Эллинизм — это что такое? Эпоха эллинизма Что такое эллинизм в древней греции

На завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновением классического рабства .

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет .

Формирование и политическая структура эллинистических государств

Внезапная смерть Александра Македонского в 323 году до н. э ., послужила сигналом к началу краха его империи, обнаружившей всю свою эфемерность. Военачальники Александра, получившие название диадохов , начали серию кровавых войн и распрей за трон единого государства, продолжавшуюся 22 года. Ни один из диадохов так и не смог одержать решительной победы над всеми остальными и в 301 году до н. э. , после битвы при Ипсе , они разделили империю на несколько самостоятельных частей.

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения. В частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселенности, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Культура эллинистического общества

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя , общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .

Эллинизация Востока

На протяжении III -I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.

Архитектура эллинизма. Градостроительство

Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство , которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану - с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами.

Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.

Примечания

Литература

  • Зельин К. К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
  • Кац А. Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
  • Кошеленко Г. А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978;
  • Левек П. Эллинистический мир. Пер. с фр. М., 1989;
  • Б. С. Ляпустин, И. Е. Суриков Древняя Греция: учеб. пособие для вузов /., Москва, Дрофа, 2007:
  • Павловская А. И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 458-476;
  • Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950;
  • Ростовцев М. И. Птолемеевский Египет // Парфянский выстрел. М., 2003. С. 322-354. (Русский вариант главы для « »);
  • Ростовцев М. И. Сирия и Восток // Парфянский выстрел. М., 2003. С. 360-387. (Русский вариант главы для «Кембриджской истории древнего мира »);
  • Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963;
  • Тарн В. Эллинистическая цивилизация. Пер. с англ. М., 1949;
  • Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. Пер. с нем. М., 1982;
  • Штаерман Е. М. Эллинизм в Риме // ВДИ . 1994. № 3;
  • Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
  • Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. 1914: Эллинистическо-римская культура. СПб.

Ссылки

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Эллинизм" в других словарях:

    1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка

    эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    эллинизм - а, м. hellénisme m. 1. Эпоха расцвета смешанной греко восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке. Поздний эллинизм. БАС 1. измененные и смягченные эллинизмом, эти дикие обряды в европейской Греции породили … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Первоначально Эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, затем распространение греческой культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена "История эллинизма; (1836 1843) понятие Эллинизм, вошло в… … Энциклопедия мифологии

    Эллинизм - Эллинизм. Так называемая тарелка Фарнезе. Аллегория Нила. Сардоникс. Национальный музей. Неаполь. ЭЛЛИНИЗМ, период между 323 и 30 до н.э. в истории стран Восточного Средиземноморья. Борьба за власть между преемниками Александра Македонского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Когда в истории человечества произошло тесное взаимодействие и взаимовлияние греческой и восточной цивилизаций.

Эллинизм ‑ время, последовавшее вслед за походами греко-македонского войска во главе с Александром Македонским на Восток и открывшее новую эпоху в истории древнего мира - эллинистическую. Основные проблемы эллинистической цивилизации, просуществовавшей около трех веков, являются объектом пристального внимания многих историков-античников.

Предпосылки эллинизма

Не прекращаются упорные дискуссии о самой сущности эллинизма, его характере, хронологических и территориальных рамках этого исторического явления. Дело в том, что сложность понимания основных проблем эллинистической эпохи заключается в их двойственности, имеющей два корня - греко-македонский (западный) и восточный (местный). В связи с этим радикальным образом меняется система социальных, экономических, политических, международных и идеологических отношений различных народов ойкумены древнего мира. Эти отношения приобретают новые черты и особенности, нередко совершенно уникальные и неповторимые, в отличие от прежних, традиционно имевших более локальный и предсказуемый характер.

Одной из предпосылок эллинизма был кризис и крушение классического греческого полиса IV в. до н.э. Полис был взорван изнутри внутренними противоречиями, и на смену ему пришла более широкая и мощная государственная форма - эллинистическая монархия. Бесконечные внешние войны между греческими полисами, соперничество между относительно слабыми (по сравнению с V в.) военно-политическими союзами материковой Греции мешали торговле, ослабляли их и не давали возможности объединенными силами прорвать персидский барьер и захватить богатства Востока. Когда же Филипп II силой оружия объединил Грецию, ему удалось положить конец внутренним и внешним войнам. Его сын, Александр Македонский, бросил силы Македонии и Греции на Восток. Греко-македонский поход на Восток помог разрушить этнические, социальные, экономические перегородки между народами всего Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и привел к созданию т.н. эллинистических государств, в течение почти трех веков определявших историю эллинов и многих древневосточных народов, ранее контролировавшихся царями Ахеменидской династии.

Эллинизм как явление сформировался путем военной экспансии греко-македонцев во главе с Александром Македонским на Восток, на земли раздираемой внутренними противоречиями уже одряхлевшей Персидской державы Ахеменидов. В результате произошел насильственный захват, завоевание силой оружия огромных территорий с проживавшими там многочисленными народами, находившихся на разном уровне развития социально-экономических отношений, народами, различавшихся в языковом, этническом и культурном отношениях.

Завоеванное население достаточно быстро впитало в себя многие достижения греческой цивилизации. Сами же пришельцы-завоеватели, носители иных экономических и культурных традиций, также оказались весьма восприимчивы к новациям во многих областях жизни местного населения. Все эти обстоятельства и стали благодатной почвой для формирования эллинизма и основных особенностей этого исторического явления в истории античного мира.

Походы Александра Македонского

Походы Александра Македонского позволили осуществить греко-македонскую колонизацию Востока, создали условия для распространения здесь рабовладельческих отношений классического типа, многих передовых достижений эллинского общества. Благодаря этому процессу начался интенсивный процесс слияния и взаимного обогащения культур многих народов, как Запада, так и Востока. Сложилась синкретическая эллинистическая культура, впитавшая в себя лучшие достижения как завоевателей, так и завоеванных. Именно она впоследствии стала фундаментом европейской и ближневосточной арабской культур.

С другой стороны, греко-македонцы оказались под влиянием привычек и представлений местного населения в рамках сформировавшихся после походов Александра эллинистических государств. Этот синтез и взаимовлияние в области политики, экономики, международных, социальных и культурных отношений, в идеологии стал ведущей особенностью новой эпохи. При этом важно отметить, что на фоне активизации социально-экономических и политических процессов сформировалась новая система как внешних, так и внутренних международных отношений, в рамках которых традиционное право силы по-прежнему осталось основным элементом формирования межгосударственных и межрегиональных связей. Колонизация, как мирная, так и насильственная, формировала своеобразное отношение завоевателей к местному населению, определяла ряд новых форм складывавшегося общежития. В рамках этого процесса первичные условия жизни завоеванных народов не могли не определять уровень и характер контактов, а также степень взаимодействия с ними пришельцев в рамках международных и межэтнических отношений.

