Михайловский Златоверхий монастырь: описание, история, особенности оформления и интересные факты. Киев. Михайловский Златоверхий монастырь - tanya45 Старый вид михайловский златоверхий монастырь

Покровителя города. Кроме несомненных художественно-архитектурных достоинств собора, его особенностью является то, что он был первым на Руси храмом, купола которого покрывало золото. Это и дало название всему монастырскому комплексу.

Собор, возведённый князем Святополком

Принято полагать, что строительство монастыря связано с именем киевского митрополита Михаила, выдающегося церковного деятеля X века. Однако возведение знаменитого златоверхого собора началось лишь спустя столетие, во времена правления князя Приняв крещение, он был наречён Михаилом, и возведение храма стало знаком его смиренного преклонения перед дарованным ему небесным покровителем.

Возведённый благочестивым князем, собор занимал немаловажное место в жизни горожан, так как Киев находился под небесным покровительством архангела Михаила. Неслучайно Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого он входил, с XII века стал местом захоронения лиц княжеского рода. Это был своего рода пантеон, запечатлевший на своих могильных плитах значительный период истории Киевской Руси.

Первые золотые купола на Руси

В 1108 году свершилось знаменательное событие в жизни монастыря: из византийской столицы Константинополя были перенесены в него мощи великомученицы Варвары, ставшие главной святыней обители. К этому же периоду исследователи относят и рождение новой по тем временам архитектурной традиции золочения куполов. Церковь святого архангела Михаила была первой на Руси, где зодчие осуществили это новшество.

Нашествие татар и польская юрисдикция

Тяжело отразились на судьбе обители годы нашествия иноплеменных завоевателей. Среди них наибольший ущерб монастырю причинили полчища татар, захватившие Киев в 1482 году. Ими были разрушены многие постройки на территории обители и уничтожены бесценные памятники древнерусской живописи и письменности.

Когда Михайловский Златоверхий монастырь, вместе со всем Киевом, попал под юрисдикцию польских королей, ему были жалованы грамоты, дававшие право самостоятельно избирать игуменов и обеспечивавшие независимость от церковной власти митрополитов и произвола воевод. Это послужило толчком к его развитию, и, как следует из исторических документов той эпохи, к середине XVI века обитель становится крупнейшим и богатейшим религиозным центром Киева.

Борьба с униатами

Свидетелем драматических событий Михайловский Златоверхий монастырь стал в начале XVII века, когда король Польши передал его во владение униатов - представителей греко-католической церкви, пытавшейся распространить своё влияние на территорию южных и юго-западных районов России.

Их попыткам овладеть монастырём и принадлежащими ему имениями положили конец казаки, с оружием в руках вставшие на защиту отеческих святынь.

Кровь защитников обители пролилась не зря. Благодаря их мужеству монастырь остался в ведении православной церкви, а его игумен Иов Борецкий был возведён в митрополиты. Оставшись жить в стенах обители, он тем самым значительно повысил её статус, сделав на долгие годы постоянной митрополичьей резиденцией.

События XVII-XVIII веков

Очередным важным этапом в жизни обители стал 1654 год, когда произошло присоединение Киева и подвластных ему территорий к Российскому государству. Несмотря на то что Михайловский Златоверхий монастырь лишился части своих земельных имений, ставших собственностью Речи Посполитой, эта потеря была с лихвой возмещена гетманами и казацкими старшинами, отписавшими во владение монахов значительные территории, расположенные в Начиная с 1800 года монастырь стал также резиденцией викариев киевской епархии.

В период XVII-XVIII веков весь комплекс зданий подвергся значительной перестройке в модном для того времени стиле барокко. В результате проведённых работ древнюю, ещё домонгольскую церковь включил в себя собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. От неё остались лишь алтарные абсиды, фрагменты стен и центральный купол. Особое внимание было уделено старинным мозаикам и фрескам, украшавшим стены храма. Достаточно изученные искусствоведами, они были впоследствии расчищены и отреставрированы.

