Сколько у России подводных лодок? Современные подводные лодки России. Подводные лодки ВМФ России. Подводные лодки второй мировой войны: фото. подводные лодки ссср и германии второй мировой войны

В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…

Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.

Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.

В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».

«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.

Схема подводной лодки тип «М» XII серии

Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.


Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот

В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.


Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед
Источник – http://ww2history.ru

Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.

Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.


Германская подводная лодка U-81

Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.

Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.

Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две - «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение - 980 т.
  2. Серия «Л» - «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение - 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 два орудия (носовое - 100 мм и кормовое - 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С» , 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями - 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К» . Водоизмещение - 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» - «Малютка». Водоизмещение - от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность - 2 недели.

«Малютка»

Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.

Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.

В разных странах

Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое - Великобритания (69), пятое - Япония (65) и шестое - Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

    Подводные лодки причисляются к определённым поколениям на основании технических качеств энергетической установки, вооружения и конструкции корпуса. Понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обуславливолось тем, что в… … Википедия

    Основная статья: Подводная лодка Подводные лодки классифицируются по следующим признакам: Содержание 1 По типу энергетической установки 1.1 Атомные … Википедия

    - (БРПЛ) баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках. Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) одну из составляющих ядерной триады. Современные… … Википедия

    - (КРПЛ) крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Во второй половине… … Википедия

    Вооружённые Силы СССР Вооруженные Силы СССР ‒ военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других… …

    Вооруженные Силы СССР военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других социалистических… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Корабли и суда обеспечения военно морс … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

Наша военная промышленность опережала США в выпуске атомных и дизельных подводных лодок.

Первыми советскими атомными подводными лодками являются лодки проекта 627. К ним относится поступившая на вооружение в 1958 году атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Её вид вполне соответствует виду современных подводных лодок.

Американская атомная подводная лодка «Наутилус» своим внешним видом ещё напоминала вид лодок 2-й мировой войны. Ленинский комсомолец», на мой взгляд, это самая красивая подводная лодка из всех выпущенных после неё не только СССР, но и другими странами мира.

В 1959-1963 годах советская промышленность выпустила двенадцать подводных лодок проекта 627А «Кит». Лодки оснащались очень мощной гидроакустической станцией, которая позволяла обнаруживать цели на расстояниях, которые до этого никем не достигались.

Но, не смотря на полное отличие нашей первой атомной подводной лодки (АПЛ) от лодок США большинство жителей России верят мифам, сочинённым либералами, о том, что учёные и конструкторы СССР «передрали» атомную лодку у США. Верят, даже не задумываясь над тем как можно доставить в страну документацию необходимую для производства такой сложной техники. Верят, не считаясь с тем, что наша красавица совершенно не похожа на допотопного вида первую американскую атомную подводную лодку.

В 1960 году на вооружение поступили лодки проекта 658. Они отличались от проекта 627 и внешним видом и назначением. Новые лодки кроме торпед были оснащены ракетными комплексами Д-2. Старт ракет осуществлялся из надводного положения.

Так же в 1960-х годах мы строили лодки проекта 670, которые вооружались крылатыми ракетами «Аметист» фирмы В. Н. Челомея, которые предназначались для борьбы с авианосными соединениями Америки. Ракеты пускались из-под воды, с глубины 50 метров. Достигнув высоты 60 метров, ракета шла на цель, расположенную в радиусе 80 км. Американцы называли их «Чарли».

В 1963 году подводный флот ВМФ пополнился лодками нового типа – проекта 675. Это длинные узкие лодки являлись носителями противокорабельных ракет П-5. Старт ракет производился в надводном положении с телеуправлением ракетой в полёте, что вынуждало экипаж во время атаки на корабли противника находиться на поверхности более 10 минут, рискуя быть уничтоженными.