Важно отметить, что эллинистический период является частью истории не только античности, но также и древнего Востока. Дело в том, что после походов Александра Македонского к древней Греции присоединились территории Ближнего (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Египет, Вавилония) и Среднего Востока (Центральная Азия, часть Индии и восточная часть современного Ирана). Торговые связи (как внешние, так и внутренние) в рамках этого нового мира приобретают более регулярный и активный характер.

Распад державы Александра Македонского

Огромная держава Александра Македонского оказалась непрочной. После смерти ее создателя на ее развалинах силами наследников царя были созданы достаточно сильные на первых порах эллинистические государства, уже далекие от традиционного полисного типа. Полис хорошо подходил к греческому обществу узкого Эгейского бассейна в V - IV вв., выражал общее мнение мелких коллективов греков. Но эта форма совершенно не годилась для огромных территориальных государств эллинистической эпохи, выросших на базе древневосточных монархий. Только сильная централизованная монархия могла оградить интересы незначительного правящего меньшинства (сначала греко-македонского, а впоследствии туземного) на необъятных территориях Востока. В условиях ирригационного земледелия только такая монархия могла держать в покорности массы завоеванного населения, и то лишь при условии союза монархов с греками и македонцами, пришедших сюда в рядах армий Александра и диадохов. Завоеватели были организованы в полисные структуры нового, модифицированного типа, получившие в исследованиях ряда ученых определение «восточноэллинистический полис». Именно такая централизованная монархия (пример - держава Селевкидов) могла организовать сильную армию и флот, осуществлять контроль над местным населением, создать новые торговые пути и установить достаточно прочные связи с отдаленными уголками завоеванных территорий. При этом была создана и новая система международных отношений - как внутренних, так и внешних, система, отражавшая реалии тогдашнего времени.

Во всей этой деятельности, как было сказано, царская власть привлекла надежных союзников - гражданские коллективы восточноэллинистических полисов, получившие от монарха землю в обмен на поставку в случае необходимости контингентов своих граждан-воинов в постоянную наемную армию царя, а также право эксплуатации и контроля местного завоеванного населения.

В становлении и функционировании системы внешних международных отношений любой эллинистический монарх исходил из права решения насущных вопросов международных отношений с позиции силы. В эту систему периодически вовлекались различные союзники, цинично рассматриваемые эллинистическими монархами как временные. По достижению генеральных целей, от их услуг можно было отказаться, предоставив им право решать свои проблемы уже самостоятельно.

Таким образом, за почти три столетия мировой истории были созданы огромные по территории и населению эллинистические государства с разветвленной экономикой развитого типа и продвинутыми социальными отношениями, а также синкретической культурой, включавшей в себя и эллинские, и восточные элементы. В новую систему межгосударственных и международных отношений эпохи эллинизма вошли также и более мелкие государства, различные союзы народов и городов, многие полисные структуры Балканского полуострова и Малой Азии.

Понятие «эллинизм»

Само понятие «эллинизм» было введено в историческую науку в 30-е годы XIX века крупным немецким историком И.Дройзеном. Для этого исследователя оно означало тот период истории античности, который начался вслед за походами Александра Македонского на Восток. Конец эллинистической эпохи, как считает ныне большинство исследователей, падает на 30 г. до н.э. Именно в этом году последнее крупное эллинистическое государство - Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей агрессивной Римской державы. С точки зрения сущностного определения эллинизма, И.Дройзен считал, что под ним скрывается, прежде всего, культурное явление: «распространение греческого господства и образованности среди отживших культурных народов». Иначе говоря, с его точки зрения, это было время, когда в области культуры (в первую очередь религии) происходил процесс взаимодействия Греции и Востока.

В течение достаточно длительного времени подобный подход оставался господствующим в антиковедении, причем указанный процесс рассматривался на фоне широкого распространения и почти исключительного влияния «передовой» эллинской культуры на сравнительно «отсталое» по своей сути культурное развитие народов Древнего Востока. В последнее время, однако, в зарубежной историографии появились и противоположные мнения. Некоторые ученые считают, что образовавшиеся после походов Александра эллинистические государства по сути своей остались древневосточными и новации эллинистической эпохи ничего в них не изменили.

В отечественном антиковедении проблема сущности эллинизма также пока не получила однозначного решения. В течение многих десятилетий наибольшим признанием пользовалась концепция, согласно которой эллинизм - это закономерный этап в развитии рабовладельческой формации (А.Б. Ранович , С.И. Ковалев). В начале 50-х годов прошлого века в отечественном антиковедении утверждается концепция сущности эллинизма, предложенная К.К.Зельиным. Согласно ей, эллинизм - это конкретно-историческое явление, родившееся в результате походов Александра Македонского и характеризующееся синтезом античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах. При этом подчеркивалось, что это сочетание происходило в конкретно-исторической обстановке, определившейся в результате греко-македонского завоевания.

В последнее время ряд исследователей подвергают эту трактовку понятия «эллинизм» оказалась небезупречной. его вполне обоснованной критике. Прежде всего - являлись ли собственно Греция и Македония, породившие сам эллинизм, частями этого мира? Дело том, что ни в их социальной и в политической структурах ничего восточного проследить не удается, а так же в культурной сфере восточные черты практически не прослеживаются. С другой стороны, на территориях эллинистического мира, располагавшихся восточнее реки Евфрат, ожидаемый с точки зрения этой концепции, процесс активного культурного синтеза начинается лишь по завершению формальных хронологических рамок периода эллинизма.

Что же касается хронологических рамок истории эллинизма, то, несмотря на ряд расхождений, большинство исследователей в целом солидарно в их определении. Это - время от походов Александра Македонского на Восток (последняя треть IV в. до н.э.) вплоть до 30 г. до н.э., когда последнее крупное эллинистическое государство - Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей Рима.