Вспоминая дореволюционную историю монастыря, нельзя не упомянуть принадлежавший ему скит, построенный недалеко от Киева, и находившийся поблизости от него одноименный женский монастырь, переведённый в 1712 году на Подол. Эта святая обитель была также основана в честь небесного покровителя города - архангела Михаила.

Ни от татарских полчищ, ни от иноземных завоевателей Михайловский Златоверхий монастырь не понёс таких невосполнимых утрат, как от собственных граждан, охваченных в советский период атеистическим безумием. Когда столица УССР была перенесена из Харькова в Киев, и потребовалось много места для строительства административных зданий, республиканские власти распорядились снести старинный собор.

Несмотря на все попытки искусствоведов спасти от разрушения уникальный памятник старины, в 1934-1936 году были проведены работы по его демонтажу. Мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря удалось частично спасти. Они были укреплены на новом основании и помещены в Софийском соборе, расположенном в центре Киева.

Православные святыни, ставшие музейными экспонатами

Для сохранения мозаичного панно «Евхаристия» пришлось построить в помещении выставочного зала Софийского собора стену, в точности воспроизводящую очертания алтарной абсиды Михайловского храма. Прочие фрагменты мозаики и фресок вошли в коллекции музеев Москвы, Ленинграда и Киева.

В период немецкой оккупации мозаика и фрески, украшавшие некогда Михайловский Златоверхий монастырь, были вывезены в Германию. По окончании войны они вернулись в нашу страну, но уже не на берега Днепра, а в музейные фонды других городов. Мощи на протяжении многих веков являвшиеся главной святыней монастыря, с начала шестидесятых годов покоятся во Владимирском соборе Киева. Михайловского Златоверхого монастыря можно было увидеть в Москве, Ленинграде и Новгороде.

Следует констатировать весьма печальный факт. План строительства административного здания на том месте, где прежде находился главный собор Михайловского Златоверхого монастыря, так и не был реализован. Уничтожив ценнейший памятник древнерусского храмового зодчества, власти оставили на его месте пустырь, в течение всего советского периода свидетельствовавший об их варварском отношении к собственной истории.

Возрождённая святыня

Восстановленный в конце девяностых годов по проекту архитектора Ю. Лисицкого, храм был торжественно открыт 30 мая 1999 года. В него вернулись многие предметы былого убранства, хранившиеся до той поры в музеях страны, а фронтон украсила копия старинной скульптуры архангела Михаила.

На колокольне, воссозданной по старинным изображениям, установили современный музыкальный инструмент - карильон. С его помощью профессиональные музыканты исполняют сложные духовные композиции.

Михайловский Златоверхий монастырь. Киев.

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.




Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.



Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).



Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.



Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом.



Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.



Вид Михайловского собора до революции.



Златоверхий Михайловский собор и колокольня. Литография. 1911 г.


Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.



Михайловская площадь. Почтовая открытка 1913 г.




С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки.



Блок марок, посвященный храму


В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.



Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854 - 1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.



Вход в монастырь украшен фресками.



Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов.



На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.



На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия.
На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.



На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального.
Трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год).



В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.



Лев Римский, Григорий Двоеслов, Сильвестр Римский. Михайловский Златоверхий собор. Роспись в алтарной части. Выполнена в соавторстве с заслуженым деятелем искусств украины Генрихом Нечипоренко.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.



Михайловский Златоверхий собор. Мозаичные иконы


Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.



Дмитрий Солунский.1108-1113.




Архидьякон Стефан.


Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.



Мозаика "Святая Евхаристия". Это одна из оригинальных мозаик Златоверхого Михайловского монастыря, хранящихся в Софийском соборе Киева.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

То, что храм воссоздан на более высоких уровнях, видно на фотографии внизу, где показан раскоп до уровня пола предыдущего храма.



На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

Киворий в монастырском дворе был построен заново в середине 1990-х годов.
Внутри кивория каменная чаша монастырского источника, он украшен золоченым куполом, фресковой живописью и полуколоннами.