В 1965 году Советский Союз начал выпускать серию скоростных лодок, которые предназначались для охоты за кораблями и подводными лодками (субмаринами) противника. На западе их прозвали «Викторами», то есть победителями. Это лодки серии 671 с множеством модификаций. Они были спроектированы в КБ «Малахит» под руководством Г. Чернышова. Последние серии лодок имели скорость в 30 узлов, были вооружены 650-мм торпедными аппаратами и ракетами.


В 1972 году мы начали изготавливать атомные подводные лодки (АПЛ) серии 667Б «Мурены». Запад назвал их «Дельтами». Лодки могли двигаться на глубине 550 метров со скоростью 26 узлов. Они имели корпус из маломагнитной стали и обладали повышенной скрытностью. Эти АПЛ принадлежали к советским лодкам второго поколения. Они несли двенадцать баллистических ракет РСМ-40 зарядом по 1,5 мегатонны. Это были детища конструктора С. Ковалёва. «Мурена-М» проекта 667Д несла шестнадцать межконтинентальных баллистических ракет. АПЛ проекта 667БДР «Кальмар», начавшиеся строиться в 1976 году несли на себе шестнадцать ракет с разделяющимися боеголовками – РСМ-50. Позднее их модернизировали и вооружили высокоточными ракетами РСМ-54 с дальностью поражения цели в 8300 километров. Они уже могли поражать территорию США, не выходя из баз Кольского полуострова.

В 1982 году мы заложили на заводе «Красное Сормово» лодку с титановым корпусом проекта 945 «Марс». Лодка спроектирована в КБ «Лазурит» под руководством Николая Кваши. Предназначалась, в частности, для борьбы с подводными лодками противника. Отличалась высокой скоростью движения. Была вооружена глубинными бомбами, противолодочными торпедами и крылатыми ракетами для поражения наземных целей.


К многоцелевым подводным лодкам относится лодка «Щука-М» проекта 971, поступившая на вооружение в 1983 году. Она относится к третьему поколению подводных лодок со сниженным уровнем шумов и усовершенствованными средствами связи и обнаружения.

Отличие от лодок второго поколения весьма значительные: обнаруживает цели на втрое больших расстояниях, имеет в четыре раза более низкий уровень шумов, почти вдвое уменьшена численность экипажа за счёт автоматизации целого ряда процессов управления лодкой и оружием. Численность экипажа стала в три раза меньше американских и английских лодок с аналогичным водоизмещением. Конструкторы КБ «Алмаз» под руководством Н. Чернышова создали не дорогую многофункциональную АПЛ. Корпус сделали из маломагнитной стали, а не из дорогого титана. Водоизмещение лодки составляет 5700/7900 тонн (надводное и подводное положения), длина 108 метров, глубина погружения 500 метров, скорость 35 узлов. Она вооружена ракетами РК-55 с ядерными зарядами и восемью торпедными аппаратами.

Особо следует выделить самую большую в мире атомную подводную лодку проекта 941 «Акула», которая поступила в ВМФ СССР в 1981 году. Она обладает огромной ударной мощью, значительно превосходящую все известные подводные лодки, в том числе американские лодки типа «Огайо».

Лодка проекта 941 «Акула» исполинских размеров создавалась для вооружения мощнейшими трёхступенчатыми твёрдотопливными ракетами Р-39 (РСМ-52), которые вдвое длиннее и втрое тяжелее американских ракет «Трайдент», стоящих на вооружении лодки «Огайо», являющейся основой стратегических наступательных сил США. Корпус лодки имеет надёжную оригинальную конструкцию. Два из основных корпусов имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу по принципу катамарана. В передней части лодки между главными прочными корпусами расположены ракетные шахты. Всего ракетоносец имеет внутри лёгкого корпуса пять обитаемых прочных корпусов. Американцы называют эти лодки «Тайфунами». И в настоящее время они являются самыми мощными лодками для стратегических ударов. «Акулы» несут на себе двадцать ракет с 200-ми ядерными боеголовками. Учитывая, что в США 300 с небольшим городов с населением от 100 тыс. до 10 млн. человек можно сказать, что при отсутствии ПРО одна такая АПЛ могла бы уничтожить Америку. «Акула» или по-американски «Тайфун» имеет длину в 175 метров и водоизмещение в 24,5 тонны. Она не уступает по величине линейному крейсеру гиганту Первой мировой войны. Обладает под водой скоростью 27 узлов. Из-за огромных размеров она, конечно, шумная. Но при необходимости может идти на малой скорости бесшумно. Ради скрытности конструкторы заложили в конструкцию лодки особые движители, шнеки – «архимедовы винты» в особых туннелях под корпусом. С их помощью лодка способна медленно, крадучись двигаться почти совершенно бесшумно.