Три периода эллинизма

В рамках этого почти трехвекового исторического отрезка времени обычно выделяют три основных периода. Первый из них включает в себя собственно восточные походы греко-македонского войска во главе с Александром, короткое существование его «мировой» державы и ее распад на ряд эллинистических царств во главе с бывшими сподвижниками македонского владыки (334 - 281 гг. до н.э.). С точки зрения анализа начала становления эллинизма, э то было время, заложившее основу этого исторического феномена. Консолидация новых государств на развалинах империи Александра Македонского, формирование и развитие межгосударственных связей различного характера происходит уже в следующий период эллинистической эпохи, характеризующийся расцветом эллинистической государственности, экономики и культуры (281 г. - сер. II в. до н.э.).

Третий, заключительный период истории эллинизма, приходится на вт. пол. II в. до н.э. - 30 г. до н.э. Это было время угасания творческого потенциала эллинизма, появления на международной арене эллинистического региона новых сил в лице агрессивной Римской республики и Парфянского царства. Это - время кризиса и распада эллинистической государственности, формирования новой, биполярной системы международных отношений, пришедшей на смену многополярным международным связям эллинистического мира.

Завершается эллинистическая эпоха в конце I в. до н.э. когда система эллинистических государств, уже испытывавших давление с запада со стороны Рима, а с востока - Парфянской державы, были ими завоеваны. С этих пор история регионов древней Греции и бывших эллинистических государств рассматривается уже в рамках истории древнеримской истории.

Столь же неоднозначно трактуются территориальные границы эллинистического мира. Строго говоря, если следовать трактовке этого понятия, предложенного К.К.Зельиным, это все те территории, которые вошли в состав державы Александра Македонского. Однако в настоящее время очевидна тенденция к расширительному пониманию эллинистического мира, согласно которой в него включаются, например, Боспорское царство, некоторые части Малой Азии, Понтийское царство, Сицилийское царство Гиерона II и некоторые полисы Балканской Греции. Основанием для этого служит то обстоятельство, что они были греческими по своей структуре и цивилизации, не отличаясь в этом отношении от остального эллинистического мира. Некоторые исследователи идут еще дальше вплоть таких крайних утверждений о том, что эллинистическая история - это в сущности, всемирная история того времени, и территориальные рамки эллинизма охватывают рамки всей известной тогда ойкумены древности. Окончательное решение данной проблемы еще впереди.

С.В. Новиков

Рекомендуемая литература

Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.

Биккерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

Гафуров Б.Г., Цибукидес Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1-2. СПб, 1997.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

Левег П. Эллинистический мир. М., 1989.

Хрестоматия по истории древнего мира

эллинизм

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

эллинизм

эллинизма, мн. нет, м.

    То же, что грецизм (преимущ. о заимствованиях из греч. языка и подражаниях греч. языку в латинском языке; филол., лингв.).

    Эллинская культура, в частности, периода распространения ее на Востоке после завоеваний Александра Македонского (истор.). Эпоха эллинизма.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

эллинизм

    м. Эпоха расцвета эллинской культуры периода ее распространения на Востоке, наступившая после завоеваний Александра Македонского.

    м. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка; грецизм.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эллинизм

период в истории стран Вост. Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

Эллинизм

этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334≈323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта. Термины «Э.» введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном. Историки разных направлений трактуют его по-разному. Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преимущественно восточных, культур, расширяя иногда хронологические рамки этапа Э. до начала средневековья. Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур, подчёркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономические отношения. В советской историографии (С. И. Ковалев, А. Б. Ранович, К. К. Зельин и др.) Э. трактуется как конкретно-исторический этап в истории Восточного Средиземноморья, характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической организации и культурном развитии в конце 4≈1 вв. до н. э.

Возникновение эллинистических государств (борьба диадохов) (конец 4 ≈ начало 3 вв. до н. э.). К 323 (году смерти Александра Македонского) его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда (см. карту к ст. Александр Македонский). Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. В результате непродолжительной борьбы между пехотой и гетайрами (отборной конницей) было достигнуто соглашение, по которому держава сохранялась как единое целое, а наследниками были провозглашены Арридей, побочный сын Филиппа II и ожидавшийся женой Александра Роксаной ребёнок. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности; регентом при слабоумном Филиппе III (Арридее) и Александре IV (сыне Роксаны) фактически стал Пердикка, управление Грецией и Македонией было оставлено за Антипатром и Кратером, Фракия была передана Лисимаху. В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон (Антигон I Одноглазый, см. в ст. Антигониды) ≈ сатрап Фригий, Ликий и Памфилий. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (Птолемей I Сотер, см. в ст. Птолемеи). Важные командные посты заняли Селевк (Селевк I Никатор) и Кассандр (сын Антипатра). Пердикка пытался упрочить своё единовластие с помощью армии. Его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Поход Пердикки в Египет (321) оказался малоуспешным и вызвал недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. После гибели Кратера в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом произошло в Трипарадейсе (Сирия) новое распределение должностей и сатрапий (321). Регентом стал Антипатр, к нему вскоре была перевезена царская семья. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью вытеснил Евмена из Малой Азии. В 319 умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту ≈ одному из старых и преданных македонской династии полководцев. Против него выступил Кассандр, пользовавшийся поддержкой Антигона. Война диадохов возобновилась с новой силой. Важнейшим театром военных действий стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы. В результате царская династия окончательно утратила своё значение. Филипп III, его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксана с сыном оказались в руках Кассандра, которому удалось подчинить своей власти Македонию и большую часть Греции. Борьба между Евменом и Антигоном переместилась в Перейду и Сузиану; в начале 316 Евмен был разбит и Антигон стал самым могущественным из диадохов. Это заставило Птолемея, Селевка и Кассандра заключить союз против Антигона, к ним примкнул и Лисимах. Ожесточённые сражения проходили на море и на суше в пределах Сирии, Финикии, Вавилонии, Малой Азии и особенно в Греции. Война шла с переменным успехом и завершилась в 311 заключением мира, по которому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители. Новые войны диадохов начались в 307. К этому времени исчезла последняя формальная связь между частями бывшей державы Александра: Роксана и Александр IV были убиты по распоряжению Кассандра. Военные действия в Греции начал Антигон, очевидно, с целью завладеть Македонией и македонским престолом. Его сыну Деметрию удалось изгнать македонские гарнизоны из Мегары и Афин и сместить ставленника Кассандра. В 306 Деметрий разбил флот Птолемея возле Саламина на Кипре. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию (Деметрий I Полиоркет) царские титулы. Другие диадохи также провозгласили себя царями. В решающем сражении при Ипсе в 301 Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, который погиб в этом бою. Деметрий с остатками войска отступил к Эфесу, в его распоряжении оставался ещё сильный флот и некоторые города Малой Азии, Греции и Финикии. Владения Антигона I были поделены главным образом между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились основные границы эллинистических государств: Птолемеев, Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.

