Контрольная работа: Проанализируйте этапы развития мировой социалистической системы. Крах мировой системы социализма - образование и этапы развития мировой системы социализма Мировая социалистическая система относилась к

На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. Несмотря на то, что договоренности великих держав фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Финляндии, а также части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза, реализация его интересов в этом регионе была совсем не простой, чисто механической задачей. Для ее решения СССР применял широкий арсенал как политических, так и силовых средств. Понимание того, что в странах Восточной Европы существовали разнообразные политические силы, привело Советский Союз к необходимости придерживаться коалиционного способа осуществления власти, но с обязательным участием в коалициях коммунистов. Результатом такой позиции СССР для стран Восточной Европы явилась возможность избежать острых внутриполитических конфликтов и подчинить действия разнородных политических сил решению наиболее актуальных общенацио
внесла существенные коррективы в отношения СССР со странами народной демократии. К середине 1947 г. ситуация в Европе заметно изменилась. Завершился важнейший этап в процессе мирного урегулирования - были заключены договоры с бывшими сателлитами гитлеровской Германии. Стало очевидным нарастание противоречий между великими державами, в том числе и по проблемам Германии и Восточной Европы. Маятник общественных настроений в Западной Европе все более активно смещался вправо. Коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии. Потерпело поражение возглавляемое коммунистами движение сопротивления в Греции. В странах Восточной Европы отсутствие явно позитивной экономической динамики радикализировало общество, рождало (прежде всего в левых кругах) соблазн отказаться от долговременного перехода к социализму в пользу ускорения этого процесса. Шел процесс усиления позиций левых сил, в первую очередь, во властных политических структурах. Это показали парламентские выборы, итоги которых в ряде стран, по меньшей мере, в Польше, Румынии и Венгрии были фальсифицированы.
Ориентировочно с середины 1947 г. Советский Союз перешел к осуществлению нового стратегического курса в Восточной Европе. В результате послевоенная общественная тенденция национальногосударственного единства, облаченная коммунистами в концепцию «народной демократии» и «национальных путей к социализму», все больше отходит на второй план, уступая место новой тенденции - социальнополитической конфронтации и построения классового государства - диктатуры пролетариата. На этом этапе единственно приемлемой признается советская модель развития.
Для содействия решению этих задач, а по сути дела для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя, в сентябре 1947 г. была сформирована международная замкнутая политическая структура - Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), просуществовавшая до 1956 г. На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. в Шклярской Порембе (Польша) была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Оценивая международную обстановку, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов заявил, что после Второй мировой войны образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. А это
значило, что главная цель новых подходов Советского Союза к странам Восточной Европы - как можно быстрее усилить консолидацию стран региона и ускорить тем самым создание восточного блока.
В странах Восточной Европы начался процесс падения коалиционных правительств и установления коммунистического правления. В ноябре 1946 г. было сформировано коммунистическое правительство в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. коммунистические режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии. В февралемарте 1948 г. с новыми правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии СССР подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. С правительствами Чехословакии и Польши эти договоры были заключены еще в годы войны, соответственно 12 декабря 1943 г. и 21 апреля 1945 г.
После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий ЦК ВКП(б) сосредоточил свои усилия на изменениях в составе их руководства путем устранения той части партийных руководителей, которая была активным проводником идеи «национальных путей к социализму» и передачи всей полноты власти в партиях в руки сторонников форсированного перехода на советский путь развития. В этих целях в мартеапреле 1948 г. в ЦК ВКП(б) было разработано ряд служебных записок, подвергавших критике руководителей компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши за антимарксистский подход в решении некоторых вопросов внутренней и внешней политики. А еще в феврале 1947 г. И.В. Сталин в беседе с Г. ГеоргиуДежем поднял вопрос о «националистических ошибках внутри румынской компартии». Особое недовольство советского руководства вызывала независимая позиция югославского руководителя И. Тито. И. Тито был яркой личностью, руководителем антифашистского движения Сопротивления в Югославии в годы Второй мировой войны и в этом плане резко выделялся среди других руководителей стран Восточной Европы, пришедших к власти при поддержке Советского Союза.
После войны И. Тито стал вынашивать идею о создании балканской федерации, которая для начала являлась бы союзом Югославии и Болгарии, открытым для присоединения других балканских стран. И. Тито, несомненно, был бы ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрение и раздражение у И.В. Сталина. Он подозревал И. Тито в
руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. В конце 1947 г. И. Тито и Г. Димитров, югославский и болгарский руководители, объявили о своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. 28 января 1948 г. «Правда» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Югославии и Болгарии не нужна никакая федерация. 10 февраля 1948 г. на советскоболгароюгославском совещании И.В. Сталин попытался перевести процесс создания федерации в приемлемое для СССР русло. 1 марта Югославия отклонила советское предложение. И. Тито не согласился со сталинской моделью федеративного устройства и не пожелал подчиниться грубому диктату Москвы. Веснойлетом 1948 г. кризис продолжал обостряться. И. Тито вывел из состава правительства двух просоветских министров и отказался в июне 1948 г. прибыть в Бухарест на совещание Коминформа, где должен был обсуждаться «югославский вопрос». В опубликованном 29 июня заявлении члены Коминформа осуждали компартию Югославии, подчеркивая нетерпимость «позорного, чисто турецкого террористического режима» И. Тито и призывали «здоровые силы» КПЮ заставить руководителей «признать свои ошибки», а в случае отказа «сменить их». Но состоявшийся в июле 1948 г. V съезд КПЮ отверг обвинения Коминформа и поддержал политику И. Тито. В последующие месяцы шаг за шагом свертывались советскоюгославские контакты, нагнетались взаимные обвинения и, наконец, дело дошло до разрыва отношений. 28 сентября 1949 г. СССР денонсировал заключенный 11 апреля 1945 г. договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией, а 25 октября разорвал дипломатические отношения.
В ноябре 1949 г. произошло событие, повлекшее за собой окончательный разрыв всех отношений, - в Будапеште была принята вторая резолюция Коминформа «Югославская компартия во власти убийц и шпионов». Она была опубликована 29 ноября. Дипломатические отношения с Югославией прекратили и все страны «народной демократии». А в 1950 г. полностью прервались и экономические связи СССР и «стран народной демократии» с Югославией.
После советскоюгославского конфликта странам Восточной Европы ничего не оставалось, кроме как точно следовать советской модели развития, без какого бы то ни было учета «местных условий». Утверждение советских методов социалистического строительства нашло свое отражение в отстранении от
долларов США, безвозмездно передал права на бывшую КВЖД, обязался досрочно вернуть порт Дальний (Далянь) и ПортАртур, передав все имущество китайской стороне. Советскокитайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными.
После образования КНР соотношение сил на Дальнем Востоке коренным образом изменилось в пользу социализма, что немедленно отразилось на ситуации на Корейском полуострове.

Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войска войдут в северную часть Кореи, американские - в южную. Линией раздела полуострова являлась 38я параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Кореи. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская - из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.
После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США - за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.
Предложение начать войну на Корейском полуострове, то есть «прощупать Южную Корею штыком», исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949-1950 гг. неоднократно приезжал к И.В. Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. И.В. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил И.В. Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, И.В. Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.
Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.
Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение - перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на территорию Южной Кореи. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.
В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию, квалифицировавшую КНДР как агрессора, и потребовал отвода ее войск обратно за 38ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Г. Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июля Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Д. Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.
Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию 27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН.
Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2х до 4х млн человек.Советский Союз, хотя не прямо, но опосредованно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове: СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе КНР советское правительство перебросило на аэродромы Северного, СевероВосточного, Центрального и Южного Китая истребительную авиацию (несколько авиационных дивизий), которая в течение Двух с половиной лет участвовала в отражении налетов американской авиации на Китай. Советский Союз помог КНР в создании собственной авиации, танковых, зенитноартиллерийских и инженерных войск, подготовив кадры и передав необходимую технику. Большая группа советских военных советников По некоторым данным, около 5 тыс. офицеров) находилась в °Рее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам. Всего за войну в Корее советские авиационные соединения, участвовавшие в отражении налетов авиации США, потеряли 335 самолетов и 120 летчиков, а общие потери Советского Союза составили 299 человек, в том числе 138 офицеров и 161 сержант и солдат. На случай нового ухудшения обстановки СССР готовился отправить в Корею пять дивизий для непосредственного участия в войне. Они были сосредоточены в Приморье, вблизи границы с КНДР.
Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советскоамериканской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.

18.1. Образование мировой системы социализма

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее - революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название "мировая система социализма" (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны

Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-- 1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы - выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания "нового" общества, по "универсальному образцу" СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм Югославии

Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии - модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от "универсальной" сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ

Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Монголия

Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. - Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа - СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь,с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Китай

Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай.

После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена. Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу "старшего брата", превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием "большой скачок". Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893- 1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала "культурная революция". Так была названа "великим кормчим" широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами МСС, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Вьетнам

Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954), а затем с США (1965-1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско -маоистскую окраску.

Северная Koрeя Kубa

Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 г. и разделенной в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея -

США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем ие менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.) Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

18.2. Этапы развития мировой системы социализма

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.

Противоречия внутри МСС

В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Несмотря на критику отдельных наиболее уродливых черт сталинизма на XX съезде, руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата. Более того, советское руководство продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях СССР со странами МСС. В немалой степени это явилось причиной повторного ухудшения отношений с Югославией в конце 50-х гг. и затяжного конфликта с Албанией и Китаем, хотя амбиции партийной элиты двух последних стран в не меньшей мере повлияли на ухудшение отношений с СССР.

Наиболее ярко стиль взаимоотношений внутри МСС продемонстрировали драматические события чехословацкого кризиса 1967-1968 гг. В ответ на широкое общественное движение граждан Чехословакии за экономические и.политические реформы руководство СССР при активном участии Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши ввело 21 августа 1968 г. свои войска в суверенное по существу государство под предлогом защиты его "от сил внутренней и внешней контрреволюции". Данная акция существенно подорвала авторитет МСС и наглядно продемонстрировала неприятие партийной номенклатурой подлинных, а не декларативных преобразований.