В 1986 году наш подводный флот получил лодку проекта 949А «Антей». Эта АПЛ конструкции П. Пустынцева и И. Базанова является высшим достижением развития подводных лодок, предназначенных для одной цели – уничтожения авианосцев. Лучшей лодки для борьбы с авианосцами наша страна, вероятно, уже никогда не создаст. Главным оружием лодок являются 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит» с дальнобойностью 500 километров. Эти крылатые ракеты обладают сверхзвуковой скоростью в 2,5 маха и намного превосходят разрекламированные американские ракеты «Гарпун» и «Томагавк». В полёте они обмениваются информацией, сами распределяют между собой цели, запутывают зенитную оборону атакуемых кораблей. Это русское оружие, которое действует не как западные индивидуумы, а как русская община сообща, всем миром. Аналогов нашим лодкам проектов 949 и 949А в американском флоте нет, как нет аналогов и стоящим на их вооружении ракетам. Нельзя же, в самом деле, назвать аналогом «Гарпунов» дозвуковые американские ракеты «Томагавки».


Но для ударов по береговым целям СССР сделал дозвуковые ракеты типа «Томагавк», которые имеют дальность боя с обычной боеголовкой 1500 км, а с ядерной – 2500 км и летят они на высоте 60-80 метров. Наши аналоги – «Гром» и «Гранат» превосходят «Томагавки» только по дальности поражения цели.

В Баренцевом море 12 августа 2000 года погибла лодка данного проекта «Курск». По-моему, истинные причины гибели лодки и экипажа по настоящий день скрываются и США имеют к её гибели прямое отношение. Не будем забывать своих сынов. Вечная им слава и память.

В 1999 году двадцать три погибших русских подводника "Курска" держали под прицелом в Средиземном море авианосцы НАТО, с палуб которых летали бомбить безоружных сербов уверенные в своей безнаказанности, потерявшие человеческое лицо лётчики США. Когда наших засекли англичане и американцы, 23 русских подводника сумели на АПЛ «Курск» уйти от преследования, так как натовцы их потеряли из виду. Но в Баренцевом море уйти от смерти они не смогли, так как, думаю, там был нанесён удар в спину. А потеря флотом НАТО в 1999 году нашей АПЛ «Курск» из виду в Средиземном море указывает на то, что это была бесшумная, самая передовая лодка в мире с сообразительным, высокопрофессиональным экипажем.

Наряду с атомными подводными лодками промышленность СССР в отличие от США до последнего дня продолжала выпускать и дизельные подводные лодки. К таким лодкам относятся лодки проекта 877 «Палтус», поступившие на вооружение в 1982 году. Они оборудованы простыми, но эффективными навигационными системами. Корпус лодки в подводном положении позволяет развивать высокую скорость при минимальном расходе энергии. Они пользовались большим спросом за границей, и мы их продавали развивающимся странам. Но, возможно, через эти страны их приобретали и США, подводный флот которых нуждался в дизельных лодках. А нуждались США в этих лодках, так как они нужны для использования в мелководной прибрежной полосе морей, часто усеянной островами и с побережьями, изрезанными бухтами.