Дальнейшая борьба диадохов развертывалась в основном на территории Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за македонский престол между Деметрием I, Пирром ≈ царем Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Победителем вышел Деметрий I, но уже в 287≈286 Лисимах в союзе с Пирром вытеснил его из Македонии и подчинил ее. В 283 умер Деметрий I, взятый в плен Селевком I. В 281 погиб Лисимах, разбитый Селевком, его государство распалось. В 281 (или 280) был убит Селевк I. Царём Македонии с 283 был сын Деметрия ≈ Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.

Расцвет эллинизма (3 ≈ начало 2 в в. до н. э.). Военные столкновения на протяжении 3 в. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (т. н. Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. От царства Селевкидов в 283 отпал Пергам, в 260 стала независимой Каппадокия. Около середины 3 в. отпали северо-восточные сатрапии и образовались независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царство.

Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупные торговые и ремесленные центры ≈ Александрия в Египте, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др., ремесленное производство которых в значительной мере было ориентировано на внешний рынок. В приморских районах Малой Азии и Сирии создавались новые полисы, которые были и стратегическими пунктами, и административными, и экономическими центрами. Установились регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Грецией и Македонией; были налажены торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу и дальше в Индию. Установились торговые связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились денежные обращение и денежные операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на В. полисы, привлекали ремесленников, торговцев и людей других профессий.

Полувековой период борьбы между диадохами был по существу периодом становления нового эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства. Сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии (монархическая форма власти, постоянная армия и централизованный административный аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов земельные отношения ≈ частная собственность граждан и собственность города на неподелённые участки ≈ осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. По данным египетских папирусов, она делилась на две категории: собственно царскую и «уступленные» земли, к которым относились храмовые, переданные царём в «дарение» своим приближённым и предоставляемые небольшими участками (клерами) воинам ≈ клерухам (см. Клерухии) или катэкам. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги.

Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств. Царский дом с его придворным штатом, высшая военная и гражданская администрация, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли верх. слой. Более многочисленным был средний слой ≈ торговцы и ремесленники, персонал царской администрации, откупщики, клерухи и катэки, местное жречество, учителя, врачи и др. К низшим слоям принадлежало неимущее местное население (лаой): зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя, знати, городов, работники царских мастерских (в монополизированных царём отраслях ремесла). Они считались лично свободными, но были прикреплены к месту своего жительства, к той или иной мастерской или профессии. Ниже их на социальной лестнице стояли рабы.

Войны диадохов, распространение полисного строя дали сильный толчок развитию рабовладельческих отношений в их классической античной форме при сохранении и более примитивных форм рабства (должничества, самопродажи и т. п.). Но в сельском хозяйстве (особенно на царских землях) рабский труд не смог в сколько-нибудь заметных масштабах оттеснить труд местного населения, эксплуатация которого была не менее выгодной.

Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Присоединение к Македонии не давало греческим полисам существенных экономических преимуществ. В то же время вековые традиции независимости в греческих полисах были особенно сильны. Поэтому экспансия Македонии встречала упорное сопротивление прежде всего демократических слоев, т. к. введение македонских гарнизонов сопровождалось обычно установлением олигархических режимов и ухудшением положения демоса. Поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации (Этолийский союз, в который к конце 3 в. входили почти вся центральная Греция, Элида и Мессения, а также некоторые острова Эгейского моря; Ахейский союз, возник в 284, к 230 союз насчитывал около 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса). Олигархическое руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221) объединённые силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введён македонский гарнизон. Обострение социальной борьбы заставило знать греческих полисов искать помощи у Македонии. Последние годы 3 в. были периодом наибольшего политического и экономического усиления Македонии. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Египте, македонский царь Филипп V в союзе с селевкидским царём Антиохом III разделили владения Птолемеев вне Египта: к Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в Малой Азии и по побережью Эгейского моря; Антиох III после победы при Панионе (200) овладел Финикией и Сирией. Используя лозунг свободы греческих полисов, Рим, подчинивший к 200 всё Западное Средиземноморье, привлек на свою сторону Этолийский (199) и Ахейский (198) союзы и прежде всего имущие слои, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Войны Македонии с Римом завершились заключением мира (197), по которому Македония лишилась всех владений в Малой Азии, Эгейском море и Греции.

Внутренние осложнения в Египте (волнения войск в 216, восстание местных династов в 206 в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политического могущества царства Селевкидов. Приблизительно в 212≈205 Антиох III совершил восточный поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию и Бактрию признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 на территории Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III у Магнесии на Сипиле (190), в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и Малой Азии (к С. от Тавра). После этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделились находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения и Софена.

Победа римлян коренным образом изменила политическую ситуацию: ни одно из эллинистических государств не могло более претендовать на гегемонию в Восточном Средиземноморье, возросло значение мелких государств: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.

Упадок и подчинение Риму (2 ≈ конец 1 вв. до н. э.). Объединение Западного Средиземноморья под властью Рима внесло существенные изменения в традиционной торговой связи Греции с Сицилией и другими греческими колониями на З. и в упрочившиеся в 3 в. связи Египта и Сирии с Северной Африкой и Италией. Начался процесс перемещения торговых путей и экономических центров. Военная и экономическая экспансия римлян сопровождалась интенсивным развитием рабовладельческих отношений в Италии и завоёванных областях: происходило массовое порабощение населения, расширялись торговля рабами и сфера применения рабского труда. Эти явления находили отражение во внутренней жизни эллинистических государств. Обострялась борьба в верхах: между слоями преимущественно городской знати (заинтересованной в более тесных связях с римским миром и в расширении рабовладения) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства. Эта борьба выливалась в дворцовые перевороты, династические распри, городские восстания. Усилилось движение народных масс против налогового гнёта, злоупотреблений государственного аппарата, ростовщичества и порабощения, перераставшее иногда в своего рода гражданские войны, истощавшие экономику и военные силы государств, снижавшие их сопротивление римской агрессии. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.

