Если наречие относится к существительному то признак. Что такое наречие в русском языке и как отличить от прилагательного. Индивидуальное задание, анализ предложения

Наречие - часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета или признак другого признака. Отвечает на вопрос как? какой? какая? какое? в какой степени? в какой мере?
Примеры слова части речи наречие: крепко, вверх, по-русски, шагом, слишком.

Морфологические признаки

Наречия обозначают следующие признаки:

  • Признак действия - наречия присоединяются к глаголу или деепричастию и отвечают на вопрос как? Примеры: живите (как?) дружно, идите (как?) быстро.
  • Признак предмета - присоединяются к существительным и отвечают на вопрос какой? какая? какое? Примеры: прогулка (какая?) пешком, чтение (какое?) вслух, кофе (какой?) крепкий.
  • Признак другого признака - присоединяются к прилагательному, причастию или другому наречию и отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере? как? Примеры: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево, довольно приятное известие, мне (в какой мере?) немножечко грустно, идущие (как?) пешком.
  • Указывают на признак действия (но не называют признак действия) - используются для связи предложений. Примеры: там, тут, оттуда, где-то и т.п.

По значению наречия делятся на группы:

  • Наречия образа действия - отвечают на вопросы как? каким образом? (быстро, хорошо, по-дружески, вдруг и т.п.);
  • Наречия времени - отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? (сегодня, сейчас, давно, зимой, тогда, вечером и т.п.);
  • Наречия места - отвечают на вопросы где? куда? откуда? (вдали, везде, вблизи, наверху, домой и т.п.);
  • Наречия причины - отвечают на вопрос почему? (сгоряча, сослепу, поневоле);
  • Наречия цели - отвечают на вопрос зачем? (нарочно, назло);
  • Наречия меры и степени - отвечают на вопросы сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере? (очень, надвое, пополам, весьма, вдвоём, вполне и т.п.).

Наречия, указывающие на признак действия, делятся на группы:

  • Указательные - здесь, там, туда, тогда;
  • Неопределённые - где-то, куда-то, кое-где, кое-как;
  • Вопросительные - где, куда, когда, зачем, как, почему;
  • Отрицательные - нигде, никуда, негде, никогда.

Часть речи наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается.

Степени сравнения

Наречия, образованные от качественных имён прилагательных и оканчивающихся на -о или -е, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень - обозначает признак предмета в сравнении с признаком другого предмета. Сравнительная степень имеет простую и составную форму. Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее/-ей/-е/-ше (высоко - выше, сильно - сильней, рано - раньше). Составная форма образуется в связке наречия со словами более и менее (более детально, менее подробно). Превосходна степень - обычно имеет составную форму, образуется в связке наречия и местоимения всех (быстрее всех, лучше всех).

Примеры наречий

По значению

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному (наречие образа действия).
Теперь небо походило на взволнованное море (наречие времени).
Слева и справа от лодки из чёрной воды поднялись какие-то здания (наречие места).
Сослепу я наткнулся на бурелом (наречие причины).

По степени сравнения

Мы решили встречаться реже (простая форма сравнительной степени).
Меня попросили выполнять работу более аккуратно (составная форма сравнительной степени).
Мой друг бегает быстрее всех в школе (превосходная степень).

Синтаксическая роль

В предложении наречия выступают в роли обстоятельства, реже - в роли определения и сказуемого.
Издалека доносилась песня. Наречие издалека - обстоятельство с вопросом откуда?
Торжественно на землю сходит ночь. Наречие торжественно - обстоятельство с вопросом как?
Пароходы приходят засветло . Наречие засветло - обстоятельство с вопросом когда?
Яйцо всмятку . Наречие всмятку - определение с вопросом какое?
На улице прохладно . Наречие прохладно - сказуемое с вопросом каково?
Мне холодно . Наречие холодно - сказуемое с вопросом как?

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

Наречие

Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium ) - часть речи , неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Наречия образуются в процессе адвербиализации .

Классификация по лексическому значению

  • Обстоятельственные:
    • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
    • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
    • причины - обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
    • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
  • Определительные:
    • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
    • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
    • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
    • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
    • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения

  • сравнительная степень выражается:
    • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,"-же" (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше", «глубоко-глубже»;
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
  • превосходная степень выражается:
    • синтаксически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
    • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех , лучше всего , больше всего .