В период с 1950 по 1958 годы была выпущена самая большая серия в количестве 215 единиц наших дизельных подводных лодок (ДПЛ) проекта 613 «Эски» - лодки серии «С». Они верой и правдой служили делу защиты отечества до года гибели СССР – до 1991 г. В это же время выпускались большие ДПЛ водоизмещение 1831/2600 тонн (надводное и подводное водоизмещение) проекта 611 «Буки». Они погружались на глубину 200 метров и обладали скорость в 17 узлов в надводном положении и 15 узлов при движении под водой. «Буки» уже являлись лодками для океанских просторов. Их тоже списали на слом в 1991 году. Во второй половине 1950-х годов СССР приступил к постройке лучших в мире дизель-электроходных лодок серии «641». На вооружение поступило 75 этих прекрасных кораблей. Они поставлялись в Ливию, Польшу, Индию и на Кубу. Ведь при соответствующем вооружении ДПЛ в состоянии выполнять задания, которые выполняют АПЛ, но при этом стоит значительно дешевле и является менее шумной. Во время Карибского кризиса именно дизельные подводные лодки, а не АПЛ направили к берегам Кубы.


В начале 1970-х годов КБ «Рубин» приступило к разработке ДПЛ серии 641Б «Буки» второго поколения. Американцы называли их «Танго». Они отличались не только улучшенными системами управления лодкой и её оружием, но и улучшенными бытовыми помещениями для экипажа. На вооружение поступило 17 таких ДПЛ.

Но лучшей в мире, правильнее сказать, не дизельной, а дизельно-электроходной лодкой и в настоящее время остаётся замечательная лодка СССР проекта 877 под названием «Варшавянка», созданная в 1980-х годах. Она имеет водоизмещение в 2300 (подводное в 3036) тонн, длину 72,8, ширину – 9,9 метра, максимальный порог погружения 300, а рабочий – 240 метров, подводная скорость составляет 17 узлов, а надводная – 10.

США очень огорчились, когда у нас появилась «Варшавянка», так как несли огромные расходы, связанные со строительством АПЛ, а заменить их дешёвыми ДПЛ там где использовать АПЛ нецелесообразно не могли, так как утратили опыт строительства ДПЛ. Для освоения строительства ДПЛ нужны были новые миллиарды долларов, а их уже не хватало и США производство ДПЛ так и не освоили. Но они выдержали гонку вооружений благодаря развалу СССР и использованию доллара в качестве международной валюты.

Но основным подводным оружием, конечно, оставались атомные подводные лодки. Совершенствование оружия для подводных лодок шло постоянно до прихода к власти Горбачёва. Наш талантливейший конструктор В. Макеев превратил стенки топливных баков в стенки ракеты и вдвинул двигатели, создав баллистическую ракету «Зыбь» РСМ-25 типа РСМ-40 и РСМ-50 для подлодок, но в полтора раза короче – чуть менее 10 метров в длину и даже большей мощности. Это открыло для наших конструкторов возможность создание АПЛ намного меньших размеров даже при оснащении её стратегическими ядерными ракетами. Но сумеют ли они в сегодняшней России использовать эту возможность?

Наши учёные и инженеры в советское время уже в 1960-х годах начали изготовление для АПЛ лёгких и прочных титановых корпусов с малой магнитностью и разработали сложнейшую технологию, как получения сплавов титана с необходимыми свойствами, так и изготовления из него корпусов подводных лодок. Корпуса наших лодок были двойными, то есть состояли из наружного и внутреннего корпуса, что увеличивало безопасность эксплуатации лодки на больших глубинах и повышало живучесть АПЛ в бою. Кроме того, нами был изобретён жидкометаллический реактор (ЖМР), где вместо воды в качестве теплоносителя стала применяться смесь лёгкоплавких металлов – свинца и висмута.


Мы первые в 1966 году совершили кругосветный поход под водой сквозь подводные горы, магнитные аномалии и ни разу не всплыв, пришли целыми и невредимыми домой. Мы первые прошли подо льдами Арктики на АПЛ «Ленинский комсомол» и во время похода местами шли в толще воды едва превышающей размер подводной лодки.