Небезынтересно в этой связи отметить, что на фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50-60-х гг. в экономической сфере пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу - "строительству развитого социализма". Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе- одной четверти.

Роль СЭВ

Одним из существенных аргументов был факт достаточно динамичного на их взгляд развития экономических отношений внутри МСС по линии СЭВ. Если в 1949 г. перед СЭВ стояла задача регулирования внешнеторговых связей на основе двухсторонних соглашений, то с 1954 г. было принято решение о координации народнохозяйственных планов стран - ее участниц, а в 60-е гг. последовал, ряд соглашений о специализации и кооперировании производства, о международном разделении труда. Были созданы крупные международные экономические организации, такие, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и т. д. В 1971 г. принимается Комплексная программа -сотрудничества и развития стран - членов СЭВ на базе интеграции. Кроме того, по оценкам идеологов перехода к новому историческому этапу в строительстве коммунизма в большинстве европейских стран МСС, сложилась новая социальная структура населения на основе полностью победивших социалистических отношений и т. д.

В первой половине 70-х годов в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы действительно сохранялись весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие ежегодно в среднем 6-8%. В значительной мере это достигалось экстенсивным методом, т.е. наращиванием производственных мощностей и ростом простых количественных показателей в области производства электроэнергии, выплавки стали, добычи полезных ископаемых, продукции машиностроения.

Однако уже к середине 70-х гг. социально-экономическое и политическое положение стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР, началась структурная перестройка народного хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу экономического развития. Этот процесс сопровождался кризисными явлениями как внутри этих стран, так и на мировом уровне, что в свою очередь не могло не повлиять на внешнеэкономические позиции субъектов МСС. Нарастающее отставание стран МСС в научно-технической сфере неуклонно вело к потере завоеванных ими позиций на мировом рынке. Внутренний рынок социалистических стран также испытывал сложности. К 80-м гг. непозволительное отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности, привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления. Это явилось причиной не только относительного, но и абсолютного ухудшения жизненных условий населения и, как результат, стало поводом нарастающего недовольства граждан. Требование радикальных политических и социально-экономических преобразований становится практически повсеместным.

Осложнения с середины 70-х гг.

Кризисная ситуация явно обозначалась и в сфере межгосударственного экономического сотрудничества, основанного на административных решениях, зачастую не учитывающих интересы стран - участниц СЭВ, но и в реальном сокращении объемов взаимной торговли.

События в Польше

Своеобразным детонатором последующего процесса реформ стала Польша. Уже в начале 70-х гг. там произошли массовые выступления рабочих против экономической политики правительства, возникло независимое профсоюзное объединение трудящихся Солидарность". Под его руководством проходили выступления Польши в 70-80-е гг.

Проявление нарастающего кризиса наблюдалось и в других странах. Но до середины 80-х гг. правящие компартии еще имели возможность держать ситуацию под контролем, еще сохранялись некоторые резервы сдерживания экономического и социального кризиса, в том числе и силовые. Лишь после начала преобразований в СССР во второй половине 80-х гг. движение за реформы в большинстве стран МСС заметно усилилось.

18.3. Распад мировой системы социализма

Демократические революции в Восточной Европе

В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть

правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно - во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же - в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал. Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г.

Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезынтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран.

Политика Китая

После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну "культурная революция". Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т. д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились беспрецендентные темпы экономического роста (12-18% в год), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80-х гг. Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения "социализма с китайской спецификой", пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей МСС. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизаци-онных особенностей и национальных традиций.

Вьетнам. Лаос.Монголия. Северная Корея.

Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос. Модернизация принесла известные положительные результаты, однако менее ощутимые, чем в Китае. Возможно, это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

Совершенно неподвижной, не реформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

Куба

Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей МСС - Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран МСС. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США.

В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в целом.

Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках МСС, на наш взгляд, не может пройти бесследно. Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, а зачастую и близкими соседями, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.

Вопросы для самопроверки

1. Когда образовалась мировая система социализма, какие основные этапы она прошла в своем развитии?

2. Какие факторы обусловили замедление темпов экономического роста стран социализма в 70-е гг? Чем было вызвано усиление противоречий между ними?

3. Какие особенности вы можете назвать в социально-экономическом развитии стран, входивших в мировую систему социализма, на современном этапе?

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

на тему «Причины и ход распада мировой системы социализма»

Выполнил: студент гр. ТХ-9-12 Алиев С.З.

Проверил: преподаватель Серебряков А.В.

Набережные Челны

2015 г.

Введение………………………………………………………………………….1

Крах мировой системы социализма - Образование и этапы развития мировой системы социализма……………………………………………...2-5

Противоречия внутри мировой системы социализма………………….6-8

Распад мировой системы социализма…………………………………..9-11

Заключение………………………………………………………………..12-13

Список литературы…………………………………………………………...14

Введение

Конец XX столетия завершился крахом «социалистического» общества, что вызвало многочисленные последствия:

1) крах мировой системы социализма стал трактоваться как показатель неверности либо устарелости формационной теории Маркса;

2) действующей осталась единственная модель «социализма» – «рыночная»

3) термин «социализм» оторвался от формационной теории, стал означать просто некое «социальное государство» в духе европейской социал-демократии.