Есть наречия знаменательные , если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером ).

Есть также наречия местоименные , то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так ), места действия (там, здесь, тут, туда ), время действия (когда, тогда, тогда-то, всегда ), причину (потому, поэтому ), цель (затем ). Местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений . В русском языке преобладают знаменательные наречия.

Классификация по способу образования

  • суффиксальный: быстрый - быстро , творческий - творчески ;
  • приставочно-суффиксальный: сухой - досуха ;
  • приставочный: хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
  • Сложение разных видов:
    • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
    • сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
    • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом , пол, сила - вполсилы .

Правописание наречий

  • Употребление дефиса:
    • в наречиях на -ки , -ьи , -ому с приставкой по- : по-дружески ;
    • в наречиях на -ых , -ьих с приставкой во-/в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
    • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, что-то, как-то, всё-таки );
    • в наречиях, образованных:
      • повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
      • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).
  • Приставка по- пишется слитно:
    • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
    • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

Примечание: словосочетания, имеющие значения обстоятельств , пишутся раздельно (в конце концов , точка в точку ). Сочетания точь-в-точь , крест-накрест , шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные .

  • Слитно пишутся:
    • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
    • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
    • наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую ).
    • как правило, наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх , сверх , вдали , вследствие );
    • наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему , отчего ).

Примечание: наречие, состоящее из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую )

Наречия в других языках

Литература

  • «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Деепричастие
  • Предлог

Смотреть что такое "Наречие" в других словарях:

    наречие - См … Словарь синонимов

    Наречие - Наречие. Слово наречие (греч. 【πί〴〳ημα, латинск. adverbium) собственно значит приглаголие (от 〳〟μα, verbum глагол). Но еще Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отмечал, что этимологический смысл термина наречие не соответствует позднейшим… … История слов

    наречие - 1. НАРЕЧИЕ, я; ср. Лингв. Совокупность местных говоров или диалектов какого л. языка, обладающих общими для них диалектными особенностями. Южновеликорусское н. Северновеликорусское н. Кельтское н. 2. НАРЕЧИЕ, я; ср. Лингв. Неизменяемая часть речи … Энциклопедический словарь

    НАРЕЧИЕ - (калька, латинское adverbium, греческое epirrhema), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия или состояния (хорошо поет, крепко спит) и признак качества (очень… … Современная энциклопедия

    НАРЕЧИЕ - группа говоров, связанных между собой рядом общих явлений …

    НАРЕЧИЕ - часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Большой Энциклопедический словарь

    НАРЕЧИЕ Толковый словарь Ушакова

    НАРЕЧИЕ - 1. НАРЕЧИЕ1, наречия, ср. (линг.). Совокупность местных говоров, диалектов, обладающих общими чертами, диалект более крупный, чем говор. Окающее и акающее наречия русского языка. 2. НАРЕЧИЕ2, наречия, ср. (грам.). Неизменяемая часть речи,… … Толковый словарь Ушакова

    НАРЕЧИЕ 1 - НАРЕЧИЕ 1, я, ср. Совокупность территориальных диалектов какого н. языка. Северновеликорусское н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НАРЕЧИЕ 2 - НАРЕЧИЕ 2, я, ср. В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого признака (качества, свойства), реже Ч предмета, напр. ясно, громко, здесь, всегда, домой, ночью, всмятку. Местоименные наречия (здесь, там, где, куда, откуда,… … Толковый словарь Ожегова

    наречие - НАРЕЧИЕ, я, ср. Совокупность территориальных диалектов какого н. языка. Северновеликорусское н. II. НАРЕЧИЕ, я, ср. В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого признака (качества, свойства), реже предмета, напр. ясно, громко … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Комплект таблиц. Английский язык. Существительное. Местоимение. Наречие (9 таблиц) , . Учебный альбом из 9 листов. Арт. 5-8658-009. Множественное число существительных. Местоимения 1. Местоимения 2. Some/any. Наречия. Существительные, употребляющиеся только в единственном числе…

Урок 2. Тема: «Разряды наречий»

Цели урока:

Закрепление умения находить наречия и определять их значение;

Систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий;

Формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький) .

2. Проверка домашнего задания.

Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

(П.Панченко)

Вывод: выписывая наречия, ставя к ним вопросы, вы обратили внимание на то, что по значению наречия можно разделить на несколько разрядов. Об этом поговорим на сегодняшнем уроке.