Для свободного плавания под водой учёные СССР провели 7077 океанографических экспедиций по изучению рельефа морского дна, подводных течений и других тайн океана. АПЛ СССР К-222 в декабре 1969 года установила мировой рекорд скорости под водой – 44 узла (80,4 км/час). За такой лодкой не мог угнаться ни один эсминец США. А нам говорят, что мы отставали от США в техническом отношении.

В 1984 году СССР построил АПЛ серии 685 «Комсомолец», которая могла погружаться на глубину более километра и двигаться со скоростью 30 узлов. Ни у одной из стран не было оружия, которое могло поразить её на такой глубине. Торпеды и бомбы расплющивались толщей воды. Американцы назвали её «Майк». До прихода Горбачёва СССР успел построить только одну лодку, но пожар внутри корпуса лодки лишил нас АПЛ «Комсомолец». Обратите внимание, как много бед навалилось на нашу лучшую технику с приходом к власти Горбачёва!!!

Очевидно, что и в подводном флоте – основной стратегической наступательной силы Америки СССР опережал США. В период с 1953 по 1993 годы СССР построил 243 атомных подводных лодки, а США – 179. Нашему государству производство АПЛ со стратегическими ракетами обходилось намного дешевле, чем США, которые закупали лодки у своих частных фирм и при этом имели колоссальные расходы государственных денежных средств по причинам, присущим всем капиталистическим странам при выполнении государственных закупок.

По самым заниженным данным один атомный подводный ракетоносец обходился американцам в 100 млн. долларов. Собственно это действительно не лодки, а подводные крейсеры со стратегическими ракетами на борту.

Преимущества советских АПЛ над аналогичными по назначению лодками западных стран признают даже либералы. Но, тут же, смакуют аварии, случавшиеся на советских подводных лодках, не вспоминая свои аварии и катастрофы.

И все пишут о том, что наши лодки были шумными по сравнению с американскими лодками, и поэтому их легко было обнаружить и уничтожить. Причём это мнение навязано даже большинству населения России. Но, по-моему, шумность наших подводных лодок – это миф, придуманный и растиражированный американцами, чтобы хоть чем-то уменьшить преобладание русского таланта над англосаксонским.

Для подтверждения своих слов приведу примеры. Ранее мы рассматривали, как «Курск» смог уйти от тучи сопровождавших авианосец кораблей и вертолётов. Шумную АПЛ они без особого труда отыскали бы в Средиземном море. «Капитан Протопопов вспоминает, как они обошли под ледяным панцирем передовую зону обороны НАТО и двинулись в узкий проливчик Робсон, покрытый мощным пайковым льдом:

Точных промеров карта не давала – здесь никто никогда не ходил. Шли, как говорят штурманы в таких случаях, по газете, а не по карте. Просвет между грунтом и нижней кромкой льда всё время сужался. Иногда казалось, что лодка влезет в эти тиски, как клин, и мы не сможем развернуться… Безопасных глубин для нас в море Баффина из-за айсбергов не было. Мы определяли их, работая гидролокаторами. И расходились с ними под водой по докладам акустиков. Помните, как в фильме «Тайна двух океанов?»

Они вышли в Атлантику и встретили сюрприз: мимо них следовал на базу ударный атомный авианосец Штатов «Америка» - слабозащищённая махина в 79 тысяч тонн водоизмещением, с восьмьюдесятью шестью самолётами на борту. «Мы атаковали его скрытно. Разумеется – условно. Незамеченными вернулись домой», вспоминал Владимир Протопопов.

Мы же добавим: в случае войны «Америка» была обречена. Лодка вышла на дистанцию торпедного удара в упор, и её не слышали американские акустики с их хвалённой высокотехнологичной аппаратурой! Тем более что у «Америки» нет оружия ближнего противолодочного боя. Кстати, кто там считает наши лодки слишком шумными?..