Несмотря на попытки македонского царя Персея привлечь на свою сторону греческие полисы для совместной борьбы против Рима, к нему присоединились только Эпир и Иллирия. В результате македонская армия была разбита римлянами при Пидне (168), после чего Македония была разделена на 4 изолированных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс. жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов. Вспыхнувшие в Македонии в 149≈148 и в Ахейском союзе в 146 восстания были жестоко подавлены римлянами, после чего Македония была превращена в римскую провинцию, союзы греческих полисов распущены, всюду установлены олигархические режимы. Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на государства Малой Азии. Римские торговцы и ростовщики, проникая в экономику государств Малой Азии, всё более подчиняли их внешнюю и внутреннюю политику интересам Рима. В 133 Пергам (в соответствии с завещанием Аттала III) перешёл под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132≈129) римлянам удалось превратить его в римскую провинцию. Очагом сопротивления римской агрессии в Малой Азии стало Понтийское царство, которое в начале 1 в. при Митридате VI Евпаторе стало крупным государством, подчинив почти всё побережье Чёрного моря. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167≈160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в восточных сатрапиях, которые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138≈129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В начале 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в Малой Азии) и Иудея. Территория государства Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.

В Египте после походов Антиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 ≈ Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. было завоёвано это последнее эллинистическое государство. Эллинистический мир как политическая система был поглощён Римской империей, но элементы социально-экономической структуры и культурные традиции, сложившиеся в эллинистическую эпоху, оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие Восточного Средиземноморья и в значительной мере определили его специфику (см. Эллинистическая культура).

Лит.: Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И., Рабство в эллинистических государствах в III ≈ I вв. до н. э., М., 1969; Жебелев С. А., Из истории Афин, 229≈31 годы до Р. Хр., СПБ, 1898; Зельин К. К., Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II ≈ I вв. до н. э., М., 1960; Зельин К. К., Трофимова М. К., Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода, М., 1969; Ковалев С. И., История античного общества. Эллинизм. Рим, Л., 1936; Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М. ≈ Л., 1950; Пикус Н. Н., Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э., М., 1972; Свенцицкая И. С., Социально-экономические особенности эллинистических государств, М., 1963; Хвостов М. М., История восточной торговли греко-римского Египта, Казань, 1907; его же, Текстильная промышленность в греко-римском Египте, Казань, 1914; Шофман А. С., История античной Македонии, ч. 2, Казань, 1963; Дройзен И. Г., История эллинизма, пер. с нем., т. 1≈3, М., 1890≈93; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949; Bevan Е., A history of Egypt under the Ptolemaic dynasty, L., 1927; Bikerman Е., Institutions des Seleucides, P, 1938; Gary М., A history of the Greek world from 323 to 146 В. С., L. ≈ N. Y., 1965; Cohen R., La Grece et l"hellenisation du monde antique, nouv. ed., P., 1948; Dasealakis Ap., The hellenism of the ancient Macedonians, Thessalonike, 1965; Kaerst J., Geschichte des Hellenismus, Bd 1≈2, Lpz., 1926≈27; Petit P., La civilisation hellenistique, P., 1965; Rostovtzeff М., The social and economic history of the Hellenistic world, t. 1≈3, Oxf., 1941; Toynbee A., Hellenism. The history of a civilization, N. Y. ≈ L., 1959; Will Е., Histoire politique du monde hellenistique (323≈30 av. J. C.), v. 1≈2, Nancy, 1966≈67.

А. И. Павловская.

Википедия

Эллинизм

Эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта во главе которого стали Птолемеи (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836 - 1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновение классического рабства.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Примеры употребления слова эллинизм в литературе.

Не красочная живописная поверхность античности, а ее трагедийная глубина захватила Мандельштама, и результат этого влияния не эллинизация, а внутренний эллинизм , адэкватный духу русского языка.

Были и попытки реакции против этого упадка: сам эллинизм стремился обрести новые силы с помощью элементов, заимствованных из тех восточных доктрин, с которыми ему удалось соприкоснуться.

ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ Глава пятнадцатая ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА Иудея, 332-175 гг.

Вот за эту иррелевантную нейтральность и ухватился эллинизм , отходя тем самым от глобального объективизма и будучи способным стать исходным методом как для объективистической философии, так и для всякого рода субъективистической методики без какого-либо намека на фактический отход от объективизма.

Как мы видели выше, представитель среднего эллинизма Посидоний стал трактовать огненную пневму прежних стоиков как мир платоновских идей, почему его и называют основателем стоического платонизма.

Ведь общеизвестно, что весь ранний эллинизм , то есть весь ранний стоицизм, не говоря уже об эпикурействе или скептицизме, отличался явными чертами секуляризации, поскольку здесь выдвигался на первый план принцип всеобщей телесности, хотя и с определенным аллегорическим содержанием, поскольку за человеческим субъектом признавалась здесь огромная и вполне свободная воля устраивать свою жизнь самостоятельно, гордо и неприступно.

Сирийский этос не имел стимула для духовных исканий вплоть до новых атак эллинизма , начатых Александром и продолженных его последователями, с тем чтобы навсегда лишить Карфаген господствующего положения в Западном Средиземноморье.

В отличие от древнего эллинства, эллинизм не ограничивался Балканами, Малой Азией и греческими колониями.

Но зоны этого метафизического празднества играют такую же роль, что и опосредующие истины в эллинизме Они стремятся смягчить абсурдность встречи один на один ничтожного человека и неумолимого бога.

Царь Ирод Великий проводил двойственную политику: с одной стороны он всячески поощрял эллинизм , а с другой, с неслыханным великолепием вновь отстроил иерусалимский Храм и использовал все свое влияние для защиты евреев диаспоры.

В дальнейшем мы увидим те новости объективного и субъективного мира, которых не знала классика и на которых базировался эллинизм .

Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли.

В эпоху эллинизма этот морализм не был даром природы, но результатом активно-субъективного самовоспитания.

Однако тут была и своя безусловность, зависевшая от того, что Посидоний был действительно переходным звеном от раннего эллинизма к позднему эллинизму, поскольку без двух или трех веков стоического платонизма само возникновение позднеэллинистического неоплатонизма становится непонятным.

Многочисленные арамеизмы и эллинизмы неопровержимо доказывают, что поэма была написана уже после вавилонского пленения, то есть после 532 года до нашей эры, когда в Палестине было очень сильно влияние греческой культуры.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭЛЛИНИЗМ», ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЛИНИЗМА

ВТОРОЙ ВОПРОС. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. ПОЛИС НА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ ВОСТОКЕ.

Литература:

1) Левек П.