II. Закрепление нового материала.

1. Чтение материала в учебнике «Смысловые группы наречий».

– Но почему же у наречия так много разных вопросов?

2. Чтение учителем сказки о смысловых группах наречия.

Задание. Пока учитель читает сказку, учащиеся выписывают все смысловые группы наречий.

На главной площади города все наречия уже успели разделиться на группы по интересам. Возглавляли каждую группу вопросы.

Вот группа наречий-путешественников во главе с вопросами где? куда? откуда? – они назвали себя Наречиями места.

Вот Наречия времени, возглавляемые вопросами когда? с каких пор? до каких пор?

Вопросы почему? отчего? пришли с любопытными Наречиями причины, а вопросы зачем? для чего? руководили Наречиями цели.

Последними появились Наречия образа действия с вопросами как? каким образом?

Вопрос как? вышел вперед, осмотрелся и спросил:

– Все ли наречия здесь? Вижу, что пришли наречия места, времени, причины...

– Мы тоже здесь, – откликнулись наречия цели и образа действия.

– Я не вижу Наречия меры и степени.

– Почему их нет?

– Когда они появятся?

– Где они задержались? – посыпались вопросы из зала.

– Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.

Тут появились опоздавшие Наречия меры и степени с вопросами сколько? в какой степени? в какой мере? насколько?

В полном сборе наречия решили, что каждая группа будет называться разрядом по значению, или смысловой группой, групп будет шесть, а распределять наречия по группам будут вопросы.

1. Составляем таблицу «Смысловые группы наречий».

Задание. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.

2. Предупредительный диктант.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

3. Подбор синонимов к наречиям.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно – усердно.

Близко – неподалеку.

Воодушевленно – эмоционально .

Искусно – мастерски.

Ласково – нежно.

IV. Творческие задания.

V. Задания повышенной трудности.

1. Говорите правильно.

Задание. Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно ?

Ответ. Правильная форма – заимообразно, образована от существительного заем.

Ответ: внизу.

Ответ: вокруг.

VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок 3. Тема: «Степени сравнения наречий»

Цели урока:

Ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

Формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

Формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока:

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи:

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия.

Внизу, ... (места).

Завтра, ... (времени).

Горячо, ... (образа действия).

Сослепу, ... (причины).

Назло, ... (цели).

Очень, ... (меры и степени).

1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например:

красиво танцевать – начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Умно – умнее (более умно) – умнее всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

3. Возьмите на заметку! Теоретический материал.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

4. Закрепление нового материала.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени.

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

сравнительная превосходная
простая составная простая составная
печально
интересно
звонко
низко
строго

2. Прилагательное или наречие?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.

4. Тест по теме «Степени сравнения наречий».

1. У наречий отсутствует следующая степень сравнения:

1) простая сравнительная;

2) простая превосходная;

3) составная сравнительная;

4) составная превосходная.

2. Простая сравнительная степень наречий образуется с помощью:

1) окончаний;

2) словообразующих суффиксов;

3) формообразующих суффиксов;

4) приставок.

3. Укажите суффиксы, не участвующие в образовании простой сравнительной степени наречий:

1) -енн-, -онн-;

2) -ее(-ей);

4) -ше .

4. Составная сравнительная степень наречий образуется с помощью слов:

1) самый, самая;

2) наиболее, наименее;

3) всех, всего;

4) более, менее.

5. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?

1) Поднялся выше, нарисовал красивее;

2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;

3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;

4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.

6. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?

1) На улице весело смеются дети.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

7. Укажите предложения, в которых есть наречия в сравнительной степени.

1) Звонок звенел все громче и настойчивее.

2) День ото дня глаза ее делались грустнее.

3) И молча он коня седлает, страшнее взор его пылает.

4) Злее человека я не встречал.

8. Какое слово не является наречием в сравнительной степени?

1) Вернее;

2) проще;

9. В каких предложениях есть наречие в сравнительной степени?

1) Всегда труднее сказать правду о себе самом.

2) Эта задача труднее предыдущих.

3) Решиться на серьезный поступок труднее, чем что-либо обещать.

4) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.

10. Составная превосходная степень наречий обозначает, что признак:

1) проявляется в большей степени;

2) проявляется в наибольшей (наименьшей) степени;

3) проявляется не всегда;

4) присутствует в значительном количестве.