Социализм, как формация, возникшая в результате научно – технической революции, проходил эволюционное становление и развитие в течение всего XX столетия.

Произошедшие на рубеже – 80-х и 90-х гг. XX в. коренные изменения в мире положили начало новой геополитической эпохе. Их последствия и масштабы еще в полной мере не осмыслены мировым сообществом. Однако нельзя отрицать, что на формирование новой политической картины мира решающее воздействие оказали два события всемирно-исторического масштаба.

Первое – произошел распад биполярного мира: двухблоковое, двухполюсное мироустройство превратилось, в принципе, в однополярную мировую систему, а границы политического влияния и экополитического господства единственной сверхдержавы США – значительно расширились.

Второе – глобализация заявила о себе в полную силу, она вступила в интенсивную фазу развития, мировые интеграционные процессы обрели бурный и всеохватывающий характер.



Развал мировой системы социализма, упразднение силовых и политических структур не только устраняли главное препятствие нарастания экономической, политической и военной экспансии финансовых монополий по всей планете, но и открыли шлюзы для безбрежного и бесконтрольного бума глобализации в ее империалистическом выражении.

Крах мировой системы социализма - Образование и этапы развития мировой системы социализма

В значительной мере политическая ориентация в странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это во многом способствовало тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

«Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения».

Важной предпосылкой складывания мировой системы социализма явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944- 1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. В 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Это подтверждается, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней

промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии февраль 1948 г, Румынии декабрь 1947 г.

Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг.

Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи в январе 1949 г. По линии Совета Экономической Взаимопомощи осуществлялось экономическое и научно -техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью мировой системы социализма. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай.

После победы революции, разгрома армии Чан Кайши 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу «старшего брата», превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. «До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее, находилась как бы за границами мировой системы социализма, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.».

Таким образом, строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско – маоистскую окраску.

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран мировой системы социализма удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах мировая система социализма социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны мировой системы социализма все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.

возникла после второй мировой воины с выходом социализма за рамки одной страны. Ее возникновение явилось важным фактором ослабления и сужения сферы влияния империализма. Дальнейшее развитие военно-политических, экономических, идеологических отношений социалистических стран Восточной Европы привело к образованию Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, что фактически закрепило образование содружества социалистических стран, имеющих общие идейно-политические, экономические позиции, объединенных общей целью построения социализма и коммунизма. М. с. с. и мировое социалистическое содружество - понятия однотипные при условии, что государства, входящие в М. с. с., коммунистические и рабочие партии, возглавляющие их, идут согласованным между собой политическим курсом и придерживаются единых идеологических взглядов на мировой общественный процесс и на строительство социализма и коммунизма. В большинстве стран социализма их принадлежность к М. с. с. закреплена в конституционных и программных документах. Например, в Конституции - Основном Законе Советского государства - записано: «СССР как составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и сотрудничество, товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе принципа социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалистическом разделении труда» (ст. 30). Начало образованию М. с. с. положила Великая Октябрьская социалистическая революция. За время своего существования социализм существенно изменил политическую картину мира. Если в 1917-19 гг. на его долю приходилось до 8% населения, 16% территории и менее 3% мирового промышленного производства, то в 1981 г. эти цифры составляют соответственно около 33%, более 26 и более 40%. Рост социалистической системы исторически совершается путем всестороннего развития каждой входящей в нее страны и всех их вместе, а также путем расширения ее состава в результате необратимого объективного процесса отпадения от мирового капитализма все новых и новых стран. Каждая социалистическая страна имеет свои темпы хозяйственного развития. Но объективно закономерным является более быстрый рост стран, в прошлом отставших в своем развитии, необходимый для выравнивания экономических уровней в рамках М. с. с. Выравнивание социальных и экономических условий в рамках М. с. с. представляет собой длительный процесс. Надо считаться и с тем, что с переходом на социалистический путь новых стран будут снова и снова возникать различия социально-экономического порядка, связанные с неодновременностью социалистических революций и с различиями в уровнях развития производительных сил, экономики, культуры. Дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений, правильная политика марксистско-ленинских партий позволяют в условиях общности социального строя, совпадения коренных интересов и целей социалистических стран обеспечить преодоление трудностей, устранение имеющихся различий. Социалистические страны - суверенные государства. Их единство обусловливается расширением и углублением их взаимного сотрудничества (двустороннего и многостороннего) на основе товарищеской взаимопомощи и взаимной выгоды. Социалистическое развитие, выйдя за пределы одного государства, закономерно вызвало к жизни интернациональное сотрудничество народов нового мира в целях быстрого подъема экономики, культуры, благосостояния трудящихся, совместной защиты своих завоеваний, противостояния империализму, пытающемуся разобщить народы стран М. с. с., обеспечения мира, создания важнейших международных условий строительства бесклассового общества. Возникла особая сфера интернациональных экономических, политических, идеологических, культурных связей (см. Интеграция социалистическая). Политическая консолидация и экономическая интеграция социалистических стран - непреложный закон развития каждой из них и М. с. с. в целом. Пренебрежение этим законом, игнорирование необходимости братского сотрудничества, отказ от использования преимуществ и возможностей М. с. с. означают разрыв с социалистическим интернационализмом, с марксизмом-ленинизмом, переход на позиции национализма. Тесное всестороннее сотрудничество социалистических стран позволяет рассматривать М. с. с. не как простую арифметическую сумму государств с однотипным общественно-политическим устройством, а как новый мировой социально-экономический организм, складывающийся и развивающийся по своим особым законам. Хозяйственное взаимодействие государств М. с. с. способствует не только экономическому, но и социальному выравниванию стран, т. е. преодолению различий в их классовой структуре, что является одной из важнейших предпосылок интернационального сближения народов социалистических стран. «КПСС и другие братские партии берут курс на то, чтобы превратить предстоящие две пятилетки в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации стран социализма. Сама жизнь ставит задачу - дополнить координацию планов согласованием экономической политики в целом. В повестку дня ставятся и такие вопросы, как сближение структур хозяйственных механизмов, дальнейшее развитие прямых связей между министерствами, объединениями и предприятиями, участвующими в кооперации, создание совместных фирм, возможны и другие формы соединения наших усилий и ресурсов» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 7-8).