Эллинистический мир. М., 1989

2) Бенгстон Г. Правители эпохи эллинизма М., 1982

3) Бикерман Э. Государство Селевкидов М., 1985

4) Пьер Левек. Эллинистический мир

5) Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке М., 1979

6) Тарн В. Эллинистическая цивилизация М., 1949

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Во всеобщей истории есть переломные эпохи перемен. Жить в них трудно, но изучать их потом интересно, Такие эпохи нередко являются плодотворными для исторического развития, они вызывают к жизни массу жизненных сил. Нам с вами надо в первом вопросе дать определение эллинизма и изучить определенные проблемы эллинистической истории. Нам от чего-то надо оттолкнуться. Сначала мы дадим рабочее определение, а потом уже слабые и сильные стороны его рассмотрим и дадим определение более или менее научное. В качестве рабочего определения скажем, что эллинизм – это период в истории Греции, Македонии государств Классического Востока (Малая Азия, БВ, Восточное Средиземноморье), начиная с последней трети IV века и конча 30 года до н.э. То есть это эпоха, которая включает в себя около 300 лет.

Эллинистический мир включал в себя государства, которые образовались после распада государства Александра. В результате борьбы между диадохами на политической карте появились следующие государства:

1) Держава Селевкидов. Столица Антиохия, на Оронте (300-400 тыс. чел).

2) Держава Птолемеев со столицей в Александрии Египетской. В Александрии проживал 1 000 000 человек, по свидетельству Страбона.

3) Македония (держава Антигонидов). Столица – город Пелла.

4) Пергам (Государств Атталидов), бывшая Лидия. Столица – город Пергам.

5) Вифиния – государство в Западном углу Малой Азии, вдоль проливов.

6) Каппадокия – в глубине Малой Азии. Столицы были разные. Во втором тыс. на этой территории находилось историческое ядро Хеттского государства.

7) Понт, на побережье Черного моря. Начиная с Форамака первого (183) столицей стала Синопа.

8) Греко-Бактрия;

9) Парфия – территория Капидака, юго-запад туркменистана.

Первые государства были самыми крупными в Эллинистическом мире. Последние два государства отпали от державы Селевкидов около 250 года.

Во всех этих государствах греко-македонские династии: Птолемеи, Селевкиды, Антигониды, Артолиды. В Понте правили потомки Ахеменидов. Вифиния, Капппадокия, Парфия – это местные династии. Балканская Греция была представлена более или менее независимыми полисами, хотя появляются и независимые объеждинения (Этолийский союз, например).

Термин Эллинизм ввел Иоган Густав Дройзен в 1830-х гг. в тогдашнем немецком антиковедении. И, введя этот термин в научный обиход, Дройзен не предполагал, что поставил один из вечных вопросов в истории. Он написал труд «История эллинизма». До Дройзена считали, что то время, которое мы теперь называем эпохой эллинизма, простое продолжение греческой истории, в которой нет своей специфики. Дройзен понял, что это не так. Источники, которые были на момент жизни Дролзена, скудны, потому он прибегал к рискованным построениям.

Особое внимание Иоган Густав Дройзен уделил военно-политической истории эллинизма. Дело в том, что для него важно было найти исторические аналогии процессу формирования новой Германской империи. И его привлекало объединение семей, успешная военная кампания, сильные личности. Социально-экономической и социально-культурной истории он почти не касался. Но, давая описание эллинистической эпохе, Дройзен сделал вывод, что «суть эпохи эллинизма сводится к распространению греческих культуры и экономики на восток». При этом, говоря о том, что передовая греческая культура стояла на далекие восточные территории, Дройзен не считал культуру народов востока отсталой. Он считал, что она к тому времени была уже отжившей. И Дройзен усмотрел суть эпохи во взаимодействии греческих и Восточных начал в культуре, в первую очередь, в религии. Длительное время после Дройзена понятие «эллинизма» ограничивали только культурной сферой.

В XIX веке приоритет в изучении эллинизма принадлежал немецкой историографии. Это Юлиус Керст и Юлиус Белох. Они продолжали традиции Дройзена. Белох считал эллинизм военным явлением. Керст писал, что в результате культурных взаимодействий Эллады и Востока, культура Эллады превратилась в мировую культуру.

Для историографии американской интерес к эпохе эллинизма был связан с именем и творчеством Михаила Ивановича Ростовцева. Это Человек, родители которого из Ростова Великого, его родители были создателями американского антиковедения, Эмигрировал он из России в 1918. Сначала пытался осесть в Европе, а потом переехал за океан. Он умер в 1952, ему было за семьдесят. Он написал трехтомный труд: «Социально-экономическая история эллинистического мира», вышел он в 1940-х. Он был переведен на все европейские языки, кроме русского. Он первым отметил проникновение на восток греческих социально-политических и экономических структуру. Есчли немцы рассматривали военно-политическую и культурную сторону, то Ростовцев отметил, что на восток проникали экономические черты греков. Он был первым, кто рассмотрел греческий мир как единство политики и экономики.

Во французской историографии успехи в изучении эллинизма связаны с Базансоннской школой, и ректором университета в Безансоне был Пьер Левек. Базансоннской школа тоже изучала социальные и экономические отношения в эпоху эллинизма, в частности отношения рабовладения и социальные отношения.

В русской историографии интерес к эллинизму прослеживается с 1880х гг. В частности, крупный ученый Федор Герасимович Мищенко, Сергей Александрович Жебелёв. Жебелёв считал, что эллинизм характеризуется взаимным проникнеовением греческой и восточной культур, их слиянием. Жебелёв писчал, что это культурное единство следует называть эллинизм,

До войны наша историография касалась эллинизма в общих чертах. Тут надо назвать работу Абрама Борисовича Рановича «Эллинизм и его историческая роль». Ранович, исходя из теории ОЭФ, определил эллинизм как этап в развитии античного рабовладельческого общества, который был необходимым результатом всего предшествующего развития Греции. Эллинизм – повторение античного рабовладельческого общества на более высокой ступени. На тех же позициях стоял Василий Иванович Ковалев. Очень скоро, буквально в первые годы после публикации труда Рановича вызвало неприятие то, что конкретное явление было возведено в ранг социологической закономерности.