11. Составная превосходная степень наречий образуется с помощью:

1) суффиксов -айш-,-ейш- от наречия;

2) слов очень, слишком от наречия;

3) слов всех, всего и наречия сравнительной степени;

4) слова всех и наречия.

IV. Задание повышенной трудности.

Словоформа выше.

Вопрос. Какой частью речи является словоформа выше в примерах:

1) Колокольня выше церкви.

2) Колокольня расположена выше церкви?

Ответ:

В обоих примерах элемент выше представляет собой неизменяемую словоформу со значением сравнительной степени. Но для того, чтобы решить, к какой части речи она принадлежит, следует, во-первых, определить, с какой исходной формой она соотносится, а во-вторых, обратить внимание на ее синтаксическую функцию в высказывании.

В первом примере словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого; исходной для нее является положительная степень прилагательного высокий (ср.: Колокольня высокая; Колокольня более высокая, чем церковь ). Во втором примере выше – это обстоятельство, и соотносится эта словоформа с наречием высоко (ср.: Колокольня расположена высоко; Колокольня расположена более высоко, чем церковь ). Таким образом, в первом примере выше – прилагательное, во втором – наречие.

V. Творческие задания.

1. Сочиняем рассказ.

Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.

Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.

Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.

VI. Занимательный материал к уроку.

1. Ребус.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: внутри.

Ответ: сзади.

Урок 4. Тема: «Словообразование. Образование наречий»

Цели урока:

Ознакомление с разными способами образования наречий;

Формирование умения образовывать наречия от других частей речи;

Формирование умения различать способы словообразования;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.

Образец: артистично – артистичный.

Певуче – (певучий);

искусно – (искусный);

щемяще – (щемящий);

искусственно – (искусственный);

вызывающе – (вызывающий).

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с двадцатью пятью рублями;

2) нет претензий;

3) хуже всего;

4) не ложите сюда тетради.

1) в обеих сумках;

3) положь;

4) красивее.

1) в пятистах шагах;

2) пять килограммов;

3) более красивее;

4) лягте на коврик.

II. Объяснение нового материала.

Работа с учебником или материалами презентации, выполненной в программе PowerPoint.

Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:

1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;

2) приставочно-суффиксальный: сухой – до суха, изнанка – на изнанку;

3) приставочный: хорошо – не хорошо, куда – ни куда;

4) сложение разных видов:

сложение слов: еле, еле – еле-еле;

сложение с первым элементом полу-: полулежа;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом ; пол, сила – в полсилы .

Закрепление нового материала

Задание. Определите способ образования наречий:

1) четырежды – (суффиксальный);

2) засветло – (приставочно-суффиксальный);

3) назавтра – (приставочный);

4) давным-давно – (сложение слов).

III. Тренировочные упражнения.

Способ образования наречий.

Задание 1. Определите способ образования данных наречий:

вдали – (приставочно-суффиксальный);

медленно – (суффиксальный);

мягко – (суффиксальный);

быстро-быстро – (сложение слов);

тише – (суффиксальный);

когда-то – (суффиксальный).

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

Словообразовательные «цепочки».

Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки:

неописуемо – (неописуемый – описать) – писать;

безумно – (безумный – умный) – ум;

бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец;

разнообразно – (разнообразный) – разный + образ.

Анализ текста.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.

Он запел.

(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.

Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

(С.Г. Скиталец)

Приставочный способ словообразования.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.

Образец записи: не + мало – немало.

Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Наречие как часть речи.

Задание 6. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. Выполните морфологический разбор наречий неописуемо и выше.

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.

(М.Горький)

Тест по теме «Словообразование наречий».

1. Наречия от прилагательных образуются:

1) с помощью приставок;

2) с помощью суффиксов;

3) с помощью соединительных гласных.

2. Наречия от существительных можно образовать:

1) с помощью суффикса -о;

2) с помощью суффикса-и;

3) с помощью суффикса -ом;

3. Наречия можно образовать:

1) от всех самостоятельных частей речи;

2) только от прилагательных;

3) от прилагательных, существительных и числительных.

4. Наречия не могут образовываться:

1) сложением основ;

2) переходом из одной части речи в другую;

3) приставочно-суффиксальным способом;

4) могут образовываться любым из этих способов.

5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:

1) слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным способом);

2) слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).