Беседка над источником выполненна в стиле украинского барокко, в одном стиле и цветовой гамме (нежный бело-голубой с золотом) с главным храмом Михайловского монастыря - Михайловского Златоверхого собора.



На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.


Церковь архангела Михаила, соборный храм одноименного Михайловского монастрыря . Всемирно известный памятник архитектуры и искусства XII-XVIII вв. Храм разрушен в 1936 г. На протяжении 1997-99 гг. на том же самом месте сооружена его копия (Трехсвятительская, 6).

Собор заложен 11 июля 1108 г. князем Святополком-Михаилом Изяславичем, который здесь же и похоронен в 1113 г. По древней монастырской легенде, женой Святополка была дочь византийского императора по имени Варвара, которая будто бы привезла в киевский храм мощи одноименной себе святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что первые упоминания о них появляются лишь в конце XVI в., мощи св.Варвары доныне остаются одной из важнейших киевских реликвий. Считают, что Михайловский собор в древнерусские времена относился к Дмитриевскому монастырю , однако прямых свидетельств этому нет.

Первоначально Михайловский собор представлял собой храм крестово-купольного типа с центральным куполом, опиравшимся на четыре столба, тремя апсидами на востоке и нартексом на западе. Архитектурными формами он напоминал несколько уменьшенную копию Успенского собора . В северное членение нартекса была встроена винтовая лестница, ведущая на хоры, а в южное - аркосолий для княжеского саркофага. Собор имел длину 28,6 м и ширину 19,4 м. К юго-западному углу была пристроена четырехстолпная трехапсидная церковь - придел, посвященная Входу Господнему в Иерусалим (10,5 на 8,7 м), а перед западными и северными дверями - небольшие наружные притворы. Как снаружи, так и внутри храм был роскошно декорирован. Купол Михайловского собора был впервые в Киеве покрыт золотом, поэтому он получил название Златоверхого. Фасады имели сплошную штукатурку и фресковую роспись, имитировавшую кладку из мраморных блоков. В интерьере наряду с фресковой росписью было применено дорогое мозаичное оформление главного алтаря и центрального купола. Пол храма также был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда и сень-киворий над престолом опирались на мраморные колонны.

Монгольское нашествие не нанесло Михайловскому собору значительного ущерба, хотя он, конечно, был ограблен и некоторое время пребывал в запустении. Анализ письменных источников позволяет утверждать, что храм периодически реставрировали начиная с XIV в., когда при нем возобновился монастырь. Следы многочисленных ремонтов разного времени были заметны на сводах собора вплоть до его разрушения. Известно, что в конце XVI в. купол собора еще сохранял остатки позолоты.

Капитальную реставрацию Михайловского храма осуществил в 1620-х годах игумен Иов Борецкий, в свое время избранный киевским православным митрополитом. В боковых апсидах Борецкий устроил приделы св.Варвары и Введения Богородицы в Храм. Тогда же возведена новая крыша с тремя фронтонами в стиле барокко и дополнительный купол над нартексом. Автором этой перестройки вероятно был "каменщик Петр Немец, обыватель киевский", с которым позднее Борецкий заключил соглашение на постройку колокольни. Новые иконостасы выполнил киевский резчик Роман. Тогда же была постороена и колокольня .

В 1655-56 гг. игумен Феодосий Софонович заменил деревянную кровлю на железную, а главный купол на средства Богдана Хмельницкого был заново покрыт медью и позолочен. Монастырская легенда о том, что по воле гетмана на кресте главного купола установили двуглавого орла, не отвечает действительности.

Между 1688-90 гг. на средства генерального судьи Михаила Вуяхевича к северной стене собора пристроен новый каменный придел св.Варвары. В 1712-15 гг. его коренным образом перестроили по заказу Дмитрия Голицына. Симметричный придел св.Екатерины пристроен с юга между 1721-31 гг. При этом был разобран древний Входо-Иерусалимский храмик, а в стенах первоначального ядра прорезаны широкие арки. Эти перестройки были осуществлены под руководством московского строителя Ивана Матвеевича.