1953 – дискуссия по труду Рановича. И историки не согласились считать эллинизм закономерностью. В 1953 было высказано предположение Константином Константиновичем Зельиным, по которому эллинизм – понятие конкретно историческое и не является отражением никакого этапа в истории ОЭФ: «Эллинизм – конкретное историческое явление, родившееся в результате походов Александра, а суть его в сочетании и взаимодействии эллинских и восточных элементов экономического строя, социальных и политических отношений, учреждений, обычаев, представлений и верований. Зельин считал, что не всякое сочетание греческих и восточных черт, а только такое, которое происходило в конкретной исторической обстановке, которая создалась в середине IV века и в конкретном историческом ареале. С концепцией Зельина долгое время соглашались, а критика ее началась только в 1980-е. Сначала с критикой выступил Фролов. Он писал, что такая политика означает отказ от определения эллинизма по существу. При этом Фролов не предлагал никакого иного определения Эллинизма, он считал, что время для этого еще не пришло. И после выступления Фролова критика стала вестись по двум направлениям:

1) Если следовать концепции Зельина, то Греция и Македония не могут быть эллинистическими государствами, т.к. в их культурах ничего восточного не прослеживается. Да и в сфере культуры Греции и Македонии восточные черты не прослеживаются.

2) Благодаря исследования зарубежных историков (Шлюмберже, Бикерман), в научной литературе было признано, что в культуре эллинистического востока взаимодействие греческого и восточного начал было минимальным. Взаимодействие наблюдалось на востоке в социальных и политических сферах, а в культуре любой народ отгораживаемся от каких-либо слияний и отстаивал свою самобытность. В культуре процесс взаимодействия начался тогда, когда кончается эллинистическая эпоха. Такое представление возобладало. И, если раньше считалось, что население востока тянулось к античной культуре, то затем, благодаря ряду исследований, стало ясно, что преобладал процесс взаимного отталкивания. Даже слияния образов божеств не было. И таким образом мы видим, что определение сути эллинизма началось с констатации культур. От концепции Дройзена отказались в 1980-е годы. Но в науке, как известно, самое главное поставить проблему, а не решить ее. И заслуга Дройзена в том, что он поставил вопрос о сути эллинизма и увидел, что эта эпоха иная, нежели ДВ эпоха.

Итак, одна из самых важных проблем – это проблема сути эллинизма.

1) Во-первых, многие десятилетия под эллинизмом понимали культурное взаимодействие Греции и ДВ. К указанным ранее именам дополним, что на рубеже XIX-ХХ вв. Джон Маггафи, британский антиковед, придерживался этой точки зрения. Также понимал суть эллинизма Николай Иванович Кареев. При этом исследователи чаще всего подчеркивали влияние греческой культуры на ДВ культуру.

2) Во-вторых, известный немецкий исследователь Герман Бенктсон видело суть эллинизма не просто в распространении греческой культуры на ДВ, а на раскрытие греческого духа в новой сфере, которую он назвал административно-технологической.

3) Затем в 1950-5е годы считалось, что эллинизм – социологическое явление;

4) Пьер Бриан считал, что эллинистическая эпоха ничего не изменила с сути ДВ государств, про сути они оставались ДВ. Но они придерживались теории АСП и полагали, что так и остался на ДВ после создания эллинистических государств АСП.

Философ Сократ говорил, что точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания. И мы понимаем, что добиться такого точного определения не всегда возможно. Но все же нам надо дать какое-то определение, которое не вызовет неприятия хотя бы большинства специалистов. Дать его можно только описательно, и, пожалуй, в нем будет набор нескольких характеристик. Эллинизм – это объединение (насильственное) древнегреческого и ДВ мира в единую систему государств. Для Востока это сплав, синтез элементов античной и восточной цивилизаций в социально-экономической структуре и в политической организации. Для Греции и Македонии термин эллинизм понимается не как синтез греческих и ДВ элементов, а понимается главным образом в хронологическом смысле.

После того, как завершается взаимовлияние социально-экономическая и политическая сферы, начинаются культурные взаимодействия, но это уже за пределами рамок эллинизма.

Теперь обсудим проблему хронологических рамок эллинизма. Теперь нам надо узнать, что не так все просто. Как только мы обращаемся к научному изучению, возникает много сложностей. К созданию системы эллинистических государств привели два фактора:

1) Кризис греческого полиса;

2) Кризис ДВ общественно-политических структур.

ДВ мир (классический восток, БВ) к IV веку был объединен в рамках персидской державы, и для нее был характерен застой во всех сферах общественной жизни. Если в Греции кризис протекал бурно, то на ДВ он протекал в застойных формах. И, когда возникает проблема хронологических рамок, в результате взаимодействия двух обществ, историки прежде всего пытаются ответить на вопрос: справедливо ли утверждение, что эллинистический мир создан Александром. Историки говорят, что походы Александра коренным образом мир изменили. Но был ли этот мир таким, каким его хотел видеть Александр Македонский? Совпали ли результаты похода Александра с его первоначальными планами? Историки говорят, что между планами Александра и результатами, к которым привели его походы, лежит огромная дистанция. Александр мечтал об огромной универсальной монархии. На его месте сложилась система огромных государств, которые враждовали между собой. Александр проводил политику слияния народов, но в эллинистическом мире возникли значительные перегородки, прежде всего, между победителями и побежденными. Александр пытался освоить восток, прежде всего, созданием колоний, но на месте этих городов возникли настоящие греческие полисы. И, ответив так на поставленный вопрос, историки задаются новым вопросом: а надо ли начинать отсчет эллинизма с восточных походов Александра? И если не стоит, то с какого рубежа?

1) Одни ученые говорят, что с восточных походов – с 334 года;

2) Другие ученые говорят, что отсчет начинать надо со смерти Александра.

3) Третья группа поддерживает концепцию предэллинизма: эллинистическая эпоха начинается с момента возвышения Македонии и кризиса греческого полиса

Еще больше дпиискуссий по конечной дате эллинизма.

1) Юлиус Белох полагал, что конец эллинизма нужно соотнести с 217 годом – высадкой римлян на ДВ;

2) Долго была популярна дата 146 г. – окончательное подчинение Греции Риму.

3) Еще популярна дата 30 г. – подчинение римлянам Птолемеевского Египта. Но и тут есть возражения. Во-первых, только часть эллинистического мира была захвачена Римом. Не меньшую роль в гибели эллинистических государств сыграли парфяне и кушаны. Они завоевали восточную часть эллинистического мира. И если признать завоевание Римом птолемеевского государства концом, то почему именно эта страна? Вифиния была присоединена в 74 г., Пергам в 134 г., Понт в 64 г., государство Селевкидов в 63 г., а Каппадокия 17 г. н.э. И, таким образом, хотя большинство исследователей оперирует датой 30 г., пришли к ней постепенно отодвигая нижнюю грань. Сейчас наблюдается тенденция сдвинуть эту грань и хронологически расширить период эллинизма. Ведь греческие полисы в создании Римского государства оставались независимыми. И говорят об античном и о Римском эллинизме. А традиционная, устоявшаяся дата рамок эллинизма, в просторечии называется «От Александра до Августа».