идейно-политический термин, обозначавший социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных стран, избравших путь строительства социализма. Начала складываться в 1944-1949 гг., когда после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. влияние СССР распространилось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай - КНР, Северная Корея - КНДР). Эти страны вместе с СССР и Монголией образовали социалистический лагерь, к которому присоединились Германская Демократическая Республика (ГДР с октября 1949), Демократическая Республика Вьетнам (в 1976 воссоединившаяся с Южным Вьетнамом в Социалистическую Республику Вьетнам - СРВ), Республика Куба (с 1959) и Лаос (в 1975). Идейно-организационную основу всех форм сотрудничества составляло взаимодействие стоявших у власти коммунистических и рабочих партий. В январе 1949 г. с целью укрепления экономических связей стран социалистического лагеря было создано специальное объединение Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В мае 1955 г. был образован военно-политический союз - Организация Варшавского договора (ОВД). Оказывала значительное влияние на рост национально-освободительного и антиколониального движений; почти на 50 лет изменила геополитическую ситуацию в мире. Однако стремление руководства СССР навязывать свою социально-политическую линию членам содружества нередко приводило к серьезным конфликтам - в 1948-1949 гг. произошел разрыв советско-югославских связей (начали нормализоваться с 1955); в 1961-1962 гг. были нарушены советско-албанские отношения, в середине 1960-х гг. - советско-китайские. В конце 1980-х гг. в мировую систему социализма входило 15 стран, занимавших 26,2% территории земного шара и производивших до 40% мировой промышленной продукции. Распалась в 1989 г. - в результате демократических революций в странах Европы коммунистические партии утратили власть (в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше и Чехословакии - мирным путем, в Румынии - после вооруженного восстания). ФРГ поглотила ГДР, Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию, Федеративная Республика Югославия была расчленена на пять государств. 1 июля 1991 г. был ликвидирован Варшавский договор 1955 г. На позициях строительства социализма остались КНР, КНДР, СРВ и Республика Куба.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА

социально-экономич. и политич. общность свободных, равноправных стран, идущих по пути социализма и коммунизма. М. с. с. - величайшее ист. завоевание между нар. рабочего класса, гл. революц. сила нашей эпохи, надежная опора народов, борющихся за мир, нац. независимость, демократию и социализм. Страны М. с. с. имеют однотипную экономич. основу - обществ. социалистич. собственность на средства произ-ва; однотипный гос. строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистич. и рабочими партиями; единую идеологию - марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революц. завоеваний и нац. независимости от посягательств империалистич. лагеря, в борьбе за мир во всем мире и оказании помощи народам, борющимся за нац. независимость; единую цель - коммунизм. Социалистич. строительство в странах М. с. с. основывается на общих закономерностях, к-рые каждой страной реализуются с учетом конкретных особенностей ее развития. Образование и развитие М. с. с. происходит на основе соблюдения принципов гос. суверенитета, полной добровольности, на основе укрепления дружеств. отношений между странами, образующими эту систему, в соответствии с коренными жизненными интересами трудящихся. Возникновение М. с. с. кладет начало формированию нового, социалистического типа политических и экономических отношений между странами. Принципами этих отношений являются: полное равноправие, уважение терр. целостности, гос. независимости и суверенитета, невмешательство во внутр. дела друг друга, братское сотрудничество и взаимопомощь, взаимная выгода. В этих принципах на деле проявляется социалистич. интернационализм. Эти отношения в наибольшей степени способствуют развитию производительных сил, историческому процессу экономического, политического и культурного сближения народов. Начало переходу человеческого общества от капитализма к социализму положила Вел. Окт. социалистич. революция. С ее победой мир раскололся на две противоположные системы: социалистическую и капиталистическую. Советская Россия оказала братскую поддержку Монголии, перед к-рой после победы в 1921 Нар. революции открылся путь развития к социализму, минуя капитализм. Успехи СССР в строительстве социализма, его решающая роль в разгроме герм. фашизма и япон. милитаризма во 2-й мировой войне оказали сильнейшее влияние на развитие революц. движения, облегчили и ускорили победу нар.-демократич. и социалистич. революций в группе стран Европы и Азии. На путь социализма встали народы Албании, Болгарии, Венгрии, ДРВ, ГДР, КНР, КНДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. Сложилась новая форма организации общества - народная демократия. Во 2-й пол. 40-х гг. 20 в. началось превращение социализма в мировую систему. Возникновение М. с. с. - самое крупное событие мировой истории после победы Вел. Окт. социалистич. революции. Оно подтвердило вывод ленинизма о том, что развитие мировой социалистич. революции будет происходить путем революционного отпадения отдельных стран от капиталистич. системы. Важным событием в процессе складывания М. с. с. явилась победа в 1959 на Кубе народной, антиимпериалистич. революции, переросшей в социалистическую. Республика Куба - первая страна Зап. полушария, вступившая на путь строительства социализма. Укреплению отношений между странами, вступившими на путь социализма, содействовали заключенные между ними договоры и соглашения. В 1945 был подписан договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Польшей (продлен в 1965), в 1946 - договор и соглашение с Монголией (новый договор заключен в 1966; первое советско-монг. соглашение относится к 1921), в 1948 - договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Румынией, Венгрией и Болгарией, в 1950 - с Китаем, в 1961 - с КНДР, в 1964 - с ГДР (договор об отношениях между ГДР и СССР был заключен в 1955); советско-чехословацкий договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве был подписан еще в 1943 (продлен в 1965). Были заключены также договоры между отд. зарубежными социалистич. странами: в 1947 - между Албанией и Болгарией, между Польшей и Чехословакией, в 1948 - между Болгарией и Румынией, между Румынией и Чехословакией, между Венгрией и Польшей, между Венгрией и Румынией, в 1949 - между Румынией и Польшей, и др. Усилия стран М. с. с. направлены на всемерное обеспечение успешного строительства социализма. При этом социалистич. страны используют опыт друг друга и прежде всего опыт социалистич. строительства Сов. Союза, создавшего к концу 50-х гг. необходимые предпосылки для построения материально- технич. базы коммунизма и постепенного перерастания социалистич. общественных отношений в коммунистические. Уже в начале первого периода развития М. с. с. в странах нар. демократии были национализированы крупная пром-сть, банки, ж. д. Важное значение в строительстве социализма в странах М. с. с. имели социалистич. индустриализация и кооперирование с. х-ва (см. в статьях Индустриализация и Кооперирование сельского хозяйства). Существенную роль в восстановлении нар. хозяйства и в его дальнейшем развитии в молодых социалистических странах играла помощь им со стороны СССР кредитами, поставками оборудования, сырья и продовольствия; в ряд стран, по просьбе правительств этих стран, командировывались сов. специалисты. Между социалистич. странами постепенно расширялось, наряду с внешней торговлей, научно-техническое сотрудничество. Для осуществления более широкого экономич. сотрудничества и социалистич. разделения труда внутри М. с. с. в 1949 создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В связи с угрозой миру в Европе, создавшейся в результате ратификации зап. гос-вами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование агрессивной воен. группировки - зап.