6. Определите, как образовано наречие почти:

2) от глагола чтить;

3) от существительного чтиво .

IV. Творческие задания.

Восстановите текст.

Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно .

Вспоминаем фразеологизмы.

Задание 2. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Подбираем наречия.

Задание 3. Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.

Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

(П.Проскурин)

Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:

1) приставочным способом – ...;

2) суффиксальным способом – ...;

3) приставочно-суффиксальным способом – ... .

V. Занимательный материал к уроку.

1. Ребусы.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: около.

Ответ: рядом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

5. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

Определение того, что такое наречие, на первый взгляд, не так просто. Слишком разнообразна эта категория слов по своему происхождению и составу. Если мы можем определенно сказать, что называется существительным, прилагательным и глаголом, то у наречий нет таких четких признаков. Например, существительное отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?» - и понятно, что речь идет о предмете. А вот на какой вопрос отвечает наречие, знают не все. Ведь их много, и каждый из них можно задать, например, к сочетанию существительного с предлогом. Общее у этой части речи одно: в развернутом предложении она играет роль обстоятельства и не изменяется.

Как происходит адвербиализация

Адвербиализацией называют процесс образования наречий. Он существовал всегда и существует до сих пор, причем по конкретному слову можно даже узнать, насколько давно оно образовалось. Эта часть речи может происходить от:

  1. существительных с предлогами и без;
  2. прилагательных;
  3. глаголов и их производных форм;
  4. числительных;
  5. местоимений.

Чаще всего у наречия можно выделить корень, суффикс и приставку, и убедиться, что с другими частями речи оно имеет живую словообразовательную связь. Но чем дольше слово используется, тем больше оно теряет связь с основой, а иногда эта основа и вовсе забывается - остается лишь наречие. Примеры слов такого рода общеупотребительны:

здесь, как, так, когда, куда, тогда, там

Вряд ли кто вспомнит, что эти слова произошли от указательных местоимений, одно из которых - сей - сейчас практически не используется. Сюда же можно отнести слова вон, прочь , чуть, у которых основу найти сложно.

Наречия, произошедшие от падежных форм существительных, образовывались тоже всегда. С течением времени мог утратиться сам падеж или измениться стандартное окончание слов в нем, а слово осталось:

дома, домой, долой, летом, осенью, утром, вечером, ночью

Иногда у существительного был предлог, и со временем он превратился в приставку:

вбок, вниз, наземь, походу, сзади, поверх

У более молодых слов предлог еще стоит отдельно:

в сердцах, на вид, без отказа, под боком

Наконец, эти лексемы могут совпадать по написанию с краткими прилагательными и деепричастиями, и чтобы их отличать, следует задать вопрос. Примеры:

Он читал газету, сидя в кресле, и курил.

Он спал сидя .

Очевидно, что в первом случае сидя - это деепричастие, от которого даже есть зависимое в кресле ; вопросительным словом к нему будет «что делая?». А вот во втором случае мы имеем дело с наречием, отвечающим на вопрос «как?». Другой случай:

Утро было свежо, нежно и прохладно.

- Как держать-то? - Нежно ! (c)

В первом предложении - краткие прилагательные, местоименные формы которых будут звучать как свежее, нежное и прохладное. Во второй цитате есть даже вопрос, поэтому комментарии излишни.

Таким образом, наречие - это вполне самостоятельная, но неизменяемая часть речи.

Словообразовательные модели

Наречие можно получить всеми способами, которые только существуют в русском языке, но один из этих способов имеет интересную особенность. Речь идет о суффиксе. Часто в него превращается окончание, что для существительных и прилагательных немыслимо. Итак, способов образования наречий несколько:

  1. суффиксальный;
  2. префиксальный;
  3. префиксально-суффиксальный;
  4. сложение;
  5. переход в другую часть речи;
  6. комбинация вышеуказанных.

Можно попробовать объединить данные о словообразовании в таблицу, но она будет не совсем полной и точной.