Итак, дискуссионным является и вопрос о выделении периодов в самой эллинистической эпохе. Какие периоды внутри нее? Исследователи называют три периода:

1) Образование эллинистических государств;

2) Период расцвета эллинизма;

3) Поздний эллинизм.

Третьей проблемой является проблема территориальных границ, географических рамок эллинизма. Михаил Иванович Ростовцев считал, что территория эллинистического мира – та территория, которая входила в состав державы Александра. Но сам Ростовцев стал трактовать географические рамки расширительно. Он включил в состава эллинистического мира Боспорское государство, государство на Сицилии. Ростовцев писал, что они были греческими по сути и мало отличались от греческого мира. В работах после Ростовцева эта тенденция все больше расширялась, и исследователь Поль Пти определял границы «От Ирана до Карфагена – от Египта до Италии». А дальше всех расширил границы мира Бенксен. Он считал, что эллинистическая история – вся всемирная история 3-1 вв. В изучении территориальных границ Эллинистического мира тенденция та же самая – расширительная.

Четвертая проблема – проблема специфики эллинистической государственности. Какие вопросы составляют суть ее:

1) Сущность и форма эллинистической монархии;

2) Правовая основа царской власти;

3) Идеологические аспекты царской власти.

Исследование этой проблемы не так остро, как проблема хронологии, тут ученые больше дополняют друг друга.

Отдельно выделяется проблема специфики полисной организации эллинистического мира (полис на эллинистическом востоке): в каком соотношении были полис и монархия на эллинистическом востоке; каковы были отношения собственности в полисах как в частях монархий. Затем, различие в положении старых полисов, которые существовали в малой Азии, и новых полисов. И проблема соотношения полисов греческих на востоке и самоуправляющихся гражданских храмовых один (вавилонской, урукской). В чем разница их положения, хотя они от части напоминали полис.

Последняя проблема – проблема социально-экономических отношений в эллинистических государствах. Она связана с тем, в чем суть положения земледельцев, которые обрабатывали землю в эллинистических государствах. Земледельцы названы лаой. И проблема эта состоит в том, каков характер прикрепления лаой, к чему они были прикреплены? В зарубежной историографии их нередко называли крепостными. Наши исследователи избегали этого термина. К чему они прикреплены? К земле? К месту происхождения? Была ли у них личная независимость? Поль Бриан считал, что они лично независимы, но зависимы от царской власти. Кто-то считает, что среди лаой были и свободными, и рабы. Это, в частности, версия Ильи Шифмана. Лично зависимы – это версия Голубцовой, историка. Они прикреплены к земле – версия Красига. Фрэнк Уолбент полагал, что они были приписаны к своей деревне. Ирина Сергеевна Свинцицкая настаивала на том, что они были прикреплены к общине.

Но этим не исчерпываются все проблемы Есть еще проблема соотношения греков и македонян на востоке: они завоеватели, но народы разные! Между ними не все было гладко. Или есть проблема, в какой мере можно считать составной частью эллинистического мира государства, которые возникли в результате борьбы эллинистического мира с греками и македонянами.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Итак, мы с вами должны сказать, что в период эллинизма создается новая государственная форма – эллинистическая монархия. Сочетались в ней элементы ДВ монархических государств и греческой государственности.

Эллинизм – это целая эпоха в истории древности. Многие характеризуют ее, как особый этап в развитии древнегреческой культуры. Существовал эллинизм на протяжении трех столетий и охватывал почти весь цивилизованный мир.

Исторический очерк

Что же означает такой сложный с первого взгляда термин? Эллинизм – это определенный период времени в истории Средиземноморья, который длился с момента кончины Александра Македонского до завоевания этих стран Римом. (4 век до нашей эры – 30 годы нашей эры.)

Также, означает повсеместное распространение греческого языка и культуры в целом в другие части восточного Средиземноморья. Эллинистическое общество разительно отличалось от общества классической Греции.

Подтверждением этому служит ряд причин:

  • Переход от полисной системы власти к монархии.
  • Усовершенствование индивидуализма.
  • Расширение вертикальных политических, а также экономических связей.
  • Отход от возвышенных и прекрасных образов классической Греции в пользу уникального, лиричного и поэтического.

Эпоха эллинизма — это некое соединение восточных и древнегреческих элементов, повлекшее за собой объединение не только политического строя, но и некоторых элементов культуры и религии.

Искусство эпохи эллинизма

Искусство эллинистической эпохи было непосредственно связано с развитием науки и техники. В это время стремительно развивалось градостроительство. Религия и культура того времени также сильно повлияла на искусство и архитектуру стран Средиземноморья.

В этот период непревзойденное внимание уделялось парковой архитектуре. Особым великолепием и грацией славились парки Александрии. В зодчестве этой эпохи размеры сооружений стали значительно увеличиваться. В моду вошло богатое и роскошное внутреннее убранство. Причиной этому послужил интерес к частной жизни рабовладельцев.

Как и в классической эпохе скульптура сохраняла лидирующую позицию среди других видов искусства. После смены былой системы, власть обрела деспотический характер монархии. Постоянные войны и восстания разрушили тесную связь человека с коллективом.

Впоследствии этого возникло специфичное мировоззрение, которое в свою очередь привнесло в художественные образы детали диссонанса и трагического надлома как личности, так и общества.

Еще одним отличием от классической эпохи является наделение богов чертами гипертрофированной величественности и грандиозности. Образ обычного человека сильно подавляется.

Греческое общество создало неповторимый идеал, который и восхваляло в своих художественных творениях. Им являлся образ храброго, сильного и доблестного героя, наделенного невероятной красотой. Героя, который спасет общество от любых бед.

Особую популярность имеют статуи Зевса, Колоса Родосского и Афродиты. Храм Зевса Олимпийского стал самым крупным сооружением эллинистической эпохи. Второе по важности место в архитектуре занимал портрет.

В Средиземноморской классике не было столь развитого портрета. Если в «классике» скульптор старался выразить черты общности, народа, то в эллинизме, напротив, выделялись характерные черты личности, его индивидуальные особенности и переживания.

Подводя итоги стоит отметить огромный вклад эллинизма в эпоху не только того времени, но и современности. Эллинизм явился неотъемлемой частью в развитии реализма, а его произведения искусства были и остаются бесценным кладом для истории всего человечества.