-европ. союза с участием ФРГ и включение ее в Северо-атлантический пакт, был подписан 8 европ. социалистич. гос-вами Варшавский договор 1955. Договор имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности миролюбивых гос-в и поддержания мира в Европе, носит строго оборонит. характер. Развитие и укрепление социалистич. производств. отношений и защита всеобщего мира являются важнейшими политич. задачами М. с. с. и на втором этапе ее развития, в к-рый М. с. с. вступила в конце 50-х гг. На этом этапе развития М. с. с. СССР развернул строительство коммунизма, др. страны М. с. с. решают задачи всемерного укрепления и совершенствования социалистич. производств. отношений, завершения строительства материально-технич. базы социализма и создания предпосылок для постепенного перехода к строительству коммунизма. При этом ист. сроки решения этих задач различны для отд. стран. Страны М. с. с. путем развития своей нац. экономики вносят вклад в дело укрепления М. с. с. в целом, а особенности строительства социализма в отдельных странах являются вкладом в общую сокровищницу марксизма-ленинизма. В странах М. с. с. создана развитая пром-сть. Те страны М. с. с., к-рые в прошлом были аграрными, превратились или превращаются в индустр. и индустр.-аграрные. Несмотря на очень высокие темпы роста пром. произ-ва в странах, имевших в прошлом низкий уровень экономич. развития, объем произ-ва на душу населения в них еще отстает от аналогичных показателей в развитых социалистических странах. Сохраняющиеся различия в уровнях экономич. развития и определенная однобокость экономики нек-рых стран М. с. с., унаследованная от капитализма, создают возможность несовпадения конкретных экономич. интересов и требуют повседневного внимания к вопросам координации экономич. политики. С 1963 в ряде стран М. с. с. (ГДР, Чехословакия, Польша, СССР и др.) проводятся реформы управления нар. хозяйством, направленные на повышение эффективности обществ. произ-ва. Перестройка управления предусматривает более полное использование товарно-денежных отношений (закона стоимости), совершенствование планирования для повышения уровня производства, поднятия производительности труда. Успехи в развитии нац. экономики и накопленный опыт экономич. сотрудничества позволили социалистич. странам начать постепенный переход от косвенного согласования производств. усилий (через внешнеторг. связи) к прямому производств. сотрудничеству. Каждая социалистич. страна, с учетом своих возможностей и стоящих перед нар. х-вом задач, суверенно и добровольно решает вопрос о своем участии в тех или иных формах экономич. сотрудничества. Большое внимание развитию экономич. сотрудничества стран М. с. с. было уделено на совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ 1958, 1960 (февр.), 1962 и 1963. Гл. средством планомерного углубления междунар. разделения труда и объединения производств. усилий стран - членов СЭВ является в современных условиях координация нац. народнохоз. планов, а также специализация и кооперация производства, совместное строительство странами М. с. с. крупных народнохоз. объектов. К концу 1964 специализацией было охвачено более 1500 видов машин и оборудования. Вступил в действие нефтепровод "Дружба", построенный совместными усилиями СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР. Создана энергосистема "Мир": к объединенным ранее энергосистемам Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии присоединилась в 1962 энергосистема Зап. Украины (СССР), в 1963 - Румынии и в 1964 - Болгарии. С 1 янв. 1964 приступил к работе Междунар. банк экономич. сотрудничества, создан и (с 1963) начал действовать Ин-т СЭВ по стандартизации. В 1964 создано международное производственное объединение "Интерметалл" и организация по сотрудничеству в производстве подшипников, начал функционировать общий парк товарных вагонов. Товарооборот внешней торговли стран М. с. с. вырос в 1964 более чем в 3,8 раза по сравнению с 1950 и составил св. 40,4 млрд. руб. Ведущее место в экономич. и научно-технич. сотрудничестве стран М. с. с. занимает Сов. Союз. За послевоенные годы он оказал зарубежным социалистич. странам содействие в строительстве более 600 пром. предприятий и сооружений. В 1964 СССР оказывал технич. помощь в сооружении еще 620 предприятий и объектов. Размер кредитов, предоставленных Сов. Союзом, превышает 9 млрд руб. Развиваются научные связи стран М. с. с. В 1956 образован Объединенный институт ядерных исследований в Дубне (СССР), расширяются контакты между научно- исследовательскими институтами стран М. с. с., обмен технической документацией. Расширяются культурные связи (перевод литературы, издание журналов, театральные и концертные гастроли, фестивали фильмов, обмен радио и телепередачами и т. д.). В развитии М. с. с. встретился ряд трудностей. Они вытекают прежде всего из различия в уровнях экономич. развития отд. стран к моменту начала строительства в этих странах социализма; они также связаны с известными различиями в подходе к ряду проблем, возникающих в процессе становления отношений нового типа. В обстановке культа личности Сталина имели место случаи нарушения равноправных и взаимовыгодных отношений между СССР и нек-рыми др. странами М. с. с. Они были решительно исправлены после XX съезда КПСС. Важную роль в этом деле сыграла Декларация Сов. пр-ва об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между СССР и др. социалистич. странами от 30 окт. 1956. Делу укрепления М. с. с. содействовали Моск. совещания 1957 и 1960 представителей коммунистич. и рабочих партий. В 1960 обнаружились разногласия руководства Коммунистич. партии Китая и Албанской партии труда с КПСС и др. братскими партиями. СССР и большинство др. социалистич. стран проявляют полную готовность к установлению дружеских отношений с Китаем и Албанией, к преодолению на марксистско-ленинской основе разногласий с КПК и АПТ, особо опасных в условиях активизации империалистич. сил, к-рые пытаются использовать любые средства для ослабления М. с. с. и подрыва борьбы народов всего земного шара за мир. Укрепление М. с. с. неразрывно связано с соблюдением верности идеям марксизма-ленинизма, принципам пролетарского интернационализма, а также с необходимостью правильного сочетания каждым гос-вом М. с. с. нац. интересов и интернац. задач. Сотрудничество и солидарность - один из гл. источников силы М. с. с. Развитие и углубление этого сотрудничества отвечает коренным интересам каждой страны в отдельности и всей М. с. с. в целом, способствует сплочению ее рядов в борьбе против империализма. В результате своего растущего экономич. и политич. могущества М. с. с. превращается в решающий фактор прогрессивного