Иконостас главного храма, сооруженный в 1718 г. на средства гетмана Ивана Самойловича, имел пять ярусов и считался одним из лучших во всем Киеве. Авторами этого произведения были черниговский резчик Григорий Петров и иконописец Стефан Лубенский.

Перестройки первой трети XVIII в. были неудачными с технической стороны и едва не послужили причиной гибели храма. Уже в 1740-х годах новые приделы осели настолько, что собор буквально раскололся пополам. Высказывались даже предложения вообще его разобрать. Однако с 1746 г. началась коренная реконструкция собора, после которой он приобрел почти окончательный вид. Постройка с трех сторон была укреплена массивными аркбутанами, храм стал семиглавым. Барокковая декорация фасадов стала чрезвычайно пышной. Западный фасад украсила композиция из трех фронтонов изысканной формы, причем над средним фронтоном установили выкованную из меди позолоченную фигуру архангела Михаила. Торцы аркбутанов оформлены полуколоннами и завершены маленькими фронтончиками. Порталы, окна и фронтоны обильно украшены лепкой растительного и рокайлевого характера. Документально подтверждена причастность к этой реконструкции выдающегося архитектора Ивана Мичурина.

В Михайловском Златоверхом соборе, каким он предстал после реставрации XVIII в., украинская архитектура барокко достигла своего наиболее полного воплощения. Образовалась одна из наиболее сложных и развитых композиций в тогдашнем зодчестве. Последовательно воплощенный принцип пирамидального построения придал храму особенную гармоничность.

В 1806-08 гг. интерьер собора покрыт новыми настенными росписями, еще сохранявшими традиционные черты староукраинской живописи. Среди икон чрезвычайной ценностью отличался храмовый образ архистратига Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 г. Он представлял из себя уменьшенную копию картины Рафаэля и был написан на золотой пластине, закрепленной поверх серебряной доски массой 4 кг. Ризу иконы украшали 3000 бриллиантов и 16 хризолитов.

Мощи святой Варвары были наиболее прославленной святыней Михайловского храма. Вначале они сохранялись в кипарисовом гробу, а с 1701 г. в серебряной раке, подаренной гетманом Мазепой. Рака массой 32 кг была обильно покрыта кованным растительным орнаментом и представляла собой шедевр украинского ювелирного искусства. В 1847 г. графиня Анна Орлова-Чесменская пожертвовала для мощей великомученицы новую серебряную позолоченную раку, весившую вместе с балдахином 400 кг. Старую мазепинскую раку тогда же перенесли в Екатерининский придел, положив в нее части мощей свв.Харлампия, Пантелеймона и Спиридона. Во время уничтожения собора все изделия из ценных материалов были изъяты и, очевидно, погибли. Мощи св.Варвары несколько раз переносились и сейчас хранятся во Владимирском соборе .

Основательная реконструкция Михайловского собора была осуществлена в 1888 г. архитектором Владимиром Николаевым. Под полом проложены каналы калориферного отопления, между аркбутанами встроены тамбуры входов. Одновременно под руководством профессора Адриана Прахова реставрируются древнерусские мозаики и фрески. Чтобы открыть их для осмотра, верхние ярусы барочного иконостаса были разобраны.

Перенос в Киев столицы Советской Украины предусматривал создание нового правительственного центра, который должен был расположиться прямо на месте Михайловского Златоверхого монастыря . На протяжении 1934 г. со стен обреченного собора специалисты снимали древние мозаики и фрески. Весной 1935 г. начали разбирать боковые купола, а в следующем году остатки сооружения взорваны динамитом. В конце концов этот акт вандализма оказался напрасным - правительственное здание на месте собора так и не было сооружено.