способ от существительных от прилагательных и причастий от глагола от числительного от местоимения другие наречия
суффиксальный хорошо, плохо, зелено, угрожающе, творчески, постепенно, играючи, припеваючи трижды, дважды, единожды маленько, тихонько, тихонечко, маленечко
префиксальный вбок, вверх, вниз, поверх, чересчур нехотя по-моему, отчего, потому нехорошо, незаурядно, невелико
префиксально-суффиксальный сверху, доверху, отроду, исподнизу, исстари, загодя поминутно, посекундно, потихоньку, попросту, пониже, по-волчьи наедине, впервые, сперва, вдвойне, вдвоём, надвое
сложение дурак дураком, волей-неволей, мимоходом, сухо-насухо, бело-набело, чисто-начисто
переход дома, домой, верхом, кругом, летом, зимой, утром, ночью, днем, вечером сидя, лежа, стоя и другие деепричастия; чуть - от инфинитива, почти - от повелительного наклонения
комбинация из-за границы, под боком, под рукой, в сердцах - комбинация суффикса с предлогом; вполсилы - сложение корней и приставки ежеминутно, ежесекундно

На сегодняшний день самая продуктивная группа таких лексем - от прилагательных и причастий. Обусловлено это многообразием суффиксов и, соответственно, возможных значений новообразованных слов. Наибольшая группа утративших связь с основой - местоименные. Старые формы падежей хорошо фиксируют наречия от существительных.

Классификация наречий

Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Существует множество способов разбить наречия по группам. Так, выделяют местоименные и знаменательные наречия. Первые только указывают на неопределенный признак, а вторые называют его. Так, к первой группе относятся: здесь, оттуда, где-то, некогда и др., а ко второй - все, имеющие вполне определенное значение.

Нетрудно догадаться, что местоименные наречия произошли от местоимений, и иногда требуется подумать, прежде чем их отличить. Но чаще всего эту часть речи классифицируют по тому, что обозначает наречие. По этому признаку их можно объединить в несколько групп:

  1. образа действия;
  2. меры и степени;
  3. времени;
  4. места;
  5. причины;
  6. цели.

Какая часть речи отвечает на вопросы: «как?», «где?», «когда?», «почему?», «зачем?» - все это отражает вышеприведенная классификация.

Образ действия

Эти наречия отвечают на вопрос «как?» и «каким образом?». Наверное, эта группа наречий самая продуктивная и обширная. Образуются они чаще всего от прилагательных, реже - от существительных. Замечательно в таких словах то, что они могут заменить собой все предложение, охарактеризовав всю ситуацию в целом. Во всяком случае, слова хорошо, отлично, прекрасно, плохо, замечательно, отвратительно могут быть единственным словом в предложении, выполняя роль подлежащего, а также входить в предикативную основу в качестве компонента составного сказуемого.

Интересен и тот факт, что от прилагательных такие наречия унаследовали и степени сравнения - сравнительную и превосходную, в том числе образованные супплетивно и сложением, а также весь набор суффиксов, позволяющий дать точную оценку чему-либо. Список таких примеров большой, вот наиболее яркие примеры:

Хорошо, хорошенько, хорошенечко, лучше, еще лучше - от хороший

Много, больше, еще больше, наиболее - от большой

Высоко, выше, более высоко, высочайше - от высокий

Интересные сочетания получаются с приставкой по- :

по-быстрому, по-хорошему, по-тихому

Образ действия может быть законсервированным творительным падежом существительного:

хором, пешком, бегом, вплавь, следом

Мера и степень

Иногда кажется, что к таким наречиям можно задать вопрос «как?», но чаще уместными будут вопросы «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?», «во сколько раз?», «в каком количестве?» и тому подобные. Сюда можно отнести все наречия, произошедшие от числительных, а также те, что количественно характеризуют другой признак. Например, наречия трижды, вдвоем, чуть, пополам, еле-еле, чаще употребляются отдельно от других, а такие, как: очень, слишком, почти, вчетверо придают меру другому наречию. В качестве примера можно привести диалог:

- Разрешите доложить, Христофор Бонифатьевич! По-моему, дело - табак!

- Совершенно справедливо! Закуривай, ребята! (c)

Наречие совершенно обычно употребляется именно так; оно поясняет другой признак, дает ему оценку.

Признак времени

Основной вопрос здесь - «когда?», но иногда его можно заменить на «с каких пор?», «до каких пор?», «как долго?» и даже «доколе?». Они могут выражать:

  • время суток: утром, вечером, днем, ночью, наутро, за полночь ;
  • время года: осенью, зимой, летом, весной ;
  • отношение к текущему моменту: вчера, завтра, послезавтра, позавчера, третьего дня, накануне, намедни, сейчас ;
  • более или менее протяженные временные промежутки: всегда, раньше, иногда, надолго, прежде.