развития человеч. об-ва. Определяющее влияние на мировое развитие М. с. с. оказывает своими хоз. успехами. В 1951-64 среднегодовые темпы прироста пром. произ-ва составили в социалистич. странах 11,7% по сравнению с 5,5% в капиталистич. странах. Выпуск пром. продукции в странах социализма в целом за 1961-65 вырос на 43%, а в странах капиталистич. системы - на 34%; при этом рост экономики стран М. с. с., в отличие от капиталистич. стран, обеспечивает неуклонное повышение материального и культурного уровня трудящихся. Однако поскольку большинство стран М. с. с. начали строить социализм, имея отсталую экономику, М. с. с. по производству на душу населения промышленной продукции ряда отраслей еще не догнала такие экономически развитые капиталистические страны, как США, Англия и ФРГ. Коммунистические и рабочие партии социалистических стран, говорится в Заявлении Московского совещания 1960 (ноябрь), свою интернац. обязанность видят в решении совместными усилиями и в кратчайший срок историч. задачи - превзойти мировую капиталистич. систему по абсолютному объему пром. и с.-х. произ-ва, а вслед за этим обогнать наиболее развитые в экономич. отношении капиталистич. страны по уровню произ-ва на душу населения и пожизненному уровню. Успехи стран М. с. с. создают благоприятные условия для рабочего движения в развитых капиталистич. странах, для нац.-освободит. движения народов Азии, Африки, Лат. Америки. Образование М. с. с. в значит. степени способствовало процессу распада колон. системы империализма. Помощь стран М. с. с. облегчает освободившимся из-под колон. господства народам создание развитой, независимой экономики. В молодых гос-вах Азии, Африки и Латинской Америки с помощью стран М. с. с. строится около 1500 предприятий, из них 600 - с экономической и технической помощью СССР. Социалистич. страны предоставили этим странам долгосрочные льготные кредиты для развития национальной экономики на сумму около 5,5 млрд. руб. Сила и могущество М. с. с. привели к прекращению имп. агрессии против Египта в 1956, спасли Кубу от амер. вторжения в 1962 и т. д. Мощная поддержка М. с. с. помогает вьетнамскому народу отражать агрессию империализма США. Успехи М. с. с. оказывают могучее влияние на умы людей, усиливают притягательную силу идей марксизма-ленинизма, развивают революционную энергию и активность трудящихся масс. М. с. с. создает благоприятные условия для развития мировой социалистич. революции, для отпадения все новых стран от мировой капиталистич. системы. Достижения стран М. с. с. в области науки, выдающиеся успехи Советского Союза в освоении космоса и в мирном использовании атомной энергии, расцвет социалистич. культуры оказывают все более значит. воздействие на развитие мировой науки и культуры. В наст. время (1966) в состав М. с. с. входит 14 стран с общей площ. 35,2 млн. км2 (26% терр. земного шара); в них проживает (на начало 1965) 1 млрд. 144 млн. чел. (35% нас. земного шара). -***-***-***- Таблица. Страны мировой социалистической системы (территория и население) [s]МИР_СОЦ_СИСТ.JPG Источн.: Экономика социалистич. стран в цифрах 1964 М., 1965, с. 3. Лит.: Ленин В. И., Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам, Соч., 4 изд., т. 31, с. 163-66; Резолюция XII съезда РКП(б) "По национальному вопросу", в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 709-16; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Декларация Правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами, "Правда", 1956, 31 окт., No 305; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран..., М., 1958; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, в кн.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1964; Социалистический лагерь Краткий иллюстр. полит.-экон. справочник, М., 1962; Мир социализма в цифрах и фактах. (Справочник), М., 1964; Экономика социалистических стран в цифрах, М., 1963-65; Краткий статистический сборник, М., 1964; Соревнование двух систем. Справочник, М., 1964; Дудинский И. В., Мировая система социализма и закономерности ее развития, M., 1961; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, M., 1963; Социалистическая индустриализация стран народной демократии, M., 1960; Золотарев В. И., Внешняя торговля социалистических стран, М., 1964; Иванов Н. И., Экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран социализма, М., 1962; Санакоев Ш. П., Великое содружество свободных и суверенных народов, М., 1964; Сергеев С. Д., Экономическое сотрудничество и взаимопомощь социалистических стран, (3 изд.), М., 1964; Социалистическое международное разделение труда, М., 1961; Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, M., М., 1964; Строительство коммунизма в СССР и сотрудничество социалистических стран, М., 1962; Айрапетян М. Э., Суходеев В. В., Новый тип международных отношений, М., 1964; Харахашьян Г. M., Некоторые вопросы теории мировой экономики социализма, М., 1960; Ширяев Ю. С., Мировое социалистическое содружество, М., 1963; Экономическая эффективность международного социалистического разделения труда, М., 1965; Сопоставление уровней экономического развития социалистических стран, M., 1965; Кишш Т., Экономическое сотрудничество социалистических стран, M., 1963; Пописаков Г., Международного разделение на труда при социализма, София, 1960; Apr? A., A szocialista orszagok gazdas?gi egy?ttm?k?de seert, (Bdpst), 1964; Gr?big G., Internationale Arbeitsteilung und Au?enhandel im sozialistischen Weltsystem, В., 1960; Krause M., Das Entwicklungstempo der sozialistischen L?nder im ?konomischen Wettbewerb der beiden Weltsysteme, В., 1960; Kunz W., Grundfragen der Internationalen Wirtschaftszusammenarbeit der L?nder des Rates f?r Gegenseitige Wirtschaftschilfe (RGW), В., 1964; Bodnar A., Gospodarka europejskich Kraj?w socjalistycznych, Warsz., 1962; Margineanu I., George V., J?nosi J., Sistemul mondial socialist, Buc., 1961; Bantea E., Dreptatea si taria sont de partea socialismului, Buc., 1962; B?lek A., Havelkova B., Titera D., Zame socialisticke Soustavy, Praha, 1961; Machov? D., CSSRv socialisticke mezinarodni delbe pr?ce, (Praha), 1962; Mal? В., Svetov? socialistick? hospod?rsk? soustava, Praha, 1961. Л. И. Абалкин. Москва.