил и питательные

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Наследие Древнего Египта Открытие Говардом Картером и лордом Карнарвоном гробницы Тутанхамона в 1922 г. вызвало огромный всплеск интереса ко всему, что было связано с Египтом. Архитектура, мебель, модная одежда – все испытало на себе влияние этой древней цивилизации.

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес - сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей - гробница

автора

автора Калифулов Николай Михайлович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Мифология Древнего Египта играет важную роль в изучении истории этой страны, ведь именно там находится отражение мировосприятие людей и их понимание жизненного цикла.

Мифы Древнего Египта

Представление о богах и их жизни началось формироваться у древних египтян в 6-4 тысячелетии до н.э. Согласно первым мифам, планета была сплошь покрыта бездонной водой, которую называли коротким словом - Нун. Из Хаоса появились божества, создавшие Небо и Землю, флору и фауну, а также человека. Бог Ра, который родился из цветка лотоса, взял под свое управление солнце, а первыми фараонами в Египте были боги.

Героями египетских сказок и легенд были многие боги, но наибольшей популярностью обладал Осирис.

Рис. 1. Осирис.

Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Для реализации мечты он убивает своего брата, а его тело разрубает на 14 разных кусков и разбрасывает по пустыне. Жена Осириса, Исида, долгое время собирала останки мужа и, собрав их воедино, создала первую в Египте мумию. У Исиды и Осириса был сын - Гор. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона. Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. Египтяне считали, что если провести погребальный ритуал по всем правилам, то человека можно оживить также как и бога.

Существуют интересные легенды о боге Ра. Например, для борьбы богини Басти со злым змеем, Амон-Ра отдает ей в помощь свой глаз. У египтян существовали десятки сказок о глазе Ра как отдельном предмете.

Не могли Египтяне обойтись и без легенд, посвященных их главной и единственной реке - Нилу. Именно Нил послужил очагом цивилизации и являлся олицетворением бога Хапи. Бог, будучи в хорошем настроении, выводил реку из берегов и наполнял берега плодородным илом, а почву влагой. В реке жили и различные духи, которые являлись людям в образе скорпионов, лягушек, крокодилов или змей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Он имел вид существ и предметов. Согласно легендам, бог Тот применил такой способ сохранения информации для изображения основ мироздания и знаний. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.

Рис. 2. Египетские иероглифы.

Мифы о пирамидах

Существует достаточно много различных мифов о том, как и кто воздвиг эти неповторимые сооружения древности. По одной из версий пирамиды были построены для сохранности сокровищ. Утвердить эту версию мешает то, что практически все пирамиды были вскрыты мародерами в средние века.

Рис. 3. Пирамида Хеопса.

Возведение таких мегалитических комплексов даже в настоящее время не представляется возможным - просто нет нужной строительной техники. Пирамиды на плато Гиза построены из аккуратно уложенных друг на друга блоков весом до 200 тонн! На некоторых блоках до сих пор сохранились следы дисковых пил, фрез, сверел и других строительных инструментов. Из всего этого рождается еще несколько мифов о том, что пирамиды строили инопланетяне для своих нужд или атланты для сохранения своих сакральных знаний. Совершенно ясно, что ни одна версия не может быть принята за официальную, но и доказанной и подтвержденной методики строительства таких сооружений в настоящее время не существует.

Что мы узнали?

Египетская мифология - уникальный пласт культуры, интерес к которому никогда не угаснет. Она очень многогранна и самобытна и хранит в себе мысли древних египтян об устройстве бытия.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 301.

Мифы Древнего Египта дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают о надеждах, чаяниях, взглядах и религиозных представлениях древних египтян.

Мифологическое сознание - не только древних египтян, а в целом - во многом можно сравнить со сновидениями, в которых образы и сюжеты постоянно меняются, деформируются, перетекают друг в друга, не подчиняясь законам формальной логики, не вызывая этим недоумения или внутреннего протеста.

Изучение мифов Древнего Египта яляется одним из важных направлений египтологии как науки.

Мифология Древнего Египта и образы богов

Как и все народы на заре своей истории, люди, населявшие долину Нила, обожествляли окружающую их природу, растительный и животный мир.

Постепенно эти взгляды оформились в египетские мифы и легенды . В мифологии Древнего Египта можно выделить три основных цикла мифов:

  • о сотворении мира
  • о солнечных богах
  • об Осирисе.


Вот краткое изложение содержания этого мифологического цикла.

В те далекие времена, когда это произошло, верили египтяне, земных царей еще не было, правителями страны были сами боги. Осирис (это греческая форма египетского имени Усири), находившийся на египетском троне, дал людям множество знаний и научил их большому числу ремесел.

Благодаря ему жители страны стали заниматься земледелием и виноградарством, перешли к оседлому образу жизни, стали почитать богов, научились пению, музыке и танцам, перестали заниматься каннибализмом, то есть поедать друг друга.

Его брат – Сет – был совсем другим по характеру и наклонностям. Это было злое и коварное существо. Сет ненавидел Осириса и желал его смерти, но до поры до времени скрывал это. Египетские мифы, дополняя и уточняя какие-то детали, рассказывает о том, что Сет смог привлечь к участию в заговоре большое число людей. Одни источники называют цифру 42, другие – 72 человека.

Вместе с приспешниками он организовал пир, на который пригласил своего доброго и наивного брата.

Во время пира он приказал вынести красивый сундук-саркофаг, сделанный из сикиморы, обитый серебром и украшенный драгоценными камнями.

Он пообещал подарить его любому, кому этот сундук будет подходящим по размеру. Осирис, не подозревая подвоха, залез в сундук, который оказался точно по его росту. Он не догадывался, что Сет еще раньше подкупил слугу, который тайком снял мерку с Осириса. Именно по этой мерке и был сделан сундук.

Пока Осирис радовался такой удаче, Сет кликнул на помощь других заговорщиков. Они захлопнули крышку сундука, прибили ее гвоздями и запаяли для надежности еще свинцом. После этого заговорщики бросили сундук в море.

Долгое время полагали, что пирамиды являлись каменными могилами для захоронения мумий фараонов. Исходили из того, что древние египтяне верили, что в пирамиде душа фараона - Ка – сможет найти нетленное тело, и земной владыка уже после своей смерти вновь обретет могущество и получит бессмертие в загробном мире.

Идея, что после смерти душа обязательно встретит свое тело, если оно сохранилось, является одной из центральных как для мифов и легенд, так и в целом для религии Древнего Египта.

Ученые в последние десятилетия склоняются к мнению, что пирамиды строились не для того, чтобы стать реальной могилой для мумии властителя Египта. Поскольку невозможно игнорировать тот факт, что ни одной мумии в пирамидных сооружениях не была найдено. Саркофаги, которые нашли в пирамидах, видимо, всегда были и оставались пустыми.

Постепенно пришло такое понимание роли и значения пирамид: они были частью ритуально-погребального комплекса , но не в качестве могилы фараона. Пирамиды выполняли роль солнечной лестницы, по которой умерший владыка поднимался в небесную высь, чтобы присоединиться там к богам и обрести




Боги Осирис, Гор и Исида, IX век до нашей эры

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Космогонические мифы Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории.

По представлениям древних египтян каждое утро богиня Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.


Бог Анубис, XVI век до нашей эры

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.

Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных.

Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.

От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, – который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, – а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.