Решение о воссоздании Михайловского храма было принято на уровне Президента независимой Украины. В связи с этим в 1994-98 гг. проведены археологические исследования остатков собора. Раскопки позволили ответить на множество спорных вопросов, связанных со строительной историей памятника. На протяжении 1998 г. на месте собора возведена его копия (главный архитектор Юрий Лосицкий).

Михайловский Златоверхий монастырь - древнейший собор Украины. Первый камень в его строительство был заложен еще в 1108ом году. Прославленный князь Святополк решил таким образом увековечить победу русичей над половцами. Одновременно велось строительство и главного собора - собора Михаила Архангела.

Стоит Михайловский собор на краю Старокиевской горы, недалеко от Андреевской церкви . При его строительстве впервые на Киевской Руси купол был позолочен. Именно за это он и получил звание Златоверхого. Стены собора сложены из чередующихся рядов камня с плоским кирпичом. Также Храм славился своими мерцающими фресками и мозаикой. Образа, выложенные мозаикой, создавали мерцающий эффект, когда они то словно освещены светом, то словно уходят в тень. Известным мастером тех лет, владеющим этим видом живописи, был инок Киево-Печорского монастыря Алимпий. Считается, что это именно он оформлял Михайловский собор.

Михайловский Златоверхий монастырь стал местом погребения многих киевских князей. За многие века монастырь не раз подвергался нападкам чужеземцев, не раз был разрушен и разграблен, переходил из рук в руки. Сильно пострадал монастырь во время нашествия монгол в 1240ом году, но старинный храм выдержал натиск варваров.

Исторические моменты

В четырнадцатом веке Михайловский Златоверхий монастырь оказался во владении литовских князей. Эти годы привели его в полное запустение, но уже в шестнадцатом веке началось его восстановление. Гетманом Скоропадским был сооружен удивительный иконостас, а император Александр I принес в дар монастырю богатейший образ Архангела Св. Михаила. Основой образа служит доска из чистейшего золота и весь он усыпан бриллиантами. Главный алтарь и сегодня радует прихожан древним мозаичным изображением Тайной Вечерни. Столбы, держащие алтарь, хранят на себе изображения пророков от XIIого века. Причем эти лики святых были обнаружены под более поздним покрытием масляной живописи.

Многие едут сюда поклониться мощам Святой Варвары. Почивают они в центре храма, в серебряной гробнице. На гробнице изображены картины мучений Варвары и ее смерти. Эта рака подарена храму в 1847 году графиней Орловой.

При монастыре находится больница, где бесплатно получают помощь все бедные верующие, также церковная трапезная, где накормят всех голодных, церковная школа, школа для мальчиков, монастырская библиотека. К монастырю принадлежит Феофания скит (1861 год).

Монастырь сегодня

Современный Златоверхий комплекс включает в себя: восстановленный соборный храм Св. Михаила, трапезную с прилегающей церковью Иоанна Богослова (1713), колокольню (1716). Колокольня оснащена уникальным карильоном. Высота этого музыкального инструмента составляет 40 метров, включает в себя 51 колокол, начиная от самого маленького весом 4 кг и заканчивая 8-тонным колоколом. Есть на территории монастыря фонтан со святой водой, говорят, он может исполнить желание. В колокольне имеется музей истории монастыря, где собрано много древних вещей, принадлежащих комплексу с самого его зарождения. Служащие монастыря продолжают вести работу по возвращению некоторых реликвий, когда-то украшавших стены храма.

Михайловский Златоверхий собор (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и позолоченным единственным куполом на территории одноименного монастыря был сооружен в 1108-1113 гг. внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси.

Трехнефный крестовокупольный храм одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался.

Вместо одного у него появилось семь куполов, трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепны украшениями, наличниками и орнаментом, выполне ными известным киевским архитектором И. Григоров Чембарским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розеткам сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси тог времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденной: мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Михайловский собор

Мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной. Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок, но они так и остались неразгаданными.

Адрес: Киев, ул. Трехсвятительская, д. 6.