Происходят такие наречия от других наречий или существительных; часто они содержат в себе бывшие предлоги, ставшие приставками. Происхождение некоторых уже не установить, что называется, невооруженным глазом. К примеру, иногда, всегда, тогда произошли от слова год .

Место действия

Это слова, отвечающие на вопросы «где?», «куда?» и «откуда?». Почти все они произошли от существительных, реже - от местоимений и прилагательных. Очень часто ими становились слова, поставленные в местный падеж, функцию которого в современном русском языке взял на себя предложный. Некоторые слова до сих пор не утратили связь с существительным. Например, лесом, полем, дорогою, сбоку, вдали, вблизи, домой, дома, назад, налево, направо, вниз, вверх ; другие давно существуют сами по себе: здесь, тут, там, всюду, везде, около .

Иногда такие наречия легко спутать с существительными, местоимениями и даже предлогами, и этот вопрос стоит рассмотреть отдельно.

Значение причины

Такие наречия отвечают на вопросы «отчего?», «почему?», «по какой причине?». Очень часто они начинаются с приставки с-: сослепу, спьяну, сдуру, спросонья, сгоряча, неспроста; а также с отрицательной не: поневоле, ненароком ; наконец, некоторые лексемы из этой категории окончательно приводят к мысли, что такие наречия больше походят на так называемые «отмазки»: впопыхах, потому, оттого, второпях, недаром, почему-то.

Наиболее часто их путают с союзами.

Цель действия

Они обозначают изначальную цель поступка, а не то, как его объяснили позже. Отвечают эти слова на вопрос «зачем?». Примеров таких слов не так много: напоказ, назло, нарочно, намеренно, наперекор, в шутку, умышленно, специально.

Иногда разграничить наречия цели и причины трудно. Все зависит от того, насколько цель была осознанна. К тому же отдельные наречия могут отвечать на вопросы «как?» и «зачем?» в зависимости от контекста. За примерами далеко ходить не надо: специально для него нужно править текст (как?); он это сделал специально (зачем?). Достаточно подобрать синонимы к слову специально . В первом случае лучше всего подойдет исключительно , а во втором - умышленно .

Эта грань между значениями довольно тонкая не только здесь. Она существует и между другими категориями наречий. Разные специалисты приводят более детальные классификации значений, деля их на две большие группы - определительные и обстоятельственные, внутри которых содержатся более мелкие подгруппы. Ряд языковедов не выделяют группу местоименных наречий, целиком относя их к местоимениям.

Некоторые ловушки

Иногда наречие можно спутать с существительным, прилагательным, предлогом, союзом и даже формой глагола. Существует ряд способов, помогающих определить эту часть речи в предложении. Стоит назвать некоторые из них .

Можно разобрать несколько примеров для иллюстрации. Мужик шел лесом. Ж ители пользуются лесом для сбора грибов и ягод .

В первом случае напрашивается вопрос «чем?», но куда уместнее будет спросить «где?», поскольку творительный падеж без предлога в этом случае не несет своей функции - инструментальной. А вот во втором предложении лесом - именно существительное. Блюдо хорошо приготовлено. Оно хорошо и пригоже.

Простая замена рода подлежащего в первом случае выдает в слове хорошо наречие (оно неизменяемое) - еда хорошо приготовлена . А вот во втором случае вместе с родом местоимения поменяется и род прилагательного (прилагательные всегда изменяемые) - она хороша и пригожа. Грамматический строй русского языка в таких случаях очень сильно помогает.

Стул стоит около ученика. Ходит тут вокруг да около .

Очевидно, что во втором предложении к слову около задается вопрос «где?», а в первом не задается ничего: это предлог, который сам по себе ничего не значит, и приобретает значение вместе со словом ученик .

Вы пока ничего не знаете. Пока уроки не сделаешь, есть не получишь. В первом случае слово пока можно заменить на слова еще, до сих пор - то есть это типичное обстоятельство времени. Во втором предложении никакого вопроса к слову не задать, зато предложение можно перефразировать с другим союзом: Если не сделаешь уроки, то есть не получишь.

Уделить этому вопросу внимание стоит хотя бы потому, что часто из-за этого зависит правописание слова. Обычно оно сложностей не представляет, но иногда написание стоит просто запомнить или занести в какой-нибудь мини-словарь - исключений среди наречий хватает.