В 1987-м началась знаменитая операция «Атрина», задуманная комфлота адмиралом Владимиром Чернавиным. В море вышла снова К-524 (уже под командой кавторанга И. Смелякова), а вместе с ней - ещё четыре «Щуки», вся тридцать третья дивизия. Её вёл герой гренландского рейда адмирал Шевченко, а кораблями командовали подводные асы: кавторанги М. Клюев, В. Алимов, Б. Муратов и С. Попков…

Лодки выходили из Западной Лицы одна за другой. Впервые они шли не в одиночку, не парами, а целой эскадрой! Вот одна «Щука» вышла за «уголок» - Скандинавский полуостров, вторая, третья… Американцы прекрасно знали об этом походе. Но в час «Х» растянувшиеся огромной колонной в океане лодки повернули «все вдруг» на запад и нырнули в холодные воды Атлантики. Попутно им поставили задачу: выяснить обстановку в этой части океана, которая слабо освещалась другими видами нашей разведки.


Всполошенные движением целой дивизии подводных крейсеров к их берегам, американцы подняли по тревоге десятки патрульных самолётов, всю мощь противолодочных сил. Но тщетно. На целых восемь дней «Щуки» исчезли со всех дисплеев и экранов. Охота на них велась с полной серьёзностью. Командиры потом рассказывали: было почти невозможно подвсплыть для молниеносного сеанса связи или для подкачки воздуха в баллоны. Им удалось незамеченными войти в Саргассово море, поросшее водорослями, в самый Бермудский треугольник. И вскоре наши были уже в нескольких десятках миль от бермудской базы Гамильтон, где стоят силы американского и английского флотов… Было доложено президенту США Рейгану: русские подводные ракетоносцы находятся в опасной близости от берегов Америки…

Пятёрка русских атомоходов приковала к себе в десятки раз большие силы врага! Легко представить, как выбились бы из сил звёздно-полосатые, выйди в море хотя бы полсотни североморских АПЛ! Мы должны носить этих людей на руках. Но их имена не гремели на всю страну, их не везли в открытых лимузинах под торжественные марши и не забрасывали цветами… Но мы помним Вас, русские герои последних походов! Ваш час ещё пробьёт. Час тех, кто держал победу в Третьей мировой, холодной войне», - написал М. Калашников.

Очевидно, что США отставали от СССР в возможностях подводного флота, как в борьбе с кораблями и подводными лодками противника, так и в поражении с АПЛ территории противника стратегическим ядерным вооружением. Наши подводные лодки превосходили лодки США по техническим характеристикам и по вооружению.

Даже после разрушительного правления СССР М. С. Гобачёвым в «1991 году СССР имел 940 баллистических ракет морского базирования против 672-х аналогичных МБР у США».

Вышеуказанные данные однозначно указывают на отставание США от СССР не только в количестве и суммарной мощности зарядов, расположенных на суше стратегических наступательных вооружений в виде термоядерных межконтинентальных баллистических ракет, но и в МБР, базирующихся на атомных подводных лодках.

Рассмотрев основные виды вооружений СССР и США, мы приходим к выводу, что мы не только не уступали, а превосходили Америку, как по техническим характеристикам, так и по количеству всех видов вооружений, кроме авианосцев.

Но отсутствие авианосных соединений не отражалось на безопасности СССР, так как мы являемся не островной, а континентальной державой – самолёты авианосцев встретят самолёты ВВС СССР, базирующиеся на территории Советского Союза и стран Восточной Европы. Запад был слаб для завоевания или уничтожения СССР военной силой. Но без авианосцев, не смотря на военное могущество, не могли мы быстро и эффективно оказать помощь другим странам в отражении, как выразился М. Калашников, «страшного нашествия «серой расы» американоподобных». Не уберегли мы от американоподобных и свою страну.

"Ленинский комсомол", первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.



Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.

На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.